Долго будет Карелия сниться... Глава 6

Наталья Скорнякова
Пятый день нашего пребывания на теплоходе «Соболев», последний день..

С утра поздравили Сашу с днем рождения. Ему исполнилось 57 лет. Вроде ожидал всего три года до пенсии. Наша жизнь непредсказуемая. Жди, не жди, а пенсионная реформа все за тебя решит.

В 8 часов наш теплоход прибыл на остров Валаам.
8.30 мы на катере отправились в центральную усадьбу Спасо-Преображенского монастыря. Температура воздуха +15 градусов. Дождь.

Нас разбили на отдельные группы. Наш экскурсовод женщина среднего возраста. Позднее я выяснила, что она живет и работает в Санкт-Петербурге. Преподает русский и литературу в школе. Каждое лето приезжает сюда трудницей. Самое интересное, что её зовут Таисия Фёдоровна,как и маму моего мужа Виктора. Природа Валаама ее подпитывает энергией. Все трудники получают мало. Еда, проживание и…какая-то самоотдача. Трудники – что-то ближе к монахам. Должны участвовать в храмовых богослужениях. Живут в комнатах по 10-30 человек. Никаких костров и гитар. Есть на острове и паломники – это такие длительные туристы, с церковным уклоном. Приезжают и живут в гостинице на острове за свой счет, до двух недель.

Перед входом на центральную усадьбу делаем остановку. Нам повествуют историю монастыря. Сколько же пришлось пережить. Набеги шведов, которые стерли с лица земли обитель на Валааме. Восстанавливали монастырь в годы правления Петра Первого. Тогда все постройки, церковь возвели в дереве. Затем монастырь дважды горел, земли были переданы в государственную казну. Постепенно монастырь пришел в упадок. Двадцать лет Валаамский Монастырь простоял в забвении, когда, наконец, в конце 18 века, его было решено возродить, на этот раз, он должен был стать каменным. Обители были возвращены земли, была уже построена центральная усадьба. К слову, следует заметить, что строительство каменного Монастыря было делом нелегким. 19 век считается веком расцвета Монастыря. Во многом, этому способствовало назначение на пост настоятеля отца Дамаскина. Он пришел в Монастырь простым послушником, сумел себя проявить и вскоре был назначен настоятелем. Властвовал Дамаскин в Монастыре 42 года. Он провел некоторые реформы, в частности, отменил отшельничество. При нем было возведено 18 часовен, основаны рыбный и конный заводы, пристани, проложено 126 км дорог. В свое время Монастырь владел крепостными крестьянами, работавшими на подворьях. При отце Дамаскине, практически все работы в Монастыре выполняли сами монахи.
Своими руками выращивали они на неплодородных валаамских землях фрукты, овощи, даже арбузы. Во времена правления отца Дамаскина были разбиты великолепные фруктовые сады, любоваться которыми можно и по сей день. В годы своего расцвета, Монастырь напоминал небольшое государство в государстве, этакий русский Ватикан. Был здесь свой самодержец, карательные органы, велось хозяйство, торговля, были собственные финансы.

К 20 веку на острове насчитывалось около 1000 постоянных жителей.
После революции, в 1918 году, острова вошли в состав Финляндии.
Отделившись от России, Монастырь вошел в число церковных меньшинств, потому как основной религией в Финляндии было и остается лютеранство. Тогда же на острове разместились части финской армии, а в 1925 году в Монастыре стали проводится службы на финском языке. Свои плюсы были и в нынешнем положении монахов. Им удалось избежать репрессий 20-30 годов 20 столетия.

К России острова, а вместе с ними и Монастырь, вновь отошли лишь в 1940 году, во время русско-финской войны. Русские войска разгромили финнов, те покинули остров, одновременно с ними уехали и монахи, увозя с собой из Монастыря все самое ценное. Беглые братья приобрели в Финляндии усадьбу и основали в ней Нововалаамский мужской православный Монастырь, который после Великой Отечественной присоединился к Русской Православной церкви, хотя территориально и экономически продолжал принадлежать Финляндии.

Службы на русском языке в Монастыре вскоре проводиться перестали, а в 1981 году умер и единственный, из оставшихся, русских монахов.

В 1940 году, на возвращенном России острове, открыли школу боцманов Военно-морского флота. В годы войны на острове расположился вражеский гарнизон, который выбили оттуда в 1944 году.

После войны, в 1952 году, в бывшей зимней гостинице при Монастыре, открыли Дом для инвалидов войны, который вскоре разросся до поселка, занявшего под жилые дома келейные и хозяйственные постройки.
 
Вокруг самого монастыря выстроены здания в форме внешнего каре с воротами. Здесь нам, туристам женского пола выдали обмундирование (у кого не было) - головной убор типа «платок» и отрез ткани типа «юбка». Экскурсовод очень торжественно и возвышенно объявила, что сейчас пройдём ещё одни ворота, попадём во внутренний двор, и будем входить в сам храм.  Зашли внутрь. Слушала я всё там уже в пол уха. Больше по сторонам глазела. Виктор потом доложил, что экскурсовод на энциклопедическом уровне рассказывала всё за иконы, иконопись, сам храм, Сергия с Германом, Андрея Первозванного и прочее. Мне вот окна понравились. Правильный «обратный раструб» в толстых стенах.

Что дальше. Торговля идёт вовсю, на обоих этажах (нижний и верхний храм), как, в общем, во всех храмах.

Посещение храма закончилось. Экскурсовод дал туристам «10 минут на покупки", и все стали выдвигаться к выходу. Нам с Сашей и Светой пришлось ждать Виктора и уже дальше своим ходом мы двинулись к причалу с катерами, которые доставили нас на наш теплоход.

Война-войной, а обед по расписанию.

После обеда мы отправились на пешеходную экскурсию «Скиты Валаама».
Экскурсовод тот же, что и утром. Первая остановка в саду. Нам рассказывается о том, как монахи всю дорогу «буквально в карманах» привозили с материка на остров землю, как взращивали в таких условиях сад и огород  А Валаам это действительно голый камень (габро-диабаз) соснами поросший, слой земли там сантиметров 10 всего, а то и меньше. В общем, понятно, монахи хорошие и трудолюбивые. Сад и вправду понравился. Много кустов ягод. Яблони и много других культур.

Переходя от постройки к постройке, от скита к скиту нам рассказывают историю освоения монахами этой территории. Про сами скиты, про строительство дорог и другое. По дорогам, кстати, движение автомобильное достаточно оживлённое.

На протяжении маршрута в наиболее живописных местах созданы смотровые площадки. На этих площадках делаются остановки, и на фоне захватывающих видов идёт рассказ о монашеской жизни, о церковном укладе, о церкви и т.д.

Остановка возле очередного скита – построен тогда-то для того-то – жил тот-то и те-то – «…и вот, представьте себе, после ухода финнов, советские солдаты устроили здесь дровяной склад…».

Своей красотой и облагороженностью территория обязана братии монастыря, которая с неутомимой теплотой и лучшими побуждениями возделывает вверенные им угодья. При монастыре содержат конюшню и ферму; культивируют сады и огороды; ведут строительство; разводят форель на рыбной ферме.

Мы прошли к молочной ферме. Нас угостили молоком. Магазин, где смогли желающие купить молочные продукты. Один из итальянцев, замаливая свои грехи, построил здесь сыроваренный цех.

Валаам. Несколько островов со своей географией и историей, часовнями и скитами. Огромные гранитные валуны,  поросшие миллионами анютиных глазок, хвойные леса, плантации черники, голубики. Всего так много. Мощные стены полуразрушенного монастыря сплошь покрыты цветущей сиренью, кисти настолько огромны, что в одной можно спрятать лицо.  Монахи хотели в этих суровых условиях создать уголок рая. Им  удалось. Поражает энергия созидания, мысли о далеком будущем, украшении земли для потомков. Ничто не может разрушить позитивную энергию.

Эта земля запомнилась мне как настоящий оплот православия и средоточие неисчерпаемой духовной силы. Находясь в окрестных лесах ощутила умиротворение (если не сказать «божественное присутствие»), желание познать себя и тщетность, бессмысленность суеты мегаполиса.

Выводы для себя сделала следующие:

1) Валаамский архипелаг не является территорией РФ;

2) Валаамский архипелаг захвачен частной негосударственной структурой, имеется собственная вооруженная охрана;

3) въезд граждан РФ на данную территорию не является свободным;

4) оставшиеся на острове граждане РФ, пока ещё проживающие там, насильственно переселяются с архипелага;

5) на данной территории не действуют законы РФ.

Остров с чарующей дикой природой среди огромного пространства чистейшей воды, тихая мирная жизнь вдали от городской суеты, натуральная пища, спокойствие и благодать — рай на земле. Посещение Валаама дает толчок к духовному развитию и расслабляет, снимает негатив и заставляет переосмыслить что-то в своей жизни.

Может быть, с посещением Валаама я начала осмысливать сущность своих бесконечных поездок. В первую очередь, это общение с людьми, интересными, увлеченными, которые устали от своих мегаполисов и отправились на «дикую» природу. Затем сама природа, величественная, мощная, здесь нет цивилизации и человека с его проблемами. Но главную причину моей вечной неуспокоенности мне объяснила гораздо позже поэт и эзотерик Наталья Семенова. Дело в том, что в прежних наших жизнях мы оставляем так называемые энергопакеты, к которым стремимся в будущих наших воплощениях. Что же, версия красивая, может быть, и спорная. Но кто знает?

Вечером нас ожидал капитанский ужин и прощальный концерт. От стола к столу капитан со свитой обходил наш ресторан. Звучали тосты с бокалами шампанского. У нашего столика капитал задержался, лично поздравив нашего именинника Сашу. Ему вручили от имени команды торт со свечами. Прозвучала песня «Мы желаем счастья Вам…».

В гала-концерте приняли участие те, кто развлекал нас вечерами, члены экипажа и туристы, как взрослые, так и дети.

Ночь и утром в 8.00 мы прибыли в Санкт-Петербург, где нас встречал Володя, уже знакомый нам, двоюродный брат Саши.

Я точно знаю, что, хоть и непродолжительным было наше путешествие на теплоходе, но оно было очень емким. Долго еще, долго будет нам Карелия сниться.