подруга моя

Нина Шарыгина
Подруга моя…
 Нас много лет назад познакомила тоже моя подружка. Раиска жила в секционке на пятом этаже. Маленькая, кругленькая и шустренькая женщина. В комнате всегда чистенько, а она всё ходит и трёт и трёт. Очень вкусно готовит еду. И щи, и пироги, и макароны по флотски. Основательно, с чувством, с толком. Рядом была ещё комнатка, крохотная. Там помещалась только кровать и журнальный столик. Но это было благо. Потому что считалось всё же – две комнаты. И спальня отдельная. Потом, через какое-то время, хозяин этой комнатушки (который даже там не жил, только прописка) умер. И пришли на эту мизерную площадь внук и внучка его. Пришлось Раиске закрывать стену и ютиться в своей 12 ти метровой комнатке.
Сначала была одна. Ездила в солнечный на свою дачу. Это километра три вниз. С горы. А обратно вверх. Но пыхтит и ползёт, как танк. Был там мужичонка какой-то. Помогал. Но… алкаш. Потом образовался какой-то «бич» в её комнате. Худой. Высокий. Вроде как пожалела и пустила пожить. Он был у друга, спал, как собака, под порогом. Вот она и пожалела его. Но… комната 12 квадратов, один диван. Сначала на полу спал, потом вальтом на диване. Прижился, помогал в чём-то.
Ещё девчонка жила, тоже на полу спала. Детдомовская. Сын освободился, сколько-то побыл дома. Перекатался с этой девчонкой, она и понесла. А сына снова посадили. На 15 лет. Раиска ко мне – пропиши Вальку. Прописку надо, на учёт в больнице встать.
Я отказала. Я, говорю, не с ума сошла. А родит, я ж её не выпишу с дитём.
Раиска болеть стала. На работе попросили уволиться. Типа на твоё место надо кого-то брать, а единицы нет свободной. Я ругаюсь – тебя должны врачи вывести. На что жить будешь? Тебе по здоровью пенсию должны платить.
Не послушалась. Уволилась. И вот упало всё это на мужика, на Толю.
Раиска была без денег года два. Пока пенсию хлопотала, в больнице лежала. А Валька-то толстеет и воет – прописка нужна.
 А в комнатушку рядом пацан ( внук дедов) стал водить парней. Наркотики, секс. Оказывается – «голубые». А ведь и моются в ванне и в туалет ходят и на кухню.
Ну, кое кое как Раиса к себе «невестку свою» прописала. А Валька наглеет. Работать не хочет. И приходится Раиске и мужику этому (Анатолию) её содержать.
Родила Валюха. И стала всё чаще бросать дочку на Раису. А та души в ней не чает. Внучка же! А там внучка или нет, кто знает… Спят вместе – Толя и Раиска вальтом, а внучка с бабушкой рядом. Потом, Юля подросла и Толя стал спать в ногах у них, поперёк дивана и подставляя пуфик под ноги.
 Раиса стала болеть по-женски. Я её уговариваю на операцию. Она говорит, что врачи не соглашаются. Вес мешает и они боятся, что не зарастёт.
Я поменяла квартиру.
 И она стала поговаривать, что хочет уйти из этой секционки. Надо помыться – мой ванну, надо в туалет – мой унитаз. А ещё Юля маленькая, её купать и подмывать, кормить. И я стала её точить, чтоб продала комнату и купила квартиру в ПГТ. Это лучше чем комната. Ну вот, на это ушло ещё сколько лет. Она всё думала. Зрела. Потом Толя предложил ей деньги, а комнату оставить ему.
Юля уже училась в пятом – шестом классе. Так вот и вышло. Что Раиска решилась на подвиг:  купила – таки квартиру! Толя дал 800 тысяч. На втором этаже, двухкомнатную.
 Королева! Своя ванна, свой унитаз, своя печка. Заставила и она согласилась на операцию. Слава Богу! Теперь ей легче.
Сын позвонил, что освобождается. Ах!
 Мама кредит берёт (сыночку спать негде) покупает диван, гарнитур кухонный, табуретки, мелочь кой какую.
Немного погодя освободился сын. Приехал. Мама ему отдала остатки кредита, а он поехал в зону к жене (расписался там) и отдал все деньги жене. Не успел приехать, жена звонит – денег нет… она видно думала, что у него здесь прииски свои. А Раиска три года выплачивала этот кредит. С пенсии.
Сын с ней жить не остался. Жил у дядьки, тётки, друзей. Нашёл дуру, которая кормила его. Пил. По пьяне порезал парня и снова загремел за решётку.
Раиска ещё не успела выплатить кредит, что брала для сына.
Я стала точить Вальку… Ты детдомовская. Иди и проси жильё. У тебя дочь несовершеннолетняя. Хватит в аренду жить и ждать смерти бабки! Она не грамотная, тупая, как пробка. Нашла мужика и пьют вместе. Ну, хоть работают. Снимают жильё. Юлька всё это видит. Учится. К бабушке едет только тогда, когда у той есть деньги.
Прошло шесть лет уже в той квартире. Нравится Раиске там. И воздух лучше. Чем в городе. Валька добилась – таки квартиру. Однушку.
Сын освободился и снова никаких эмоций к маме. Живет для себя. Мама взяла хожалку в соцобеспечении. Сама ж не может ни в магазин ни в больницу. Комнату Толе так и не отписала. Толя уехал на Урал к брату. Это они были вместе 15 лет. И за все 15 лет такая благодарность…
Сестра приезжает если, то Рая отдаёт ей деньги за дорогу и за то, что она привезёт.
Все эти годы я давлю на неё, чтоб она отдала Толе комнату.
Кто я такая? Но я всегда ей говорю, что будет болеть, пока не рассчитается с долгами. Она и болеет. 130 кило! Колобок. От кухни до спальни и упала. Да как я? Да что я? Я не могу…
Заставляю спускаться со второго этажа и подниматься. Хотя бы раз в день.
Не могу!
Спит и ест. И больше ничего не хочет.  Правда, допинала наверно – хочет похудеть. Слава Богу! Но… Бады, таблетки. Двигаться не хочет! А я не могу часто к ней ездить. Ноги мои и пенсия не растягивается. Вот, по телефону - покричу, поругаю, посоветую. Ну что делать с этим человеком? Пропадает.
Теперь внучка звонит, говорит: сделаю ДНК и если это мой отец, то буду судиться за квартиру. Внучка уже учится в институте. Жить в ПГТ не хочет. Помочь ничем не хочет – мне некогда.
Раиска говорит: так я же ещё живая!..
Ну, это потом. Когда…
Вот так, уже делим шкуру неубитого медведя.
А помощи ниоткуда. Ни на копейку.
А женщине, бабушке, помощь нужна сейчас, а не потом. Сама не может помыться, причесаться. Готовить еду тоже уже тяжело. С таким весом лежать даже тяжело. А чем я помогу? Я старше и у меня тоже семья. Ну, бывает, иногда еду к ней на день – два. Что-то привезу. Поговорим, посоветуемся. Только она сейчас всё больше жалуется. Тяжко одной, а помощникам всем деньги нужны. Даром-то и чирей не садится. И «хожалке» той тоже платить надо. Сейчас везде деньги. Только где их брать?.. Пенсия не растягивается. Болячек много и лекарств тоже много, и опять же – деньги нужны. Вот так и живём выживаем.
PS:
 Анатолий съездил на Урал, к брату и вернулся через десять дней назад. Братов сын служил в армии и уже ехал домой познакомить отца с невестой. Отец купил машину. Богатую! Крузер! Сын приехал, отметили эту дату несколькими днями возлияний. Потом решили покататься на такой дорогущей машине, хвастануться перед всеми и перед собой. А поскольку после многих дней возлияний, то ещё и не протрезвились. ну и где-то нашли свой конец. Машина вдребезги и четыре трупа. Анатолию даже никто сообщить не удосужился, типа - не знал никто адреса. И он приехал, поезд уже ушёл. Дом - восемь комнат. Котедж! Было ли завещание? Крёстная брата разбазарила всё из дома. Только ковры на стенах и ни чашки ни ложки. Что с неё взять бабке девятый десяток. Толе предложили продать дом за полтора миллиона, а дом стоит больше шести. И плюс к этому оплатить все расходы по погребению родственников. А Толя такой мужик... ни рыба ни мясо, ни украсть ни покараулить.
Приехал назад убитый в ноль. И здесь жить негде. В комнате, что должна быть его, живёт сын Раиски. Зэк. Спорить с ним бесполезно. Вот так судьба играет человеком. Не делай добра - не получишь зла...