Секрет белого стержня

Геннадий Башкиров
"А интересно, — подумал ёжик, — если лошадь ляжет спать, она захлебнётся в тумане?"
"Ёжик в тумане", 1975.

Хорошая была сказка про дуэль человека с драконом о трёх головах. Хороша была сказка про дуэль человека с драконом о семи головах... А однажды, к 12 головам дракона добавилась голова Иван Царевича, и...

И расплодил дракон голов своих бессчётное множество. Одного не учёл: при делении одной головы на несколько сот интеллект теряет остроту. Уже настали времена, когда дракон, не мысля, выживает вид. Он думает, задавит числом, его действий не видно. Если в последнем предложении к запятым добавить точки, что получится?

Топал себе интеллектуал с "татуировкой от дракона" по улице. У него был ожог руки в форме копья: хватанул однажды горячего на кухне, не зная, что яства эти дракону предназначались. Интеллектуал не простым был, а золотым. Таких днём с огнём не сыскать. И Глаз его не видит.

Я расскажу историю интеллектуала с "татуировкой от дракона", которого так и не взяли на работу. Сначала он был школьником, а аттестат "не катит". Он получил профессионально-техническое образование. Всем нужна была "корочка" вуза. Обстоятельства сложились так, что его не призвали в армию. Это не помешало ему подержать в руках боевое оружие. Подержать, в смысле, пальнуть куда (на стрельбище 9 раз в 10), а не с места на место переставить, чтобы вытереть пол и пыль. Прошло много-много времени. После окончания вуза требовался опыт работы. В организациях вкалывали дети: он по возрасту не подходил. Они выяснили, что интеллектуал этот, гад такой, хочет денег за свои знания и навыки управления: ну, это уже ни в какие ворота!

В начале 2000 года работал я недалеко от Красной площади. В пяти шагах. Халтурка была пыльной и низко оплачиваемой. Мне предлагали гордиться. Местом. Тогда модны были понты, их надо было кидать. И пальцы веером.

В главном здании работали интересные люди. Подчас, весьма необычные. Они тщательно охраняли периметр. От меня.

Потребовалась мне отвёртка. Ремнаборы не продавали. Спросил я отвёртку у недалеко расположенных тётенек. Они могли предложить только швабру на весь день под честное слово, и послали к дяденькам. Последние были очень-очень заняты, и разводили руками. Один из них, самый-самый добрый, послал меня к одному молодому человеку, работавшему под самой крышей.

Молодой человек находился в обществе двух девушек, и играл на компьютере. Я вошёл, поздоровался, спросил было о цели своего визита. Мне было велено выйти за порог и ждать. Прошло полчаса. Каждые пять минут я спрашивал про отвёртку. Наконец, в мою сторону высочайше соизволили повернуть одну голову: "А, что, отвёртка? Сейчас. Где она у меня?! — молодой человек засуетился и достал, минут через десять, бордово-перламутровый швейцарский нож. — Иди сюда. Да, можно. Смотри. — молодой человек извлёк, одно за другим, все лезвия и приспособления, любуясь игрой света на стали, затем победно провозгласил: — А вот отвёртка! Только я тебе её не дам. Всё, иди отсюда. Мне, вон, делать надо."

Я видел разных начальников. Это был начальник чердака. Я покосился на холодную сталь, посмотрел вокруг: девушки, безропотно, ждали хозяина.

Немного придя в себя после этого визита, я пошёл в район серверной: может, там знают, где есть то, что мне нужно. Меня встретил сотрудник, с улыбкой выслушал мой рассказ о подъёме под самую крышу и, дав мне отвёртку "до завтра", сказал коротко: "Он — #удак."

Долго ли, коротко ли, обидели меня зарплатой. А может, на место рядом с унитазом метили. Это — не шутка. Плинтус, любимый многими, тут не при чём. Подсказал добрый человек, что есть, в здании по-соседству, отдел, занимающийся писанием. Я его нашёл: милиция останавливала только на КПП.

Прихожу я туда, говорю, что умею. А мне вопрос задают: "Ты — чей?" А я не понял. Не понял, и сказал, что услышал об отделе, и пришёл, как перспективный сотрудник. Вопрошавшие были людьми понимающими и сформулировали вопрос по-другому: "За тобой кто стоит?" Я обернулся: за мной никто не стоял. Оне усмехнулись и сказали, что им должен позвонить зам, обо мне сказать. Не вопрос. Сходил я к заму: он увидел меня впервые в жизни, ему от этой истории стало весело, и он позвонил. Чисто, по приколу.

Встречали меня жёстко: бумажки есть? А без бумажек и я — не я, и нет меня.

Позже мне звонили и гордились тем, что снизошли до человека с улицы, но у меня не было желания возвращаться в этот серпентарий в пяти шагах от Красной площади. Это — не шутка.

Подумал я тогда о "своём деле". Почитал законодательную базу. Прочитал краткий курс начинающего предпринимателя. Подсчитал начальный капитал. Проще застрелиться.

Я не против налогов. Чтобы их заплатить, надо где-то взять сумму, из которой их надо вычесть. Кроме этого, заплатить % банку за перевод туда-сюда. А до того надо где-то взять сумму, чтобы купить компьютер, лицензионное ПО по списку. Оформить, как надо... Да, и налоги вычесть. Бухгалтер из меня — никакой.

Сразу после училища сходил я на биржу "туда". Ей от ПТУ нужна была бумага. Я съездил. Секретарша была либо неграмотной, либо намеренно делала ошибки: не хватило запятой перед союзом "что". Документ надо было перепечатать. На печатной машинке... Биржа "туда" заявила, что в названии ПТУ нет кавычек и, любезно, проставила их. Карандашиком. Образовалась грязь. Эту ошибку училище исправить было не в силах: кончилась лента. Для советской печатной машинки. Абзац.

Тот, кто хотя бы раз был выпускником, знает, как это здорово! Не надо больше ходить туда, куда надо было ходить. В скором времени появляется вопрос, куда идти дальше. И надо ли?

Я, когда в институт пошёл (цикл рассказов "Как я... учился на филфаке"), думал, что, когда его закончу, буду работать там, там или там. Когда я учился, телеящик вовсю кричал о том, что стране нужны специалисты. Ну, это, ну, я стал специалистом. Телевизор возвестил о том, что теперь мы будем строить ракеты наземного базирования. Стране срочно нужны инженеры и математики для строительства смертоносных механизмов. Надо только волшебные палочки закупить.

Это всё присказка была, сейчас — сказка. Сказка о том, как я с государственными органами по трудоустройству в статусе соискателя ещё раз дело имел... Последний.

Я слышал разные слова, я слышал выражения. Может, я не о том подумал, но, мне кажется, я собрал картинку из отдельных кусочков. В качестве примера целостного изображения можно привести море и пустыню. Что такое море? Это когда много воды. Что такое вода? Соединение двух материй. Что такое пустыня? Соединение барханов. Барханы состоят из песка. Песок состоит из песчинок. Из песчинок складывается картина мира.

Выпускник института является пред светлыми очами первой, по счёту, биржи "туда", для выпускников, которая, быстро спрятав под стол вязание, успешно находит на столе мышь. Среди дам, что вязали, сидела девушка. Она нервно двигала ползунок, ища в Интернете тушь для ресниц. Лениво пошевелив манипулятором, самая главная сотрудница задала мне несколько вопросов. Другие сотрудницы, услышав ответы, прекратили тихо мыть кости, и начали деловито изображать работу. Их голоса не могли скрыть интеллектуального превосходства: мне предложили переводить инструкции ПТБ в PDF! Я уточнил: "Дистиллятором?" Сотрудницы биржи "туда" для выпускников, одновременно подняли головы и, чуть не хором, спросили: "Чем???" Я ответил, что это программа такая, "Acrobat Distiller" от компании "Adobe".

Отпечатанные правила по технике безопасности надо было преобразовывать в электронный документ. У меня знаний, м-м-м, немного больше. Потом сотрудницы предложили текст набирать: это так просто, что справится любой школьник. "У нас в ленте ещё вакансия дворника есть, но Вы же не пойдёте?!"

Вторая, третья и четвёртая, по счёту, биржи "туда" были созданы для инвалидов. Я их параллельно посещал. Вакансии предлагали по закону. Я объяснил, что не могу стоять 12 часов на ногах, продавая воздух в супермаркете.

Москва — город для денежно богатых. Я, может, много чего не вижу, особенно, "за кулисами", но я же не тупой. В современной России инфляция навсегда привязана к доллару и, видимо, постоянна.

На третьей бирже "туда" для инвалидов мне предложили выгоду. Она была в периодическом, гарантированном, повышении оплаты труда. Я съездил, посмотрел. Труд рабский.

Оплата за рабский труд в помещении, набитом до отказа: в первый год соискатель, без опыта работы, за бесконечный повтор алгоритма, состоящего из четырёх операций, будет получать 220 в месяц; во второй год к зарплате 220 гарантирована прибавка в размере 20, а на третий — 57. Архигромадная прибавка к пенсии, для которой предусмотрена льгота на оплату ЖКУ, которую вычтут, когда общая сумма перейдёт порог, отграничивающий нищету. К примеру, я получаю льготу: мне до "порога" 7 рублей 18 копеек. Если будет 20 копеек, буду платить "по полной". Купить продуктов на неделю — 63-65 денег; заплатить за ЖКУ — 77 в месяц. Иными словами, если инвалид получает пенсию и подрабатывает официально, то из 200% вычитают 150. Живи, как хочешь. Не забываем про 13 и 18%.

На сайте второй биржи "туда" заманчивое предложение вакансии я нарыл. Хорошо отзывы сотрудников посмотрел! Можно было схлопотать, ставшее стандартным, "выбивание" заработанных денег.

Мне предложили сходить на бесплатные курсы повышения компьютерной грамотности. Первое занятие, понятно, что вводное, понятно, что треть времени "бла-бла-бла ни о чём". Сидел я, как мышка: "мышку" не трогал, кнопки не нажимал, по монитору пальцем не водил. Лекцию не записывал, так как её содержание я могу изложить одной фразой. Я продолжения ждал. Через несколько дней, на втором занятии, объясняют новый материал, и дают задание "на урок". Мне уже тоскливо от понимания о всеобщей беспомощности. Если всё так и будет продолжаться, то с этих бирж "туда" для инвалидов мне надо двигать.

Задание "на урок" я выполняю, и жду, когда поднимется чья-нибудь рука, страждущая быть первой в группе. От нечего делать, я за 20 секунд внимательно изучаю окна, стены, потолок, заставляя себя не нажимать кнопки. Доходит очередь до меня, и преподаватель даёт мне задание "повышенной сложности". Он не сам придумал это задание: вопрос — это и есть ответ. Я записываю в компьютер решение. Напоследок, формирую новую задачу, основывая её на имеющемся усложнённом задании.

Вопрос преподавателю формулирую так, чтобы окружающие услышали, что преподаватель — это преподаватель, а этот — просто слушатель курсов. Очень тихо, чтобы не услышали даже соседи по парте, я задаю вопрос, показывая изображение на мониторе для наглядности. У преподавателя ступор. По глазам видно, что он меня сейчас убьёт в состоянии аффекта.

Ну, это, ну, я думал, он на вопрос ответит: вопрос-то — лёгкий. Я ж думал: вокруг же — общественность, у неё же — мнение. Его ж сформировать можно. Исключительно положительное. На этом же занятии я принял решение, и навсегда ушёл с бирж "туда" для инвалидов.

Хреновая перспектива.

Когда я, последовательно, уходил с первых четырёх бирж "туда", сходил я на городскую ярмарку вакансий целых два раза. Ну, это, как бы это... Слов нет.

Первый раз на предложения я смотрел неторопливо. Представители работодателей только что не зевали. С одними поговорил, с другими: для меня ничего нет. Стоит вдали здоровенный мужик, улыбается широко, руки развёл в стороны в приглашающем жесте. Слева громыхнуло: "Молодой человек! Идите к нам!" — "Здравствуйте. А что у вас? Вы кто?" — "Мы — ракетчики! А Вы, может быть, физик или программист?!" — "Нет, извините. Я — филолог."

Здоровенный мужик как-то сразу сник: в его диапазоне не было такого значения.

Собрался я уходить с этой ярмарки, как что-то меня потянуло в последний ряд. Там-то меня и отловили неводом. Красиво всё расписали, и сказали, что можно заработать денег. Визитку дали, и время обозначили. Я сходил в день и час по адресу: оказалось мошенничество, в особо мелких размерах, на доверии и эмоциях.

Пошёл я на городскую ярмарку вакансий во второй раз: может, обломится что. Эта ярмарка проходила в другом месте, на юге Москвы, недалеко от здания прокуратуры. В широком зале столы стояли буквой "О", и череда людей шла, не останавливаясь где бы то ни было. Один из столов все, абсолютно все, обходили по дуге, обходили волной, обходили по синусоиде, обходили трапецией, просто, обходили. Я подошёл посмотреть, от чего люди шарахаются: они же работу ищут?! Служба судебных приставов.

Через стол от представителей приставов сидел этот самый, который меня неводом ловил на предыдущей ярмарке. Он меня сразу узнал... Он мне стал пророчить дальнейшую жизнь в обществе бомжей с ежедневным купанием в дерьме. И другие слова говорил. Разные... Такой эмоциональный человек оказался... Через стол от представителей службы судебных приставов, подтянутых, выглаженных, и со стрелочками.

Пятая биржа "туда", имея колоссальный опыт, взялась "добить" меня.

Сначала мне предложили стать машинисткой, и очень удивились, что скорость набора текста не соответствует стандарту. У всех же "200 вслепую"?! Если бы я не представил документы, подтверждающие инвалидность, то мне предложили бы работу дворника. Дипломы и грамоты отнесите в туалет. Закопайте поглубже.

В очереди, параллельно со мной, стоял, немолодой уже, человек. Он рассказал, что долгие годы был инженером по стрелковому оружию. Его сократили за 11 месяцев до выхода на пенсию. Сюрприз!!!

Немного поискав в базе, пятая биржа "туда" начала меня "добивать". Дала направление на Кудыкину гору: меня там, просто, ждут. Съездил я туда: вакансия просрочена ОДИН ГОД НАЗАД. Почему она до той поры была в базе биржи "туда" со статусом "актуально", стало понятно позже: зарплата маленькая.

Ещё мне предлагали работать... сейчас... недалеко от дома. Сейчас... Вакансия только для людей... сейчас-сейчас... с ограниченными возможностями здоровья: сейчас будет прикол! В Зеленограде. На бирже точно знали, что держат меня на крючке. Я туда позвонил. Ради справедливости надо сказать, что работа была дистанционной. Езда: автобус, метро, электричка: 30 км по железной дороге, автобус, здравия желаю! И обратно. Обещали кучу денег: 4900 рублей в месяц.

Многие люди не понимают, что расстояние может убить. Я говорил со знакомым, уволенным в связи с переизбытком рабочей силы в области; он теперь в частном такси. Он удивился: "А что, я еду на работу 2 часа." А я ему пытаюсь объяснить, сопоставив его физические данные с отсутствием таковых у себя...

Ещё мне предложили работать в полиции. Я удивился: "Какая полиция, Вы же читали мои документы?!" Оказывается, сотрудницы биржи "туда", немножко, в психологов играли. Скучно! Скучно каждый день всех посылать во дворники. Усмехнувшись моей реакции, уточнили, что Управлению полиции требуется корректор.

Управление — "сталинская" высотка, громадное и красивое здание. Полковник был деловым. Он сказал, что такие деньги за такую работу — это не дело. Я, едва его догнав, согласился с ним, так как я прекрасно знаю, какова работа корректором. Особенно, когда не платят, а управы — нет.

И, самое яркое, что мне предложила пятая биржа "туда", была вакансия в телерадиокомпании "Звезда". Улёт!

Биржа "туда" листик для подписи выдала?! Кати! Три рабочих дня на решение, будут проблемы, вот телефон. Звоню в "Звезду": секретарша интересуется, кто беспокоит, узнаёт, и вешает трубку. Звоню ещё раз, говорю, мол, направление от би... Гудки. Ну, думаю, может аврал, "срочно в номер", то есть, в сетку вещания, и коллективное стояние на ушах, с промежуточным отжиманием. Не-а.

Звоню в пятый раз и... попадаю. Слышу нечто странное: женский голос, скороговоркой и, чуть сбивчиво, говорит о том, сколько у неё дипломов, где работала до этого, затем голос делает паузу, ожидая ответа. Я слышу паузу и, чуть сбивчиво, говорю о том, что звоню по направлению биржи "туда", и о том, какого цвета мой диплом. Слышу я возмущённый женский голос, утверждающий, что она тоже звонит по направлению биржи "туда"!

Я, просто, догадался. Я догадался, что секретарша, посредством коммутатора, соединила надоедливых и "доставших" её, безработных. Поговорив с женским голосом в трубке, который принял меня за начальника "Звезды", я высказал предположение, что нас соединили с помощью мини-АТС. "Вот же с..." — женский голос в выражениях не стеснялся. Гудки. Я полагаю, где-то посередине, на линии, была громкая связь.

А однажды о моих несчастьях прознало правительство. Оно узнало, что умею я писать. Оно громко возвестило: "Срочно! Скорей! Он умеет писать! Нам такие нужны!" Правительство, такое непостоянное, было разным в разные дни: в те дни, размышляя о величии России, оно обещало, а в эти дни, заботясь о благе народа, вопрошало, выпустил ли я пар? Но телефончик дали. Молодёжной биржи "туда".

Мне, в целом, какая разница, на чьих детей работать?!

На порог-то молодёжной биржи "туда", шестой, по счёту, я вошёл, да окликнули меня "биржевики", и осведомились, умею ли я читать? В смысле, куда ты, старый хрен, прёшь? Ну, это на фоне детей, которым надо в пионерский лагерь вожатыми. Я ляпнул про правительство, которому срочно нужны те, кто умеет писать. Телефончика, данного правительством, не оказалось в справочнике на посту охраны. На горизонте появился, натурально, спецназ: крепкие ребята в сером. Встав полукругом, и наблюдая за мной, мне позволили набрать номер.

Правительство не обмануло с номером: спецназ отступил. Мне на бирже делать --оказалось-- нечего, так как я — ни чей, а там — все свои.

Если внимательно присмотреться к геральдическому изображению всадника, карающего змея копьём, то невооружённым глазом можно заметить, что сказочное существо наконечник копья грызёт. Как специалист по писанине, я могу изобразить, как ракета, неся "мир во всём мире" в точку прилёта, "сеет разумное, доброе, вечное".

На правах последнего прикола, отправил я SMS на короткий номер 04040, Деду-Морозу, в последнюю инстанцию. Многие просят Прямую линию: "Царь-государь, крыша протекает, окажите милость. Дороги развезло, а настил дощатый — столько хлопот!" Я читал сообщения по ТВ, но я же не на паперти, чтобы --просить-- доброго дядю. SMS было простым и ёмким: "Почему инвалиду детства с в/о суждено быть не нужным в РФ?" Сделал я это в семнадцатом году, столетие спустя после известных событий.

Добрый волшебник в голубом вертолёте так и не прилетел.

В художественном фильме "Место встречи изменить нельзя" литературный товарищ Конфуция сказал: "Очень трудно искать в тёмной комнате чёрную кошку, особенно, если там её нет."

Встреча была случайной. Лучше заниматься любимым делом, правда?

Я могу сделать дощатый настил. По одной досточке. Лишние знания выветрились.


29 июня 2018 года — 28 июля 2018 года.