Крещение Руси

Олег Данкир
Примитивны же человеки во глупости своей. Аки черви безочные крутимся вкруг утробы своей в ненасытной жажде выхода. Только вместе с грязью земной, забыв о патриаршестве и апостольстве, грызём в незнамости истин сами себя.
++++++++++++++++++++++++++++++

    Западные исследователи оспаривают дату крещения Руси в 988 году. И вообще, Русь крестилась не один раз. Ими, особенно в этом премудрствуют униаты, оспаривается также преемственность РПЦ от Византийского Патриархата.

    Положение о принятии Русью крещения в конце X века, сегодня официально даже не обсуждается. Это аксиома, догмат. Хотя и признаётся, что тут имеются некоторые погрешности.

    Некоторые авторитетные теологи РПЦ не настаивают на абсолюте 988 года.

    Есть такая точка зрения, что в это время или около этой даты крестилась не вся Русь, только княжеские сословия, и то не все. Государство в это время не приняло крещения.

    Западные источники того времени не дают прямых свидетельств о крещении Руси в 988 г.

    Ни в польских, ни в чешских, ни в венгерских, ни в немецких, ни в итальянских хрониках того времени об этом событии не сказано ни слова.

    Есть только сообщение немецкого каноника Титмара Мерзебурского. Он отметил факт личного крещения Великого князя Владимира. И то это было связано, якобы, с его женитьбой. По всей видимости, невесту себе он взял из царевен византийских.

    Интересно, что и православные источники: византийские и болгарские, тоже молчат о крещении Руси в это время.

    Если брать значимые в политическом и социальном отношении византийские источники, то они под этим временем сообщают о многих менее значимых в политическом и идеологическом отношении событиях на территории Руси. Там мы найдём сведения о падении Херсонеса, о договоре Владимира с византийским императором Василием II, о браке Владимира с принцессой Анной. Есть в этих анналах записи об участии русских в борьбе за византийский престол.

    Можно, конечно, предположить, что Русь, как государство крестилось не один раз; или крестилась она в другое время. Это было бы вполне в духе униатства.

    Наиболее активную позицию среди западных исследователей по вопросу о времени крещения Руси проводили и проводят сейчас униаты.

    В конце XVI столетия многие иерархи Западнорусской митрополии порешили закрепить свои политико-религиозные позиции, установив новые связи с Римом. Они породили процесс сращивания западной и восточной ветвей христианства. Этот процесс получил название – униатство.

    Западно-русскому обществу, поддержавшему эту идею, пришлось задуматься над тем, как сгладить догматические расхождения православия и католицизма, для чего пришлось искать новые исторические факты, вроде бы упущенные историками и летописцами.

    Возникли следующие вопросы, требующие своего разрешения: откуда происходил источник крещения (Константинополь или Рим); какова история самого крещения (кем и когда); было ли совершено крещение во время схизмы или единства Западной и Восточной Церквей; при каком патриархе и папе оно проводилось?

    Пётр Скарга, теолог Речи Посполитой, один из основоположников идей русского униатства, утверждал, что Русь приняла крещение во времена единства двух церквей, за сто лет до крещения Владимира. И получила Русь крещение от Патриарха, который был послушен Риму. То есть Русь получала крещение от Папы Римского, но через византийского Патриарха. Таким образом Скарга пытался подчеркнуть подчинённость РПЦ Римской митрополии. Якобы это подтверждалась и некими документами: имеется подпись митрополита всея Руси Исидора под Флорентийской унией в 1439 году.

    Другой униат архиепископ Смоленский Лев Кревза развивал свою мысль о трёхкратном крещении Руси. Первое крещение было в IX веке при византийском патриархе Игнатии, второе крещение было свершено чуть позже Кириллом и Мефодием, на что у них могли быть полномочия, поскольку они были посланниками Византии, третье же крещение было совершено при Владимире.

    Распространялись и другие многоразовые концепции крещения Руси. Так архиепископ Полоцкий Мелетий Смотрицкий поддерживал идею двухразового крещения.

    Первое крещение, о нём упоминает также и Кревза, состоялось в 872 году при патриархе Игнатии. Этот Патриарх, якобы, был послушен папе Римскому Николаю I. Однако, по мнению Патриарха Полоцкого, это крещение имело отношение только к Галицкой Руси. А второе крещение, уже при Владимире, Патриарх Полоцкий относил к 990 году. Это крещение благословил патриарх Николай Хрисоверг, он был также в союзе с Римом, что, это предполагается униатами, указывает на связь русского Православия того времени с Римской Церковью.

    Захарий Копыстенский, архимандрит Киево-Печёрской Лавры подтверждает только одно крещение. Однако Захарий утверждает, что ему предшествовали некие уверения, коих по мнению Захария, было три. Первым уверением было уверение Россов во времена путешествии апостола Андрея по русским землям, ещё не бывшим Русью, а называемой землёй россов.

    Сильвестр Коссов, православный епископ, живший в XVII веке выдвинул гипотезу даже о пятикратном крещении Руси, и все они были от греков, то есть от Византии. Первое было получено от апостола Андрея в достославные времена. Второе крещение принесли Кирилл и Мефодий с позволения патриарха Фотия в 883 году. Третье крещение случилось через четыре года, тогда было зафиксировано чудо с Евангелием, свершённое неким миссионером епископом. Четвёртое крещение было в 956 году при княгине Ольге. Пятое крещение Руси свершилось в 988 г. при Владимире.

    Лаврентий Зизаний, западно-русский богослов, сообщает, что русский народ крещён не во едино время, но четверократно. Это было связано с тем, что каждый раз крестилась мала часть людей.

    Что до современных исследователей, не связанных религиозными катехизисами, то ими достаточно серьёзно исследуется гипотеза о крещении Руси через князей Аскольда и Дира.

    Борис Рыбаков, представляющий историческую и археологическую школу советских времён на Украине, отмечает, что все крещения в середине IX века были связаны с представителями древнерусской социальной и политической элиты. При этом Рыбаков подчёркивает общегосударственную значимость в то время этой элиты. Любые действия представителей этой такого порядка, как крещение, в то время считались государственными, оказывавшими определяющее значение для дальнейшего развития Руси. Те летописцы, которые делали свои записи, и приписывали все формы крещения до Владимирского, самому Владимиру, следовали тем политическим, религиозным и идеологическим установкам, которые исходили от властителей Руси того времени.

    Надо отметить, что запись о крещении Руси в Повести временных лет под 988 году полностью противоречит тексту договора с Византией от 944 г., где говорится о христианской Руси, и где также упоминается уже о существовании церкви св. Ильи в Киеве.

    Все спорщики по вопросу о крещении Руси в конечном итоге приходят к одному, пока неразрешимому, вопросу о преемственности христианства на Руси: от Рима или от Константинополя.

    Сам этот вопрос связан исключительно с противостоянием униатов и православных, вышедших из Речи Посполитой. Каждая сторона оспаривала у другой право говорить от имени Руси. Униаты от имени Руси обращались к Риму, православные в Речи Посполитой стремились к Константинополю. Наступали Смутные времена, это был рубеж XVI-XVII столетий. Униатам необходимо было подтвердить свою легитимность на всю Русь и привести её к Риму и католицизму.

    На фоне этого противостояния возникло другое униатское движение, украинское. Это движение не поддержало идею крещения Руси Римом. Они искали схему двойственного крещения Римом и Константинополем. Они пытались создать греко-католическую церковь, соединив её с Римом и Константинополем.