Жизнь четвертая

Алексей Астафьев
9.

ЖИЗНЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Русь Киевская  10-11 вв. Мужчина.

– Его светлость, Великий князь Киевский и всея Руси Владимир!
– Будет галдеть! Братцы, долой язычество! Да здравствует православная Русь! Крестинами окропим народ наш и землю вольную, веру в Бога единого укрепим в сердце истинном…
Белые одежды. Холщина да лен. Бороды, седина, усы. Гул и гам, суета. Толпа дымится праздным действом.
Взрослые игры – потеха нам, да и только. Нам – это мне, да сыну княжескому.
– Побежали к речке! В воду с дерева садить!
– Вперед! Гия гоп!
Уродился я в знатной столичной семье. С малых лет при дворе ошивался. С сынком княжеским все детство промотали друзьями закадычными. Сплелися волосами, не разлей вода.
Выросли детинами справными. При дворе дивья расти. Стал сын княжеский князем. Хоть и чин иной, а души во мне не чаял. Так и я верой-правдой служил своему господину. И совет держал, и слово молвил.
–Ух, Олежа, знать слыхал ты уже о диве заморском?
– Нет, светлейший князь.
– Есть такая пучина водяная за тридевять земель – захочешь потонуть в ней, а не потонешь!
– И право диво! На нашей-то сторонке поди и нет таких чудес.
– Да уж…не чета нашим скоморохам!
– Великий княже, а отчего бы в нем и не потонуть-то?.
– Отчего? Оттого, дурья башка! Соли в нем – хоть отбавляй, будто солома подстелена. Сядешь в море том и сидишь, как в гамаке качаешься. А окунешься – выйдешь белый точно в рубахе!
– Вот те раз. Где же море это? Уж не по нему ли Господь наш гулял?
– Вот уж чего не знаю – того не знаю. А ты, однако, остер, братец… Ладно, дело стороннее. Вот что, Олежа, храмы надо возводить… Возьмись-ка за дело в своих излюбленных западных волостях, казной распоряжайся по разумению, не скупись, но и не транжирь без толку.
– Можно и взяться, чего не взяться.
– До снега поспеешь?
– Поспею, государь, поспею. 

Алчность была вшита в меня по рождению и составляла одну из доминирующих черт характера. Любые финансовые, земельные и прочие операции я в первую очередь рассматривал на предмет легкой наживы и без зазрения совести обогащался за счет государственной казны и лояльного отношения к моей персоне главы государства. Вот и здесь не удержался – приголубил десятину, а то и боле. Ничегошеньки не могу с собой поделать… Коли течет золотко мимо рта, ну, как тут не зевнешь разок-другой? Но и работу же знал! Не то, чтоб некоторые нерадивые…
  Возвращаясь с княжеского совета, я пребывал в приятном возбуждении. И тут на моем пути возник лакей Гришка с ложкой дегтя. А я терпеть не мог, когда дворовая прислуга не отвечала моим представлениям. Я замечал все тонкости, будь-то искусно скрытый зевок или вольное положение пальцев рук. В таком случае, я строил всех  поздним вечером и преподавал им вместо отдыха правила хорошего тона, а потом отправлял крестьянскую братию на свои угодья для утилизации провинности. Месяц проблем не возникало, а позже, как по заказу, все повторялось сызнова. Ну что с них взять? Чурбаны неотесанные, чернь гнилостная!
  – Гриха, а ну вели всем собраться. И мигом!
– Слушаюсь, ваша светлость.
Через десять минут пятнадцать человек вытянулись в линейку по ранжиру.
  – А ну-кась, домовые, кто может растолковать Григорию – как надлежит облачаться в господской усадьбе?
– Ваша светлость, прошу вас, позвольте самому все рассказать п; толку.
– Даю одну попытку объясниться, Григорий. Если дело скажешь, так тому и быть – распущу. Не сможешь убедить – придется всех проучить. Тяжелую ношу народу навертишь – с песней корчевать земельку.
– Ваша светлость, не силен я к своему стыду в речах красивых да утонченных, но все расскажу как на духу, без утайки и вранья, ей-ей. Кухарка княжья – Ангелина, значит, несет пустые приборы на подносе и варенье еще – малину, ну навстречу идя как бы. А я ей. Ну, известно – парень я споркий – не люблю медлить, иду как обычно, ну для своей походки, а, скажем, другому кому, ну хоть Витьке Косому – шибко гараз иду. Ну-т, дело-то дале совсем не в аккурат поехало. Значит, как сверканет мне зайчик солнешный от подноса-то, да лучше б в глаз, ан нет, прямиком в носопырку. Щекотно стало гараз, ну и всем известно, что по разу я не чихаю. Семь разов, никак не меньше. Пятый был вовсе непутевый. Я ак чихать начну – глаза сами прикрываются, как котенок слепой, ей-ей, незрячий будто. Вот и столкнулся с Гелькою, поднос-то мигом навернулся, а хуже всего то, что варенье там было, в коробчонке-то, будь оно не ладно. Порткам сильно гараз попало, я еще прикинул, что лучше, мол, сразу их в бадью замочить, а то малина въестся гараз и пиши-пропало. А портки-то у меня одни парадные, пришлось навозные одеть, не дюже ведь гольем по двору расхаживать. Помилуйте, государь. А коли мало проку вы в моих словах отыщете, смилуйтесь, не серчайте, батюшка вы наш, прошу вас, Христа ради, отпустите народ добрый, токмо меня окаянного проучите по совести. Хоть надерите плеткою, как сидорову козу.
 – Ха-ха-ха, - я от души рассмеялся над суетливым Грихой и его незатейливой историей. Смотрю, дворовые тоже еле сдерживаются, чтобы не прыснуть.
– Ладно, Григорий, будь по-твоему. День сегодня пригожий, да и в слове твоем прямоту видать. Разойдись, темнота!
– Спасибо, государь. Молится за тебя стану …
– Давай чеши, портки стирай, к завтрему эта история негожа будет.
Разбредался народец не шибко скоро, все потешались, а кто и громко ржал над вареньем гелькиным и над портками парадными.
 Вот олухи царя небесного, как выкинут что, право, как дети малые. Дети, детушки мои родные, к вам иду с Манюшкой, отрада вы моя наследная. Все уж спят, поди.
 Аккуратно прокравшись не скрипучей дорогой, зашел через задворок в дом. Веранда у меня – загляденье. Тихо, уютно и покойно. Ни кумаров, ни холодов, а все что надо под рукой. Лучину зажег. Из шкапика бражку достал. Ковшик хлоп. Ух, ляпота! Тепло пошло по телу и истома душевная заластилась удалью.
– Олежа, а я все тебя дожидаю, голодный небось. Каша е, а то и щей поешь.
– Не, матушка. Я уж бражки тяпнул. Не тревожься милая. Поди же ко мне, обнимемся, голубка моя ясная.
Что еще надо человеку. Счастье – так просто. Жена ненаглядная, да деток ладных вырастить. А остальное само приложится, лишь бы котелок варил поживее.
– Спят касатики-то?
– Спят, Олеженька, сладко-пресладко.
– Маша, а ну, давай-ка с тобой по чарочке саданем.
– Ой, ну ее, помнишь третьего дня уговорил, а я-то…ой-ой-ой, гараз хмельная была. Аж шаталась в ногах. 
– А мы по чекушке, чуть посидим и баиньки. Давай, а?
– Давай, проказный, но если что спьяну не то ляпну – не обессудь. Ладушки?
– Ладушки-ладушки, я ж тебя и спроваживаю, ну ли…
Пока я орудую с бражкой, Мария смотрит на меня. И я тоже на нее гляжу, во век не налюбуюсь… Господи, чем милость такую заслужил, никак в толк не возьму.
– Пойдем на крыльцо, август на дворе. Звезд, должно быть, видано-невидано.
– Маруся, я сегодня деньгами разжился, можа где еще избушку построим, где потише, да поспокойней. Уставать я от службы стал. На будущий год отставку зачну выпрашивать.
– У князя?
– У кого же еще?
– А ну не пустит ежели?
–  Пустит, пустит – не молод уж, сорок девятая година идет.
– Да что ты родименький, в самом соку еще, так сегодня приголубил, аж голова вся кругом, как вспомню.   
– Ой ли, Манюша, кабы не ты, давно уж не годный был бы.
– Ай, прям, Олежа, не наговаривай. Силы у тебя, что у быка трехлетки. А все ж, верно ты говоришь, домик бы нам тихий, без глаз лишних и хлопот. И прислуги особо не надобно - кухарку да скотника. Жили бы в свое удовольствие, да детишек растили. Я-то князю роднее по крови, коли воле твоей угодно – могу сама за нас словечко замолвить, ну?
– Это ты брось. Я ли не лучший его товарищ? Преданней есть ли?
– То верно, батюшка. Но сможет ли он без тебя ладно так заправлять делами?
– А я уж наместника готовлю. Рынский Петр.
– Рынский? Не опростоволосится?
– А бес его знает, не должон – суровый вроде.
– Тьфу, не к добру сегодня рогатых вспоминать. Сплюнь скорей, ну?
– А знаешь, что я думаю? От судьбы не сгинешь и не отхаркаешься. Время настанет – прийдет смередушка и не деться никуда, как миленький в могилку ляжешь.
– Олежа, да ты что ж такое несешь-то, господи прости. Пьян видать сверх меры, а?
– Пьян, родимая, чую встану – закачаюся. Но голова-то ясная как никогда. Легко гараз. И знаешь, страх кудай-то запропал совсем. Ладно все как есть. Раньше что-нибудь да стращало, а нынче как рукой сняло. И радость на душе теплая, аж Гриху нынче за проделки не проучил. Что господа, что прислуга, все как родные как бы. Чудно гараз… и легко.
– Ой, не к добру слова твои, боязно мне, родименький.
– Не дрейфь, Маруська, чему быть – того не миновать.
– Олежа, нынче пастух на соседнем дворе помер, говорят он не здешний. И болезь, говорят, страшнючая какая-то.
– Не Глеб ли одноглазый?
– Во! Враз угадал! Знаешь что ли?
– Ясно дело знаю. Его же телочек-то пригнан был.
– Ой, ну ежели телок тот тожа заразный какой был?
– А ели мы его?
– Вроде не. Не. Куда там, он худосочный был, как червь на солнце, так я Кондрату велела на солонину пустить.
Приступ кашля разбередил глотку.
– Что ты? Захворал никак? Молочка можа хлебнешь?
– Господи, да кумара проглотил нечаянно. Вот и поперхнулся.
Я тихонько поднес руку с откашленной мокротой к лучине. Слизь с кровью.
– Ты вот что, мать, солонину тую закопай намертво, мало ли и вправду что не так с телком. Слышишь, не вздумай иначить.
– Скажешь тоже, что ж я дура набитая? Пойдем спать, Олежа. Утро вечера мудренее.
– Пойдем, ладушка моя, пойдем ненаглядная.
  Я уложил жену спать. Поцеловал в бочок. К детям не пошел, дай вам Бог, родные мои.
 Сегодня дел невпроворот навалилося – трапезничать особо некогда было. Так я солонинки пару лоскутов схватил и слопал в один присест. Дернул меня бес! Горло сжималось на глазах чьей-то мертвой непознанной хваткой. Черная дымка вылезла из головы, затуманив взгляд. Воздуху маловато. Тихонько прокравшись не скрипучей дорогой вышел из дома, через задворок. Эх, ладная у меня веранда – все под рукой. В глазах темнело быстрей, чем на дворе. Как жалко-то все…как же так все…Эх!  Я припустил к одиноко стоящему дровнику. Там раньше дом был крестьянский. Так я выжил семью ту, обобрав их как липку, пустил пару на ветер, ладно хоть бездетные были. Земля мне якобы понадобилась… На кой черт? До сих пор бурьяном место заросше. А дом ихний гараз ветхий был. Так пригнал дворовых – разобрали на дрова, да дровничек справили. Теребил я народец-то… гараз шибко теребил…Мокрая трава, а запах–то, во запах-то! Доползу-доползу… Ничего, чуть еще… В голове что-то трещало и лопалось.
 Ага, вот и дровничек из дома ветхого. Последний мой привал. А вот и лучина справная, вмиг заполыхает – Гриха тесал, а он известно всем – гараз умелый и споркий. Спасибо те, Григорий, за лучинку. Вот и топорик Гришкин, вострый как коса. Пошел плясать огонь по лучинкам, вон уже и полешки занимаются. Ну, все, не поминайте лихом. Эх, ладошка, не чиста ты была на руку. Хрусь топориком… Эво, фонтан каков! Ладно, будет причитать, пожил как-никак. Лишь бы деткам  с Машенькой не перепало огрехов моих.
  Ясно стало вдруг чего боялся… Чернь! Чурбак неотесанный! А звезды!? Звезды-то какие! Чудная жись-то какая! То еще чудо – не чета заморскому! Эх…