Маргинальный пояс. 7

Ник Пичугин
информационные аспекты власти

Тень, знай свое место.

Е. Шварц

1. Феноменология власти
http://www.proza.ru/2018/06/21/815
2. Творческая элита
http://www.proza.ru/2018/06/27/768
3. Ордозная монада
http://www.proza.ru/2018/07/05/922
4. Замыкание в цепи
http://www.proza.ru/2018/07/12/693
5. Инерция исполнения
http://www.proza.ru/2018/07/19/1025
6. OS Голем
http://www.proza.ru/2018/07/26/954

7. Сумерки власти

    С определенной точки зрения, прогресс цивилизации – это агрессия духовности в сферу материальной практики. Из того, что было сказано автором в предыдущих публикациях, можно сделать вывод, что импульс духовной элиты тормозится и вязнет в бытовой рутине. На самом деле, Природа не допускает такой остановки: «Кто не идет вперед, тот идет назад». Сугубая практика активно реагирует на экспансию культуры; собственно, это и называется «реакцией». Идеи мыслителей и моралистов создают не только новое мировоззрение, новые общественные установки, новый образ жизни, но и новые инструменты, новый аппарат власти, воплощающей все новое в жизнь. Смысл торможения в том, что духовный импульс растрачивается на строительство этого аппарата – без должной от него отдачи. Косная материя не столько пластична, сколько упруга. Зрелый Голем начинает процесс отката от духовных установок в пользу своих системных интересов: средство становится целью. И в фазе стагнации блокирование духовности сменяется ее гашением.
    Блокируя элитарные установки, власть еще не ограждает себя от человеческого смысла управления; социальный запрос, поступающий от трудовых масс,  неизбежно содержит эти смыслы. В фазе исполнения они фильтруются, отсеиваются Системой на входе – остается только форма. Полная блокада социального запроса, с которого начинается фаза стагнации, означает формализацию отношений между властью и обществом. Голем вынуждает общество жить по своим аппаратным правилам. Образно говоря, посылает народ за справками – и как можно дальше. Правила бюрократического футбола прекрасно сочетаются с режимом «Посторонним В.», служебный лунатизм дополняется начальственным дуркованием по системе Станиславского. Формализация отношений Системы и общества обрастает все новыми и новыми, все более совершенными методиками. Какой бы запрос ни адресовался власти, ответом может быть уже только иллюзия. Власть ничего не должна народу – но это, разумеется, тайна власти; одна из самых святых и бережно хранимых. Но не сможет создать эту иллюзию отдельно взятый полубот, непосредственно на приеме запроса.
    Поэтому процесс формализации идет и по другому каналу – идеологическому. Если поначалу социальный запрос исполнялся лишь по возможности, то в фазе стагнации – только по необходимости; которая определяется неизменностью и нерушимостью идеологических формул. Назначение идеологии – устранить из официальной логосферы духовный смысл; так чтобы все слова означали только нечто конкретное, прочно связанное с устоявшимся образом жизни. Застывшая в металле и бетоне идея обретает имя и теряет свою корневую, абстрактную суть. (Это и называется «порчей благодати».) В фазе стагнации общественный идеал упрощается, подгоняется под действительность. Идеология власти обретает статичность, вырождается в миф, главный момент которого сформулировал Оруэлл: «Необходимо помнить, что события происходят так, как надо». Так возникает и закрепляется официальный язык Системы, «кривологика»; в фазе стагнации этот язык уже обособлен от бытовой речи. По этому расколу и формируется режим «классового апартеида», который означает раздельную жизнь (или существование) власти и общества.
    – Сейчас достигнут полный гомеостаз, – пишет Лазарчук, имея в виду сумерки советской Системы. –  Аппарат добился своего и теперь будет прилагать все усилия, чтобы гомеостаз сохранить. Какого рода усилия? Транквилизация генератора идей… транквилизация общества… Воспитание – разными методами – отвращения ко всему новому. Культивирование неизменности образа жизни, оседлости, постоянного занятия одной деятельностью. В период  гомеостаза  номинативные функции  власти полностью подчинены биологическим и становятся производными от  них.
    Отсутствие перемен – результат отсутствия мотивации власти. Отключение Голема от внешних раздражителей означает, что власть выполнила свою задачу – в том смысле, что ее возможности уже исчерпаны. Какова бы ни была эта задача. Общественная психика, мыслящий Солярис социума в фазе стагнации напоминает безвольного, изверившегося человека. Он знает, как надо, но подчиняется только простейшим, примитивным побуждениям, руководствуется вялыми, уставшими инстинктами Первой сигнальной. Наступает анемия целей: ослабление духа и пресыщение. Бесконечная власть Голема и бесконечная беспомощность общества не оставляют места желаниям.
    – Отсутствие желаний приносит покой, и тогда порядок в стране сам собой устанавливается», – записано в «Дао дэ цзин».
     Кампанейщина, которую практикует загнивающая власть, необходима ей для продления кредита доверия. Да, ее возможности исчерпались, и эта ее тайна грозит обнаружиться. Симуляция активности и поиск фиктивных целей необходимы по соображениям конспирации. «Принцип криптократии, осуществляемый Големом на практике, заключается в том, что общество не должно знать, что именно стоит за  тем  или иным решением, принимаемым и проводимым  в жизнь», – пишут Лазарчук и Лелик. Но поток отказов в цепи исполнения нарастает, «поле мотивации» неумолимо деградирует. Его устойчивость имеет характер динамического равновесия и требует постоянной поддержки, которую негде взять. Затормозить процесс разрушения можно только ослаблением статического напряжения в цепи. Уже недостаточно блокировать социальный запрос, его надо подавлять. Нужно убедить человека, что та форма рабства, в которой он существует, и есть высшая степень свободы.
     – Я отучу вас мечтать! – сказал Кей Дач.

     Что вы говорите? Поле мотивации? Я уже объяснял: это предназначенная труженику-обывателю версия реальности, в которой его персональная сказка становится былью в результате его персонального труда. Мировоззрение каждого человека – единое неразрывное целое; вся Вселенная в его душе. Любые противоречия в картине мира вызывают глубокий стресс. (Представьте, что в окружающем вас пространстве кто-то по ту сторону проделал дырку – как будто разрезал ножом полотно.) Но только в пределах непосредственного опыта персональная картина мира находится под нашим контролем. Миф о Вселенной за границами персональной ноосферы создается обществом, он общий для всех. (Он неотделим от общественного поля мотивации, он его продолжает, и разрывы этого поля – разрывы в душе человека.) Информация о внешнем мире уже прошла через чужое восприятие, уже отфильтрована, скомпонована и снабжена ярлыками. Это уже не информация, а установка. «Только на хорошее»? Пресловутая «доверчивость» и «наивность» обывателя на самом деле имеет идеологический, медиагенный характер и означает, что он, обыватель, живет в иллюзорном, созданном Системой мире и адаптируется к несуществующей «реальности». Информационное воздействие – это операция на мозге: пациент ничего не чувствует; он беззащитен, когда информация воздействует непосредственно на его подсознание. Для одурманенного зрителя факты – только информационный повод в его иллюзиях. Он смотрит на него из своего виртуального мира и воспринимает только как факты этой иллюзорной действительности. «Внутренняя цензура продолжает безжалостно искажать явь и заменяет желаемое действительным».
     Нельзя зомбировать человека, но можно зомбировать толпу, «где расовое бессознательное выходит на первый план и обнажается фундамент, у всех одинаковый».  Однако, кроме инфантильных предрассудков, некоторые из который мы рассмотрели в первой публикации, аудитории внушаются еще и системные, идеологические заблуждения – тоже общие для всех. Здесь мы вплотную подошли к одному из центральных моментов нашей темы. Запах разлагающегося Слова – отнюдь не метафора. Очень важно, чтобы читатель ясно понимал: «четвертая власть» – это никакая не метафора, это истина в последней инстанции. Масс-медиа не просто принадлежат власти; они – ее неотъемлемая и важнейшая часть, и нет никакой массовой информации за пределами OS Голем. Процесс транквилизации желаний – необходимая составляющая его информационной деятельности.
     …Таков примерно механизм идеологического подавления социального запроса. Так общество – через каналы информации! – управляет желаниями, мечтами, упованиями и стремлениями обывателя. Явление знакомое, заурядное до банальности и представляется вполне нормальным… до тех пор, пока исследователь не заметит его и не опишет. Пока общество не осознает.


Литература:
А. Лазарчук. «Зеркала»
А. Лазарчук, П. Лелик. «Голем хочет жить»
А. Лазарчук. «Кесаревна Отрада между славой и смертью»
Дж. Оруэлл. «1984»
Е. Лукин. «Толкование яви»
З. Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого Я».
Лао Цзы. «Дао дэ цзин»
С. Лукьяненко.  «Линия грез»
В. Панов. «Продавцы невозможного»

8. Классовый апартеид
http://www.proza.ru/2018/08/09/867
9. Цикл Соляриса
http://www.proza.ru/2018/08/16/1008
10. Кривологика Голема
http://www.proza.ru/2018/08/21/963
11. Невыносимая легкость бытия
http://www.proza.ru/2018/08/30/684
12. Ренегаты элиты
http://www.proza.ru/2018/09/06/954
Эпилог. Прыжки над пропастью
http://www.proza.ru/2018/09/13/564