Большое приключение Часть 1

Валера Матвеев
      
               
               
Это была целая цепь самых разнообразных событий, связанная с одной рядовой и короткой командировкой, к которой привязалось ещё и одно историческое событие, произошедшее и почти заставшее нас в Абхазии, а конкретно на железнодорожном вокзале города Сухуми. Просто повезло …

Эта командировка в грузинский город Рустави, что находится в 18 километрах от столицы Грузии города Тбилиси, была наиболее обильная на приключения из всех командировочных путешествий по стране на события, как связанных непосредственно с самой командировкой, так и со всеми событиями вокруг неё происходившими. Ещё вмешались политические события в Грузии 1989 года, правда, отразились они на нас больше всё-таки моральным образом. Хотя я до сих пор не представляю, что могло произойти с нами по пути домой, опоздай мы на одни сутки с отъездом с «места дислокации», да, всего на сутки …

Начнём с того, что командировка эта имела стратегический характер со стороны Короля, нашего непосредственного начальника (это фамилия, а не прозвище, а с такой фамилией сам Бог велел быть начальником). Он вынашивал свои, не очень красивые со стороны этики, но честолюбивые и неблаговидные  планы. Дело в том, что напарник по этому вояжу в Грузию Вадим Иванович в командировках вёл себя, если так можно сказать, неадекватно: по приезде на место он в первый же день уходил в запой на несколько дней. Причём все эти дни он очень редко даже вставал с постели. Или подчинённые «бойцы» ему подносили прямо в кровать, если в группе электриков он был не один, или у него был сделан в первый день многодневный запас спиртного, который находился в непосредственной близости с кроватью, так сказать, на расстоянии вытянутой руки. А тут мы только вдвоём, никаких «подсобников» у него нет.

 После моей первой командировки на Украину, а он был в составе группы и «чудил» несколько дней,  я сделал заявление Королю, что с Сулимом Вадимом Ивановичем я больше не поеду вместе никуда. Вот это моё опрометчивое заявление и хотел использовать в своих коварных целях Король. Чтобы я «настучал» на него, доложил о его «гастролях за рубежом». С этим намерением он и отправил нас вдвоём, надеясь, свои тёмные планы с моей помощью воплотить в жизнь. Только не понятно, что он хотел этим добиться, ведь в тот момент Сулим, был просто-напросто непотопляем, потому что он всегда возвращался «со щитом». Как это ему удавалось при таком «оригинальном» способе проведения работ, вот в чём его секрет, который для всех оставался всегда загадкой.

Я, когда узнал о сроках командировки, прямо у стола начальника забыл обо всём и составил план дальнейших действий в связи со сроками этой командировки, идеально подходящими под мои планы личного характера. В один момент составил свою «стратегическую» линию проведения всего срока командировки. Даже забыл про своё громкое заявление три месяца назад, так увлекла меня задуманная авантюра.

Похвастаюсь: составлять неожиданно быстро такие планы как этот, с продумыванием сразу и всех деталей плана, у меня получалось великолепно. А ещё очень хотелось побывать в Грузии, посмотреть своими глазами на то, что мне о ней рассказывали.
 
 Для выполнения задуманного плана нужно было вернуться из командировки на пять дней раньше. Это была первая и основная позиция в моей задумке. В ней была необходимость  для того, чтобы съездить на свадьбу в Ахтубинск, Астраханской области к Юре Федотову, двоюродному брату моей жены, а также просто хорошему парню и моему хорошему младшему товарищу. Всё рассчитано было классически: возвращаюсь во вторник-среду, в четверг едем поездом на свадьбу, прибываем на место в пятницу, гуляем полтора дня на свадьбе, а в ночь с воскресенья на понедельник покидаем место свадьбы и во вторник утром в 6-00 поезд Саратов - Новороссийск прибывает и доставляет нас домой в Новороссийск. И после поезда, я даже успеваю заехать домой умыться и произвести другую необходимую санитарную гигиену и даже вовремя(!) попадаю на работу. День-в-день, час-в-час, минута-в-минуту.

 Весь мой план, рождённый в считанные минуты, пока объясняли задачи на командировку, как только я узнал о ней в числах, чётко увязывался и с длительностью командировки, и с расписанием поездов, тютелька-в-тютельку. Как было задумано, так было и  выполнено, но … почти, согласно составленного мною сюжета и плана действий. Вмешались некоторые «шероховатости», которые могли помешать осуществлению задуманного, но … всё закончилось как в приключенческом кино благополучно.
«Кометой» «долетели» морем до Сочи, дальше поездом докатились до Тбилиси, в общем, добрались успешно без каких-либо приключений. Вполне обычно «древним» поездом. Единственное, что меня поразило на этом отрезке нашего путешествия, так это то, как Вадим Иванович расправился в Сочи с порцией мороженого. Только я начал «приглядываться» к своему «стаканчику», с какой стороны начать его, как увидел, что он прожёвывает остатки своего вафельного стаканчика, а я ещё не успел приступить к своей порции! Прошло-то всего несколько секунд! Как потом мне объяснил, он таким образом, при помощи мороженого вылечил у себя ангину. Оригинальный способ лечения, похожим на поговорку, как клин клином вышибают! А сейчас уже, видел по телевизору про эту «доктрину», и врачи уже рекомендуют льдом лечить ангину.

Меня с детства интересовали рассказы, про то, как это в Грузии не дают сдачи. Вообще или частично? И как так можно ходить в магазин? Почему и как люди реагируют? Поэтому этот финансовый вопрос совместно с «местным колоритом» перед поездкой несколько откровенно пугал меня, если честно. Но ездят же, туда люди, живут, и это успокаивало. И я начал набираться грузинских впечатлений с первого дня пребывания в Грузии.

Первая особенность состояла в том (такое может быть, конечно, и в других местах), что автобус, экспресс с железнодорожного вокзала приходил почему-то на окраину города Рустави, где стояла деревянная будка, именуемая автокассой. А главное, посередине чистого поля. Естественно, возникал вопрос: что, в таком большом городе нет автовокзала? Зачем искусственно создавать трудности? Только местный рейсовый автобус приходил забирать приезжающих. Странно, не правда ли? По крайней мере, неудобно. И автовокзал, как выяснилось потом, в городе есть, правда,   натурально «сельского типа». При городском рынке, который тоже далеко  «не фонтан», было окошко автокассы. Потом уяснил себе, что это своеобразный образ жизни: всё вокруг замызганное, грязное, неопрятное до входной двери в квартиру, а там начинается блеск-красота, всё очень шикарно, прямо, как будто специально, устроен контраст: всё личное превыше всего общественного. Ну, так мне показалось.

По приезде в общежитие (в целях экономии средств, мы поселились не в гостинице, а в общежитие при заводе, на который приехали, что являлось одной из составляющих нашего материального благополучия), Вадим Иванович своим заговорщицки-отеческим говором сразу  во время заселения в общежитие по-свойски мне на ухо буквально пролелеял:

- Валера, сходи с кастеляншей к ней домой за чачей, тут недалеко, я договорился. Возьмёшь пять бутылочек, пусть стоят, а если вдруг захотим выпить, после работы по стаканчику, то всегда у нас будет что  выпить.

Я, наивная душа, думал, что так оно действительно и будет. Я наивно думал, что Вадим Иванович изменился в лучшую сторону, стал другим, не тем, что на Украине. Я совершенно забыл о гласившей в таких случаях поговорке, что горбатого только могила исправит. О, как полноценно верна в этот раз оказалась эта популярная поговорка!

Конечно, я сходил, принёс, поставил на стол  эту «батарею», а потом сразу же началась моя культурная программа в городе Рустави, я пошёл на футбол, играл местный «Металлург». В то время я такие мероприятия из культурной программы не пропускал.

Вернувшись с «мероприятия», я застал в нашем номере картину маслом: лежит мой «мешок» (я его так называл, когда Вадим Иванович был «не в состоянии», а так он был довольно грузный мужчина, но в трезвом виде я не мог так его называть), и так мило  посапывает в пьяном угаре. А на столе полторы бутылки из пяти уже стоят опорожнённые. Но не убраны со стола ни те, ни другие: видно, так сильно торопился, что убрать не успел. Я понял: начало пьяному угару положено, но вот вопрос, на сколько дней он «лёг в спячку»? У нас же короткая командировка, а как же быть  с моими далеко идущими перспективными наполеоновскими планами, в которые немного посвящена только моя жена, а он своей пьянкой может всё испортить?

 В конце недели нашей «работы» (но я-то действительно работал) главный инженер завода со звучной фамилией Плевако сказал, что, если Сулим не появится на заводе, он выпишет ему «чёрный билет». Но мой Сулим, как ни в чём не бывало (вот характер с полым отсутствием совести) появился за день до конца нашего пребывания на грузинской земле. Это он был «в спячке» со вторника по пятницу. В субботу занял у меня денег «на жизнь», в воскресенье получил из дома перевод, «в меру» принял для того, чтобы отвести душу. В понедельник на заводе в мгновение ока уладил все дела с директором, подписал все нужные документы, только что не расцеловался с директором, и, как будто ничего не произошло, собрался домой! На заводе он был в первый день, когда узнавал объём работ, всем интересовался, давал советы, и в последний день, когда подписывал документы. И ведь так было практически везде! Как это ему удавалось, загадка была для всех. Загадка и осталась. Наверно, его солидность, чего не отнять, хорошо подвешенный язык, чего тоже не отнимешь, и умение быть таким лебезящим и услужливым, со всем своим обаянием соглашаться в придачу ко всем нижеперечисленным способностям. Так сказать, уметь «лизнуть», где надо. В общем, Вадим Иванович - этакий хамелеон экстра-класса.

Но как бы то ни было, все неувязки улажены, домой! Это одна из двух прелестей командировки – путь домой! Вторая, тоже приятная, путь из дома. Всё упирается в одно слово – в путь, то есть, в  дорогу. И не важно, дорога эта туда или обратно. Не знаю, как кого, а меня и моих «товарищей по оружию» всегда дорога привлекала, прямо манила своей своеобразной и неповторимой  красотой!
Неожиданно для себя, мы совершенно случайно рядом с нашим «местом обитания» обнаружили тот самый автовокзал «сельского типа». Узнали, что и с этого автовокзала автобусы идут в Тбилиси, правда, не такие комфортабельные, что показалось мне сразу подозрительным, но тогда не совсем понял, что меня тревожило. Ведь сюда мы ехали на комфортабельном «Икарусе», однако, сильно большого значения я этому не придал.

 В день отъезда я с утра пошёл в магазин что-нибудь взять перекусить в поезде, ехать-то до Туапсе почти сутки. А за время моего недолгого отсутствия, мой напарник успел купить бутылку водки и почать её. А так как накануне мы отмечали успешное завершение нашей трудновыполнимой, по понятным причинам, но выполненной задачи, то состояние у него было «не совсем стабильное». Чтобы не пришлось мне этот «мешок» тащить на себе (каким образом?), я решил оказать помощь в уничтожении остатков початой бутылки, чтобы «мешок» был самоходный. Как только закончили с ней, я сказал Вадиму Ивановичу:

- Я сейчас немного посплю, часика полтора, Вы разбудите меня, и мы пойдём на автовокзал, у меня всё уже собрано.

Разбудил меня елейный, сказанный на распев голосок «шефа», с ударением на последнюю букву:

- Валера-а … ,  Валера-а ... .

Только я открываю глаза и, о Боже, что я вижу? Под самым моим  носом обнаруживаю руку, подносящую мне стакан водки! Что делать, принял «на грудь», и поехали, то есть пошли на автовокзал.

Ладно, я первый раз был в Тбилиси и Рустави, и рассмотрел железнодорожный вокзал только мельком, да и то снаружи. Да ещё и с нулевого этажа потому, что сразу же  с поезда спустились к автовокзалу: само здание вокзала расположено на косогоре, а автовокзал расположен в нижней его части, в цокольном этаже. Поэтому я самого вокзала практически не видел, а видел только его внешние очертания. И что я мог запомнить? Вроде бы был на нём, и вроде бы не был. Запомнил только, что автовокзал в цокольном этаже.

Приехали на вокзал. Я ещё удивился: с автовокзала в Рустави, прямо к железнодорожному вокзалу в Тбилиси. А когда в Рустави ехали, так где-то в поле высадили, странно это было. Но в свете «весёлого» состояния и эйфории отъезда домой, я не обратил на это большого внимания. Зашли в огромный зал ожидания (на первом(!) этаже, что осталось опять без внимания), и тут Вадим Иванович произнёс уникальную по дальнейшим его действиям фразу, чуть не перевернувшую  все дальнейшие события вверх тормашками, всё могло пойти совсем по другому, непредвиденному и непредсказуемому сценарию:

- Я пойду, узнаю, с КАКОГО ПУТИ отправляется поезд, - и ушёл. Выделены ключевые слова!

 И как в Лету канул мой Вадим Иванович за распашными дверями между двумя залами вокзала, которые ещё несколько раз за ним колыхнулись туда-сюда.
Простоял я уже, наверное, минут тридцать в ожидании «столь ценной информации», когда ко мне подошла какая-то пожилая женщина и, как бы желая помочь не местным по поведению людям, спрашивает:

- Я смотрю, Вы с сумками, куда-то, наверное, далеко едите? – А у меня возле ног стояли не только мои и напарника сумки, а также его «походный» чемодан.

- Да, ждём посадки на поезд Тбилиси – Москва.

- А он, по-моему, здесь не останавливается. – Прозвучала обескураживающая фраза, подтвердившая мои нехорошие догадки, что что-то тут не так: и тут я понял, что это не нужный нам Центральный вокзал, а что-то вроде пригородного вокзала Тбилиси-2, хотя и он тоже впечатлял своим обликом.

Что-то подобное я уже начал предполагать, стоя посередине огромного, полупустого зала. Отсутствие людей как раз меня и больше всего смущало. До отправления поезда осталось двадцать пять минут, а моего спутника всё нет! И ещё, с помощью посторонних, выяснил, что находимся действительно на другом, пригородном вокзале! А у меня денег практически не осталось, так что, если опоздаю, могу здесь… Страшно подумать! Но и уйти не могу, сумки не только мои, но и его баулы стоят у моих ног! Все, конечно, сумки не утащу, а бросить тут не могу, не имею морального права! Не помню точно, но, по всей вероятности, и билеты были у него. Это тот самый редкий случай насчёт билетов, потому что они практически всегда были у меня. Перспективка по нашему успешному  возвращению домой вырисовывалась не самым лучшим образом, я бы сказал ещё жёстче, крайне отвратительным образом!
Прошло ровно сорок минут, по моему мнению, вполне достаточно, чтобы выяснить: с какого же пути и не только наш поезд отправляется, да ещё и многое другое, к этому не относящееся!? А моё состояние: я не «спускал глаз с часов» в течении сорока минут нервного ожидания Я уже смирился с ожидавшей нас малоперспективной участью, не предвещавшей ничего хорошего, до отправления поезда уже оставалось всего каких-то пятнадцать минут. А наше местоположение?
 
Но тут, о необыкновенное чудо, в другом конце зала опять распахнулись те же двери-распашонки, и из них появилось сначала пузо, а потом и весь мой Вадим Иванович. Подойдя быстрым шагом ко мне, он с весьма серьёзным лицом коротко мне бросил фразу, которая, даже в такой нелёгкий момент, меня рассмешила, правда, смех был какой-то нервный, даже какой-то саркастически-истерический, а во всех рейтингах его фраза в данной ситуации получила бы высший балл:
 
- ЭТО НЕ ТОТ ВОКЗАЛ, - он схватил свои сумки и пошёл тем же быстрым шагом к выходу из вокзала на улицу.

Наверно, он зашёл в какую-то «обрыгаловку», пропустил одну рюмку, вторую и разговорился с новыми знакомыми. А собеседник он был ещё тот, а как мог втереться в доверие! Ему бы в разведку, людей переманивать! Меня всегда поражало в нём его умение в состоянии любого опьянения, даже уже в лежачем нетранспортабельном положении, говорить абсолютно трезвые вещи, осмысленно, разве что язык немного заплетался, но голова оставалась абсолютно чистой, трезвомыслящей! Таких одарённых, в этом смысле, людей я никогда не встречал ни до него, ни после! Всё-таки люди при принятии на «грудь» говорят и мыслят несколько по другому, не так. А это уникальное исключение!

- Вы куда?  - Только и успел я остановить его жёсткими словами, мгновенно поняв его задумку, что он рванул на такси.


- На такси! – Последовало утвердительное подтверждение моей догадки.

- Какое, к чёрту, такси? – Уже теперь я взял бразды правления в свои руки. - Тут три станции на метро, я уже узнал! Это надёжнее, а то пробки, светофоры, - я уже тогда предвидел «заторное будущее» на наших дорогах, даже не предполагая того будущего, о котором говорил в тот момент, в  которое превратилось наше настоящее и что творится на наших дорогах. Пробки стали настолько модным брендом не только больших городов, но их ради моды умудряются делать их даже в небольших посёлках.

И я повернул его, изменил ему азимут движения, потому что вход в метро находился в другой стороне. Вариант с метро оказался беспроигрышным, мы успели. Выход из метро на нужном нам, главном железнодорожном вокзале Тбилиси оказался прямо напротив электровоза с нашим пассажирским составом, к которому существовал широкий, беспрепятственный проход, а до отправления поезда оставалось две минуты (я не шучу) – прямо как в кино! Насколько можно быстро, мы засеменили, утяжелённые полными сумками, к своему двенадцатому вагону: первый, второй, …, вагон-ресторан, …, одиннадцатый и … тринадцатый. О-па! Приехали! Я в шоке остановился, поставил сумки на асфальт, несколько секунд подумал о знаменитом «девятом вагоне», о котором рассказывал когда-то Задорнов (жалко, что рано ушёл, царство ему небесное). Когда моё оцепенение уже прошло, я пришёл в себя, мой «мешок» даже ещё только подходил ко мне, уточняющему местоположение вагона №12. Я спросил с робкой надеждой у проводника одиннадцатого вагона о местонахождении нашего двенадцатого вагона, даже не надеясь услышать вразумительный ответ на мой, хотя и естественный вопрос:

- А где наш двенадцатый вагон?

Я, наверно, был далеко не первый, спросивший его об этом факте, потому что ответ последовал быстро  в простой и непринуждённой форме, как будто был заученный предварительно, задолго до этого:

- Он был в ремонте, подцепили в последнюю очередь. Находится в конце состава. – Был дан абсолютно исчерпывающий и понятный ответ, а в подтверждение своих слов, словно чукчам, он указал направление рукой, в том направлении мы и продолжили семенить.

 Успели зайти в вагон уже после времени отправления, но поезд нас дождался! Молодец машинист!

Кстати, вы знаете «автопоилку» около купе проводников? Так вот при температуре «за бортом», то есть на улице +35 градусов по Цельсию, в «автопоилке» вода она едва доходила до 5-6 градусов – прямо как из холодильника! Бог нам возместил за наши мытарства хотя бы отчасти. А как эта вода, да ещё и в нашем «малопригодном»  состоянии, нам была как раз кстати и ещё в такую жару.

Один раз поздне, отправляясь из Москвы абсолютно в новом вагоне (я посмотрел на бирке дату изготовления вагона, он был изготовлен всего два месяца назад), я спросил у проводника, почему вода «в автопоилке» тёплая, на что услышал: «А-а, кондиционер сломался!» Мне никогда, ни до, ни после поездки из Тбилиси холодная вода в поезде не попадалась, а поездил я слава Богу, немало!

Путь от Тбилиси до Туапсе, места нашей пересадки с поезда на автобус, прошёл без приключений, «питьё Бахуса» выветрилось у нас обоих, и на родную землю мы прибыли абсолютно трезвыми и  здоровыми. В Туапсе успешно пересели на автобус, как будто ждавший нашего прибытия на автовокзал, и довольно ранним утром, согласно мною разработанного плана, наконец-то прибыли в родной Новороссийск.