Подрайская Казанская землица - новая земля обетова

Николай Мефодьев
 

«Место пренарочито и красно велми , и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными семяны родимо, и овощми преизо-бильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много, яко (какого) не мощно обрести другого такова места по всей Руской нашей земли нигдеже таковому подобно месту красотою и крепостию и угодием человечским, не вем (неизвестно) же, аще (если) есть будет в чюжих землях». И не зря идеолог русского дворянства XVI века Иван Пересветов в своих «челобитных» Ивану Грозному назвал Казанское ханство «подрайскою землею угодьем великим», призывая скорее завоевать его.

Земля Казанского ханства, занимая удобное и выгодное место в соединении двух крупнейших рек Восточной Европы, Волги и Камы, отличалась природным богатством и удивительной красотой. Об этническом составе Казанского ханства пишет Андрей Курбский — участник взятия Казани в 1552 году, один из воевод в армии Грозного: «бо кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский (удмуртский), пятый башкирский».
В Казанском ханстве, главным образом в его столице Казани, проживали представители не только «местных», но и других народов, например, армяне и иные кавказцы в так называемой Армянской слободе, в районе известной Суконной слободы. Особенно много было русских: купцы, различные служащие при дворах московских послов.
Казанское ханство было многонациональным государством
Казанское ханство имело торговые связи с целым рядом стран Западной и Восточной Евразии. Иосифат Барбаро писал (начало 15 века): «Это — торговый город; оттуда вывозят громадное количество мехов, которые идут в Москву, в Польшу, в Персию и во Фландрию». В Казани соединялись важнейшие торговые пути, здесь на Волге, на Гостином дворе каждый год в середине лета проходила крупнейшая международная ярмарка («гостиный» означает здесь торговый).

С целью лишить казанцев важных торговых позиций, в 1523 году Василий III запретил русским купцам ездить на эту казанскую ярмарку и основал близ Нижнего Новгорода новую, получившую впоследствии название Макарьевской. Однако, как сообщает С. Герберштейн, от такого перенесения Московия сама ощутила большие невыгоды. «Ибо, — пишет он, — следствием этого явились дороговизна и недостаток в весьма многих товарах, которые привозились по Волге с Каспийского моря, из торжища Астраханского, а также из Персии и Армении».

Казанский летописец прямо говорит нам и о разнообразии национального состава ханства: «Начаша сбиратися мнози варвары от различных стран, от Златыя Орды, и от Асторохани, от Азуева и от Крыма». Не следует считать их только татарами.В то время в Орде, в Астраханском ханстве и в Крыму проживало множество народов. В Казань стекались не только товары, но и съезжались купцы из Средней Азии, Сибири, Персии, Закавказья, но и множество "воинского люда". Вместе с «приглашенными» ханами прибывали и придворные чиновники.

Историк Перетяткович пишет: «Нельзя не указать на одну особенность Казанского царства — на чрезвычайно малое количество в нем городов. Кроме самой Казани, упоминается только Арский городок... Вне этих городов в Казанском царстве упоминаются еще остроги и крепости по Арской дороге и в нагорной стороне, в земле чуваш».

Земля чуваш. Об этом говорит и Сигизмунд Герберштейн- первый из иноземных писателей в изданной им в 1549 году на латинском языке книге Rerum Moscoviticarum Commentarii ( «Записки о московских делах»).

Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства.

— Извлечения из «Записок о Московитских делах»

Беличьи шкурки также привозятся из различных краев, наиболее широкие из Сибирской области, а те, которые благороднее каких угодно других, из Чувашии, недалеко от Казани, затем из Перми, Вятки, Устюга и Вологды.

В Казанской истории, составленной в 1564—1566, ведётся рассказ о Казанском ханстве вплоть до завоевания Казани Иваном Грозным (1552). В данной исторической повести ни разу не встречается слово чуваш, либо производные от него, хотя автор перечисляет и описывает народы, составлявшие Казанское ханство — сарацины или, иначе, басурмане, болгары, горные черемисы, луговые черемисы, черемисы, живущие у рек Кокшага и Ветлуга.

Отсутствие упоминания этнонима чуваш в «Казанской истории» может быть объяснено только тем, что автор под упомянутыми им сарацинами и басурманами и болгарами понимал предков современных чувашей.

Известно упоминание чувашей у Андрея Курбского при описании похода русских на Казань в 1552 году:

Егдажъ преплавишася Суру р;ку, тогда и Черемиса Горняя, а по ихъ, Чуваша зовомые, языкъ особливый, начаша встр;чати по пяти сотъ и по тысящ; ихъ, аки бы радующеся цареву пришествію: понеже въ ихъ земл; поставленъ оный предреченный градъ на Свіяг;.

— Сказания князя Курбского. / Под ред. Н. Г. Устрялова. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1868. — С. 14.

В Казанском ханстве Чувашская даруга являлась округом, расположенным южнее и юго-восточнее от Казани.

В Ремезовской летописи сказано, что в 1564 году Кучум забрал множество чувашей с собой из Казани в столицу Сибирского ханства.

«Во второе лето ехавъ Кучюмъ в Казань и дочь Казанского царя Мурата взятъ въ жену и с нею многихъ Чювашъ и абызъ и рускаго полону людей и приехавъ на Сибирку пребываше славно».
— Ремезовская летопись по Мировичеву списку. — С. 319—320


Великий исход и новая земля обетованная.


В начале 1492 г испанские войска взяли приступом столицу мавров Гренаду. Король и королева Испании Изабелла и Фердинанд издали указ, чтобы все евреи, не желающие принять крещение, выселились в течение четырех месяцев из всех испанских владений (31 марта 1492 г.). Выселенным дозволялось брать с собой свое имущество, кроме золота, серебра и драгоценностей, которые по закону запрещалось вывозить из государства. Число изгнанников доходило до трехсот тысяч .Многие отправились морем в Италию, Турцию и Северную Африку.

 
В 1492 году султан предоставил им разрешение поселиться в Османской империи.

 
Наибольший же приток евреев в Малую Азию и Османскую империю, в целом, произошёл во время правления Беязида II (1481—1512): после изгнания евреев из Испании, Португалии, Южной Италии и Сицилии. Султан официально пригласил евреев, высланных из Испании и Португалии, и они начали прибывать в империю в значительном количестве.

 

Османы в те годы, в основном, не интересовались коммерческими предприятиями и, соответственно, оставляли коммерческие занятия членам религиозных меньшинств. К тому же османы не доверяли христианам, поэтому отдавали предпочтение членам еврейской общины.

Султану Баязиду II приписывается фраза, оброненная в беседе с одним европейцем: «Не оттого ли вы почитаете Фердинанда мудрым королем, что он приложил немало стараний, дабы разорить свою страну и обогатить нашу?».

Cултаны по большей части придерживались принципа относительной толерантности к немусульманам, ибо на тех фактически держалась экономика государства. Когда великий визир и зять султана Рустем-паша настойчиво убеждал Сулеймана I (1520–1566) изгнать всех евреев из пределов страны, считая, что от них больше вреда, чем пользы. Султан не внял доводам визира и оказал помощь евреям-торговцам, направив письмо папе Павлу IV, где сообщал о конкретных случаях притеснения иудеев в папских владениях, куда те ездили по своим делам.

В XVI веке крупная османская торговля и таможенные сборы уже в значительной мере находились под контролем евреев. Они занимались и торговым судоходством, в чем успешно конкурировали с венецианцами, имевшими сильный флот и давние торговые традиции.

Ислам запрещал ростовщический процент и еврейская община в Стамбуле активно включилась в ссудную деятельность. Поскольку Османская империя простиралась на обширных территориях Европы, Азии и Ближнего Востока деятельность еврейской общины Стамбула распространилась по всем уголкам империи.

 
Началось расселение и самих евреев по этим регионам.

 
Во времена Крымского ханства, евреи проживали в таких городах как: Карасубазар, Кезлев, Эски-Къырым, Мангуп, Чуфут-Кале, Перекоп, и др. Евреи часто получали от крымских ханов различного рода ярлыки, льготы и привилегии.В сентябре 1608 года хан Селямет Гирей I дал ярлык иудеям, жившим в крепости Къыркъ-Ер (Чуфут-Кале).

"Наши отцы и старшие братья, обитающее в Раю — Хаджи-Герай-хан, и Нур-Девлет-хан и Менгли-Герай-хан, и Мухаммед-Герай-хан, и Саадет-Герай-хан, и Сахыб-Герай-хан, и родитель наш Девлет-Герай-хан, и прочиe ханы, предки наши — да будет благоволение Аллаха Всевышнего над всеми ими, — жаловали всемилостивейшие ярлыки свои, с красным Нишаном и синей печатью — тарханные и льготные грамоты. А в их благодатном, милостивом содержании значится то, что всех живущих в верхней крепости иудеев делают тарханами — льготными, свободными от взиманий и удержек так называемого новшества, и от таможенной пошлины, и от весового, от заставного, от выходового и расходов. От рабочей повинности, от так называемого налога, от насильственного помещения людей к ним в дома на постой, от взимания из коней и скотов под подводы. — Покойный Сахиб-Гирей-хан дал милостивый ярлык; а в его всемилостивейшем ярлыке говорилось: „Впредь с живущего в крепости иудейского народа беки, начиная с бека той крепости, да не берут выходовых денег". — До сего времени прежние ханы, Наши великие предки, оберегая их вышеизъясненным образом, обыкновенно освобождали их от правительственных налогов... "

 

Турецкий путешественник, историк и дипломат Эвлия Челеби, посетивший Крымское Ханство в XVII в., писал что в Чуфут-Кале мусульман нет вовсе, "даже начальник крепости и ее команда, стража и привратники — все евреи". Советский довоенный историк П.В. Никольский в своей работе: "От Крымского ханства до наших дней "писал, что "в руках караимов сосредоточивалась, главным образом, торговля, крымчаки, как и ныне, были преимущественно ремесленниками". "Чуфут-Кале" в переводе с крымско-татарского означает Иудейская (Еврейская) крепость.

 
Предки современных чувашей когда- то жили в Хазарском каганате, где имелась крупная диаспора евреев-иудеев. Академики Г. Миллер, С. Гмелин, П. Паллас и др. исследователи отмечали еврейско-библейский характер ряда чувашских языческих обычаев . Ещё в 1882 году по этому поводу была написана специальная работа «О влиянии еврейства на чуваш».

 

Н. И. Ашмарин называл чуваш "римлянами" по отношению к народам Среднего Поволжья. Как пишет профессор Казанского университета сере­дины XIX века В. А. Сбоев, народ под названием «чуваши» долгое время был вовсе неизвестен и восточным, и за­падным историкам и географам: «Только в середине XVI столетия он вдруг явился в истории».

 

Казанское ханство в начале 16 века становится "процветающим ,стремительно развивающимся государством". В устах соседних народов "подрайской землицей". В Казани соединялись важнейшие торговые пути, каждый год в середине лета проходила крупнейшая международная ярмарка.

 
И в то же время появляется новый ,ранее неизвестный в истории народ ,с названием чуваши.

 
В Октябре 1492 года, знаменитый европейский мореплаватель и картограф Христофор Колумб открывает Новый Свет.

В том же ,1492 году ,евреев выселяют из Испании,которые массово переселяются в Османскую Империю.

В Крыму и в Казанском ханстве в большом количестве появляются еврейские поселения купцов и ремесленников. Вместе с ними приходит и "международная торговля". Торговые караваны от далекой Османской империи начинают доходить и до Казани. По торговым путям происходит перемещение не только товаров, но и большого количества людей "из Азуева и Крыма".

Для них казанский край становится тем же ,чем станет Америка для европейских переселенцев-Новой Землей Обетованной.

На чувашском языке Казань звучит как Хусан.

Хусан(Хосан) дословно с чувашского можно перевести и как "изгнание","изгнанные".

ОСАННА — (евр. gochiana спаси же). Спаси, помоги, благослови, Боже! Молитвен. возглас древн. евреев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОСАННА (еврейск. «спасение») приветствие у древн. евреев.

Спасение,спасение изгнанных из прежней Родины и обретение ими Новой Земли Обетованной-Чувашии.


Ученые до настоящего времени так и не смогли внятно ответить на ряд вопросов .Откуда чуваши ? Почему чуваши? Почему у чуваш такая многогранная культура и такой уникальный язык? Каковы причины стремительного развития Казанского ханства и быстрый рост населения? Кто на самом деле правил в Казани и менял ордынских ханов как перчатки?

 

Началось все с "переселения еврейской общины из Испании в Османскую Империю". Торговля Османской Империи ,Крыма и Казанского ханства вскоре перешла в руки еврейских купцов. Для охраны купцов и торговых путей набиралось большое количество "воинского люда". На "новые земли" , удобно расположенные для торговли ,переселилось и множество ремесленников,чиновников и разного рода предприимчивых людей.

Для переселенцев новый край стал "воплощением мечты" как и Америка. Для остальных, "подрайской землицей", подобной Эльдорадо-мифической страной, богатой золотом и драгоценными камнями.

(Не зря в казанском походе участвовало такое большое и разное по своему составу войско.)

 

Переселенцев или "новых людей" ,которые получали разные привилегии от хана и тарханские грамоты стали называть "чювашами"(чувашами). Чюваш в значении "старший", в некоторой степени "новый". Чувашские поселения- общины стали возникать на черемисских,болгарских ,мордовских и удмуртских землях.

Язык османов "переселенцев" и язык "местных" болгар не сильно отличался ,что и стало причиной их быстрого сближения. Их самоназвание "болгар" быстро сменилось на "чуваш".

Пестрый генетический фонд,частично совпадающий с "ареалом набора янычар",множество заимствований в религии из Иудаизма,Ислама и Христианства ,уникальный язык и в то же время имеющий в своем составе много слов из других культур ,говорят нам о том ,что в целом чувашский народ -народ европейской культуры. И в то же время -азиатской.

 
Многие купцы,исповедующие Иудаизм ,говорили на тюркских языках. Янычары -христиане, в Османской империи ,вынуждены были принимать ислам и переходить на турецкий язык ,но при этом они частично помнили и свой родной язык . На новых землях, по-возможности,они стремились создавать свои "землячества" и селиться вместе: Сербы -;;рп;, Мадьяр-Мочар, В;рнар -Варна, Эдирне-Ет;рне,Испахан-Испухан. Много переселенцев было из Крыма,об этом говорит и летопись "из Азуева и Крыма" и множество параллельных названий поселений,таких как Чотай,Ачак,Субаш,Бурнаш и тд.

 
И главное ,что должны помнить историки-все началось с переселения евреев из Испании в Османскую Империю. Великое переселение народов происходило не только из-за изменения климата. Торговля "двигала" не только экономику,торговля "двигала" целые народы на новые земли и торговля смешивала и образовывала новые народы.