Картинки детства. Двухколесный друг

Елена Бездудная
            Мой брат был старше меня на целых шесть лет. Существенная разница, особенно в детстве. Он – уже подросток, со своими мальчишескими интересами, а я – малявка, Ленця, как он меня называл. Тем более с некоторых пор мне приходилось его редко видеть. В селе, где мы жили, школа была только семилетка, и в 8-10 классах он учился в школе районного центра, бывая дома на каникулах и иногда на выходных. Я не скажу, что мы сильно дружили, но я очень гордилась своим братом. Высокий, красивый, спортсмен, душа компании – он пел, играл на баяне.  В общем, - «первый парень на деревне (селе)»
            У него был велосипед. Самый обычный, названия, правда, не помню.
Мне было очень приятно, когда он иногда заезжал за мной к подружке, живущей на другом конце, практически единственной тогда, длинной улицы,
протянувшейся у подножия сопки, вдоль небольшой речки. Я гордо садилась
или впереди на раму, или на багажник и с удовольствием ехала. Даже не столько потому, что идти домой было минут 15,  а – брат везет!..
            Уже не помню, когда и как я научилась ездить на велосипеде, сразу на таком большом. Потом у нас появился мотоцикл, брат переключился на него, а велосипед поступил в мое полное распоряжение. Я на нем каталась, сколько и куда хотела. Сама же ухаживала за ним, накачивала и чинила проколотые камеры на колесах. Чтобы облегчить, на велосипеде оставили только раму, колеса, седло, руль, остальное сняли, и я гоняла на нем везде и всюду.

          Была у меня такая «развлекаловка». Ближе к сопке, за домами и огородами была дорога, вдоль которой стали появляться, тогда еще единичные, дома, образовывая новую улицу. Почти за нашим домом у этой дороги был довольно крутой и длинный спуск и такой же подъем. В начале спуска  я бросала педали и пересаживалась как пассажир на раму.  Летела с такой скоростью, что ее хватало, чтобы, не крутя педали, подняться почти до середины подъема, потом уже садилась обычным образом и работала педалями. Видели бы эти «фортели» родители!
            Но, тем не менее, я ни разу не рискнула проехать по довольно узкому коридору между огородами. Хотя ширина его вполне позволяла это делать, мне казалось, что я обязательно «врежусь» в забор.

            Продолжала я ездить на велосипеде, и когда переехали в другое село.
Прогулки мои стали более дальними, я могла уехать на несколько километров от села. И не боялась же…
           Однажды вот так уехала довольно далеко. Нужно возвращаться обратно, а навстречу очень сильный, холодный ветер. Осень, хотя снега еще не было. К тому же я долго каталась и устала. Особенно я не испугалась, село было не так уж далеко, но пришлось мобилизовать все свои силы и упорство, чтобы наперекор ветру и усталости, буквально метр за метром, добраться домой.

            В восьмом классе мне, как брату раньше, тоже пришлось учиться в другом селе, районном центре. Там была школа-десятилетка. Не всегда была возможность отвезти нас, учеников, на машине, тогда я и другие ребята добирались сами на велосипедах. Между селами было около 15 км. Веселой компанией мы ехали по укатанной машинами дороге мимо сопок, покрытых или порыжевшей травой, или деревьями, с уже опавшими листьями, с вкраплением темных сосен, стоящих ближе к вершине. Иногда встречались заросли шиповника с рдеющими, спелыми ягодами, а то и дикая яблонька, усыпанная мелкими плодами. Мы называли их яблочками. Тут уже мы не могли устоять… останавливались и лакомились, прихваченными морозом, а потому сладкими, полупрозрачными, мягкими ягодками. Почти в конце пути переправлялись на пароме через Онон, который у берегов уже начал подмерзать. Еще немного и Акша. Ребята едут дальше в интернат, а я поворачиваю к знакомым, у которых тогда жила.

             Прошли годы. Велосипед появился у моих детей. Однажды я решила попробовать сесть на него. Как оказалось, навык езды не исчез. Я настолько осмелела, что поехала на велосипеде на дачу. А на обратном пути на дороге был подобный спуск, как когда-то в детстве, правда не такой крутой и длинный.  Я храбро  стала спускаться, но… толи  не справилась с рулем, толи камешек подвернулся под колесо…  В результате, я оказалась на земле с ушибами, со «свезенной» рукой и дрожащими ногами.
Снова, как тогда в детстве, «на честном слове и одном крыле»  еле-еле добралась до дома и больше на велосипед не садилась, оставив это удовольствие детям. Чем и занималась, особенно, моя младшая дочка, позже пересев на гоночный велосипед и, даже одно время,  участвовала в соревнованиях.

29.07. 18