Перебор или судебно медицинская загадка

Алекс Новиков 2
Перебор или судебно– медицинская загадка
18+ Слабонервным не читать. Несовершеннолетним просьба покинуть эту страницу.
***
–  В целях реализации конституционных прав человека и гражданина  на жизнь, личную неприкосновенность, возмещение причиненного вреда   и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»   в системе органов здравоохранения предусмотрено функционирование судебно-медицинской экспертизы. – Профессор начал маленькую лекцию. –  Уважаемые коллеги, вам, студентам, требуется провести минимум два судебно-медицинских вскрытия.
Студенты обожали профессора, а он обожал свой предмет. К студентам был строг, но справедлив.

–  Итак, очень надеюсь, что кто-нибудь из вас посвятит себя судебной медицине! – А вы уже не маленькие! Так что, жду от вас серьезной работы. Результаты нужны следствию.
Профессор подвел группу студентов к секционному столу. Свет давала хирургическая лампа. Санитар приготовил набор ножей и дисковую пилу для вскрытия черепа.
 –  Вам предстоит   решить научную загадку: "как вы жили, что вы пили, для чего вы опочили и зачем лежите здесь!"
–  Ну, Студент, вы и приступайте! С чего начнем?

–  Как всегда, начнем с наружного осмотра тела. –  Студент снял простыню. –  На столе лежит тело мальчика, примерно 12 лет.   Судя по запаху, перед смертью у него произошло мочеиспускание и дефекация.  Кожные покровы бледные. Трупные пятна на задней поверхности туловища, конечностей. При надавливании не бледнеют. Предположительно 2-3 сутки. Трупные пятна синюшно-багрового цвета.
– Почему?
– Скорее всего, потому что труп лежал в холодильнике. На ощупь холодный! Не свежий! Если на воздухе и в тепле –  трупные пятна были бы буро-зеленого цвета и была бы выражена гнилостная венозная сеть.
Трупное окоченение в стадии начального разрешения 3 сутки. А вот   следы кала на бедрах.  С помощью сантиметра снимем ростовые показатели. Рост 120 сантиметров.
–  Правильно, труп пролежал до нашего занятия в холодильнике, поэтому уточняю, смерть сего молодого человека наступила около трех суток назад. – Профессор посмотрел на свою небольшую аудиторию.

–  А какова, уважаемый Студент, каковы повреждения и предположительная причина смерти?
–  Повреждения: кровоподтек в области верхнего и нижнего века левого глаза, синюшно-багрового цвета овальной формы 6х5 см. Гематома на волосистой части головы в затылочной области размерами 7х4 см, а на боках... Захлесты! Предлагаю для продолжения осмотра перевернуть тело лицом вниз.
–  Коллеги, помогите Студенту перевернуть тело и постарайтесь не помять нос! Нам еще выдавать его родственникам.
В группе повесило молчание.
– Итак, что же вы, при продолжении наружного осмотра мы видим?
–  Мы видим множественные ссадины и кровоподтеки в области грудной клетки по задней поверхности, крестцовой и поясничной областях, правой и левой ягодицы, и верхней-третьей правого и левого бедра по задней поверхности. Размеры от 1,5х0,6 см до 17х1см. Форма полосовидная, прерывистые идущие с верху вниз, багрового цвета. Ссадины многочисленные, корочка красноватого цвета ниже уровня окружающей кожи. Петлеобразные полосы, полученные прижизненно! Это видно по наличиям кровавых просечек в том месте, где петля гибкого провода иди скакалки просекла кожу до крови. Уважаемые коллеги, по ссадине можно говорить о механизме повреждения: тут явно было  воздействие предмета под острым углом.
–  А о давности, что тут можно сказать? – Студенты столпились у секционного стола.

–  О давности повреждения можно судить по заживлению ссадины, которого мы тут практически не видим. Трупные пятна на спине и ягодицах свидетельствуют о чем?
–  Это просто, –  отвечала Верочка, –  это значит, что труп лежал на спине после смерти.
–  Труп после смерти? Оригинально! Ну, в общем, ответ правильный, хотя на родном русском языке можно было бы сформулировать свою мысль правильно! Смотрите: кровь в местах просечек успела свернуться. Значит, повреждения нанесены непосредственно перед смертью;
–  А что еще можно определить? – спросили студенты.
–  Посмотрите на тело  внимательно! Вы можете определить направление действия травмирующей силы:  более глубокая ссадина вначале, в конце ссадина –  более поверхностная!
–  А еще?
–  Еще место приложения силы, ссадины образуются в месте непосредственного воздействия! Тут это спина, ягодицы, бедра и крестец!
–  Похоже, удары наносились вдоль спины и ниже! Проще говоря, мучитель стоял или у его головы, или зажимал его голову между своих ног.

–  Правильно! А вот и микроссадины на ушных раковинах, –  профессор достал лупу. – Вот посмотрите на его уши!
–  Только что-то этих петель очень много! –  Вера смотрела на тело спокойно, но губы у нее подрагивали. Не каждый день работаешь с трупом ребенка.
–  Механическое повреждение –  нарушение анатомической целости или физиологических, функций органов   вследствие воздействия кинетической энергии какого–либо предмета. – Профессор продолжил объяснение загадок на теле ребенка. –   Ссадины –  поверхностные повреждения кожи при действии   предмета под острым углом, при одновременном скольжении и давлении. В основе действия: удар, сдавление и трение.  Давайте ссадины посчитаем...

–  Одна две– три... Шестьдесят четыре, может больше, так как несколько петель попали по одному и тому же месту дважды.
–  Ой, мамочка, –  Вера, одна из студенток вышла попить водички.
–  Ой, какие тут все собрались слабонервные... – Профессор поправил галстук и продолжил. –  Побои являются действиями, характеризующимися многократным нанесением ударов, в результате чего могут возникать телесные повреждения.
–  А что нам делать сейчас?
–  Переворачивайте труп на спину и начинайте вскрытие! –  улыбнулся профессор. –  Впрочем, ссадин могло бы и не быть, например, если бить через мокрую ткань!
Санитар подошел с большим ножом сделал надрез кожи на темени и отвернул скальп на лоб и затылок. Дисковой пилой он легко срезал кость черепа, обнажив мозг.
–  А теперь рукой поднимаем мозг, –  руководил профессор, –  и подрезаем сосуды и нервы! Молодец!
–  Теперь взвесим мозг на весах. Поверхность полушарий исследуем на месте. Теперь осмотрим основание мозга, конфигурацию его частей, мягкие мозговые оболочки основания мозга, отмечая их прозрачность или мутность, кровенаполнение.  А теперь, уважаемый студент, по какому способу вы предлагаете провести исследование?

–  По методу Фишера! Для этого рекомендуется делать семь фронтальных разрезов со стороны основания мозга!
–  Ну что же, коллега, приступайте! А я остальным напомню, что основными задачами экспертизы трупа в случаях черепно–мозговой травмы являются установление причины смерти, определение характера, механизма и сроков возникновения повреждений, установление давности наступления смерти, а также разрешение иных вопросов, поставленных органами дознания, следователем, прокурором, судом, не выходящих за пределы специальных компетенций эксперта. Имени убийцы по этим следам мы не даем!
Пока Профессор говорил, Студент большим секционным ножом исследовал мозг.
–  Итак, что вы обнаружили? И что мы запишем в протокол?
–  Внутренне исследование. Начинаем с головы.
– 1) при отсепаровке мягких тканей головы в затылочной области кровоизлияние темно-красного цвета размерами 8х5см. Кости свода черепа целы.
2)  Мозг-субдуральная гематома в правой затылочной доле. Объем 75 миллилитров со сгустками.
В левой лобной доли головного мозга в области полюса субарахноидальное кровоизлияние красного цвета. Кровоизлияние размером 6х4 см. Это похоже на удар в затылочную долю и противоудар в лобную долю.
3) Шштриховидные единичные кровоизлияния в стволом отделе головного мозга. Отек и дислокация головного мозга. Смещение правого полушария влево за счет субдурального кровоизлияния. Обнаружены множественные кровоизлияния в желудочковую систему мозга, кровоизлияние в базальные ядра...

–  Да кто же его так? –  Не выдержала Вера.
–  Это судебный эксперт вам рассказать не сможет.  Однако мы  должны определить: тяжесть вреда здоровью, причиненного мучениями,  Наша задача не загадывать и разгадывать загадки, а констатировать факты. А они такие: полосы на теле, явно следы того, что укладываются в статью 131 уголовного кодекса "истязания". Наличие, характер повреждений, их локализацию, орудие и механизмы возникновения повреждений, давность и  одновременность их нанесения, тяжесть вреда здоровью в случаях причинения его способом, носящим характер истязания.

–  Да какая же тут тяжесть вреда здоровью, если он умер!
–  Вот тут надо соотнести тяжесть вреда от ссадин с тяжестью травмы мозга!  Повреждения в желудочковой системе мозга свидетельствуют, что перед смертью его несколько раз ударили по голове, о чем свидетельствуют не только данные вскрытия, но и наличие гематом на лице и затылке.
–  А может он затылком ударился и упал? – Спросила Верочка.
–  Хороший вопрос, но упал он на что–то очень интересное, без тупых ровных краев...

Еще полтора часа студенты вскрывали органокомплекс и пытались разгадать причину смерти ребенка. Наконец, исследование было завершено, санитар "убрал" труп, забив место мозга ветошью, запихав органокомлекс и мозг в живот, и ушил все толстой кривой иглой.
Данные вскрытия внесены в протокол и все разошлись по домам.

Студент, главной герой сегодняшнего вскрытия лежал  в постели и прижимал к себе Верочку.
О чем думала Вера? О том, что хорошо бы выйти замуж за мужчину, что сейчас греет ей постель и заставляет спать голой и выполнять всякие желания. Среди них было и самое неприятное: он обожал чувствительно шлепать ее по попе. Правда, до зверств в виде ссадин или синяков, пока не доходило ни разу. В этот вечер он шлепать ее не стал.

«Неужели моя попа ему разонравилось? – Задумалась Вера. – Загадка! Но все остальное он и захотел и получил? И главное, дождусь я предложения руки и сердца или нет? Два года ко мне ходит! Сколько же можно?»
Студент думал, что с Верой ему повезло. Красавица, умница, готовит прекрасно и попа на уровне мировых стандартов. Ну как же такую попу и не пошлепать? Но сегодня, после вскрытия ребенка, шлепать не хотелось.
"И все же, за что его так?" – Засыпая студент вновь вспомнил секционную, и юное тело на столе из нержавеющей стали.
Снился ему ужасный сон.

–  Опять двойка? –  Начинающий толстеть и лысеть мужчина в тренировочных штанах и футболке вырвал из электрочайника шнур в резиновой оплетке.
–  Я больше не буду! –  Перепуганный мальчик прижался к стенке.
«Это же мальчик из секционной! – понял во сне студент. – Он что, жив?»
–  А я что, должен тебе верить? –  страшный удар кулаком в глаз был такой силы, что мальчик на мгновение перестал видеть.
–  Ай! – закричал мальчик.
–  «Ай» будет потом! –  мужчина повалил мальчика на пол, сложил шнур вдвое и стал им хлестать без всякой пощады.
–  Мама! –  комната наполнилась криками ребенка. – Не надо! Хватит!
Дальше начались нечленораздельные крики.

Озверевший мужчина ударов не считал, только полос выступало на теле все больше и больше. Там, где петля впивалась в кожу, выступала капелька крови.
Устав бить, мужчина ослабил захват шеи ребенка в коленках. Тот укусил его в ногу.
–  Ты кусаться, щенок?
На голову ребенка обрушился страшный удар.
Картинка во сне погасла.
«Ногу подозреваемого надо исследовать! –  Студент проснулся в холодном поту. – Приснится же такое! Загадка, черт бы ее побрал! И к чему такое может присниться?»
Рядом лежала нагая Верочка и мирно посапывала, улыбаясь во сне. Лунный свет делал ее невообразимо прекрасной… Ей снилось, что она голая в секционной у стола и с ней студент собирается сделать грешное дело, а одногрупницы подглядывают в дверях
–  Нет, работу надо найти другую! –  Студент вышел на кухню попить воды. – В медицине есть много профессий и судебный эксперт – худшая!

На следующем занятии профессор попросил Студента отвезти материалы вскрытия в суд. В те времена об электронной  почте никто еще и слыхом не слыхивал.
На заседание суда Студент решил остаться.
Прокурор, поддерживавший обвинение рассказал, как мужчина, отчим ребенка, решил наказать его за двойку по математике суровой поркой.
В качестве воспитательного инструмента он выбрал шнур от электрочайника. Когда ребенок стал вырываться, он несколько раз ударил его кулаком по голове, что послужило причиной смерти.
Прокурор просил за убийство пятнадцать лет, а суд, учитывая чистосердечное признание и помощь следствию, дал только одиннадцать.
На следующий день наконец-то сбылось самое заветное желание Веры.

–  Верочка, угадай загадку, куда мы завтра пойдем?
–  В парк? Нет, в кино?
–  А вот и не угадала: подавать заявление, но давай перед этим поклянемся, что в супружеской жизни мы не будем поднимать руки, ни друг на друга, ни на наших детей. – Он достал коробочку, где на  бархатной подушечке лежали два золотых обручальных кольца.
–  А если я не хочу замуж? – Сердце девушки отчаянно забилось.
–  Тогда пойдем в кино! И я буду ждать, а кольца сдам в камеру хранения на вокзал! Загадочная женская душа! Я не понимаю: ты так хотела замуж, а теперь ломаешься как девчонка! Ну, ладно, ломалась когда я тебя в постель затащил, когда я положил тебя к себе на колени и отшлепал, а сейчас то что?
–  А ты не понимаешь? Урод ты бесчувственный! – Вера заплакала.

–  Не понимаю! Ваша женская душа потемки. До свадьбы то нельзя, то можно, шлепать то можно то нельзя! Тебе что, кольца не понравились? А я так старался, работал вот после занятий и накопил! А что же будет после свадьбы?
«После свадьбы ты будешь делать то, что  хочу я!» –  подумала Вера, но вслух ничего не сказала.
–  Вера, я тебя люблю и пошли в ЗАГС!
«Дождалась!» –  Вера вытерла слезы платком.
Час спустя, в кафе "мороженое" на Большой Пушкарской Верочка примерила кольцо, согласилась дать клятву, и они подали заявление.
Своей клятве они верны до сих пор. Хотя искушение ее нарушить было у обоих и неоднократно.
***
Внимание читателям: угадайте, как звали студента, и кем он потом стал?
Основан рассказ на реальных событиях или это вымысел автора?