Самоотречение. Джон Э. Джеймс, Гардинер Спринг

Инквизитор Эйзенхорн 2
САМООТРЕЧЕНИЕ
Джон Эйнджелл Джеймс (1824)
http://www.gracegems.org/05/10/foe.html

Разве вы не знаете, что тела ваши суть храм Святого Духа, Который в вас, и Которого вы имеете от Бога?  Вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою; поэтому прославляйте Бога в своих телах
1 Кор.6.19-20

Будем помнить, что отказ от самого себя, а также от греха всегда был одним из самых серьезных вещей, которые совершились, когда вы склонили к вере у подножия креста по милости Божьей через Иисуса Христа, и отверглись себя ради Бога. Вы должны были отречься тогда не только от самодовольства, но и от самоудовлетворенности и жизни для себя. Ваше Я было отвергнуто и перестало быть для вас высшей ценностью.
До сих пор ваше Я было для вас главной целью, а любовь к себе – высшей любовью; но потом вы перенесли вашу цель и вашу главную привязанность на Другого. Христианин не имеет права делать с собой что он хочет, он не может распоряжаться самим собой. Он больше не свободен тратить для себя свою энергию, свое время, свой труд, свои дела, ибо он не свой, и он куплен дорогой ценой. Он не должен жить для своей славы и радоваться аплодисментам собратьев. Он не может жить ради богатства и радоваться возрастанию своего достояния. Он не может жить ради здоровья и радовать себя энергией здорового тела. Он не может жить ради вкуса и пробавляться погоней за литературой, наукой или искусством. Он не может жить ради радостей общения даже с самыми приятными друзьями. Он не может жить даже ради простоты и радовать себя молчаливой тишиной.
Короче говоря, христианин не может быть сам себе господином, и не может использовать все, что он есть и что он имеет, как свое достояние и для собственной выгоды. Личное удовлетворение больше не может быть его целью, для достижения которой он вправе строить свои планы, выбирать свои пути и преследовать свои задачи, как если бы он был независимым и суверенным над самим собой.
Мой ветхий человек должен быть распят со Христом; мое тело греха должно быть уничтожено, мой растленный характер разрушен, закон греха в моих членах – подавлен, вожделения разума должны быть покорены. Эгоизм, этот враг Бога, против которого Он ведет войну, соперник интереса ко Христу в моей душе, должен бать сдержан; все средства, с помощью которых дьявол будет держать нас в отчуждении от святости, должны подавляться.
Я, самость есть самый тонкий, самый упрямый, самый упорный враг, с которым благодати приходится бороться в душе верующего. Мое Я живет, действует и воюет, когда многие виды растления уже подавлены. Это последний оплот, цитадель сатаны в сердце, которая не сдается послушанию веры.
Почему верующие ропщут на болезненные обстоятельства провидения и им так трудно подчиниться его целям? Потому что они нарушают их покой и наслаждения. Почему они так легко обижаются и имеют такие трудности с прощением? Потому что оно ранит их самооценку. Почему они жадны? Потому что не удовлетворены тем, что имеют. Почему они так неохотно отдают свое время и труд ради блага других и славы Божьей? Потому что они хотят их использовать для себя и своих радостей. Почему они так сварливы, склочны и недовольны досадными мелочами жизни, которые есть везде и происходят постоянно? Потому что они хотят легкости, покоя и наслаждений. Что такое наше тщеславие, если не подмена любви? Что такое амбиции, если не довольство собой? Что такое гордость, если не поклонение самим себе?
Но почему все это так? Разве мы можем жить так, как если бы мы были свои? Да и жизнь ли это вообще? Почему мы забываем, что мы достояние Другого и принадлежим Ему? Дорогие мои, рассмотрите это. Взвесьте хорошо условия христианского ученичества, как они предусмотрены нашим Господом.
«Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя». Самоотречение, а не самоудовлетворение – вот наше дело. И являемся ли мы учениками – строго зависит от нашего расположения нести наш крест. Если мы жаждем легкости, тихой, мягкой снисходительности, довольства и угождения себе, жизни без проблем и конфликтов – мы останемся недовольными, ибо скоро убедимся, что не сможем угодить себе, а другие не угодят нам. Та цель, ради которой мы вправе жить – это быть учениками Того, Кому мы  принадлежим, и Кто дал нам понять, что мы не свои. И пусть в нас «будут те же чувства, что и во Христе Иисусе».
Для кого мы будем жить и кем мы будем, если мы начнем жить не для Него, а для себя? Кто должен прийти в нас на смену нам самим? Бог. И по очевидной причине: мы Божьи, Его слуги, Его собственность.
Многие из вас наняли слуг, как в вашем доме, так и в ваших магазинах, работников, с которыми вы заключили контракт на определенный заработок взамен определенной работы. Вы претендуете на их физический труд, на из время, на энергию их тела и разума, которые будут вложены в предусмотренный вам объем работы, поэтому у вас есть на это несомненное и справедливое право. И если вместо того, чтобы жить для вас, они живут для себя, если вместо того, чтобы стремиться угодить вам, они будут стремиться угодить себе, если вместо того, чтобы сделать его своей целью и делом служение вам, они захотят сделать таковой целью собственные удовольствия - вы справедливо сочтете их бессовестными, а себя обманутыми.
А теперь примените это к Богу. Вы Его достояние, не только по праву творения, но по еще более священному праву искупления. Вы, ваше тело, душа, время, таланты, собственность, влияние - все это Его и оплачено драгоценной Кровью Его Сына. Он всегда будет требовать от вас того, чтобы вы принадлежали Ему. Он не позволит вам лгать и нерадеть, Он не даст вам спать и забываться, но Он всегда скажет вам в Своем Слове: вы Мои! Он предлагает Своим служителям исполнять это требование каждое воскресенье. Он собирает нас вокруг сакраментального стола, где представлены символы Тела и Крови Господа, и с молчаливым, но внушительным требованием говорит: вы не свои, вы куплены дорогой ценой, и значит вы Божьи!
Вы также не можете быть в недоумении в том, чего Бог требует и что Он указывает нам:  "Прославляйте Бога в своем теле и в вашем духе, которые есть Божьи". Конечно, мы не можем ничего добавить к Его славе, не больше, чем червь сможет что-то добавить к сиянию солнца. Но если никчемная стекляшка никак не может произвести солнечный луч, то она может отразить его. Так верующий, хотя он не может увеличить славу Иеговы - может проявить ее. Бог прославляется, когда Его чтят, любят, Ему служат и подражают. Слава Божия состоит из Его качеств, особенно Его нравственных совершенств: это святость, справедливость, истина, любовь и милосердие. Поэтому подражание им в поведении верующего прославляет Бога, ибо эти качества в нем есть то же самое по природе, хотя и в бесконечно меньшей  степени, чем в Боге, и поэтому они - лучи Божьей славы, падающие на дух и отраженные им перед взором человечества.
Апостол, говоря о великой духовной перемене, произведенной в душе настоящего христианина, называет ее участием в Божественной природе (2 Пет.1.4). И если Бог всегда прославляется, когда мы взираем на Него и являем Его бытие к Его славе, Он прославляется в Своих людях, ибо Он отражен, хотя и в очень несовершенной мере, в их святом характере. Следовательно, человек был сотворен по образу Божьему, и теперь он как новое творение преображается в тот же образ. Христианин - Божье свидетельство,  Его образ и представитель в мире; и его великое дело является подражанием Божьим атрибутам, чтобы  напоминать людям о Боге и учить их, кто и что Он есть.
 Но апостол указывает, как это должно быть сделано. "Прославляйте Бога в своих телах" - со всеми их членами, органами и чувствами, ибо они принадлежат Ему. Прославляйте Бога целомудрием, воздержанием, усердием своем призвании; через благоговение в поклонении; отдавая все силы служению благочестию и милосердию, терпеливо перенося ради Него болезни и смерть и, если вы будете к тому призваны, узы,   заточение и мученичество за дело Христа. Таким образом даже тело может быть использовано душой которая одушевляет его, как инструмент для прославления Бога. Наше телесное устройство,  если оно устойчиво и направляется разумом, может и должно быть использовано для похвалы и почета своего Автора. Хотя оно прах в своем начале и судьбе, оно может быть поднято к достоинству прославления Бога. Как инструмент с многими струнами, обновленный и освященный дух может принести Богу сладкую музыку, которую Он примет и будет рад услышать. Христиане, отдайте свои тела Богу, чтобы возвеличить Его имя и почтить Его! Не считайте их просто собранием органов, чувств и вожделений, которые можно использовать в свое удовольствие, как то, что можно баловать, или как красивую форму, которую можно еще больше украшать и восхищаться ею, но это ваш удел, чтобы вы могли покориться Богу, и как Его члены - быть орудиями Его праведности.
Тело, однако, только часть, и то низкая часть нашей составной природы, в которой мы должны прославлять Бога. Наш дух, нематериальный и бессмертный, также должен быть вовлечен в Его славу. Наше понимание должно созерцать Его славу. Наша воля должна выбирать Его как наше главное благо. Наши чувства должны любить то, что Он любит, и ненавидеть то, что Он ненавидит. Наша память должна хранить Его учение и заповеди. Нашей совестью мы должны руководствоваться, чтобы принять от Него предупреждения и упреки.
Наша душа, бессмертная душа, получает Его образ. Воистину, мы прославляем Его, когда святой ум сияет в нас, пронизанный всеми украшениями святого характера, и когда в нас есть то, что напоминает людям о Боге, когда все в нас, кажется, говорит: "Придите, возвеличим Господа и вознесем Его имя вместе!".
Мы не можем действовать в соответствии с нашими обязательствами, если мы не можем побудить тех, кто наблюдает за нами, сказать себе или другим: "Этот человек, я вижу, боится Бога и стремится угодить Ему. Когда я забываю Бога, он напоминает мне о Нем; если я не знаю чего-то о Боге, он учит меня Его характеру; когда я грешу против Бога, его поведение упрекает меня. Я боюсь Его; я поклоняюсь Ему; и все же я не чувствую себя легким и счастливым в Божием присутствии. Но в благости его поступков есть что-то торжественное".
Что же может произвести такое впечатление? Какая неизменная святость, какая строгая мораль, какое глубокое смирение, какое глубокое подчинение, какая кротость и мягкость, какая святая бодрость, какое нежное благочестие и какая настоящая свобода должны быть в нашем поведении! О, какими людьми мы должны быть - чтобы напомнить людям о Боге и дать им некоторое представление о том, каков Он есть! Какая образцовая святость должна быть в этом характере, и мы полагаем, что только так о нас смогут сказать: "видите, это образ Божий!".
Так вот, мои дорогие друзья, вы должны прославлять Бога. Все ваши цели, дела, планы, пожелания и молитвы должны быть собраны в это одно прошение: "Отец, прославляй Свое имя!".  Но понимаете ли вы, что такая молитва не только исходит от вас, но она и для вас! Должны иметь великую благодать те, кто произносит такие слова искренне и с полным пониманием их значения! Готовы ли вы к тому, что Бог будет прославлять Себя в вас? Если это так, вы не должны ставить Ему никаких условий, не должны иметь никаких замыслов для себя, никаких исключений, но все предоставить Ему. Такая молитва означает: "Господь, делай все по Своей воле, когда и как Ты хочешь, делай со мной все, что Тебе угодно, но дай мне прославить Тебя!". Вы должны быть готовы к тому, что Он сделает это в вашем здоровье или болезни, в успехе или неудачах, в улыбке или хмурости провидения,  в покое и тишине, когда неудачи обойдут вас стороной, или сделав вас странником до краев земли, в тихом течении или ревущем потоке, среди добрых друзей или утрат,   долгой жизнью, или ранней смертью.
Вы готовы к этому? Сможете  ли вы при ЛЮБЫХ обстоятельствах возносить молитву: Отче, прославь Свое имя? Можете ли вы отдать себя в руки Бога и сказать Ему: Боже, я не свой, я Твой; дай мне служить Тебе. Если Ты даруешь мне благодать, я приму из Твоих рук все и в любой ситуации!". 
Это, очевидно, ваша обязанность - ибо вы не свои, но Божьи. Подумайте, я умоляю вас, о священном и нежном обязательстве, которое приходит к вам через искупление - жить именно таким образом! Притязания Бога на вас в том, что Он купил вас.  Справедливость требует этого от вас, ибо Он купил вас, и какой дорогой ценой! Взять то, что принадлежит человеку, - это грабеж; но взять то, что принадлежит Богу, - это святотатство. Благодарность требует этого от вас: какие благословения Бог даровал вам, искупив вас! От какого ужаса, нищеты и вечного горя  Он спас вас - и к какой чести, счастью и вечной славе Он вас вывел!
Личный интерес требует этого от вас. Где вы можете быть почтены выше и обрести столь же высокое счастье, если не в славе Божией? Какие потери мы не претерпим для этого добровольно, какие не перенесем страдания, за какие труды охотно не возьмемся, какое самоотречение не осуществим, от какого наслаждения или от какой своей воли не откажемся, чтобы прославить Бога?
Представьте себе человека, который прожил все свои дни, никогда не видя света солнца, и теперь заметившего его лучи отраженными в небольшой блестящей поверхности воды. Он с восторгом видит, что великое светило - это источник того, что он заметил только сейчас, и с этого момента он постоянно пытается взглянуть с новым удовольствием и удивлением на его свет. Какая честь будет у этой ничтожной вещицы, что привела мыслящий ум к познанию одного из самых славных Божьих дел! Но что это значит перед честью, дарованной  искупленному и освященному человеку, прежде чаду праха, наследнику греха, горя и смерти - жить так, чтобы отражать в своем характере лучи  Божественной славы, исходящие от великого Источника жизни, света и красоты - и, таким образом, заставить глаза видеть, и сердца любить, и языки хвалить Иегову, к превосходству Которого все мы были слепы, холодны и безгласны!
И теперь остановлюсь на самом сильном из всех утверждений: мы должны прославлять Бога, ибо этого требует любовь. Наш долг прославить Бога - это сама цель нашего искупления. "Кто отдал себя за нас, чтобы Он мог искупить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особый, ревностный к добрым делам" (Тит 2.14 KJV). "Любовь Христова объемлет нас; потому что мы так судим, что если один умер за всех, то все были мертвы, и если Он умер за всех, то те, что живы, отныне не должны жить для себя, но для Того, Кто умер за них и воскрес" (2 Кор.5.11,15 KJV).  Я не говорю сейчас о творении, и не напоминаю вам, чем мы обязаны Тому, Кто создал нас и все остальное - ибо это лишь начало. Я не привожу вам на ум пылающую бездну, из которой нет избавления, не говорю о потерянных душах и дыме их мучения на веки веков, хотя  это и должно напомнить о страшном воздаянии справедливости для тех, кто не прославит Бога.
Но я веду вас к Голгофе в час распятия, чтобы вы посмотрели на Сына Божьего, висящего на кресте, пока кровь течет от Его ран и Он восклицает в самой глубине Своей  агонии: "Боже Мой! Боже Мой! почему Ты оставил Меня?". Я спрашиваю вас, в чем истинный смысл этой чудесной и ужасающей сцены. Иисус Христос заплатил - Своими стонами, слезами и кровью - цену вашего искупления! Это Иисус Христос, раз и навсегда устанавливающий Свое право на вас и на всю вашу жизнь как на Свое владение. Он совершил ваше избавление и вправе теперь притязать на все ваше временное и вечное существование!
Какое это ограбление Бога, какое преступление перед небесами - пытаться, или даже желать жить для себя! Кто из нас может сделать эту дерзкую попытку, или лелеять несправедливое, неблагодарное желание? И все же насколько склонны мы к этому! Как много из этого злого святотатства происходит! Сколько исповедующих людей живут в противовес притязаниям, столь священным, столь нежным и столь сильным, и хотят жить для себя и в свое удовольствие! Как мало мы видим тех, кто уразумел суть утверждений Господа Иисуса Христа! Как мало тех, кто понимает как должно это увещевание: "Едите ли, пьете ли или иное что делаете - делайте все во славу Божию!". Как мало тех, кто соединяет славу Бога со всем своим жизненным путем, делает ее конечной целью всех своих замыслов, всего, что они делают! Как мало тех, кто понимают, что их усилия в стремлении к святости полезны и успешны тем, что они могут заставить других думать о Боге и расспрашивать о Нем!
 Какие кропотливые усилия,  постоянные интриги и гениальные ухищрения по достижению богатства мы созерцаем! Как много устремлений к тому, что кажется красивым и благородным! Как люди пекутся о легкости, комфорте и удовольствиях!  Как хотят  родители накопить богатство для своих детей, сформировать для них выгодные связи, часто без должного учета их духовного и вечного благополучия! И когда, благодаря благому провидению Божию, торговцы добиваются успеха и готовы уйти от дел - как они лезут из кожи, чтобы найти приятное селение, респектабельную общину, популярного священника вместо того, чтобы сделать добро и укрепить руки какого-либо верного проповедника, что трудится среди великого уныния! Увы, насколько применимы слова апостола к нынешнему поколению: "все ищут своего, а не Господнего!".
Мои дорогие друзья, научитесь жить заново. Поднимайтесь каждый утро и решайте прославить Бога во всех меняющихся обстоятельствах каждого дня; и каждую ночь, когда вы кладете голову на подушку, задайте вопрос: "прославил ли я Бога сегодня?". Входите в каждую новую ситуацию, встречайте каждое новое испытание, включайтесь в каждое новое усилие, говоря: Отец, помоги мне прославить Тебя! Рассмотрите каждое место  своих обязанностей, будь то дом, магазин, рынок, а также дом Божий. Если вы отходите от высокой цели и вам грозит опасность стать снисходительным, мирским, думающим  лишь о легкой жизни и  удовольствиях - бросьте взгляд на крест и прислушайтесь к упрекам, которые приходят от него: "ты не свой!".
Поступайте так, чтобы ваша искренность и серьезность в желании прославить Бога не ставились под сомнение нечестивцами и невеждами и не воспринимались как лицемерие. Как часто люди злоупотребляют этим возвышенным выражением, к каким низким и эгоистичным, светским и сектантским целям оно порой применяется, прикрывая мотивы, которые осуждает Писание и не терпит ум Божий! Избавим же его от злоупотреблений, отведем от него упреки и попытаемся убедить тех, кто произносит его не иначе как с  насмешкой, что среди многих, для кого это просто религиозный жаргон, есть некоторые, что познали искупительную милость, живут в послушании слову Божию и стремятся соответствовать Его образу и прославлять Отца небесного, и, понимая свою полнейшую негодность для столь высокого и сложного дела, непрестанно молятся в вере и необходимой помощи Святого Духа!

САМООТРЕЧЕНИЕ
Гардинер Спринг (1852)
http://www.gracegems.org/Books2/traits13.htm

Еще одним свидетельством христианского характера является дух и практика самоотречения. Самоотречение состоит в добровольном отказе от всего, что не согласуется со славой Божией и высшим благом наших ближних. Это не означает ни добровольного отказа от всех благ, ни добровольной терпимости ко злу как чему-то желательному, хотя это и может означать признание желательными любых обстоятельств. Нет ничего абсурдного в утверждении, что некая вещь может быть очень неприятно по своей природе, но, если взять в расчет все обстоятельства, может быть очень желательной. Самоотречение не есть также отказ от всего своего, ибо желание счастья и отвращение к нищете и ничтожеству неотделимы от человеческой природы.
Естественный принцип любви к себе еще не составляет грех эгоизма, ибо нет нравственной распущенности в том, что мы находимся под влиянием ожидания добра или зла для себя, при условии, что это соображение не является для нас высшим. Соблюдение наших интересов не является грехом при условии, что я не оцениваю их выше, чем требуется.  Самоотречение диаметрально противоположно эгоизму. Эгоизм настраивает человека на то, чтобы поставить самого себя в  центр, начало и конец всего, что он делает. Трудно с Библией в руках или на принципах серьезной философии не признавать различие между чувствами, которые в высшей степени эгоистичны, и реальным бескорыстием как нечто простое и важное. Также нет необходимости в помощи метафизического обсуждения, чтобы установить положение, что ни один человек не должен расценивать свое счастье больше, чем все остальное, и что человек, который делает так, не обладает духом Евангелия. Привязанности любого человека должны быть сосредоточены на одном каком-либо предмете, который имеет первостепенное значение, выше всего остального. Двух предметов высшей привязанности быть не может, как и двух первостепенных принципов действия.
Не может быть промежуточного объекта между Богом и мной, который сосредотачивал бы на себе самые высокие и сильные чувства души. И если никакая вещь, которую тварь может произвести из себя, не может стоять так высоко, как слава Божия, то нельзя сосредоточиться на Боге, не отвергнув самого себя. Другие объекты могут быть любимы, но если мы ценим их только как средства к чему-то другому для нас, то это не предметы высшей любви. Все, что не сосредоточено на Боге, в итоге сосредотачивается на нас. Люди, которые не стремятся к Иисусу Христу, в конечном счете сосредотачиваются на себе. Свои частные блага они обычно делают высшим предметом своих стремлений и желаний. Их привязанности сильно сужаются, и их конечные цели не идут дальше них самих. У них есть основной и единственный интерес - их собственный. Все, что они делают для Бога и для своих собратьев, они по сути делают для себя и своего счастья. Излишне говорить, что это не имеет ничего общего с христианским самоотречением.
Только небесная благодать способна сосредоточить наши привязанности на чем-то более высоком, чем наше достояние. Это действительно высшее благо, и стремление к его достижению сосредотачивается на Предмете достаточно великом,  чтобы удовлетворить самые сильные желания доброго. Тот, кто не чужд духу самоотречения, научился подчинять свои стремления и желания интересам Царства Божия, и высшими для него являются эти интересы, а не свои собственные. Человек либо отрекается от Христа ради себя, либо отрекается от себя ради Христа. И тогда, после того, как он жил для себя, теперь он живет для Бога. Для него нет обязанностей столь тяжких, что он не захочет и не решит исполнять их, и нет греха столь сладкого, что он не захочет и не решит оставить его.  Ничто не может быть слишком дорого, чтобы отдать это ради Христа, ничто не слишком велико, чтобы этим нельзя было пожертвовать ради продвижения Его славы. Христианин знает, что он является лишь точкой во вселенной Бога, атомом в Его бытии, он лишь один член мистического тела Христова, и он готов к тому, что Бог возвысит или повергнет его по своему усмотрению. Его собственный рост не тяжелее пера, если положить его на чашу весов против чести Христа и блага Его Царства.  Таков дух самоотречения. Это результат спокойной, сознательной, непоколебимой привязанности к высшему благу, приводящей к добровольному отказу от всего, что противоречит славе Божьей и благу наших ближних.
То, что это библейское представление о самоотречении, было бы легко проиллюстрировать множеством примеров. Этот возвышенный дух побудил отца верующих принести Богу сына обетования, он привел трех достойных юношей в вавилонскую печь, раскаленную огнем, а  апостолов и мучеников - к славе в скорби. Это дало верующим выдержать множество насмешек и упреков, выстоять неустрашимыми в бедствиях и лишениях и улыбаться на плахе. Это дух, который сиял с таким блеском в страданиях и смерти нашего благословенного Господа. Это было в высшей степени характерно для Его Божественной Личности - что Он страдал не ради Себя Самого, и стремился не к Своей славе, но к славе Отца, пославшего Его. "Хотя Он был богат, но для нашей пользы Он стал бедным, чтобы мы через Его бедность могли стать богатыми" (2 Кор.8.9 KJV).
Христос часто говорил о дне Своей смерти и искренне желал, чтобы этот роковой час миновал Его. Он знал злобу Своих врагов и чувствовал ее бремя в Своих последних страданиях. Он предвидел все обстоятельства, которые добавили мучений в Его агонию. Но разве Он избегал этого ужасного события? Вы видите, как настойчиво Он собирался идти в Иерусалим, вы слышите, как Он рассказывал Своим ученикам, что Ему должно уйти, что Он должен пострадать и быть убитым, но разве вы слышали, чтобы Он жаловался? Посмотрите на Гефсиманию, на Сына Божия, ясно созерцающего весь ужас Его приближающегося распятия, и поймите, что значит отвергнуть себя ради славы Отца! Послушайте голос Его сердца, уже разрываемого горем: "Я пролился, как вода, все кости Мои отстают от суставов; мое сердце, как воск, нутро Мое растаяло". Его пот был как капли крови, ибо Он знал: гнев Отца достаточен, чтобы повергнуть в вечную тьму; вина падшего мира тянет Его в могилу. "Отче, если возможно, пусть эта чаша минует Меня!   Теперь Моя душа в смятении. Пришел час, и что Я должен сказать? Отец, спаси Меня от этого часа? Но для этого Я и пришел к этому часу. Отец, прославь имя Твое!".
Вот самоотречение в высшей его степени! И так чиста была бескорыстная любовь Спасителя, что сладкие чувства Его сердца остались бы бессмысленными, если бы Он не истек кровью на Кресте. И здесь есть Тот же Дух, что побуждает соблюдать заповеди. Как часто верующие думают о том, ищут ли они своего или Божьего, живут ли и умирают ли для себя или для Господа? Черта, которую апостол представляет как отличающую верующих людей, в том, что они самоотверженны и не ищут своего (1 Кор.13.5). И Божественный Спаситель говорит: "Если кто приходит ко Мне, то отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною". "Кто спасет Свою жизнь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот найдет ее" (Мтф.16.24-25 KJV).
Казалось бы, после всего этого будет трудно сомневаться в характере одного из самых решающих доказательств истинной религии. Мы вряд ли можем обратиться к страницам Библии, не будучи уверены, что великое различие между истинной и ложной религией в том, что первая самоотверженна, а вторая в высшей степени эгоистична. Апостол говорит Коринфянам: "Мы отвергаемся себя для Бога, если же скромны, то для вашего дела. Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли, и умер Он для того, чтобы живущие не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего" (2 Кор.5.13-15 KJV).
Те, кто живут по плоти, живут для себя; те, кто живут по Духу, живут для Христа. Есть моральные символы, которые существенно отличаются, и это радикальное различие между ними. И здесь  тогда у вас есть еще один критерий христианского характера: не предполагается, что в нынешнем состоянии мы найдем самоотречение, не имеющее ничего общего с эгоизмом. Но в привязанностях и поведении каждого из чад Божьих дух самоотречения является характерной особенностью. Тот, кто обладает этим духом в наибольшей степени, ближе всех стоит к Божественному Учителю и больше всех славит Бога и благо Его Царство. Это то, что делает живую религию преобладающей в его душе. 
Часто задают вопрос: "Насколько человек должен отречься от себя ради блага других и во славу Божию?". Всего сказанного достаточно, чтобы дать нам удовлетворительный ответ на этот вопрос, но я отвечу на него просто: настолько, насколько это потребуется. Этот критерий может показаться расплывчатым, ибо есть самоотречение, которое может быть  слишком далеким от нас. Должен ли человек заходить так далеко, чтобы быть готовым оказаться проклятым во славу Божию? Я не могу выразить лучше мои взгляды по этому вопросу, чем процитировать анекдот, который приводит Уизерспун, выражая свои взгляды на эту интересную тему.

Монастыри и монашество показывают, что бывает видимость самоотречения там, где нет его духа. Люди могут отказывать себе в тысяче вещей лишь потому, что они ожидают быть в выигрыше от этого. Вы не можете знать, является ли ваше самоотречение подлинным или ложным, не зная, будет ли оно основано на высшей привязанности к славе Божией. Отвергать себя исходя из интереса более высокого, чем свой собственный, необходимо, чтобы обладать духом Евангелия.
Можно ли сказать, что это тот принцип, который регулирует ваше поведение по отношению и к Богу и к человеку? Чего вы ищете: своего интереса или своего долга? О чем вы думаете в первую очередь? Можете ли вы отказаться от своего утешения, пользы и чести, если они входят в противоречие с вашими обязанностями? Вы можете отказаться от всего, что противоречит славе Божьей и высшему благу людей? Является ли это жаждой вашего сердца: Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя!". Совпадает ли интерес этого Царства с вашими самыми высокими желаниями и самыми интенсивными стремлениями? Является ли честь Христа вашим беспокойством, а Его бесчестие - вашим недугом? Есть ли Крест Христа ваша слава? Если это так, вы не чужды духу самоотречения. Вы не без убедительных доказательств, что вы родились свыше. Чем больше вы забыли себя в этом высшем отношении к славе Божией, тем больше ваш интерес к ней и в этом мире и в будущем. И чем больше вы будете искать эгоистичный, личный, отдельный интерес в противостоянии к славе Божией, тем более вы ищете интерес, который Бог определил уничтожить.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn