237 Время, вперёд! 08 мая 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

237. Время, вперёд! 08 мая 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, вторник 8 мая 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 7.3°C тепла, средняя: плюс 12.4°C тепла, макс.: плюс 16.7°C тепла, 0.1 мм осадков, морось.

В ночь с 7-го на 8-е мая 1973 года я записал в своём дневнике-ежедневнике:
07 мая 1973 пн
Писем нет, но будем надеяться. Чудесный сегодня вечер. Сейчас бы появиться дома, пройтись по улицам с девушкой, с ребятами и заявиться домой часа в 4 утра. Приеду, обязательно так сделаю. Кой у кого это кончилось, а у меня всё ещё впереди. Итак: «Время, вперёд!». Торопись, Саша, время не ждёт!

Действительно, после необычных откровенных политзанятий, которые провёл наш замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, все матросы и старшины, молодые и годки, вели себя как-то необычно: сдержанно и активно; строго и свободно; дисциплинированно и инициативно; подчёркнуто дружелюбно, просто и с чётким исполнением ритуалов военного общения, то есть с уставными обращениями, приказами, докладами и приветствиями. Даже какая-то "бравада" получилась - ребята "козыряли" и бравировали воинской строевой выучкой. Интересно, надолго ли их хватит так "козырять"?

Пришёл срок возвращаться тем годкам и награждённым, которые получили по 10 суток отпуска с выездом на родину. С нетерпением готовилась "вторая партия" матросов, старшин, годков и подгодков, которые впервые получили отпуска. Они усиленно готовились, шныряли по кораблю в поисках каких-то "примочек" к выходной форме одежды, делали себе неуставные погончики, нашивки, ленточки на бескозырки, обрезали кант у кожаных хромовых ботинках, вшивали в суконные чёрные брюки клинья, чтобы немного их "расклешить", выпрашивали у молодых матросов новые кожаные ремни с новенькими блестящими бляхами. В прошлом году в октябре я тоже так же собирался в отпуск, но тогда меня снаряжали мои старшие товарищи-братишки - годки: командир отделения рулевых БЧ-1 старшина 1 статьи Александр Кузнецов и его "кореша".

Увы, память уже не та, что прежде... Казалось мне, что я никогда и ни по чём не забуду фамилии и имена моих друзей и боевых товарищей... Но, вот, прошло более 45 лет и помнится только то, что оставило либо неизгладимый след, либо записано в дневнике, либо подписано в ДМБовском фотоальбоме к фотографиям. Ну почему я не стал писать эту книгу раньше?! Например, в 1975 году я всё ещё настолько хорошо помнил! Даже мог по памяти восстановить фамилии, имена и отчества всех матросов и старшин, кто запечатлён на фотографиях от 12 августа 1972 года - дня рождения БПК "Свирепый", дня подъёма на корабле первого шёлкового Военно-Морского Флага ВМС СССР... А ведь это был личный состав первого изначального экипажа БПК "Свирепый"...

Увы и опять "увы" 7 мая 1973 года, также, как потом в мае-июне 1975 года и в последующие годы моей "гражданской" и комсомольской молодости, я жил и служил, не очень-то заботясь о будущих воспоминаниях, потому что в те дни и годы моим и нашим интересом и вниманием завладевали мысли, образы о девушках, живые девушки и женщины Балтийска и военно-морской базы, которые редко, изредка и не часто попадались нам на нашем жизненном пути. Что поделаешь? Природа, естество, весна, майское жаркое солнце и свежий солёный ветер с моря делали своё дело - будоражили кровь, выплёскивали жгучую мужскую энергию, звали, манили, настраивали, вызывали трепет в душе и в теле...

Моя работа по ночам над стендами, фотографиями, корабельными стенгазетами и боевыми листками гасили эту энергию, я намеренно выматывал себя приборками, дежурствами, "бачкованием" в столовой личного состава, доводил себя до сомнамбулического состояния "смертельной усталости", чтобы не поддаваться весеннему возбуждению или унынию, не отвлекаться от службы и работы, не заниматься тем, чем не надо было заниматься в отсутствие интимного общения с девушками.

Да. Весеннее возбуждение, весеннее настроение и весеннее пробуждение мужского в организме молодых матросов властно требовало удовлетворения - это факт. Вот почему я мечтал появиться дома, пройтись по улицам города Суворова с девушкой, с ребятами - школьными друзьями и заявиться домой часа в 4 утра. Мне до жестокой боли и ломоты в известных местах вспомнилась наша последняя встреча-расставание с Валей Архиповой, моей первой школьной любовью, когда она остановила уходящий автобус и мы встретились с ней на ступеньках автобуса и втиснулись в поцелуе друг в друга так, как никогда прежде до этого...

Приеду домой, обязательно так сделаю... Только вот с кем?  За несколько дней с кем-то познакомиться так, чтобы тесно, близко и интимно пообщаться? Сделать так, как делают некоторые годки и матросы, выходя в увольнение по известным местам и адресам, где получают от "доступных женщин" удовольствие и удовлетворение? Удовлетворение - это что-то сродни "тройке", средненькой оценке, что-то между "плохо" и "хорошо". Я всю свою двадцатилетнюю жизнь стремился только к хорошему, не удовлетворялся "средненьким", получал только хорошие и отличные оценки в школе.

После окончания школы в Севастополе в 1970-1971 годах я мог иметь это "средненькое удовольствие" в любой момент, только плати, но не делал этого ни разу, потому что не хотел и боялся "подцепить заразу". Теперь я стал старше, суровей и жёстче, чем даже год назад, но всё также отвергал "продажную любовь" (в 70-е годы XX века в Советском Союзе не принято было вслух говорить "секс", говорили "любовь", даже, когда она была за деньги, то есть продажная - автор). Интересно, надолго ли хватит меня с моими "твёрдыми принципами"? Кой у кого это давно уже кончилось, а у меня, вероятно, всё ещё впереди.

- Итак: «Время, вперёд!». Торопись, Саша, время не ждёт! - говорил я себе в моём дневнике-ежедневнике, заранее зная, что всё равно не решусь пойти вместе с "корешами" на "промысел" с газетой в руке, ритуально свёрнутой так, чтобы на сгибе была видна крупная цифра платы за "продажную любовь".

По негласной традиции матросы прогуливались по тротуарам улиц города или по аллеям бульваров и парков, украдкой показывали встречным девчонкам свёрнутые в трубочку газеты в положении "торчком", в шутку предлагали "почитать вместе газету". Если девчонки спрашивали: "От какого числа газета"?, то моряки называли цифры, например, "От первого". Девчонки смеялись и говорили: "Мы читаем только от "третьего". Моряки тоже смеялись и говорили: "Зато у нас газеты свежие, новенькие!", девчонки им в ответ: "Вот и читайте сами свои газеты! Бесплатно! Зато с юмором". Как правило, по рассказам "бывалых" военморов, все соглашались на "третье число" ("трёшка", 3 рубля) и расходились по укромным местам "по скорому читать газеты"...

- А ты, Суворов, всё в одиночестве "читаешь свою газету" тут, в библиотеке? - весело и азартно спросил меня мой друг и годок Славка Евдокимов, который во вторник 8 мая 1973 года вернулся из отпуска на корабль и первым делом прибежал вместе со своим другом и одногодком Виктором Фёдоровым ко мне в ленкаюту БПК "Свирепый". - Сходил бы с корешами в увольнение, развеялся, получил бы приключения на свою... Романтика! Эх! Вот я в отпуске "дал дрозда"!!!

Славка Евдокимов взахлёб начал рассказывать о своих приключениях в отпуске дома в Ленинграде: как он встретился с родителями, с соседями; как родители устроили ему встречу-застолье, пригласили родственников, соседей и друзей; как он им рассказывал байки о нашей флотской службе и корабельной жизни; как заворожёно его слушали, ахали и охали; как он потом пошёл провожать какую-то родственницу и встретился с давними друзьями и подружками; как они потом поехали в центр города гулять по набережным; как он целовался в парке в кустах сирени возле памятника Петру Первому, как...

- Постой! Ты что? Целовался с памятником Петру Первому? - невинно спросил я Славку Евдокимова.

Славка тут же взъярился за то, что его прервали, но быстро сообразил, что к чему и выпалил:

- Не помню! Может быть и с памятником! Мы тогда здорово накуролесили! Ну?! Давайте угощаться! Суворов, теперь-то ты не откажешь друзьям в "крышечке"?! Смотри сколько всего я тебе привёз!

Действительно, Славка Евдокимов привёз массу всего вкусного. Он доставал и доставал из своего пузатого венгерского портфеля из кожзаменителя с широким ремнём-застёжкой шоколад ленинградской кондитерской фабрики имени Н.К. Крупской, шоколадные конфеты, печенье, вафли, мамины пирожки, варёную и полукопчёную колбасу, ленинградский ржаной хлеб, консервные банки с ленинградской ряпушкой и шпротами. От такого богатства и изобилия сразу "потекли слюнки", поэтому пришлось крякнуть, залезть в сейф, достать простую армейскую алюминиевую флягу и накапать ребятам "по крышечке" чистого медицинского сприта-шила.

После того, как мы с восторгами и со скоростью "30 узлов" попробовали "по чуть-чуть" всё кондитерское богатство "славкиной фабрики", заедая им "по третьей крышечке за тех, кто в море", я опять невинно спросил: "Ну, а теперь расскажи, как ты с ней познакомился?".

- С кем, - удивлённо и "невинно" переспросил Славка Евдокимов.
- С той, о которой ты всё время вздыхаешь и украдкой смотришь на её фотографию, когда лезешь в свой портфель.
- А! С ней... Да, ребята, я познакомился с чудесной девушкой. Похоже, я влюбился...

Славка Евдокимов, сначала медленно, осторожно, с остановками и паузами, с требованием и мольбой "повторить возлияние дарующей радость жидкости", а потом, распаляясь и возбуждаясь, откровенно и подробно рассказал нам историю о своём знакомстве и общении с той девушкой, которая "запала ему в душу" и подарила ему свою фотографию. В самом конце наших "посиделок", уже поздно ночью, Славка Евдокимов всё-таки показал нам эту фотографию и пока они с Витькой Фёдоровым заканчивали доедать кондитерские деликатесы, я набросал на листе ватмана, приготовленного для очередной корабельной стенгазеты-плаката ко Дню Победы, карандашный портрет его девушки.

Славка Евдокимов жутко растрогался. Витька Фёдоров его утешал, держал под руки, а я делал вид, что прибираюсь после наших "посиделок" в ленкаюте, поэтому "ничего не вижу" и "не замечаю". Славка Евдокимов "незаметно" от нас поцеловал нарисованный мной портрет и начал его сворачивать пополам... Я перехватил эту его "операцию" и завернул портрет его девушки в другой лист твёрдого чертёжного ватмана, загул внутрь "трубы" края, получился своеобразный тубус (футляр для чертежей). С этого момента мы со Славкой Евдокимовым стали близкими друзьями, а Витька Фёдоров начал нас ревновать...

Опять поздно ночью я нетвёрдой рукой кратко записал в свой дневник-ежедневник:
08 мая 1973 вт
Приехал из дома, из Ленинграда, Славка Евдокимов. Что-то, видно, произошло у него дома. Доволен отпуском, но скучает. Это всегда так. Будет работать – всё как рукой снимет!

Не спалось, тем более "жгли" руки и душу полученные от родителей и друзей письма, поэтому опять, в полночь за полночь, я написал родителям письмо:

- Здравствуйте дорогие мои, мама и папа! Сегодня вторник 8 мая (1973). Завтра День Победы. Вчера перешвартовались, поэтому не успел опустить вам письмо-поздравление. Делаю это сегодня. Сегодня у меня праздник. Получил 4 письма: от друга из Эстонии, от Аньки Жуковой и два письма от вас. Громадное вам спасибо!
- Ну, о Юрином письме я уже вам писал, возвращаться к нему не хочу. Посмеялся на фото (мама прислала фотографии со свадьбы Наденьки и Толика - автор). Если у них и дальше будет так весело, то Наденька просто будет счастлива. Про Толика скажу одно: "Не всем на роду написано быть Аполлонами".
- Надюшка (двоюродная сестра) - красавица! Чёрт возьми! За всю свою короткую жизнь я был всего только на одной свадьбе, а кругом столько женятся, выходят замуж, что аж завидно!
- Ну, ничего, уж на одной-то свадьбе я обязательно погуляю вовсю! На своей! Шучу, конечно!

- Есть и ещё одна радость. Приехал Славка Евдокимов из отпуска. Только что был здесь. Пировали. Его родители работают на кондитерской фабрике, так что представляете себе, что я сейчас чувствую. Ели самые дорогие и вкусные конфеты и самый тонкий, новый шоколад. А вечером мы пили натуральный кофе! Так что жизнь наша вполне сносная, почти аристократическая.
- Получил письмо от Ани Жуковой. Любовь с первого взгляда у неё перегорела, но она молодей. С характером. Вообще, думаю, что из неё получится настоящий человек, не чета Наташке... Ладно, об этом потом.
- Валерка из Эстонии пишет коротко. У них "ЧП", "дела" пограничные. Задержали наше (советское - автор) судно. Хотели удрать в Швецию, да судно это прихватить с собой. Вот оно как бывает...

"Валерка" - это Валерий Юрьевич Клепиков, старшина 1 статьи, командир электриков ПЛО, призыва 12 мая 1970 года, член комитета ВЛКСМ БПК "Свирепый", только что (3 мая 1973 года) сыгравший ДМБ с нашего корабля. "Судно", о котором писал Валерка - это был какой-то тральщик 55 дивизиона морских тральщиков 94-й Краснознамённой бригады тральщиков ДКБФ, базировавшейся в "Минной гавани" ВМБ Таллин (Эстонская ССР, Эстония). Якобы экипаж этого тральщика без разрешения начальника базы вышел в море и направился в сторону Швеции. Сторожевые корабли, самолёты и вертолёты ДКБФ вовремя его перехватили, остановили и вернули назад. Впоследствии на одной из вечерних поверок наш старпом капитан-лейтенант А.А. Сальников зачитал короткий приказ командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина, кратко описывающий этот случай, сообщил нам, что "экипаж этого тральщика расформировали и распределили по другим кораблям и воинским частям ВМФ СССР".

(Справка: Официальных или иных исследовательских документальных подтверждений этого факта-события о якобы угоне в мае 1973 года тральщика ДКБФ в Швецию или иное иностранное государство пока нет - автор. Однако в моём письме родителям, в письме Валерия Клепикова автору и в дневнике-ежедневнике от 08 мая 1973 года запись об этом событии есть. Также является достоверным и действительным фактом зачитывание перед строем личного состава БПК "Свирепый" (всех кораблей ДКБФ) соответствующего приказа командующего ДКБФ об этом событии - автор).

- У Славки Евдокимова тоже новостей много. Так что жизнь опять становится интересной. Ну, о себе. Скоро учения. Рока ничего писать не буду, так как не уверен в точности. Будет ясно, тогда и напишу. А после учений будет лето. Ближе к осени планируется БС (боевая служба - автор). Вот летом и заявлюсь (домой - автор).
- Первый удар оттого, что не еду (в отпуск - автор), уже прошёл. Всё в порядке. Главное - не волнуйтесь сами. П обо мне - тем более. Я в полном здравии и порядке. Занимаюсь с экспандером. Делаю стенды. Рисую. Пишу. Вечерами гитара собирает ребят. Говорим обо всём. Вспоминаем разные истории.

Действительно, начиная с майских праздников, "посиделки в ленкаюте у Суворова" становятся регулярными, практически ежедневными, вернее, ежевечерними и еженощными. Гитара, подбор аккордов, исполнение популярных и самодельных песен становится традиционным, а с приходом молодого пополнения на корабль моя акустическая семиструнная гитара начала превращаться в шестиструнную ритм-гитару. Срочно нужно было обновить инструментарий ленкаюты БПК "Свирепый" для ведения культурно-досуговой работы!

- Я тут тоже кое-что вспомнил. Взял, да и написал повесть. Чёрт его знает! Может, из меня писатель выйдет? За учебники берусь редко. В основном занимаюсь алгеброй: формулы, выводы формул. Воли и терпения не хватает. В одиночку не одолеть. Никого нет, чтобы поддерживал! Вот и всё обо мне.
- На улице ("улицей" мы называли верхнюю палубу корабля - автор) солнце! В свободное время урываю минутки, чтобы загорать. Нас "гоняют" за это.

Действительно, находиться на верхней палубе, на открытых надстройках и вооружении без одежды или в одежде, отличающейся от объявленной формы одежды, было нарушением утсава и приказа по флоту, по ВМБ Балтийск и по кораблю. Дежурный офицер по кораблю из ходовой рубки не раз по КГС (корабельная громкоговорящая связь) требовал, чтобы мы, матросы, "убрались с бака или оделись по объявленной форме одежды". Ребята прятались за гребнем волнолома, разоблачались "топлес" и с удовольствием, овеваемые свежим ветерком с моря, подставляли свои белесые тела под жгучие лучи майского солнышка.

- Как ваше здоровье, - спрашивал я в письме родителям. - Адрес Юркин я написал. Послушаете меня! Почитайте те записки! Что у вас нового на работе? И у тебя, мама, и у тебя, папа. И вот ещё что. Вам некогда. Времени не хватает. Вы много работаете, не бережёте себя. Берегите себя! Прошу Вас.
- Папа! Письмо-то твоё всё "идёт" ко мне, да так и не дойдёт. На счёт того, что Юрка (мой старший брат - автор) "сам должен написать Гале о женитьбе (на Вале), я вот что вам скажу... Это жестоко, больно, но единственно верно. Тогда не будет сомнений. Крепко целую вас! Привет всем. Ваш Сашка.

Страсти и драмы бушевали не только у нас на море и флотской службе, но и на гражданке. Бывшая жена моего брата Галя всё никак не хотела смириться с тем, что Юра её оставил и женился на другой девушке (Вале), что у него теперь другая семья. Она не хотела рвать отношения с моими родителями, потому что душой и сердцем "прикипела" к нам... Я тоже искренне любил её и моего племянника Олежку, потому что практически с самого начала их семейной жизни с Юрой и с рождения Олежки был с ними в Севастополе, в Суворове, в Новороссийске. Переживать всё случившееся было очень тяжко, мучительно больно, особенно утрату племянника - Олега. Больше всего и сильнее всего переживала моя мама...

Однако время неумолимо влекло нас всех по течению жизни, а внешние силы в лице государства и командования флота неизбежно "подбрасывало" нам всё новые и новые задания, испытания, переживания. Скоро должны были начаться традиционные, регулярные и ежегодные комплексные военные учения "Запад-73", в которых должны были приять участие вооруженные силы и военно-морские флота государств-участников Варшавского договора. Нашему кораблю в этих учениях предстояло выполнять роль "вероятного противника", то есть ударного натовского корабля.

На майские праздники в базовом матросском клубе ВМБ Балтийск нам показали двухсерийный художественный фильм, оптимистическую драму "Время, вперёд!" (1966), экранизация одноимённого романа Валентина Катаева. Этот замечательный, энергичный и весёлый фильм мне чрезвычайно понравился и я весь май 1973 года был под впечатлением от тех событий, которые были показаны в фильме, от обликов и реплик героев фильма, от того настроения, которое создавал этот фильм.

Том тоже был май, но только 1930 года. Это было время первых пятилеток СССР и показан всего один день жизни строителей Магнитогорского металлургического комбината. Там была замечательная, улыбчивая, спортивная и красивая девушка - Шура Солдатова (Инна Гулая), которая с выразительным худым, как щепка, помощником вывесила огромный плакат-молнию о том, что "труженики Харькова установили рекорд по количеству замесов бетонной смеси за одну смену - 306 замесов". Две бригады бетонщиков - Кости Ищенко (Александр Январёв) и Ханумова (Владимир Кашпур) берутся установить новый рекорд замесов бетона. Для этого плотники делают на стройплощадке новым деревянный помост, по которому будут бегать с тачками члены бригады от куч с цементом, песком и гравием до вращающегося ковша, в котором бетонщики будут замешивать бетон и подавать его непрерывным потоком в место заливки стен комбината. Другие рабочие стройки будут помогать бетонщикам, обеспечивая их водой, стройматериалами, составляя команду зрителей-болельщиков. При этом во время работы и вокруг этого соревнования происходит масса приключений и забавных историй, в том числе и саботаж скрытых противников советской власти и откровенных бюрокартов-дураков.

Начальник 6-го участка Давид Маргулиес (Сергей Юрский) даёт "добро" бригадиру Косте Ищенко на рекорд, а другой начальник стройки Налбандов (Ефим Копелян) ревниво мешает Маргулису, строит козни против него. Бригада Кости идёт на рекорд, но кое-кого не хватает, двое членов бригады Саенко (Станислав Хитров) и Загиров (Раднер Муратов) "разлагаются" вместе с "блатными", прогуливают, "качают права", требуют "обувку" и их с позором изгоняют из бригады. Рабочих рук не хватает и в помощь встают некоторые зрители-болельщики.

У бригадира Кости Ищенко в этот день рожает жена, он срочно везёт её в роддом, по пути они видят слона на стройке... Начинается пыльная буря, потом проливной дождь, "доброхоты" отключают воду, кончается цемент... Всё в этом рекорде пытается мешать, препятствовать, сопротивляться, но в результате бригада Кости показывает наилучший результат. В самый разгар установления рекорда Шура Солдатова вывешивает плакат-молнию о том, что бетонщики Кузбастроя побили рекорд и за смену сделали 402 замесов бетона. Бригада Кости с удивительным энтузиазмом продолжает работу, к которой примыкает отверженный, но счастливый Загиров. Бригадир бригады соперников Ханумов подсказывает Косте, как лучше и экономичней делать смесь и в результате к концу смены есть новый мировой рекорд - 409 замесов.

Все смертельно устали, а тут ещё "враг народа" начальник Налбандов с контрольной комиссией берёт пробы бетона, чтобы доказать несостоятельность своего врага - Маргулиса. Но героемя достаётся то, чего они больше всего желают... Давид Маргулиес и Шура Солдатова в ночной темноте целуются, но их освещает ослепительный свет прожекторов. Они счастливы. Счастливы и мы, зрители, которые с огромным удовольствием посмотрели этот отличный фильм. В конце фильма красавица Шура спрашивает Давида: «Замуж меня возьмешь?», а небритый, потный и уставший Маргулиес ей отвечает: «А ты то меня возмёшь?».

Особо сильной нотой во всём фильме, которая задаёт ему ритм и музыкальность, является музыка композитора Георгия Свиридова "Время, вперёд!". Потом её много раз использовали в телевизионной информационной программе ЦТ СССР "Время". Фильм был снят к 50-летию Октябрьской Революции 1917 года, показывали в начале фильма кадры из киножурнала "Совкино" № 17/280 1930 года: первомайский парад на Красной площади, спуск на воду нового корабля-лесовоза в Ленинграде, лекцию о происхождении человека, кадры похорон «поэта революции» Владимира Маяковского, тему "пакта Келлога", отправку экспедиции для изучения Арктики на ледоколе «Георгий Седов", строительство "Турксиба". В начале фильма на плакате были стихи В. Маяковского: "Шагай страна быстрей моя, Коммуна у ворот! Вперёд, время! Время, вперёд!".

Фотоиллюстрация: 8 мая 1973 года. ВМБ Балтийск. БПК "Свирепый". Кадр из двухсерийного художественного фильма "Время, вперёд!" (1966). Этот образ жизнерадостной, озорной и красивой Шурочки Солдатовой (Инна Гулая) многим морякам БПК "Свирепый" запал в душу и она стала героем множества матросских баек и анекдотов, страданий и мечтаний. Кстати, этот фильм "заразил" нас естественным желанием ускорить буквально всё: приборки, завтрак, утреннюю пробежку на физзарядке, политзанятия, тренировки, чтобы поскорее дойти-добежать до часа "Ч" - выхода на БС (боевую службу), потому что мы все "горели" желанием доказать всем, прежде всего, самим себе, что мы и наш БПК "Свирепый" готовы к боевому походу в море-океан. Нам не хватало только нашей "флотской Музы" - молодой и задорной вдохновительницы наших побед...