Шапочное знакомство с авиацией

Александр Щербаков 5
В конце 50-х годов прошлого века в наш северный поселок Херпучи, который в зимнее время был оторван из цивилизации огромными расстояниями дремучей тайги на несколько месяцев, впервые прилетел самолет. Это был небольшой самолетик Як-12, в кабине которого умещалось 4 человека – пилот и 3 пассажира. За вторым рядом сидений можно было разместить багаж.  Я немного сгустил краски, заявив, что наши северные поселки были оторваны на многие месяцы. Нет, в них доставлялась почта на аэросанях, которые передвигались по замерзшим руслам рек. Потом, когда лед становился крепким, сделались зимние дороги – «зимники». И по ним возили многие грузы разнообразные автомобили – американские «Студебеккеры», наши ЗИС-5 и ГАЗ-АА, которые назывались «полуторками». Но на это уходило много времени, ведь самые близкие к нам населенные пункты были за 200 км.  А вот самолет, который долетел в нам из Николаевска-на-Амуре, в те годы столицы Нижне-Амурской области Хабаровского края, всего за час с небольшим.

Малая авиация для севера Хабаровского края, да, я думаю, и других регионов Сибири и Дальнего Востока, была крайне необходима, особенно в зимнее время. Летом, в период навигации, по рекам и речушкам ходили катера, небольшие пароходы, потом появились суда типа «река-море», которые завозили грузы в Охотск, Аян, Чумикан,  но авиацию для доставки срочных грузов или по другим экстренным причинам, заменить ничто не могло. У медиков есть  термин «санавиация», хотя на самом деле специальных самолетов для доставки врачей или больных в те годы не существовало, они летали на обычных самолетах.  И иногда в крайне неблагоприятных погодных условиях, когда другие рейсы не выполнялись. В такие полеты отправлялись самые опытные летчики.

Я жил довольно далеко от аэродрома, который сделали, найдя подходящее поле на окраине поселка, дополнительно разравняли отвалы камней, оставшихся после работы драг, расширили взлетно-посадочную полосу, укатали камни чем-то, я даже не знаю, ведь катков, какие мы сейчас видим на наших дорогах при укладке асфальта, в наших поселках отродясь не было.  Но самолет прилетел, сел на этом аэродроме, и к нему сбежались все поселковые мальчишки. Прибежал и я, ведь о прилете самолета узнал, выглянув в окно.  Глиссада при посадке проходила буквально над нашим домом.  Мы обступили это чудо техники и человеческой мысли,  и тогда у многих появилась мечта стать летчиками. Я знаю двух таких пацанов, которые исполнили свою мечту. Фамилию одного уже не помню, но вот второго, Володю Козлова, моего одноклассника, не забуду никогда. В дальнейшем он стал командиром воздушного судна, самолета Ту-154, и ныне живет в Благовещенске.

Потом самолеты стали летать регулярно, и Як-12, и самолеты побольше, бипланы Ан-2, рабочие лошадки малой авиации. Рейсы выполняли самолеты из Хабаровского и Николаевского авиаотрядов, и до Хабаровска с посадками в селе Полины Осипенко и Комсомольске можно было долететь в пределах 4-х часов. Причем если вначале летали грузо-пассажирские Ан-2, то позже полетели и пассажирские Ан-2П, где стояли пассажирские кресла, а не скамейки вдоль бортов, скользкие, по которым пассажиры скользили при взлете. Стоимость билета от Хабаровска до Херпучей была 16 рублей, а от Николаевска до Херпучей - 4 рубля.   Мне довелось полетать и на тех, и на других самолетах. Об одном таком эпизоде я написал  рассказ. http://www.proza.ru/2017/04/23/61   И эти полеты на таких самолетах  для меня лично  завершились лишь в середине 90-х годов, когда малая авиация в Хабаровском крае приказала долго жить.  Т.е. не менее сорока лет я летал на «Аннушках», а вот полеты на Як-12 завершились еще в 60-х годах. А вот на более современном самолете L-410, относящегося к малой авиации, летал в 1999 году, из Хабаровска в Благовещенск.

Однажды я решил посчитать, на каких типах гражданских воздушных судов я летал за свою жизнь. И оказалась солидная коллекция. Давайте загибать пальцы по мере перечисления самолетов разных фирм.

Вначале я летал на самолетах Ил-12 и Ил-14 по маршруту Хабаровск-Николаевск-на-Амуре.  Самолеты практически  одинаковые, только  у Ил-12 заднее колесико было маленькое, и нос самолета был задран кверху, когда самолет стоял на земле.  А у Ил-14 было одно переднее колесо, два в под крыльями, на которые самолет опирался, когда стоял.

Далее последовали полеты на самолетах Ту-104 и Ил-18.  Но больше всех в этот период мне нравился самолет Ту-114, турбовинтовой. На нем я летал в Москву. В нем был  салон, где стояли столики,  и кресла были у этих  столиков, как в купе вагона. Можно было играть в преферанс весь полет, и время летело незаметно. И принимать пищу было очень удобно. Говорят, что эти самолеты были очень неэкономичные, поэтому их век был недолог. А жаль, сделали бы более экономичные двигатели, и такие самолеты продолжали бы летать.

На смену им пришли Ил-62,  дальне-магистральные.  Ту-154 и Ту-134 с тремя и двумя двигателями в хвосте летали на более короткие расстояния. На всех этих самолетах мне доводилось полетать. Чаще на Ил-62, ибо летать в Москву мне приходилось  часто.  Уже в последнее время им на смену пришли самолеты Ил-86, Ил-96, широко-фюзеляжные. Они брали на борт больше 300 пассажиров, но были вынуждены совершать промежуточную посадку на пути из Хабаровска в Москву и обратно. Однажды, в летнюю июльскую жару я вылетел из Хабаровска, самолет заправляли в Норильске, где было всего плюс 5 градусов, и пассажиры, которым пришлось покидать самолет и потом ждать повторной посадки в накопители под открытым небом, изрядно замерзли.

В конце ХХ века я полетал на самолетах Ту-204 и Ту-214,  Боинг-737 и Боинг-747,  Боинг-777,  Аэрбас А-320 и А-350.  Понятно, на иностранных самолетах я чаще летал за границу или внутри иностранных государств, но и на Сахалин однажды летал на стареньком Боинг-737.  Но видел я еще несколько самолетов транспортной авиации – наши Ил-76 и американский Локхид С-5, причем военный. Этот самолет доставил в Хабаровск большое количество гуманитарного груза в начале 90-х годов. Впервые в Хабаровском аэропорту приземлился огромный военно-транспортный самолет США совершенно черного цвета. Поглазеть на  него сбежался почти весь персонал аэропорта.  Тоже впервые на аэродром заезжали автомобили не самого аэропорта, а обычные грузовики различных организаций города, которых мы привлекли к транспортировке гуманитарного груза.  Заглянул внутрь самолета и я, тем более, что был ответственный за приемку груза. Огромный  салон, где рядами стояли упакованный груз, сверху и по бокам  разнообразные приспособления для загрузки и выгрузки груза из салона самолета.

Мне довелось лететь в самолете, где несколько пассажиров в полете стояли, как в городском автобусе, держась руками за полки над головой. Такой рейс был 90-е годы из Харбина в Хабаровск.  Получилось это потому, что билеты на рейсы в Китай продавали Хабаровский авиаотряд и ЦАВС (центральное агентство воздушных сообщений).  И временами на одно место в самолете продавалось по два билета. Чтобы вывезти всех рвущихся в самолет пассажиров с билетами, командир воздушного судна Ту-154 взял минимум топлива и багажа пассажиров, за которым послали грузовой Ан-24,  но зато вывезли всех пассажиров. Вот и пришлось мне лететь сидя, а надо мной нависала фигура пассажира, и я молил Бога, чтобы того не стошнило в полете. К счастью, все обошлось.

А вот однажды после прилета такого же переполненного пассажирами самолета, багаж которого позже доставили грузовым бортом, мне пришлось искать этот багаж насколько дней. Делал я это по просьбе своего коллеги, министра здравоохранения Бурятии, которая вернулась из поездки в Китай только с ручной кладью.  Получив багаж, я отправил его через проводника поезда в Улан-Удэ. И такое было в «лихие» 90-е годы.

Еще один забавный случай всплыл из моей памяти. В феврале 1991 года в Хабаровске проводилась советско-американская научно-практическая конференция по здравоохранению. Проводилась с размахом, в течение 2-х недель.  И приехавшие на конференцию два американца русского происхождения (их родители после революции уехали за границу),  попросили нас помочь им побывать в Ленинграде, где жили их предки. На внутренних линиях паспортный контроль отсутствовал, поэтому  были куплены билеты туда и обратно, и  наши гости благополучно улетели. Но когда мы приехали их встречать в аэропорт, оказалось, что рейс из Ленинграда из-за погодных условий в Хабаровске  посадили в Монгохто, на аэродроме морской авиации.  Прилетевшие на следующий день американцы рассказали, что всех пассажиров разместили в казармах, а их двоих в Красном уголке воинской части, и они спали там под бдительным взглядом вождя мировой революции Ленина, от которого их предки драпанули много лет назад.  Портрет Ленина висел в Красном уголке на стене.

Теперь поговорим об   истребителях. Боже упаси, я не летал на этих военных самолетах, был только рядом и даже внутри.  Как известно, в городе Комсомольске-на-Амуре есть огромный авиационный завод, который выпускает самолеты семейства «Сухого». Раньше это были только военные, а теперь и гражданские – самолет Сухой Суперджет-100.  Еще когда я в середине 80-х годов  приехал в командировку, то во время пребывания на Дземгах неоднократно слышал звуки от пролетающих очень низко самолетов.  Потом, став первым заместителем заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома, я стал куратором второго по величине города в крае по линии здравоохранения. Мой давний друг еще со студенческих лет Валерий Файзулин стал главным врачом городской больницы № 2, которая начиналась как медсанчасть авиационного завода.  Он познакомил меня с несколькими заместителями генерального директора КНАППО имени Гагарина, выпускающего знаменитые Су-27. С одним из них, Брегманом, мы даже вместе парились в сауне одного из цехов завода. 

А первый заместитель Генерального организовал для меня экскурсию по заводу, где я увидел весь технологический процесс сборки истребителя.  От огромного куска алюминия, где путем фрезерования создавали прочный каркас фюзеляжа, до готовых самолетов нескольких модификаций.   Видел, как луч лазера под контролем компьютера выжигает в толстом листе титана крошечные отверстия, идущие каждый под своим углом.  Потом эта деталь будет вставлена в сопло самолета, чтобы туда не залетали птицы. Титан не поддается коррозии, но очень трудно обрабатывается. По территории завода мы передвигались на автобусе, настолько она огромна. Да есть еще и ВВП (взлетно-посадочная полоса), ангары, где прячутся от оружия потенциального противника  самолеты полка охраны завода и города Комсомольска.  В память об этой экскурсии у меня остались сувениры с изображением самолета Су-27 – наручные командирские часы,  заколка на галстук и небольшой значок на лацкан пиджака.

Еще одна запоминающаяся встреча с персоналом завода произошла на правом берегу Амура,  на турбазе КНАППО, куда меня привез Файзулин. Мы отдыхали, ловили рыбу.  Подошел катер с завода, который привез еще несколько человек, желающих провести время на лоне природы.  Мы познакомились. Два человека оказались летчиками-испытателями авиазавода.  Когда общение стало более свободным за столом с хорошей закуской и выпивкой, летчики разговорились. Говорили о многом, но мне запомнился один рассказ.  Произошло это80-х годах, когда существовал еще Варшавский блок.  Поступила рекламация на продукцию завода, в одной из частей войск дружественного нам государства произошло два аварии с самолетами Су-27.  Руководство завода направило разбираться одного из замов, летчика-испытателя и опытного техника.  Посмотрели, поговорили, и поняли, что причинами аварий было низкое мастерство пилотов и техников, обслуживающих самолеты перед полетом.  Построили всю воинскую часть, летчиков, техников. Выходят члены комиссии и заявляют,  что причиной аварий является  человеческий фактор, самолеты надежны.  И в доказательство этого попросили указать на любой самолет в части, на котором мог бы полетать наш летчик.  Указали, техник пролазил его весь, от кабины пилота до шасси. Наш испытатель взлетел, сделал фигуры высшего пилотажа, и в завершении на небольшой высоте пролетел над ВВП вверх шасси.  Тут уж все присутствующие не выдержал, и стали аплодировать летному мастерству  нашего летчика-испытателя.  Эту историю и рассказал нам сам летчик.  Я крепко пожал ему руку.

Весной 1994 года, когда я получал водительские права, гаишник, который принимал  у меня вождение, посоветовал больше ездить, чтобы закреплять навыки. И я каждую субботу-воскресенье накручивал на спидометр своего Ниссан Скайлайна больше сотни километров. Мотаться туда-сюда неинтересно, поэтому я стал ездить по окрестностям города. Сворачивал на дороги, неизвестные мне. Тогда еще подробных карт в помощь автомобилистам не существовало, они появились немного позже.  И свернув на дорогу в сторону деревни Калинка,  увидел недалеко от дороги защитные капониры для самолетов, и стоящий прямо на рулежной дорожке  небольшой истребитель.  Я тут же остановился, мне стало интересно взглянуть.  Миновал неглубокую канаву, перешагнул через  повалившийся  забор из колючей проволоки, и оказался на территории бывшего военного аэродрома, с которого взлетали самолеты ПВО, защищавшие краевой центр со штабом округа.  Теперь все это было брошено, в том числе и самолет.  К кабине пилота вела приставная лестница, и я поднялся по ней.  Пустая кабина, треснутый плексиглаз колпака. Мне, которому довелось видеть, как создаются боевые истребители, стало жалко этот одиноко стоящий самолет из семейства МИГ, никому не нужный и бесхозный.   Через некоторое время этот самолет уже не стоял, но вот капониры все были раскрыты. Видимо, местные умельцы немало поживились в них.

А через год я все же посидел в кабине истребителя Су-27. Случилось это как.  Авиационный завод решил выделить валюту больнице № 2 на покупку компьютерного томографа. Стали выбирать, какой купить – Сименса или Филипса.  Представитель фирмы Сименс по России господин Андерсен (у меня сохранилась его визитка) прилетел в Комсомольск на беседу с руководством больницы и авиазавода.  Встречали его шикарно, решили показать завод и самолеты.  Я его сопровождал. Увидев готовый самолет, Андерсен поднялся по ступенькам к кабине, и сопровождавший нас заместитель Генерального директора предложил ему залезть в кабину. Такого довольного лица, как у этого представителя Сименса, мне редко доводилось видеть.  На банкете он благодарил хозяев за возможность посидеть в кабине лучшего в мире истребителя, но очень сетовал, что это не осталось на фотографии по причине соблюдения секретности. Мол, ему не поверят друзья и знакомые, перед которыми он будет хвастать. Правда, толстую пачку буклетов о КНАППО ему вручили. Вот тогда и мне удалось посидеть в кабине Су-27. Такого обилия циферблатов, табло, кнопочек, тумблеров, ручек и рычагов  я никогда не видел. Как во всем этом разбираются летчики, непонятно.

Но любой, самый современный самолет не взлетит без аэродрома. Каких только аэродромов я не повидал за свою жизнь. Маленьких, всего один домик, где и диспетчер, и радист, и кассир и другие,  нужные в аэропорту специалисты – все в одном домике. Такие аэродромы я видел в родных Херпучах, селе Полины Осипенко, Чумикане, Аяне, Чегдомыне, Бриакане, Богородском и еще в нескольких населенных пунктах Хабаровского края, куда летали в советское время самолеты малой авиации. ВВП на них имеют грунтовое покрытие.

Чуть побольше были аэродромы в Охотске, Николаевске, Советской Гавани, еще больше в Комсомольске-на-Амуре. А самый  большой аэродром в Хабаровске. Причем там как-бы три здания аэропорта, появившиеся в разное время.  Одно здание очень старое, со шпилем на крыше. Потом построенное к Олимпиаде 1964 года  здание аэровокзала, которое верой и правдой служило много лет. Но во время непогоды в северных районах Дальнего Востока, куда можно было долететь только через Хабаровск, в этом здании негде было пройти. Люди спали даже на ступеньках лестниц. Последнее, построенное в 90-е годы,  здания аэропорта уже удовлетворяет всем современным требованиям. Да и рейсов стало намного меньше летать.

Я был в трех аэродромных комплексах Москвы – Домодедово, Шереметьево, Внуково, в аэропортах  Пулково в Питере, Кольцово под Екатеринбургом, в аэропортах Куйбышева, ныне Самара, Тюмени, Сургута, Ханты-Мансийска, Барнаула, Красноярска, Иркутска, Новосибирска, Владивостока.  Во время заграничных поездок самолеты, на которых я летал, садились в аэропортах Парижа (Орли) во Франции, Вены в Австрии, Форли в Италии, Анкориджа на Аляске США, в японских городах Ниигата, Аоморри, Токио.  В последнем городе несколько аэродромов, я был на том, что построен на искусственном острове, созданном из бытовых отходов.  Был и на аэродромах  китайских городов Харбин, Шанхай и Санья. Самым большим из всех аэродромов мне показался в Шанхае.

Так что я могу сказать, что мой налет часов на самолетах весьма солиден, можно претендовать на льготную пенсию, как летчик. Шутка, конечно, труд летчика тяжел и рискован,  ему ведь доверяются жизни сотен пассажиров. Увы, все чаще и чаще мы сталкиваемся с авариями по вине человеческого фактора. То в огромном  Аэрбас А-320 командир доверяет порулить малолетнему сыну,  самолет сваливается в пике,  и разбивается.  Резонансная гибель хоккейной команды «Локомотив» из Ярославля произошла тоже по вине командира и второго пилота, действующих враздрай.  Даже гибель военно-транспортного самолета под Сочи, в которой погиб весь состав хора имени Александрова, тоже произошла по вине пилотов.  Сейчас мы все чаще сталкиваемся с недостаточным профессионализмом многих специалистов в разных отраслях народного хозяйства и обслуживания, что приводит к человеческим жертвам. Вот и временами берет оторопь, как я, столько полетавший на самых разных типах самолетов, до сих пор жив.  Просто были в наше время хорошие пилоты, не чета нынешним, которые покупают свои дипломы по блату. А расплачиваемся за это мы, пассажиры.