О смерти

Владимир Савельев 1
Давайте поговорим о смерти. Вспомнилось крылатое латинское выражение memento mori, что означает «помни о смерти». Так вот, почему же люди всячески избегают поднимать проблемы того, что когда-нибудь умрут? Ведь смерть неизбежна, к тому же она всегда рядом с нами на жизненном пути. Вы никак не застрахованы от того, что внезапно на вас зимой рухнет сосулька, собьет нарушитель ПДД на зебре или заболеете опасной болезнью. То есть, смерть она всегда где-то поблизости и даже если более-менее осторожный человек, то все равно никак не застрахованы от несчастного случая или заражения тяжелой формой гриппа. Умереть мы можем в любой момент даже от того, что какой-нибудь политик решится нажать на ядерную кнопку и тогда всем нам придет конец. Люди почему-то живут так, как будто они будут жить вечно и совсем не думают о возможной внезапной смерти. Даже если я подойду к современному обывателю и расскажу ему о том, что нужно помнить о смерти и быть готовым к этому, то он на меня посмотрит как на сумасшедшего психа. Оно и понятно, современное общество всячески вытесняет само понятие «смерти», всюду навязывая бешеный темп жизни с бесконечной погоней за материальными благами. Цивилизация эпохи постмодерна изо всех сил пытается прикрыть сам акт смерти отдельного человека, как будто его и вовсе не существовало. Масс-медиа изгоняют все колкие вопросы, наталкивающие на неизбежность смерти, продвигая иллюзию нескончаемой жизни, где нужно все успеть попробовать. Само слово «смерть» так редко произносится, что как будто бы общество стыдится этого, в то время как насаждается культ плотских сиюминутных удовольствий, а также потребление все большей ненужной информации. Прав был Бодрийяр, написав в своем труде «Символический обмен и смерть» следующее : «Разговор о смерти вызывает смех - смех принужденный и непристойный. Разговор о сексе не вызывает даже и такой реакции: секс - легален, смерть – порнографична». И ведь действительно, смерть стала нелегальна в буквальном смысле этого слова, в то время как похоть стала буквально навязываться на каждом шагу в современной массовой культуре и сети интернет. Люди просто всячески избегают разговоров о том, что они когда-нибудь умрут, в то время как поговорить о сексе или новой модели айфона готовы очень даже многие. Современное общество впадает в показушное лицемерное «сострадание и горевание» лишь тогда, когда массово где-то гибнут люди из-за катастрофы, аварий, катаклизмов и прочих явлений. В то время как сам факт того, что каждый день по всей планете умирают люди (от болезни ли или от старости, не важно), почему-то всячески замалчивается или с безразличием принимается как нечто вполне себе обыденное и потому не заслуживающее никакого особого внимания. Таким образом, смерть стала чем-то отдаленным и как будто бы даже несуществующим явлением, в то время как современная жизнь кажется блещущей всеми красками удовольствий, которую не стоит омрачать думами о «старухе с косой».

Итак, смерть есть что-то пугающее, омрачающее наше существование явление. Особенно не хочется думать о смерти большинству молодых людей , желающих жить на «полную катушку», стараясь брать от жизни как можно больше и всячески избегать надолго оставаться наедине с самими собой. Оно и понятно, ведь именно при длительном одиночестве человек остается один на один со своими тревожными мыслями о том, что когда-нибудь он все-таки умрет и это никак не изменить, так как он бессилен перед этой неизбежностью. Следует заметить, что порой человек не прочь повспоминать о прошлом, даже потосковать о чем-нибудь безвозвратно ушедшем, покопаться в своих воспоминаниях в самую глубь детства. Но стоит только этому же человеку вглядеться в отдаленное будущее, как тут же проступает образ неотвратимого конца его жизни, к которому он мчится как грузовик к пропасти. Люди стараются не думать как раз о будущем, желая прозябать либо в информационном шуме или плотских удовольствиях текущего времени, либо же оглядываясь на свое прошлое. Как метко все-таки сказал Эрих Фромм в «Искусстве любить» : «Определенность существует лишь относительно прошлого; что же касается будущего, единственная определенность в нем – смерть». Человек поставлен перед тем фактом, что когда-нибудь ему предстоит умереть и навсегда покинуть этот земной мир, но все же так трудно это принять. Потому и велик соблазн вообще не думать о смерти, живя по-сути как бы по инерции, почти как животное. Особенно это остро заметно в нашем 21 веке, когда информационные технологии и всевозможные товары позволяют отвлечься от вечных вопросов о конце человеческой жизни и что когда-то придется умереть, оставив все тут в этом мире. Можно сказать, что смерть как бы напоминает нам о том, что ничего на самом деле не принадлежит никому в этом мире, а богач навсегда потеряет свои богатства и не сможет их забрать с собой «на тот свет». Но современному человеку как раз в тягость будет осознать, что все в конечном итоге превратится в тлен и время неизбежно подтачивает его скоротечную жизни день ото дня, приближая неотвратимый конец всему. Проблема в том, что в современной цивилизации людям как бы навязывается жизнь сегодняшним днем, беспечность и праздность, потребительство и собственничество. Ведь согласитесь, что потребитель покупает товар и считает его уже как бы «своим», хотя он же сам может умереть от болезни и сама вещь переживет его. Как довольно актуально высказался в 19 веке Энгельс о том, что человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи, что оказалось настоящим пророчеством. Люди одержимы вещами, считают их своей собственностью, забывая тот факт, что они умрут и навсегда потеряют все то, о чем они так пеклись. Даже желание оставить наследство своим потомками показывает некий мотив того, что умирающий хочет сохранить вещь как можно дольше пусть и не для себя, а хотя бы для тех, кто будет его помнить и пользоваться этим, иногда вспоминая добытчика. Но и это может оказаться обманкой, так как и переданная вещь вскоре неизбежно сломается и износится, а последующие наследники уже и вовсе избавятся от этого «ненужного хлама». Какой же можно сделать вывод? Я хочу сказать, что человек не должен привязываться так к материальным благам и не убегать от реальности в виртуальный мир, боясь своих тревожных мыслей о своей смертности. Само осознание возможной смерти в любое время как бы способно побудить нас более разумно проживать наши жизни, занимаясь интересными для нас делами, почаще уделяя внимание тем, кого любим. В то же время вся эта абсурдная  погоня за карьерой, одобрением окружающих, заботой о наследстве, всевозможными наслаждениями – все это бессмысленность и тлен.  Мы бежим в попытке все больше заработать денег как «белки в колесе», упуская прекрасные моменты своей жизни, делаясь все более отчужденными друг для друга. Мой посыл в том, чтобы человек научился проживать осознанно каждый свой день как последний, готовым в случае чего спокойно уйти когда грянет смерть, не сожалея о прожитых годах своей жизни. Необходимо научится ценить жизнь, принимая и неизбежность смерти, не привязываясь к этому материальному миру как нас учили первые христиане, ведь тут мы лишь временные гости.