А нужны ли России депутаты?

Александр Щербаков 5
Читая исторические книги и смотря исторические фильмы,  нахожу свидетельство того, что в очень многих, даже с виду отнюдь не демократических государствах прошлого и настоящего, существуют люди, находящиеся при правителях, которые своими решениями как бы узаконивают  все указы оного.  И часто упоминалось, что в ряде стран эти люди, объединившиеся в сенаты, думы, рады, парламенты, оказывали очень действенное воздействие на высшее должностное лицо, как бы оно не называлось – император, царь, король, президент или еще как.

Я не буду вдаваться в историю. Напомню лишь, что в Руси существовала боярская дума при князьях, потом, когда в России появилось самодержавие, роль всяких законодательных органов была сведена к нулю, и лишь после революции 1905 года император Николай Второй назначил выборы в Законодательное собрание, названное   Государственной думой Российской империи I созыва. Это был  первый в России избранный населением представительный законосовещательный орган. Стал результатом попытки преобразовать Россию из самодержавной в парламентскую монархию, вызванной стремлением стабилизировать политическую обстановку в условиях многочисленных волнений и революционных выступлений.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.

Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.
Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.
Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.
Деятельность III Думы:
3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.
Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.
Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.
Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).
За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Парламенты есть в большинстве государств Европы, самый старый парламент в Великобритании, с устоявшимися традициями и устоями.  После Великой Французской революции появился самый известный в мире парламент, получивший название национальный конвент,  но Наполеон Бонапарт  со временем разогнал его, став императором Франции.

Что такое парламентаризм? Вот что пишет об этом Википедия.
Парламентари;зм — система государственного устройства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.
Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. В этом смысле основная особенность парламентаризма — наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной основе. Парламентаризм как систему правления отличают специфические формы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др. В современных условиях парламентаризм возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы.

Одной из разновидностей парламентаризмы являются Советы — избираемые населением на определённый срок коллегиальные представительные органы народной власти в Российской империи (в 1905—1907 годах), в Российской республике, в СССР, в Российской Федерации (до 4 октября 1993 года) и в других советских республиках.

Возникли как органы руководства стачками, а в дальнейшем и руководства борьбой с правительством, в том числе и вооружённой. На первоначальном этапе своего существования являлись классовым органом, призванным выражать интересы пролетариата. Советская форма государственного устройства явилась практическим воплощением марксистской теории о построении коммунизма путём установления власти диктатуры пролетариата, отличающейся от господствовавшей в капиталистическом обществе власти буржуазной демократии тем, что непролетарские классы отсекались от управления государством.

В государствах и странах с советской системой правления советы формально считались полновластными органами на своей территории, одновременно являясь представительно-законодательными, распорядительными и контрольными органами. Свои полномочия они выполняли непосредственно или через создаваемые ими государственные органы, все административные и судебные органы в государстве или стране были подотчётны соответствующим советам. Советы составляли единую систему представительных органов власти, принципиальная разница между советами низшего и высшего уровней отсутствовала. Советы были связаны наказами избирателей и могли быть отозваны ими в любое время. Нижестоящие советы были подконтрольны вышестоящим. По мнению либералов, депутаты советов работали на непрофессиональной основе. На практике советы обычно исполняли решения правящей партии.

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР, определившую конструкцию Советской власти. Большевистская конституция унифицировала систему Советов, которая до этого была организована хаотично в силу стихийности своего формирования. На высшем уровне Советы представлял Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов — высший орган власти в РСФСР. Таким образом, Съезды Советов рабочих и солдатских депутатов окончательно объединялись со Съездами Советов крестьянских депутатов, в 1917 году проходившими раздельно.

При этом сами выборы в высший орган власти оставались, как и в Российской империи, непрямыми и неравными (дискриминационными): корпус его депутатов составлялся из представителей городских советов «по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей, и представителей губернских Съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125.000 жителей»5. Таким образом, городской пролетариат получал преимущество перед сельским населением, имеющим право голоса. Сделано это было специально в интересах правящей партии большевиков, так как деревенские избиратели имели меньше склонности к большевизму, чем городские избиратели. С другой стороны, подобное неравное представительство возникло ещё в феврале — марте 1917 года.

Всероссийский Съезд созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов (ВЦИК) не реже двух раз в год. Всероссийский Съезд Советов избирал свой постоянный орган — ВЦИК Советов в числе не свыше 200 человек, несущий перед ним ответственность и являвшийся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в период между Съездами. ВЦИК Советов образовывал подотчетное правительство — Совет Народных Комиссаров РСФСР.  Как вы помните, председателем ВЦИК  в 1918 году был Яков Свердлов, а председателем Совнаркома Владимир Ленин.

Разделения властей на законодательную и исполнительную Конституцией не предусматривалось: ст. 41 обязывала Совнарком представлять на «рассмотрение и утверждение» ВЦИК решения, «имеющие крупное общеполитическое значение», с правом «непосредственно» осуществлять мероприятия, требующие «неотложного выполнения». С другой стороны, ст. 33 уполномочивала ВЦИК рассматривать «проекты декретов и иных предложений» СНК и отдельных ведомств, и выпускать собственные декреты.
В советских республиках (Украина, Белоруссия и пр.) во главе системы Советов стояли Республиканские съезды Советов, избиравшие ЦИК республик.

Властью на местах были областные, губернские (окружные), уездные (районные), волостные Съезды Советов, состоявшие из представителей городских и сельских Советов депутатов (Совдепов), избиравшихся населением прямым открытым голосованием на избирательных собраниях. Кандидатские списки или отдельные кандидатуры могли предлагаться общественными, партийными, профессиональными организациями и отдельными гражданами. Съезды Советов и Советы депутатов формировали свои исполнительные органы для текущей работы — исполнительные комитеты (исполкомы). Попытки отдельных местных Советов учредить собственные Совнаркомы и даже «наркоматы иностранных дел» стали незаконными: ст. 48 Конституции устанавливала, что «звание Народного Комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти, как в центре, так и на местах присвоено быть не может».

Конституция сохранила сложившуюся в 1917 году многоступенчатость выборов. Так, ст. 25 определяла, что Всероссийский Съезд избирается не напрямую, а городскими Советами и губернскими Съездами Советов. В свою очередь, согласно ст. 53 губернские Съезды Советов составлялись из представителей городских Советов и волостных Съездов Советов, а волостные Съезды — из представителей отдельных сельсоветов. Нормы представительства, численность Советов и сроки полномочий депутатов впервые с февраля 1917 года были унифицированы (см. ст. 53, 54, 57 и т. д.)

Правом избирать и быть избранным пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п. все граждане РСФСР обоего пола, достигшие 18 лет (или даже младше — если решение о понижении возрастной нормы примет местный Совет) и добывающие средства к жизни «производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда»: рабочие, земледельцы, служащие (вышеперечисленные категории — только при условии, что они не пользуются наёмным трудом с целью извлечения прибыли), солдаты и матросы «Советской армии» и все вышеперечисленные категории граждан, если они в какой-то мере лишились своей трудоспособности. Правом избирать и быть избранными наделялись также и иностранцы, проживающие на территории Российской Советской республики и удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям — норма невиданная ещё в практике избирательного права.

Для осуществления принципа диктатуры пролетариата избирательных прав были лишены лица:
65. Не избирают и не могут быть избранными…:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой:
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
Через четыре дня после принятия конституции ВЦИК аннулировал мандаты небольшевистских депутатов Советов всех уровней.

30 декабря 1922 года был образован Союз Советских Социалистических Республик. В Конституции СССР и Конституциях союзных республик отразились изменения в системе Советов. Съезд Советов СССР стал верховным органом власти, созывался один раз в год, по требованию — созывался чрезвычайный Съезд. Он составлялся из представителей городских Советов и Советов городских поселений — по 1 депутату на 25 тыс. жителей (рабочих) и из представителей губернских съездов Советов — по 1 депутату на 125 тыс. жителей (крестьян).

Для руководства страной в период между Съездами избирался Центральный исполнительный комитет СССР, в свою очередь избиравший Президиум ЦИК СССР из 21 члена. Президиум созывал очередные сессии ЦИК не реже 3 раз в год. ЦИК состоял из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Съезд Советов СССР избирал Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, в составе 414 человек. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), автономных областей РСФСР (по одному от каждой) и утверждался Съездом Советов СССР.
ЦИК СССР образовывал исполнительный и распорядительный орган — Совет Народных Комиссаров СССР во главе с Председателем СНК СССР.

В союзных и автономных республиках власть осуществляли Съезды Советов. На период между съездами они избирали ЦИКи республик, которые образовывали свои исполнительные органы — СНК республик. Краевые, областные, губернские, окружные, уездные, районные и волостные Съезды Советов, избираемые Советами депутатов городов и селений, избирали свои исполнительные органы — Исполнительные Комитеты и их Президиумы. С изменением административно-территориального деления менялись и советские органы.
Депутаты избирались трудящимися прямым открытым голосованием на избирательных собраниях из кандидатов коммунистов и беспартийных. Устанавливался перечень лиц, лишённых избирательных прав (лишенцев), аналогичный Конституции РСФСР 1918 года. Количество лишённых избирательных прав уменьшалось: в городах в 1923 году — 8,2 %, в 1934 году — 2,4 %.

Конституция СССР 1936 года создала новую единую систему органов государственной власти в центре и на местах, преобразовав Советы рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Это стало следствием диктатуры пролетариата — победы над классами эксплуататоров двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Все ограничения избирательных прав были отменены, введены всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании во все Советы. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР, достигшим 18-летнего возраста, за исключением умалишённых и осуждённых судом с лишением избирательных прав. Кандидаты выставлялись по избирательным округам общественными организациями и обществами трудящихся.

Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Он состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался гражданами СССР по избирательным округам по норме: 1 депутат на 300 тысяч жителей. Совет Национальностей избирался гражданами СССР по норме: 25 депутатов от союзной республики, 11 от автономной республики, 5 от автономной области и 1 от каждого национального округа. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР — высший орган власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета. Также Верховный Совет СССР избирал правительство СССР — Совет Народных Комиссаров СССР (после 1946 г. — Совет Министров СССР), высший исполнительный и распорядительный орган.
В то время Председателем Президиума Верховного Совета СССР был Михаил Калинин, «всесоюзный староста», а председателем Совнаркома – Вячеслав Молотов.  А кем же был Иосиф Сталин в структуре государственной власти? А никем,  он  был всего лишь Генеральным секретарем ВКП(б), т.е. занимал выборную должность, которой его могли лишить на любом съезде ВКП(б).
 
Аналогично формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик. Местными органами власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах были Советы депутатов трудящихся, избиравшиеся гражданами СССР на 2 года. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись Исполнительные Комитеты. Все Советы избирались гражданами по установленной Конституцией и Положением о выборах в Советы норме представительства.

При разработке проекта Конституции в 1936 году планировалось сделать выборы альтернативными, то есть с альтернативными кандидатами при голосовании за каждый депутатский мандат. Однако из-за негативного отношения партийной номенклатуры до 1989 года выборы были безальтернативными.  Известный историк Юрий Жуков в своей книге «Другой Сталин» утверждает, что именно попытка Сталина сделать выборы альтернативными привела к репрессиям 37-38 годов, которые были развязаны отнюдь не по инициативе Сталина и Политбюро, а по воле региональных партийных «баронов», испугавшихся потерять свои насиженные кресла при альтернативных выборах.

На XIX съезде ВКП(б) в 1952 году партийные органы были отграничены от Советской власти, однако быстро вернулись к прямому руководству после смерти И. В. Сталина.
После того, как в январе 1957 года было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами», на местном уровне была поставлена задача по усилению роли местных Советов в хозяйственном и культурном строительстве, расширении их прав в планировании народного хозяйства, производстве и распределении продукции предприятий местной промышленности, организации жилищно-бытового и дорожного строительства, развитии производства строительных материалов и топлива, а также в решении финансово-бюджетных вопросов. В результате в 1961 году возникла новая форма работы депутатов местных Советов в своих избирательных округах — депутатские группы и депутатские посты, что позволило оперативнее решать вопросы населения.

В соответствии с Конституцией СССР 1977 года, все Советы народных депутатов (закреплённое в Конституции новое название Советов) избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании: Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных и автономных республик — на 4 года, местные Советы — на 2 года. Советы образовывали систему, низовым уровнем которой были сельские и поселковые Советы, высшим — Верховный Совет СССР. Советы были обязаны систематически отчитываться перед населением в своей работе.

Верховный Совет СССР был высшим представительным и единственным законодательным органом в СССР. Верховные Советы союзных и автономных республик — высшими органами власти на территории республик. Местные Советы — органами власти на территории административно-территориальных единиц (краев, областей, автономных областей, округов, районов, городов, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов). Полномочия каждого уровня системы местных Советов подробно определялись Указами Президиума Верховного Совета СССР, законами союзных и автономных республик. Указы Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и об основных обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» (1968), «Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся» (1971), «Об основных правах и обязанностях районных советов депутатов трудящихся» (1971), Закон СССР о статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР (1971).

Верховный Совет избирал Совет Министров СССР, а Советы республик избирали Советы Министров союзных и автономных республик. Местные Советы избирали из числа депутатов Исполнительные Комитеты (Исполкомы) — исполнительные и распорядительные органы Советов, подотчетные им и вышестоящим исполкомам.
Накануне принятия новой Конституции многолетнего Председателя Президиума Верховного Совета СССР, т.е. Президента, Николая Подгорного, отправили в отставку, и его сменил на этом посту фактический глава СССР, Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Председателем правительства был Алексей Косыгин.
Исполкомы созывали Сессии Совета (общее собрание депутатов) не реже 4 раз в год (для областных, краевых и городских Советов городов, имеющих районное деление); для районных, городских (в городах без районного деления), районных в городах, сельских и поселковых Советов — не реже 6 раз в год. На сессиях решались вопросы, отнесённые законом к полномочиям данного Совета. По инициативе депутатов совета и вышестоящих Советов созывались внеочередные Сессии. Решения принимались простым большинством голосов присутствующих депутатов. Советы образовывали отраслевые депутатские комиссии.

Фактическая роль Советов в СССР
По мнению ряда исследователей, Советы всех уровней в СССР не обладали никакой реальной властью и служили лишь декорацией, скрывавшей реальное положение вещей: бесконтрольную власть партийной номенклатуры. Видный исследователь политической системы СССР М. С. Восленский писал:
Центрами принятия решений являются не Советы, столь щедро перечисленные в Конституции СССР, а органы, которые в ней не названы. Это партийные комитеты разных уровней: от ЦК до райкома КПСС. Они и только они принимали все до единого политические решения любого масштаба в СССР.
От себя добавлю, что полностью согласен с этим утверждением, будучи на протяжении 10 лет парторгом крупной городской больницы, на своем опыте узнал всесильность партийной номенклатуры, начиная с районного масштаба.
По мнению российского историка С. А. Павлюченкова, превращение Советов в идеологическую декорацию централизованной власти фактически началось весной 1918 года в ходе проведения большевиками непопулярных мер военного коммунизма. 
В марте — мае Советы Саратовской, Самарской, Симбирской, Астраханской, Вятской, Казанской, Тамбовской и других губерний, где подавляющее большинство делегатов представляли интересы крестьянства, при поддержке большинства рабочих делегатов приняли постановления об отмене старых твёрдых цен на хлеб и фактически восстановили свободную торговлю. Это был бунт против экономической политики большевиков. Реакция из Москвы последовала в виде известного декрета от 13 мая о введении продовольственной диктатуры и особенно декрета ВЦИК и СНК от 27 мая о реорганизации Наркомпрода и местных продовольственных органов. Последним устанавливалось подчинение всех губернских и уездных продовольственных органов не местным Советам, а непосредственно наркому продовольствия, который также получал право в случае необходимости отменять постановления Совдепов и входить во ВЦИК с предложением о предании их суду.
Тем самым был сделан первый шаг по упразднению советской власти на местах и концентрации властных функций в Центре. Вскоре по пути, проложенному Наркомпродом, двинулись ВСНХ, военное и другие ведомства, установившие свою вертикальную систему подчинения и ограничившие роль органов советской власти до минимума.
Оппоненты большевиков назвали декрет 27 мая «банкротством идеи Советов». При обсуждении его проекта во ВЦИКе меньшевик Абрамович произнёс пророческие слова о тех, кто отправился в великий поход за свободой и справедливостью, но пришёл к изначальной точке:
«Вам (большевикам) приходится возвращаться к старой, испытанной бюрократизации, вам приходится передать всю страну в руки центральной бюрократии, т. е., другими словами, вы доказываете этим новым проектом только то, что Россия сейчас не способна управляться методом обыкновенной человеческой демократии, что она не способна управляться путём вашей советской демократии и что, следовательно, она и может управляться только как встарь, бюрократическим аппаратом».

Во времена горбачевской «перестройки» и «гласности» был принят закон о проведении выборов в Советы всех уровней на альтернативной основе. И хотя выборы в Верховный Совет СССР не показывали по телевидению, я представляю, как выдвигали кандидатов в депутаты и проходили собрания, на которых кандидаты представляли свои программы избирателям.  Мне, в тот год заместителю заведующего отделом здравоохранения крайисполкома,  пришлось участвовать на таких встречах своего коллеги, главного врача крайкожвендиспансера Михаила Поляченко  в Биробиджане, и Евдокии Гаер в Николаевске-на-Амуре. Кандидаты не скупились на обещания, предлагали зачастую плохо выполнимые программы своей депутатской деятельности. Думаю, они не обманывали избирателей, действительно верили в то, что депутатам  многое под силу. Кстати, оба этих кандидата были выбраны в Верховный орган Советского Союза, участвовали в съездах депутатов СССР. Евдокия Гаер из числа малочисленных народов Севера на заседаниях съезда сидела рядом с Борисом Ельциным.

Представители моего поколения помнят, какие дебаты разворачивались на съезде. Тогда мы впервые услышали фамилии Собчак, Шмелева и других либералов, яростно критиковавших власть под руководством коммунистов.  Но, как это обычно и бывает, все свелось к говорильне, ни у кого не было реальной программы выхода из политического кризиса в стране. Говорить об  экономическом не приходилось, ибо это было дело рукотворное, и касалось далеко не всех регионов страны.

По тому же сценарию проходили альтернативные выборы в депутаты РСФСР.  В то время авторитет работников здравоохранения в нашем крае был достаточно высок, и депутатами были выбраны врачи:   Анатолий Вялков, мой начальник в отделе здравоохранения, главные врачи учреждений здравоохранения в Хабаровске супруги Удаловы (кстати, единственные в истории парламентаризма в мире супруги, ставшие депутатами),  травматолог  из Амурска Кондрат Евтушенко, хирург из Комсомольска, фамилию которого я запамятовал.  Они надолго уезжали на съезды в Москву, принимали какие-то законы, но в основном по-прежнему говорили и говорили. По крайней, мере, именно таких мы видели депутатов на экранах телевизоров.

И хотя в 1991 году Советский Союз распался, советская власть в РСФСР продолжалась до октября 1993 года, пока Ельцин не расстрелял здание Верховного Совета РСФСР из пушек танков, разогнал всенародно избранный орган, и по сути дела, узурпировал власть.  Стала по-другому называться и наша страна – Российская Федерация.  А потом была принята состряпанная по лекалам американских советников новая Конституция, по которой вместо Верховного Совета РСФСР появилась Госдума РФ.  В первый созыв было избрано много представителей появившихся, как грибы, партий, типа ЛДПР, «Яблоко», вернулась под другим названием и коммунистическая партия – КПРФ.  Вместо организованных парламентских заседаний и  выражений появились  крики и оскорбления Жириновского и его товарищей по партии ЛДПР, драки в стенах Госдумы, вплоть до того, что мужик Жириновский таскал за волосы женщину, депутата от другой партии в Думе.  Над  заседаниями Думы потешалась вся страна.

Либералы обвиняли депутатов советского периода в не компетенции. Да, там хватало депутатов из народа – рабочих, колхозников, представителей творческой интеллигенции, которые действительно не разбирались в государственных делах.  Но вы припомните хоть один глупый закон, принятый в то время? Разве что в последние советские годы под давлением Горбачева, приняты  законы, которые разрешали участвовать во внешнеполитической деятельности любому предприятию, и за рубеж хлынуло народное богатство, о кооперации и еще ряд таких же непродуманных законов.  А что сейчас изменилось? Разбираются в государственных делах известные в прошлом спортсмены, эстрадные артисты и другие, которых никто не видит на пленарных заседаниях в Думе. Какой толк законодательному органу страны от боксера Валуева, фигуриста Сихарулидзе, гимнастки Хорькиной, артистки Драпеко, 80-летнего Кобзона?  Я уважаю его как певца и гражданина, но какие наказы избирателей может выполнить  он как государственный деятель? И что, законы, какие принимает Дума, очень важные и проработанные со всех точек зрения? Как-бы не так.  И если такое творится на самом высоком уровне законодательной власти, то что тут говорить о региональном и уж муниципальном уровне.  Законы о всевозможных льготах различным категориям населения, принятые в те годы, не могут быть выполнены даже в настоящее время, из-за отсутствия  в бюджете страны необходимых средств. А как они могли выполняться в 90-е годы, когда экономика России валилась в пропасть?

Будучи одним из чиновников регионального уровня еще с 1988 года, я успел поработать с депутатами советского периода, поэтому у меня есть, с кем сравнивать тех, кто попал в законодательные собрания на альтернативной основе. В подавляющем  большинстве это были горлопаны, критиканы и обманщики, которые запудрили мозги  своим неграмотным избирателям невыполнимыми посулами.  Особенно тяжело стало с ними работать, когда исчез Советский Союз и в свободной России стали делить имущество на региональное и муниципальное.  В это время был принят закон об обязательном медицинском страховании, и мне пришлось решать с депутатами многие вопросы в части выполнения этого закона. По 3-4 раза приходилось втолковывать далеким от здравоохранения и даже от знания законов депутатам прописные истины.  Но с каким апломбом отстаивали свою неправильную точку зрения эти некомпетентные депутаты, надо было видеть.  Конечно, далеко не все были такими. Приходили в законодательную власть и думающие по государственному люди, и учились принимать хорошие законы,  а не потрафлять своим избирателям.  В более поздний период уровень депутатского корпуса повысился, многие из них избирались по несколько раз. 

А уж какой уровень депутатов муниципальных законодателей, можете представить. Конечно, в больших городах  они были более грамотные, особенно те, кто избирался несколько раз.  Интересная закономерность  просматривалась. Как правило, возглавлять законодательный орган избирался депутат, близкий или к губернатору региона, или к мэру города, главе администрации  поселения.  В таком случае большинство решений исполнительной власти, выдвигаемых в качестве инициативы для утверждения законодательной, проходило с минимальными трениями.  Да и при избрании депутатов разных уровней подключался административный ресурс, чтобы были избраны нужные власти люди.

А теперь я отвечу на вопрос, который вынесен в заголовок – нужны ли России депутаты? Конечно, нужны. Да и не изменить нам Конституцию, не будет у нас  самодержавие, это атавизм.  Но депутатов избирают люди, население, по своим избирательным участкам. Кандидатов бывает насколько, кого выбрать?  Тут важно учитывать, не что он обещает, а что он лично достиг в своей жизни, что знает, умеет.  Обещают золотые горы, а вот можно ли это выполнить, и как, не говорят. Ведь сейчас все зависит от количества денег в бюджете, от умения привлекать богатых спонсоров к выполнению тех или иных программ.  Раньше часто выбирали депутатами и главами местных администраций, кто громче всех критикует.  Критиковать просто, а вот сделать что-то самому намного труднее. Помню, в Ульском районе Хабаровского края избрали главой района корреспондента местной районной газеты, он громче  всех критиковал и писал критические статьи в газете. И что?  Завалил северный завоз в район, это так называется доставка продуктов питания и других нужных средств для долгой зимы во время летней навигации по Амуру.  И другие промахи допустил, и через год против него настроились все жители района.  С позором выгнали. Не по Семке шапка оказалась.  Так и с депутатами часто бывает.  Сейчас, чтобы стать депутатом, немало личных средств надо иметь, или денег спонсоров привлечь к избирательной компании. Вот и стараются  свои деньги вернуть во время депутатства.  И чем выше по статусу депутат, тем больше денег надо потратить и потом стараться вернуть.  А вы думаете, почему законы выгодны только для богатых и ничего не дают населению страны?  Вы свои деньги депутату на выборы давали? Нет, а те давали.  Вот и вся разгадка появления таких законов.

Так что надо выбирать депутатов из тех кандидатов, кто что-то сделал для страны, края, города, района, а не нажил только себе капитал.  Такие депутаты знают, как достается каждый рубль в бюджете, на что его лучше потратить, чтобы народу стало лучше жить.  Поэтому и будут разрабатывать и принимать только нужные законы.