Филпот. Вмененные благословения переданные милости

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВМЕНЕННЫЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПЕРЕДАННЫЕ МИЛОСТИ
Джозеф Филпот (1845)
https://www.gracegems.org/Philpot/blessings_imputed.htm

Но от Него и вы во Христе Иисусе, Который от Бога сделался для нас мудростью, праведностью, освящением и искуплением... Как написано: хвалящийся хвались Господом
1 Кор. 1.30-31 KJV

Эти слова, а точнее их часть, пришли мне в голову сегодня утром, когда я сидел за кафедрой после того, как  закончил проповедовать. И поскольку я обычно считал гораздо лучшим, если текст приходит ко мне, нежели если я прихожу к тексту, это побудило меня рассмотреть их и попытаться поговорить о них сегодня вечером.
Некоторые из моих врагов, и увы, некоторые из предполагаемых друзей решили, что то, что позволяет мне проповедовать - это мои природные способности или ученость, хотя я должен сказать, что ничем подобным мне хвастаться не приходится. Но я знаю, что если  так, то бы все Слово Божье, и особенно эта глава и это послание, говорят против меня, и если бы я полагался на себя, у меня было бы больше резона остаться там, где я был, в Вавилоне, чем пытаться защитить Божье имя. Но, милостью Божией. у меня есть свидетельство в моей совести, которое противоречит таким представлениям.
Я считаю, что мне пришлось встретить те же проблемы и трудности с текстами, по которым я проповедую, как и другим моим братьям в служении. Я знаю, что такое густая тьма внутри, и знаю некую меру разумного света; знаю, что значит быть вынужденным к молчанию, и знаю, что значит наслаждаться некоей мерой свободы; я знаю, что такое отсутствие жизни и чувства, и что такое их присутствие, и что значит, как говорил Брайнерд, корчевать пни или же заниматься ювелирной работой. Так что, работая с текстами и проповедями, я делаю то же самое, что и другие братья. Я должен часто взывать к Господу, чтобы Он дал мне тексты, по которым я смогу проповедовать, и когда я получу текст, взывать к Господу, чтобы Он объяснил мне его. Ибо я знаю по опыту, что вся мудрость, которая не приходит от Отца светов, тщетна, что любая сила, не выкованная Богом в душе есть слабость; и что все знание, которое не происходит от научения совести Самим Богом -  это глубина невежества. И поэтому я хочу посмотреть, чему Он научит меня сегодня вечером,  и как и что мне говорить. И пусть Он дарует от Своего самого благословенного величия  это благоухание, что может явиться через слова, которые могут упасть с моих уст.
Что касается этого текста, то мы можем наблюдать в нем три основные темы:
I. Вечная цель и совет Божий в отношении Его особого народа: "Но от Него и вы во Христе Иисусе".
II. Исполнение этой вечной цели в том, чем Христос стал для Своих людей: Он есть их мудрость, праведность, освящение и искупление.
III. Конечная цель и великий результат Божьего совета, и его исполнение: хвалящийся хвались Господом.
I. Вечная цель и совет Божий в отношении Его особого народа: "Но от Него и вы во Христе Иисусе".
Но сначала будет желательно указать, что это за люди, в отношении которых апостол делает такое заявление. Слово "вы" очень короткое, но оно имеет огромное значение. Мы должны пойти в начало послания, чтобы узнать, кто имеется здесь в виду.  "Павел, призванный быть апостолом Иисуса Христа по воле Божией и от имени нашего брата к церкви Божьей, которая находится в Коринфе, для тех, кто освящен во Христе Иисусе и призван к святости, чтобы на всяком месте призывать имя Иисуса Христа, Господа их и нашего" (KJV).  Вот люди, к которым апостол обращается с этим посланием; именно они названы "вы" - Церковь Божья, освященная во Христе Иисусе, призванная к святости, все, кто знает, что это такое - молитва и мольба во имя Иисуса Христа. "Вы" в этом тексте означает верующих, оживотворенные души, те, что освящены благодаря работе благодати в их сердцах, чтобы им было позволено Духом благодати и умиления призывать имя Иисуса Христа как их Господа и Бога.
 Так вот, в тексте апостол прослеживает то, что привело их в это состояние святости: "от Него и вы во Христе Иисусе". Это выражение относится к двум различным вещам: это изначальная цель Бога и исполнение этой цели. И то и другое "от Него", они исходят от Него, предопределены Им в вечности и исполнены Им во времени. "От Него" также значит не от вас, не от "желающего и подвизающегося", не от действия интеллекта твари или способностей людей, ни от чего, что делает или может сделать человек. 
Апостол говорит о положении людей Христовых начиная с их происхождения - вечной цели и совета Божия. Все, что требует места во времени,  он представляет как вытекающее из вечного разума, и происходящее в соответствии с изначальной целью и замыслом завета Иеговы.
Вы должны отметить, что когда апостол говорит об этих коринфских верующих как пребывающих во Христе Иисусе, он намеревается таким образом изложить и  свое личное положение в Сыне Божьем с двух различных точек зрения: как берущее начало в вечности и как происходящее во времени. Другими словами, каждый верующий имеет со Христом двойственный союз: один от вечности, который мы можем назвать вечным, или союзом избрания, другой же - во времени, через действие Духа в сердце, который можно назвать союзом возрождения. Давате попробуем рассмотреть сейчас эти два союза по отдельности.
1. Каждая душа, когда-либо имела, имеет сейчас или когда-либо будет иметь стояние во Христе, была в Нем от всей вечности. Согласно выражению Самого Господа, Он есть виноградная лоза, а мы - ветви на лозе, и как никакая ветвь не появляется сама по себе, если она не была на лозе изначально, так ни одна душа не приобретает духовного существования, если этому не предшествовал ее невидимый и вечный союз с Сыном Божиим. Это вечный, имманентный и невидимый союз с Личностью Христа, и Бог благословил им Свой народ прежде всех миров, согласно Его вечной цели и по Своему собственному вечному совету.
2. Из этого вечного и имманентного союза вытекает второй союз, о котором мы сказали, что это союз во времени, союз благодати, жизненно важный союз между живой душой и живым Главой. Пока Господь не оживотворил  избранные сосуды милосердия, у них есть вечный союз, но нет союза во времени. Их вечный союз никогда не может быть изменен, не может быть разрушен, он сопровождает их в любом состоянии, но их жизненный, духовный и опытный союз явлен во времени через научение и под водительством благословенного Духа.
Но какая милость для Божьего народа, что он имеет этот жизненный союз со Христом прежде, чем он привит к Нему на опыте, имеет этот вечный, имманентный союз с Ним прежде всех миров! Именно этот вечный союз приносит Божьим людям существование во времени. В силу этого вечного союза они приходят в мир в определенное время, в таком месте, от таких родителей, при таких обстоятельствах, как Бог назначил. Именно в силу этого вечного союза определяются обстоятельства их временной жизни. В силу этого вечного союза они спасены во Христе прежде, чем они призваны, и они не могут погибнуть, поскольку Бог поддерживает их  жизненно важное единение со Христом. Какую бы болезнь они ни пережили, каким бы бедам ни подверглись, какие бы опасности ни напали на них на земле или на море, они не смогут умереть,  пока не исполнится Божья цель привести их в жизненный союз с Сыном Его любви. Таким образом, этот вечный союз определяет каждое обстоятельство их рождения, их детство, взросление, определяет назначенное время и место, когда "Бог всякой благодати", согласно Его вечной цели, благоволит оживотворить их души и, таким образом, привести их в опытный союз с Господом жизни и славы.
Но описывая этот опытный жизненный союз, мы также можем охарактеризовать его с двух различных точек зрения.
1. Этот жизненный союз со Христом начинается непосредственно с того момента, когда Бог Дух благоволит оживить душу. Но этот союз тогда еще не является известным душе. Что говорит Писание? «Кто соединяется с Господом, есть один дух с Господом» (1 Кор.6.17). Один дух! Дух, Который покоится в душе, чтобы оживотворить ее к духовной жизни, тем самым посещением и пребыванием сообщает ей жизненный союз с Иисусом. Но изначально это не является наслаждением души и не проявляется как наш личный опыт. Священное Писание говорит об этом, используя образ процесса прививки.
Теперь мы знаем, как происходит этот процесс. Садовник отрезает старую ветвь и прививает новую. Прежде чем эта ветвь будет привита к другому дереву, ее необходимо отрезать от старого и пересадить на новое, и только после этого совершится союз. И дичок, и прививка не просто сближаются, они соединены вместе, и все жизненные силы дерева, на которое совершается прививка, передаются новой ветви, чтобы создать новое дерево.
Все это позволяет немного осветить процесс духовной прививки. Хотя наша душа уже отрезана от старой природы и приближена к Господу жизни и славы, она не сразу может насладиться полнотой этого союза. Хотя ветвь уже отрезана от старого дерева и привита к новому, будучи соединена с ним так, чтобы никогда уже не быть отделенной снова, необходимо некоторое время, чтобы они могли слиться и чтобы в дальнейшем обе части могли расти совместно, и жизнь новой природы могла вливаться в ее наследника.
2.  Когда же Господу угодно привести душу в ее опыте в союз с Сыном Его любви и сообщить ей некую меру драгоценной веры, чтобы она могла взирать на Иисуса, полагаться на Него, доверять Ему, надеяться на Него и вкусить от Его любви и Крови, и душа начинает ощущать все это, совершается жизненный союз. Тогда, если я могу дальше использовать иллюстрацию, с которой я начал, дичок и прививка не просто сближаются, когда происходит прививание, но начинают расти вместе и между ними происходит объединение. И этот союз никогда не будет разрушен, ибо жизнь нового ствола свободно проникает во все ветви и сначала взращивает листья честного и искреннего исповедания, затем цветы веры, надежды и любви, и наконец плоды «праведности, совершенной Иисусом Христом, во славу и хвалу Божью».
И тогда великая борьба живой души, прежде чем она почувствует этот жизненно важный союз, должна совершиться в ее совести. Очень многие из народа Божия находятся в этом состоянии, будучи уже отрезаны от старой природы, приближаясь, насколько они способны, к Иисусу, взывая к Нему о том, чтобы быть спасенным Его Кровью и праведностью, желая прежде всего познать Его и силу Его воскресения, но Божественная сила еще не передана им, внутреннее свидетельство не ощущается в их умах, драгоценный сок жизни не проявляется в их сердце, и радости Господа жизни и славы еще нет в их душах. Хотя у них есть око веры, чтобы видеть, рука веры, чтобы прикоснуться, ухо веры, чтобы услышать Его голос, сердце веры, чтобы принять Иисуса в свои тайные покои, но у них еще нет ясного, явного, опытного союза с Господом жизни и славы.
Но где бы ни был этот жизненно важный союз, это единение той природы, которая никогда не может быть нарушена. Поэтому «от Него и вы во Христе Иисусе». Смотрите, как Святой Дух, пером Павла, усваивает Богу все; здесь ничто не дано творению, нет ничего, что оно должно сделать, никакое бремя не возлагается на солому свободной воли. Все это полностью совершается Богом. В вечности Бог установил и создал этот вечный союз, и во времени, через дело благодати, он отрезает нашу ветвь от старой природы, приводит ее в близкое соприкосновение с новой, связывает их вместе, чтобы они никогда больше не были разделены, узами веры и цементом любви, и со временем это близкое и жизненно важное единство позволяет всем Божьим дарам свободно вливаться в их души и делать их обильными в каждом добром слове и деле.
II. Исполнение этой вечной цели в том, чем Христос стал для Своих людей: Он есть их мудрость, праведность, освящение и искупление.
Переходим к рассмотрению того, что вытекает из этого вечного жизненного союза. Отметьте снова – и мы не можем подчеркнуть это слишком часто! – как все спасение усваивается здесь Господу, наскольку полностью все творение оставляется в сторону, как всецело мудрость человека,  человеческие заботы и человеческая праведность ставится на задний план; и как торжествует Господь жизни и славы. Апостол усвоил вечный жизненный союз, который народ Христов имеет со Своим Главой, всецело замыслу и совершению Отца, и теперь то, что Христос делает для Своего народа, он также приписывает всецело и исключительно Тому же всевластному и милосердному Богу.
«Который от Бога» - отметьте это, ибо от Бога изначальная, вечная цель и тайное решение Иеговы, а затем исполнение Его вечных советов и Его собственного всемогущего предназначения – «стал для нас мудростью, праведностью, освящением и искуплением». Мы" здесь такие же люди как "вы". Между ними нет никакого различия. Апостол иногда обращается к церкви Божией в отличие от себя, а иногда – как к единой с собой. Но говорит он так или иначе, это означает тех же самых людей, святых Божьих, избранных к вечной жизни.
Так вот, для этих и только для этих людей Иисус стал от Бога мудростью, праведностью, освящением и искуплением. Господь знает нужды Своих людей. Он знал в вечности, что им понадобится во времени. Падение не застало Бога врасплох. Оно не было нарушением Его вечной цели. Это не была неожиданная помеха, которой Бог никогда не предвидел или не предусматривал. Бог предписал это Своим собственным разрешительным указом. Есть активные указы, и есть разрешительные.  Есть блага, которым Бог повелевает быть и которые Он Сам совершает, и есть зло, которое Бог допускает, чтобы из него могло выйти добро. Но Бог не прилагает Сам Свою руку к исполнению этого зла. Он повелевает допустить его, но Он не творит его сам, ибо Бог не есть, и никогда не может быть автором греха. Мы должны четко различать это, ибо иначе мы вменим Богу то, что Он ненавидит. В то же время мы должны признать, что Бог допускает многое разрешительно, иначе весь цепь событий была бы брошена в массу замешательства. Это различие прекрасно изложено в том, что Петр сказал тем, кто распял Господа: «Его, преданного по определенному совету и предведению Господа» - то есть по Его указу! – «вы взяли, и нечестивыми руками» - то есть через действие человека – «распяли и убили» (Деян.2.23 KJV).
Господь предвидел, каким будет Его народ, каким Он станет ужасающе невежественным, как глубоко погрязшим в вине, каким безудержно развращенным, каким полностью погибшим, и Он позаботился о том, чтобы предоставить против этого средства заранее. И в Своем вечном совете Он предоставил Богочеловека Посредника, чтобы Он мог быть в Своей полноте всем, в чем Его люди должны будут нуждаться во времени и наслаждаться в вечности. Например:
1. Он увидел, что Его люди должны будут потонуть в полном безумии. Вся мудрость человеческая есть глупость и безумие перед Богом. «Я уничтожу мудрость мудрых и разум понимающих отвергну. Где мудрец, где книжник, где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость этого мира в глупость?» (KJV). Бог видел это, ибо когда человек отпал от изначальной праведности, он отпал от всякой мудрости и стал глупцом, принимая добро за зло и зло за добро, сладкое за горькое и горькое за сладкое, свет за тьму и тьму за свет. Бог знал, что он наткнется на темные горы, далекие от мира и праведности. Поэтому зная как глупость будет укоренена в сердцах Его избранных детей, Он заранее назначил Иисуса, чтобы Он был их мудростью.
Теперь я думаю, что в отношении этих четырех вещей, которыми Господь жизни и славы стал, как сказано, для Своего народа, мы можем сначала рассмотреть их как вмененные, а затем – как привитые или переданные. Некоторые из тех, кто обладает вмененной праведностью, будут возражать против вмененной мудрости, вмененного освящения и вмененного искупления. Но почему мы обязательно должны считать, что это приведет нас в глубины антиномизма и распущенности? Если мы позаботимся объяснить, что такое мудрость вмененная и переданная, освящение вмененное и переданное, а также искупление вмененное и переданное, если вменение не будет для нас исключать передачу, то я не понимаю, почему мы должны сторониться вмененной мудрости больше, чем вмененной праведности.
Павел говорит: "благословен Бог и отец Господа нашего Иисуса Христа, что благословил нас всеми духовными благословениями в небесах во Христе» (Еф.1.3). Не является ли мудрость духовным благословением? И если это благословение в небесах во Христе, то разве это не благословение по вменению? По своей природе я глупец и дурак. Вся моя мудрость без Христа – это не что иное, как верх глупости, и все мое знание – не более чем глубина невежества. Как я могу когда-либо обрести мудрость? Только если Сам Христос стал мудростью для меня. Если у меня есть доля во Христе, у меня есть доля во всем, что имеет Христос. Разве Христос не является мудрым, всемудрым Богом, бесконечно, безошибочно мудрым? Разве Он не сама Мудрость, описанная под этим именем в Притч.8? Тогда, если я стою в Нем, имею с Ним живой союз, я мудр в Нем, ибо Его мудрость стала моей. Можете ли вы найти что-нибудь в стебле, чего нет в ветвях? Отрежьте ветку: не потечет ли из нее сок? Возьмите микроскоп и посмотрите на внутренность стебля и ветвей. Разве сок в них не один и тот же? И не так ли в отношении Христа и Его людей? Разве они не вечны в Нем? Разве у них нет жизненного союза с Ним? Разве Он не мудр? Тогда и они мудры. Они не мудры как Он, изначально, вечно, внутренне, бесконечно - но мудры, потому что Он от Бога сделан для них мудростью.
Но в каком смысле Христос сделался этой мудростью? Не как Второе Лицо Троицы, Вечный Сын Отца в истине и любви. Как Лицо Божества, как равный и вечный с Отцом и благословенным Духом, Он не мог ничем сделаться. Он сделался по добродетели вечного Завета, благодаря которому Он стал славным Посредником, Женихом невесты, Главой Церкви, Иммануилом, Богом с нами, с Его детьми из плоти и крови. Именно таким образом, Господь Иисус Христос стал для Своего народа мудростью, и Его люди стали мудрыми перед Богом как стоящие по завету во Христе.
Как же это поднимает людей Господа на определенный уровень! Некоторые из них образованные, другие необразованные;  некоторые едва  могут читать Библию, другие обучены многим искусства и наукам; некоторые имели глубокое духовное научение, другие были более поверхностными. Но не все ли они стоят на одном уровне, когда мы считаем их мудрыми во Христе? Не все ли различия сразу отменяются? Разве мудрый человек не становится для себя глупцом? Разве глупец от природы не становится мудрым? Не вся семья Божья, которая имеет свое положение в Иисусе, имеет вменяемую ей мудрость Христа, потому что она едина во Христе?
Но помимо этой мудрости путем вменения, есть также мудрость путем передачи. Без привитой мудрости у нас нет спасения на опыте и интереса к вменяемой мудрости. Привитая мудрость - это Святой Дух, делающий душу мудрой ко спасению, и прежде всего – убеждая ее в своей глупости. Мудрость мира есть глупость пред Богом, а мудрость Божья – глупость для мира.  В нас должен произойти полный переворот в понимании вещей, прежде чем мы сможем войти в состояние, где мы будем иметь мудрость, привитую Богом. Но когда мы попадаем в то место, куда, я убежден, Господь приведет всех Своих людей, которые почувствовали себя полными глупцами, мы убедимся, что у нас нет мудрости, чтобы направлять наши ноги, что мы слепы, невежественны, слабы, беспомощны и совершенно неспособны найти наш путь к Божию граду; когда с болезненным опытом мы натыкаемся на темные горы, и ходим ощупью или по стене, как слепые без глаз, - тогда мы начинаем ценить и наименьшую искру Божественной мудрости, переданную нам и упавшую в наши души из тех уст, в которые излилась благодать.
Мы должны знать, как выглядят драгоценные камни, прежде чем сможем действительно найти их. Когда алмазы были впервые обнаружены в Бразилии, никто не знал, что они будут бриллиантами. Казалось, что это просто красивые, блестящие камешки. Но как только выяснилось, что такое алмазы, их стали с нетерпением искать, и их стоимость выросла в тысячу раз. Так и духовно: до тех пор, пока наши души не ценят учения Божия и Его мудрости,  мы не различаем камешки человеческих учений и алмазы Божественного просвещения, и мы будем пренебрегать последним, будем презирать его, мы не будем ценить Божию мудрость. Но когда мы будем приведены к тому, чтобы увидеть и почувствовать, как мы ошибались в таком случае, какие ошибки мы сделали, в каком отступлении оказались виновны, какие глупости мы наговорили и, хуже того, сделали, когда мы видим глупость, укоренившуюся в наших сердцах и внедрившуюся в каждое наше слово и действие – как мы начинаем ценить каждую крупицу той мудрости, которая действительно умудряет ко спасению! И как временами мы жаждем ее власти для нашей души, изливающей на нее сладкий и нежный свет и приводящей нас к Иисусу, чтобы мы могли обрести в Нем покой!
2. Но Иисус также стал для нас праведностью. Не означает ли это, что мы неправедны? Разве мы не в точности противоположны всему, что есть Иисус? Но поскольку мы являемся Божьим народом, мы находим, что все наши нужды точно удовлетворяются Им. Можем ли мы найти какую-то нужду детей Божьих, к которой не приспособлен характер Господа жизни и славы? Разве Его человек не чувствует себя глупцом перед Богом? Разве он не чувствует в себе такое невежество, что едва ли знает, кто он, или где он? Разве не скрыты  Священные Писания от его понимания, его опыт не погребен  во тьме, а сам он не чувствует себя худшим из дураков? Как прекрасно, что Сын Божий становится его мудростью?
Неужели Божий человек не почувствовал себя грязным негодяем и не узнал в мучениях, что все его благочестие – это грязные лохмотья? Что его беззакония уносят его как ветер? Что он не имеет по своей природе ни единого зерна того, что угодно в очах Божиих? Что все его мотивы, все его мысли, все его желания, все его действия, все его слова несут на себе глубокую язву вины? Разве его не охватывает при этом самоуничижение? Разве он не ненавидит себя в прахе и пепле? Разве он не видит, что он может быть сброшен в ад как грязный червь? Когда он доведен до такого состояния – как прекрасно, как драгоценно для него увидеть, что Иисус стал его праведностью!
Отметьте: Слово не говорит, что послушание Иисуса сделало Его праведным, но оно говорит, что Он Сам является праведным. Совершенно ясно, что послушание Христа закону - это оправдывающая праведность для тех, кто уверовал в Его имя. Он «одним приношением сделал совершенными освящаемых» и «послушание одного человека делает многих праведными». Но, кроме этого, Господь Сам есть Праведность. Разве не верно провозглашение о святости: "В нем будет оправдано все семя Израиля и будет слава". "Это имя, которым назовут Его: Господь праведность наша» (KJV). Какой сладкий взгляд на это дает Иисус!
 Мы иногда смотрим на праведность Христа как на нечто отдельное от Самого Христа. Мы смотрим на одежду как на нечто отличное от ее создателя и владельца. Мы так часто смотрим на праведность, что мы едва ли смотрим на Того, Кто создал эту праведность. Но мы не должны отделять Самого Иисуса от Его праведности. Мы не должны просто смотреть на одежду вмененной праведности и забывать о Том, Кто сотворил ее и облек нас в нее, и Кто держит его по сей день в твердом владении. Но когда мы можем видеть  не только послушание Христа, но и Самого Христа - все, что Иисус имеет и все, что Он есть как Глава Своей Церкви, как воскресший Посредник, как великий Первосвященник над домом Божьим, когда мы видим, что это Богочеловек, Иммануил, сотворил Своему народу праведность – как расширяет это наше видение! Тогда мы смотрим не просто на одеяние, а на прекрасного, дивного Хозяина; мы смотрим дальше - мы смотрим на Того, Кто его сотворил. Мы не можем смотреть просто на одежду вмененной праведности в отличие от Него Самого. Мы смотрим на Того, Кто сотворил для нас это одеяние, на Иисуса, Который всегда пребывает одесную Отца, чтобы творить заступничество за нас.
Как же прекрасно это видение! Если я падаю под грехом, стыдом и чувством вины, и вижу Иисуса, Которого Бог сделал для меня праведностью – то что мне нужно еще? Разве не Бог сделал Его таковым? Разве Бог не сделал Своего Сына праведностью для моей души, чтобы я мог стоять в Нем без пятна и порока? Что может отделить Его  Самого от Его праведности? Что может это изменить? Может ли грех изменить это? Он искуплен. Может ли дьявол изменить это? Он заключен в узы на суд великого дня. Может ли мир изменить это? Он не сможет пошевелить пальцем, чтобы коснуться хотя бы одной нити этого одеяния и Лица Самого Искупителя. Если Бог сделал Христа моей праведностью – то что мне еще нужно? Если я найду в Нем мой щит, мое убежище и мою праведность – то что нужно еще, чтобы уберечь меня от обвинений людей или бесов?
Но есть не только вменение праведности, но и наделение ею, и передача ее есть сообщение душе Божественной природы*. Это не просто укрытие души от грядущего гнева через одеяние праведности, наброшенное на нее через славную Личность Искупителя, но также дыхание Божия образа в нас, воскрешение, новое творение и запечатление подобия Христа на сердце.
3. Переходим к следующему, чем Христос стал для Своего народа, и это освящение.
Кто я такой? Кто такие мы с вами? Мы грязны , осквернены и мерзки; разве это не так? Разве, по крайней мере, некоторые из нас не чувствуют себя ежедневно более или менее нечистыми? Разве не мерзка чуть ли не каждая мысль в нашем сердце? Есть ли святость, любая духовность, любая Божественность, любая чистота, любое сходство с Божественным образом, что жили бы в наших сердцах по их природе? Ни зерна, ни атома их нет в нас.  Как тогда я могу, оскверненный грешник, видеть лик святого Бога? Как я могу, червь земной, испорченный изнутри, весь ставший грехом, надеяться увидеть святого Бога и не погибнуть?
Я не могу видеть Его, если только Господь жизни и славы не станет Сам моим освящением. Почему же люди сторонятся вмененного освящения? Почему святость Христа не должна быть вменена Его народу, так же как Его праведность? Почему Его люди не должны стоять освященными в Нем, так же как они в Нем оправданы? Почему это так? Есть ли что-нибудь в Иисусе, как Богочеловеке и Посреднике, чего бы Он не имел для Своего народа? Имеет он любое совершенство, любое атрибут, любой дар, любое благословение, которое не предназначено для Его людей? Разве Он не освятил их, чтобы они могли быть освящены истиной? Разве Он не стал для них святым Агнцем Божьим, чтобы они могли быть святы и непорочны пред Ним в любви? Что такое любая моя святость, как не то, что Бог благоволил вменить мне? Разве она, мягко говоря, чего-нибудь стоит? Разве она не ничтожна? Но когда мы видим чистую и безупречную святость Иисуса, вмененную Его людям, и видим их святыми в Нем, чистыми в Нем, без пятна в Нем, мы видим, как Он убирает все пятна и морщины тварей, и дает им стоять святыми и безупречными перед Богом.
Но есть не только вмененное, но и переданное освящение. Есть ли у меня самого по себе хоть одно зерно святости? Ни одного? Могут ли все люди в мире совместными усилиями и упражнениями создать хоть одно зерно духовной святости в своих сердцах? Ни атома, и никаким образом. Если бы все проповедники в мире объединились для того, чтобы создать хоть одно зерно святости в одной человеческой душе, они могли бы работать над этим всю вечность, но все их проповеди не больше могли бы создать святость, чем они смогли бы сотворить самородок золота. Но поскольку милостью Бога Отца Иисус стал освящением для Своих людей, Он придает им меру Своей святости. Он трудится в них по Своей воле и ради собственного блага; Он посылает Святого Духа, чтобы воздвигнуть в них святые желания; одним словом; Он сообщает им совершенную и святую природу, которая поэтому любит святость и стремится к общению со святым Богом, небесную, духовную и Божественную природу, которая укоренена в вечности и наслаждается духовными вещами как сладостными и драгоценными для нее. Это может быть в малой мере, но каждый, кто действительно имеет этот дар, часто беспокоится о том, почему его так мало для него; но для него достаточно просто знать, что он есть.
Если вы чувствуете себя до глубины души оскверненным и несчастным, знаете, что любое и каждое беззаконие работает в вашем сердце, что каждый червь растления оставляет свою грязную слизь на вашем плотском уме – разве вы в то же время не чувствуете, не ощущаете иногда меру святости Божией? Разве вы никогда не чувствуете в своей душе дыхание святого Бога? Небесные желания, чистые привязанности, простота целей, сердце, которое жаждет иметь ум, образ и подобие Иисуса, запечатленные на нем – вот святость, которую Господь жизни и славы дарует от Своей полноты Своей бедной и нуждающейся семье.
4. И наконец, Бог сделал Его для нас искуплением. Мы сказали, что каков бы ни был Иисус, для Своих людей Он точно восполняет все их нужды. Они глупы? Он их мудрость. Они осуждены? Он их праведность. Они нечестивы? Он их освящение? Они пленники и узники, которые проданы греху и стали рабами сатаны? Он стал их искуплением. Его искупление вменяется им, и оно становится их достоянием. Когда Иисус умер на кресте, Он приобрел Свой народ. То, что Он сделал там и тогда, принадлежит им сполна. Долг, который Он оплатил, вычеркнут из их книги. Он Сам стал их достоянием. Так совершается их искупление.
Но, кроме вмененного искупления, есть и наделение искуплением. Что я знаю о вмененном искуплении, если я ничего не знаю о наделении искуплением? Что я знаю о вменении, если я не знаю, что такое быть пленником, в рабстве, в тяжелых цепях, быть жестоко угнетенным, полностью неспособным избавить себя, как галерный раб, прикованный к веслу? Если я никогда не знал этого, как я могу желать знать Иисуса Христа как Того, Кого Бог сделал моим искуплением? Но если я взираю на Христа как на искупление для меня, я приобретаю высокое чувство того, что значит этот выкуп. Как только око веры взирает на то, чем Иисус стал для Своих людей, Его дар им сразу же приходит в их сердца.
Христос стал для Своих людей всем - через вменение; и когда они видят, что это за вменение, они наслаждаются им и приобретают его. Взираю ли я на Его искупление? Чувствую ли я это, считаю ли я это своим, и наслаждаюсь ли этим? Тогда что же позволяет мне это сделать? Не порваны ли хотя бы отчасти цепи моего рабства? Разве Он не вытащил меня из плена? Разве Он не начал уже подчинять мою похоть и преодолевать мою гордость? Не разрушает ли Он узы неправды и горькую желчь? И разве моя вера в искупление Христово не сообщает некую меру этого искупления моему духу? Это так. И это связующее звено между вменением и наделением.
Бог сделал Христа для Своего народа всем, о чем мы сказали. Он поставил Его вечным Главой Своих людей, сделал Его Женихом их душ, чтобы от Его полноты они могли получить все. И тогда они должны выучить два урока: узнать, что они есть и каковы они есть, и, получив Его в свои сердца, убедиться, Кто Он есть для них согласно цели Божией. Разве я не глуп? Чувствую ли я, знаю ли это? Есть ли у меня болезненный опыт того, что вся моя мудрость превратилась в сплошную массу глупости? Могу ли я взирать на моего Воскресшего Посредника, Иммануила, Бога с нами, и видеть, чем Он стал для нас от Бога? Как только мой глаз увидит Его как мудрость, в этот момент мера Божественной мудрости вливается в мою совесть.
Я загрязнен и осквернен во всем? У меня нет моей собственной праведности? Все ли мое послушание несовершенно? Разве я могу исполнять требования святого Божьего  закона? Если однажды я поймаю взором веры эту славную истину, то разве через Того, Кто есть истина, через Иисуса Христа, Которого Бог соделал моей праведностью, в тот момент, когда я взираю на Него оком веры, в мое сердце не течет некая мера привитой праведности?
Я нечестивый, развратный, грязный негодяй? Разве растление не работает в моем сердце? Но в тот момент, когда я взираю оком своей веры на то, что Иисус стал для меня Божьим освящением, некая мера освящения приходит в мое сердце, созидая святые привязанности, изгоняя любовь к миру, обуздывая мои вожделения и приводя мою душу в подчинение у Его ног.
Я бедный пленник, запутанный сатаной, миром и моим злым сердцем? В тот момент, когда я ловлю взором веры ту славную истину, что Иисус Христос одесную Отца стал моим искуплением, то, если я могу поверить, что Он сделан таковым для меня, что я стою в Нем, и имею союз с Ним, так что Он - мое искупление - в тот момент в мою душу приходит некая мера избавления, и искупление вмененное становится искуплением привитым, и затем душа получает внутренне то, что Христос сделал внешне. Одним словом, когда Христа принимают как мудрость, праведность, освящение и искупление, - Он становится всем этим в жизненном проявлении.
Теперь вы видите шаги? Понаблюдайте за звеньями цепи. Что мы узнаем в первую очередь? Мы узнаем, прежде всего, что мы делаем по природе. Это первое, что можно сказать: не стоит переступать через это. Тогда, просто по мере того, как мы узнаем, что мы есть от природы, Дух Господень раскрывает тайны Евангелия в нашем понимании и приносит сладкое откровение их в нашу совесть, мы видим и чувствуем, Кто такой Иисус и что Он сделал для Своего народа; мы видим и чувствуем, что у Него есть все, что нужно для наших душ, что у нас нет ни одной нужды, которой не было бы дано достаточного удовлетворения в Евангелии; нет боли без лекарства, и мы не будем тонуть, не имея соответствующих средств для помощи. Но каков результат всего этого? Мы видим это не раньше, чем мера этих даров сообщается нашему сердцу. Во-первых, я должен видеть, что я есть;  во-вторых, я должен видеть, Кто такой Христос; в-третьих, я должен чувствовать, что все это значит для меня. И когда я вижу, кто я есть, и вижу, Кто такой Христос, и чувствую некую меру того, что есть Христос для моей души, тогда Христос станет для меня внутренне, каков Он внешне. Он становится в моем сердце тем, в чем Он раскрывается как Слово истины; и это единственный способ, которым мы можем иметь жизненный и явный союз с Ним.
III. Конечная цель и великий результат Божьего совета, и его исполнение: хвалящийся хвались Господом.
Это приводит меня к грандиозному завершению – "Как написано: хвалящийся хвались Господом». Человек может хвалиться чем угодно. Бог определил, что человек будет хвалиться. Но чем и кем? Самим собой? Нет, Бог навсегда растоптал славу человека. Человек будет хвалиться, но он никогда не будет хвалиться самим собой; ибо если он будет хвалиться собой, он никогда не придет туда, где Бог. Цель Бога - запятнать гордость человеческой славы.
Да, мы можем хвалиться; у нас может быть песня триумфа; и если Господь настроит наши сердца на эту сладкую мелодию, мы можем воскликнуть с хвалой и благодарением: хвалящийся хвались Господом! Посмотрите на эти слова. Да, наша хвала и слава в Господе. Это не слава самого человека, кем бы он ни был, бы глубоким ни был его опыт, какими бы большими ни были его способности, каким бы последовательным ни было его поведение. Ни одна тварь не сможет никогда перед Богом хвалиться сама собой, но мы можем славиться в Господе и хвалиться тем, что Бог сделал для всех нас, определив, кем мы будем.
О, как сладко потерять свое Я во Христе! Посмотрите, как Он вырастил падшее потомство Адама! Посмотрите, как Он дал избранным во Христе положение, которого у них никогда не было в падшем прародителе! Адам мог бы хвалиться. У Адама была природная мудрость, творение праведности, изначальная и тварная невинность. Он мог бы похвалиться всем этим. Как лошадь может, без греха или стыда, изгибать свою гордую шею и хвалиться своей силой, как говорит Иов - так Адам, в своей природной невинности, мог хвалиться тем, с чем Бог создал его. Но когда Адам упал в самые глубины порочности, вся его слава была навсегда утрачена – гордость твари была навсегда запятнана.
Но Бог решил, что люди все еще могут быть прославлены, только Он изменил предмет этой славы и возложил ее на Своего Единородного Сына*. Он призывает Свою бедную, нуждающуюся семью взирать на Него для спасения и хвалиться Им. В Нем «все семя Израилево будет оправдано, и будет слава».
Я уверен, что среди всего, что я чувствовал, как бы мало это ни было, никогда не могло быть чувства настолько сладкого, как отдание славы только Господу. Слава Его мудрости! Почему, если я должен был сделать это, вся моя слава должна была быть источена? Есть нищета в самом чувстве самооценки. Слава всему, что я есть? Это не что иное, как "тщеславие и досада (в СП томление) духа». Но если я потеряю себя, если Бог растопчет меня, сделает ничем мою славу, силу и мудрость, если я потеряю все это, отложу в сторону, вменю ни во что -  тогда я могу прославиться, и моя слава и хвала будет в Господе. Пусть это будет моя слава во времени, и пусть она будет моей и вашей славой в вечности, слава в Господе, слава в Его мудрости, в Его праведности, в Его освящении, в Его искуплении, во всем, что Он в Себе, и слава в Нем за то, что Он есть для Своего народа. Это является сладостным поглощением творения в Господе жизни и славы. Это действительно снимает корону человеческой гордыни и возлагает ее на голову Того, Кто достоин носить венец.
Это действительно сладкая потеря - потерять нашу собственную мудрость и обрести Божию; потерять все, чем может похвалиться плоть, и найти все это снова совсем другим. Я даже не могу сказать, что это будет усилено, ибо это имеет совершенно иную природу, и мы находим наши дары иными и более славными в Господе Иисусе, Которого Бог сделал для нас мудростью, праведностью, освящением и искуплением.

* В указанной перспективе восточнохристианское учение о теозисе ("обожении") должно быть конкретизировано: человеку сообщаются только передаваемые качества Бога. Невнимание к этому важнейшему моменту ведет к крайне опасным последствиям вплоть до антихристианского учения о "сверхчеловеке".
** Сказанное не должно восприниматься как низкое понимание благодати; в большинстве работ автор согласен с тем, что замысел Божий о Человеке Христе имел место изначально.    

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn