Пособие по международной экспедиционной деят-ти

Василий Пономарев-Полянский
Меня коллеги всё подначивают: Вася, напиши книгу, напиши книгу...

Ведь это должно быть востребовано...

Насколько я знаю, сейчас пробиться с публикацией очень трудно. Издательства идут на контакт только при условии издания на счёт автора, а мне такое не нужно.

Поэтому выкладываю тут, но без основной части, приложений и кое-чего ещё.


. . .


За более чем двадцатилетний период работы в сфере международной экспедиции накопился большой практический опыт.


Цель данного пособия — не в наукообразном изложении нормативных актов, а в объяснении простым человеческим языком требований, реалий и нюансов документооборота.

<...>

Работа с любым партнёром начинается с заключения договора. <В приложении можно посмотреть типовой договор - (в этой версии нет)> Надо иметь в виду, что у российских банков имеются довольно жёсткие требования к реквизитам получателя платежа. Пример таких требований выложен ниже.

РЕГИСТРАЦИОНННЫЕ данные:
1) Название фирмы + форма собственности + сокращённое название или форма собственности (если есть)
2) Регистрационный номер фирмы в госреестре страны
3) Регистрационный номер налогоплательщика
4) Юридический адрес фирмы
5) Фактический адрес (если отличается от юр. адреса)

ПЛАТЕЖНЫЕ РЕКВИЗИТЫ:
1) Наименование банка
2) Адрес банка
3) Расчетный счет
4) SWIFT банка
 
Банк-корреспондент для оплаты в евро:

- наименование банка
- SWIFT

Банк-корреспондент для оплаты в российских рублях:
- наименование российского банка
- БИК
- Корр. счет в ГУ Банка России
- Корр. счет иностранного банка в российском банке-корреспонденте
- Наименование иностранного банка
- Номер расчетного счета получателя платежа в иностранном банке.

Необходимо указать банк-корреспондент и корр. счет (рублёвый корр. счет в российском банке, номер такого счёта начинается на 30111 или на 30231, счёт имеет длину в 20 знаков).

Надо отметить, что реквизиты, указанные в Договоре, потом полностью должны быть указаны в счетах, банки проверяют их соответствие.


Тщательной проверке подлежит название компании. Необходимо иметь в виду, что "Евротрак", "ЕвроТрак", "Евро трак" и "Евро-трак" — это четыре разные компании. В некоторых регистрационных документах название компаний пишется прописными буквами ("капслоком"), что несколько затрудняет идентификацию. Написание названия компании в Договоре и на круглой печати должно полностью совпадать. Именно такую печать необходимо потом будет ставить на Акты, всякие заменители вроде "Для документов №1" не подойдут.


Есть особенности при работе с некоторыми иностранными коллегами. Например, в Польше круглая печать используется только государственными органами, а коммерческие компании ставят наборный прямоугольный штамп. Лучше заранее выяснить стандарты, принятые в стране регистрации вашего партнера.


В случае изменения реквизитов к Договору составляется Дополнительное соглашение.


Важной и неотъемлемой частью договора является Заявка. Условия и положения Заявки имеют приоритет в случае их отличия от положений Договора (см. п. 6.3 Договора в приложении). В Заявке фиксируется ставка за перевозку, валюта, условия платежа (например, "Оплата в российских рублях по курсу ЦБ РФ на дату платежа"), точное время и дата загрузки, адреса загрузки и выгрузки, количество мест загрузки (если их больше одного), контакты. Надо иметь в виду, что потом данные условия, как правило, не меняются, поэтому все вопросы необходимо решать на стадии оформления Заявки.

Перед началом работы заключается договор, стороны обмениваются сканами с подписями и печатями (потом стороны обменяются и оригиналами документов), высылается Заявка, в которой прописываются условия оплаты, в ответ на заявку присылается такой документ, как Информационный лист (Инфолист, см. в приложении), и скан подтверждения заявки.


При начале работы с резидентами других стран во избежание двойного налогообложения перед оплатой необходимо получить от них Сертификат (Справку) о резидентстве (с указанием года, в который осуществляется платёж) с нотариально заверенным переводом на русский язык. Некоторые иностранные партнёры могут пытаться убедить вас в том, что работа их нотариальных органов не признаётся в России, однако никаких свидетельств тому нет, скорее всего, партнёры просто не хотят платить за перевод, в таких случаях необходимо смело требовать Справку с нотариально заверенным переводом на русский язык. Позже надо обязательно получить оригиналы Справки и перевода. Белоруссия Справки делает сразу на русском языке, соответственно, перевод их справок не требуется. В Польше Справка называется CFR-1 (в Литве — Lietuvos Rezidento Rezidavimo Vieta Patvirtinanti Pazyma). В белорусских справках допускается указывать не налоговый год, а иной период, на это надо тоже обращать внимание.

Справка нужна именно на тот период, в какой осуществляется оплата. Т.е. если перевозка осуществлена под Новый год, а оплата будет производиться в следующем году, Справку необходимо требовать уже в следующем году.


Если уже на стадии заключения Договора, оформления Заявки, получения Справки с переводом возникают какие-то проблемы, недопонимание, пренебрежение пусть мелкими, но важными деталями — это повод задуматься, стоит ли сотрудничать дальше. Многолетний опыт работы в данной сфере однозначно говорит о том, что если на стадии заключения договора видна небрежность, неграмотность, невнимательность, то в текущей работе стоит ждать ещё бо;льших проблем.


При разгрузке необходимо правильно оформить международную накладную (CMR). Обычно при международных перевозках грузы сопровождают сразу несколько копий CMR, как минимум одна со всеми печатями и штампами, проставляемыми при прохождении границ, должна доехать до склада. Если такая CMR действительно только в одном экземпляре (чего быть не должно, но иногда случается), настоятельно рекомендуется на месте выгрузки сделать несколько копий и все их заверить печатями и подписями клиента, указанного во второй графе CMR. Один экземпляр отдаётся водителю (без "погашенной" CMR он не сможет пересечь границу), второй — получателю, третий — экспедитору (если в перевозке участвовал экспедитор). При получении груза в CMR ставится точная дата выгрузки, это важно для оформления Акта выполненных работ (о котором речь пойдёт ниже). Если во время выгрузки выясняется, что груз поврежден, необходимо самым тщательным образом зафиксировать этот факт средствами фото- и/или видеофиксации в присутствии представителя перевозчика (водителя), вызвать страхового агента, а пока он едет — составить Акт о повреждении груза с подписями приёмщика, водителя и других ответственных лиц. Если водитель отказывается подписать Акт — ничего страшного, это встречается довольно часто, в Акт вносится отметка об отказе подписывать документ со стороны перевозчика и заверяется двумя свидетелями. Надо отметить, что, как показывает практика, далеко не всегда виноват перевозчик. Груз часто повреждают сотрудники таможенных органов, складские работники при погрузке (а водитель может быть к ней не допущен), так что разбираться в любом случае придётся тщательно, при участии представителя страховой компании.

Если повреждение груза незначительное (например, повреждена только внешняя упаковка), по усмотрению получателя груза можно не проводить никаких мероприятий для экономии времени и нервов, отметка в CMR в таком случае не делается. Но надо иметь в виду: когда водитель на своём автомобиле покинет территорию склада, вернуть его, скорее всего, не удастся, возможность составления акта о повреждении груза будет упущена, и все возможные убытки лягут на получателя. Поэтому на сотруднике, подписывающем CMR, лежит большая ответственность.


Акт выполненных работ составляется по факту успешной выгрузки. Как правило, Акт оформляется перевозчиком или экспедитором, подписывается обеими сторонами. Надо тщательно следить за тем, чтобы стороны в Акте именовались точно так, как в Договоре между ними. Если одна из сторон в договоре названа "Исполнителем", то так должно быть написано и в Акте, а не "Экспедитор" или "Автопредприятие".

Белорусские перевозчики обычно знают, как составлять Акт, и сами предоставляют его, т.к. законодательством Белоруссии предусмотрен данный документ в качестве обязательного. Российские перевозчики сами предоставляют Акт, т.к. именно такой регламент установлен законодательством России. Если перевозчик — резидент Литвы, Латвии, Польши и других стран, он может не выставить Акт, т.к. законодательством данных стран он не предусмотрен, и тогда задача оформления акта ложится на российского агента (получателя или экспедитора). Акт составляется в достаточно произвольной форме, но есть несколько строгих требований к его содержимому.


1. Дата составления Акта должна точно совпадать с датой выгрузки, указанной в CMR. Это объясняется просто: до момента выгрузки работа ещё не выполнена, а сразу после — получатель уже может распоряжаться грузом по своему усмотрению, продать его, соответственно, акт формально должен быть заключен между этими моментами (как минимум, дата не должна им противоречить), т.к. для оформления продажи получатель должен предоставить данный Акт.

2. В Акте должен быть указан номер Договора + номер соответствующей Заявки.

3. По российским нормам, обязательно присутствие фразы "Транспортные услуги".

4. Если валюта контракта (и Заявки) не совпадает с валютой платежа, необходимо пояснение, например, "Оплата производится в российских рублях по курсу ЦБ РФ на дату оплаты" (или "на дату заключения Акта выполненных работ"). Такое условие должно быть зафиксировано в Заявке, после чего не меняется.

5. Перечислить номера CMR, участвовавших в перевозке (их может быть более одной, но как минимум одна точно должна быть).


Некоторые перевозчики, самостоятельно оформляющие Акты, иногда вносят в них информацию о номере автомобиля, водителе и т.п. Такие сведения не являются обязательными, и ради экономии места их лучше опустить в пользу обязательных сведений, перечисленных выше.


Также необходимо отметить, что печать, которой заверяется Акт, должна точно совпадать с печатью, заверяющей Договор. Это требование российских банков, их сотрудники проверяют соответствие печатей (можно увидеть, как сотрудники линейками измеряют печати, проверяя их на соответствие определённым требованиям и допускам, были проблемы, когда печать "разбилась" и стала немного шире, чем была на договоре, что превысило разрешённые допуски).


Требования к счету более жёсткие. Помимо всего вышеперечисленного, счет должен содержать полные реквизиты (как в договоре, речь об этом шла выше).
На всякий случай повторим ещё раз требования к реквизитам:

РЕГИСТРАЦИОНННЫЕ данные:
1) Название фирмы + форма собственности + сокращённое название или форма собственности (если есть)
2) Регистрационный номер фирмы в госреестре страны
3) Регистрационный номер налогоплательщика
4) Юридический адрес фирмы
5) Фактический адрес (если отличается от юр. адреса)

ПЛАТЕЖНЫЕ РЕКВИЗИТЫ:
1) Наименование банка
2) Адрес банка
3) Расчетный счет
4) SWIFT банка

Банк-корреспондент для оплаты в евро:

- наименование банка
- SWIFT

Банк-корреспондент для оплаты в российских рублях:
- наименование российского банка
- БИК
- Корр. счет в ГУ Банка России
- Корр. счет иностранного банка в российском банке-корреспонденте
- Наименование иностранного банка
- Номер расчетного счета получателя платежа в иностранном банке.
Необходимо указать банк-корреспондент и корр. счет (рублёвый корр. счет в российском банке, номер такого счёта начинается на 30111 или на 30231, счёт имеет длину в 20 знаков).


Если во время осуществления перевозки произошёл сверхнормативный простой (а нормы закреплены в Договоре), об этом необходимо уведомить принимающую сторону (экспедитора) и обговорить все детали. При согласовании стоимости простоя его сумма в акт и в счет — внимание! — вносится отдельными строками, и лишь в разделе "ИТОГО" пишется итоговая сумма. Также к оригиналам необходимо будет приложить Лист простоя.


Как правило, именно оформление Акта и счета вызывает основные затруднения. Нередки случаи, когда на Акт ставится не та печать, или его подписывает не тот сотрудник (руководитель), который указан в "шапке" Акта. (При смене лица, имеющего право подписывать подобные документы, например, по причине отпуска, необходима Доверенность.)



Банк-корреспондент и прочие платёжные реквизиты предоставляются банком получателя платежа, это его зона ответственности. Все исправления при подготовке счёта должны вноситься исключительно получателем платежа. Надо иметь в виду, что ответственность за ошибочный перевод денежных средств лежит на той стороне, которая предоставляла реквизиты. Нет смысла брать эту ответственность противоположной стороне на себя. Тем не менее, все стороны должны самым тщательным образом проверять сведения в основных документах, чтобы избежать проблем с оплатой.

© Пономарев-Полянский, В.В., 2018 г.

<...>

Приложение


Из Договора:

...
5. Порядок разрешения споров
5.1. Стороны примут все меры к решению дружественным путем любых споров и разногласий, которые могут вытекать из настоящего контракта или в связи с ним.
5.2. В случае, если стороны не могут прийти к мирному соглашению, то все споры и разногласия подлежат рассмотрению в  в надлежащем суде по местонахождению истца.
               6. Действие договора
6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 20... года.
6.2. Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами с двух сторон.
6.3. Заявка на доставку груза является неотъемлемой частью настоящего Договора и имеет юридическую силу при подтверждении обеими Сторонами. Условия и положения Заявки на доставку груза имеют приоритет в случае их отличия от положений настоящего Договора.
6.4. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой стороны.
7. Юридические реквизиты и адреса сторон




Заказчик                Перевозчик


               


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

к Заявке ООО «__________________________» № ______________2018 г.

1. Место загрузки, дата загрузки
1.1.
1.2.
2. Транспортная компания (название)
    (кому принадлежит автомобиль)
3. Адрес транспортной компании
    (кому принадлежит автомобиль)

4. Марка, номер автомобиля

5. Размеры прицепа автомобиля (кубатура). 13,6 LDM,  82m3

6. Фамилия, имя, отчество водителя данного автомобиля.
7. Паспортные данные водителя
серия _________, № ____________,
когда и кем выдан ________
8. Номер полиса страхования ответственности перевозчика (страхования CMR) по данному автомобилю.
9. Страховая компания (название), выдавшая данный страховой полис
10. Телефон, контактное лицо данной страховой компании



     М. П.                Директор ______________ /__________________/               














Образец заявки:


Общество с ограниченной ответственностью «_____________»

Приложение к договору № ___________________
Заказчик:»
Перевозчик:
КУДА: 
Заявка №

Факсимильная или электронная копия Подтверждения данного документа имеет юридическую силу.

Просим Вас доставить груз из России г. Москва в Литву г. Каунас.
Дата загрузки: 
Груз:   
Вес: 
Объем грузовика: 90 куб. м  (длина прицепа 13,6 м, ширина не менее 2,45 м)
Ставка:   (банковский перевод в РУБЛЯХ РФ по курсу ЦБ РФ на день заключения «Акта выполненной работы»).Транзитная таможенная декларация ТС РБ/РФ – ЕС, оплачивается по квитанции. НДС не облагается.
Требования:
1)  Наличие мобильной связи с водителем – обязательно.
2) Склады принимают к погрузке машины, прибывшие не позднее 12-00 ч местного времени.
Mесто загрузки в России:  .
Экспортное таможенное оформление: производится отправителем груза. Экспортная таможенная декларация передаётся водителя на месте загрузки.
Транзит: свободный. Допустима перевозка без TIR Carnet.
Таможня получения груза, место доставки:
Номативы: загрузка, экспортное таможенное оформление  – 24 часа, выгрузка  – 24 часа.
Инстукции водителю, требования к перевозке
1. Водитель обязан иметь при себе печать/штамп перевозчика, для оформления ЦМР.
2. Водитель обязан пересчитать и сверить фактическое количество груза с указанным в  документах. В случае не ведения пересчета со стороны водителя, повторная разгрузка-погрузка  будет осуществляться за счет Перевозчика. Водитель обязан разместить груз в прицепе для обеспечения его качественной транспортировки и избежания осевых перегрузов.
3. НАЛИЧИЕ  КРЕПЕЖНЫХ РЕМНЕЙ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО.  ГРУЗ – КРЕПИТЬ! ТЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСПРАВНЫМ И ГОТОВЫМ РАСТЕНТОВЫВАТЬСЯ, С ВОЗМОЖНОСТЬЮ БОКОВОЙ ЗАГРУЗКИ.
4. ТРЕБОВАНИЕ к транспортному средству: ТЯГАЧ И ПРИЦЕП АВТОМОБИЛЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСНАЩЕНЫ ПНЕВМОПОДУШКАМИ. ТРАНСПОРТНЫЙ ОТСЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧИСТЫМ, СУХИМ. БРЕЗЕНТ ТЕНТА ДОЛЖЕН БЫТЬ ГЕРМЕТИЧНЫМ.
5. ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН СОБЛЮДАТЬ СКОРОСТНОЙ  РЕЖИМ  НА  ДОРОГЕ.ВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН ИЗБЕГАТЬ РЕЗКИХ ТОРМОЖЕНИЙ ПРИ ОСТАНОВКЕ. ВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН ДВИГАТЬСЯ ПО АВТОБАНАМ, ПО ПРОСЕЛОЧНЫМ ДОРОГАМ ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО.


<...>