Внучка Николая II, правнучка Александра III... ч1

Ольга Сергеева -Саркисова
 Они встречались   всегда на этом месте примерно в одно время, во время обеда. Он был контр –адмиралом флота, сейчас на пенсии, она- дама «голубых кровей» и «белой косточки» из бывших. Её породу было видно сразу издалека. Они дружили уже много лет и заботились друг о друге, соблюдая какой-то полудворцовый этикет. С утра он старался пройти, как крейсер, весь свой обычный и знакомый до мельчайших подробностей путь, успевал отвоевать и забрать из всех «портов» «новые  трофеи», выбирал то, что пригодится лично ему или откладывал для Матильды то, что ей пригодится, навещал знакомого антиквара, где для него почти всегда находилась интересная работа- это было его хобби,и  уже завершив свой священный обход ,старался «приплыть» к любимому берегу вовремя по расписанию…
Он был доволен собой сегодня, так как раздобыл ей хороший подарок- старинный веер, правда, его ещё предстояло немного починить, совсем немного, -восполнить некоторые утерянные вставочки галиотиса с перламутром, но ей понравится, он её вкус знает! А вчера порадовал её театральным лорнетом, замечательно сохранился, прекрасный экземпляр 19 века, правда, стекло от старости немного потёрлось и было мутным, но, ничего… всё можно исправить,ведь руки у Саши были «золотые»- всё мог сделать и починить.
  "Где же она? Что-то её не видно, задерживается.… Не разболелась ли? Она так легко одевается всегда. А, вот и она! Красавица! Глаз не отвести… Что за женщина!" Прямая спина, гордая осанка царицы с поднятой головой, красивые длинные густые волосы собраны в причёску, а глаза ...Необыкновенные, тёмные, внимательные с поволокой. Какая-то восточная краска гуляла ещё на её лице, но не броско, а очень деликатно, утончённо, придавая ей загадочность и шарм. На неё хотелось смотреть и смотреть, любоваться, разгадывать её тайну, у неё она обязательно была, это видно. Было в ней что-то entrain ,как говорят французы- обаяние, притягательность, магнетизм. Она ступала мелкими шажками, неторопливо, как царица, боясь оступиться и упасть, нарушить гармонию элегантности. Всегда старалась выглядеть элегантно и на старинный лад. Вся изящная, как статуэтка. Узкая ножка перетянута ботиночками из натуральной кожи, длинная юбка и кофточка, отделанная французским кружевом, очень старым и красивым, видно от прабабушки, приятного цвета «само», ей были очень к лицу, непременно шляпка с вуалью или пером, меховая накидка, слегка побитая молью, но ещё царственно красивая- она напоминала даму с фотографий 19 века из бархатного альбома старинного семейства. Встретив её на улице, мимо не пройдёшь – сразу обратишь на неё внимание, такой даме хочется уступить дорогу, раскланяться, неожиданно для себя заговорить по- французски... Даже , если ты никогда не говорил и не знаешь ни одного слова на этом языке…. Что-то в ней было эдакое, харизма, что ли, чего всем так не хватало вокруг. Казалось, что её черты напоминают вам кого-то из близких... но кого? При ней хотелось быть лучше, честнее, каким-то другим, творить добро, говорить приятные вещи…
-  Душа моя! Ма шери* Матильдушка! Как здоровье, дорогая? Я уже заволновался…сегодня прохладно, а ты всё так легко одеваешься…
-  Ах, мон шер*, Сашенька! Всё слава Богу! Нашей главной болезни - чахотки- нет, вот и славно, грех жаловаться. Немного кашель ещё есть. Вот в прежние времена я бы съела винных ягод, которые мне принесла бы служанка на золотом блюде, выпила бы горячей вишнёвой наливки, пропотела бы в перинушках и поправилась бы. Нынче  не умеют лечить.
-Голубушка, Матильдушка, присядь, присядь…вот так, -он помог ей присесть на скамейку .- Как бы мне хотелось тебе помочь! Где этих ягод достать?...Не знаю… Но я тебе кое-что покажу другое, порадую тебя,- он порылся в сумке и достал шикарный старинный веер… - Это тебе… Я его немного поправлю потом …тут кусочек галиотиса выпал… Нравится? Эта вещь только для такой дамы, как ты, дорогая. Почему ими не пользуются сегодня? Красивая вещь…элегантная.
- Боже мой! Мон шер! Ты ещё спрашиваешь! Какая красота! Разве это может кому-то не нравиться? Это же точно как веер моей любимой бабушки, она его очень любила, дорогой! Это бесценный подарок, он напоминает о моём детстве и близких…Ты  рвёшь  мне сердце. Сашенька! Как ты добр и галантен! Откуда такая красота? Ты бесконечно щедр ко мне, ты меня балуешь… Я не заслуживаю этого…Зря ты тратишь на меня деньги, антиквариат сейчас дорогое удовольствие...я знаю… Ну, как я с тобой буду расплачиваться? Я у тебя в вечном долгу… Такой веер-это  настоящая роскошь… целое состояние!
- Ты же сама, душа моя, всегда говоришь, что Бог сохраняет всё …Вот, ты  опять права… ничего никуда не исчезает и находит своего адресата. Вещи возвращаются к своему хозяину, к тому, кто знает ему цену. Это явно твоя вещица, я сразу это понял, как увидел, и не мог пройти мимо… Прими этот подарочек от всего сердца, от любящего сердца,-поправил он себя.  - Спасибо, любезный друг! 
-  Ох, сколько куртуазных « fine amour» , историй про утончённую любовь и воспоминаний сразу всплывает у меня в душе, столько красивых романов … любовных свиданий…  Знаешь, Сашенька, веер - это не просто безделушка…  Это язык любви …самый разговорчивый аксессуар жизни, прежней жизни. Представь, как раньше прелестница, томно и загадочно окидывающая взглядом всех гостей, много могла сказать веером о своих затаённых желаниях и чувствах, и, конечно  у каждой дамы он непременно был  и верно ей служил. Он был когда-то в моде. Изготавливали его из ценных пород древесины, перьев заморских- страусиных, павлиньих, китайские шелка и кость слоновья, плюс делали его те мастера с любовью. Она взяла веер в руки, умело раскрыла одним красивым движением и стала давать урок этикета, обучать языку веера. Сегодня об этом никто не знает, а жаль… В жизни нет мелочей, всё нужно знать, может пригодиться.   
 Влюблённым мог он помогать игру любовную начать, свиданье в полночь назначать,
«люблю!»- тихонечко сказать, казнить и к чёрту всех послать. Когда-то его «брали под залог», дамы с любимыми вели свой тайный диалог. На языке любви свободно объяснялись - необходимо было всем в то время его знать…Вот так похлопывая сбоку ножку: «Ах, следуйте за мной!», и кавалеру показала на дорожку. Всегда вам веер код определит. Вас дама приглашает на свиданье- вот где сослужит веер без обид! Здесь, Саша, неуместно опоздание…
- Я эти тонкости не знал… придётся подучиться, чтобы соответствовать вам, Матильдушка…
- И помнить надо, что, когда вы подаёте веер верхней стороной, ему вы сообщите этим, знак благосклонности: «Ты, друг любимый мой! Свиданье будет на рассвете!» . Закрытый веер вниз опущен-  к сожаленью, вам отказ, она не хочет больше видеть вас! Открытый полностью - вам рады! И жаждут встречи и услады сегодня ночью получить… Любовь её будет наградой, и постарайтесь даме угодить… Да, этот язык я ещё помню ,знаю… Я помню, как науку эту постигали, все тонкости любви, конечно, изучали… Ещё: когда пластинок семь на веере раскрыто, значит, свиданье в семь, ура! Оно добыто! И веер говорит:  «Я жду тебя, любимый! Готова встретиться с тобою, милый!» Прижатый веер к сердцу и губам- то означает: «Вы мой идеал! Шарман!». А если вас подслушивают? Что же? Закрытым веером до уст дотроньтесь всё же ,предупредите- должен он молчать! Чтобы не выдать вас, и должен подождать! Он понял всё, как это не понять? «Ах, Ма Шери! Я буду тебя ждать!» Раскрывшийся вдруг веер с поклоном головой: « Жди ,я лечу , любимый мой!». Да, Сашенька, язык любви такой! К примеру, что хотите мне сказать? Я научу, как это передать.
 -  Нетрудно в этом догадаться, но трудно в этом мне признаваться … Я так неловок, видит Бог, хотя, он встретить вас помог…
 -Александр! Вы делаете успехи!  «Я вас люблю!»- хотите вы сказать? Тогда уж веером на сердце просто десницею извольте показать. Ведь это ты хотел, мой друг, давно сказать? Когда не любишь: «Вы подите прочь!» -закрытым веером махнуть и скрыться в ночь и , бросить: « Ах, пардон, для вас я просто дочь!». Продемонстрировать презренье- ужасно, это невезенье,- подать аксессуар нижним концом вперёд, поклонник тут же и помрёт… Конечно, я смеюсь, но вот, совет мой: чаще говорите  «да», «нет» говорите иногда. Нехитрая премудрость эта известна мудрецам, поэтам. Поможет сохранить она Любовь и Веру, и Надежды. Левой рукой к правой щеке- не знают это лишь невежды… Тут сохраним и мы надежды… Жаль, изменилось всё на свете, наш веер утопили в Лете! Пришли иные времена, но всё же помню это я, и… в старине растворена.
- Какая наука о языке Любви! Матильда! Я начинаю осваивать… Благодарю вас сердечно… Мы в таких тонкостях не очень разбирались, хотя известны были общие черты, и этикет мы соблюдали. А многого и мы не знали… Ну, да, дворцовый этикет... а ведь прошло прилично лет.
- Сашенька, я тебе тоже приготовила подарочек. Моя приятельница отдаёт мне консоль для скульптур и цветов, а мне уже не надо, у меня есть, я знаю,что ты любишь и собираешь их… Зайди, забери, вот её адресок.
 -  Боже, вот это подарок! Это же сказка!
-   Вы знаете откуда она? Старинная консоль из Павловского дворца... Красотища!
-  Она и кресло предлагала оттуда же, но, его надо чинить, дорогой, только тебе отдам, как говорится, в хорошие руки …Если тебе нужно это. Вдохнёшь вторую жизнь, как обычно.
Он тщательно всё реставрировал, чтобы спасти какую-нибудь безделушку для неё и порадовать, сохранить память о её прежней жизни. Он получал удовольствие, даря «убитым» предметам новую жизнь, словно с каждой спасённой вещью продлял её и свою жизнь тоже. Это был её островок внутренней свободы и независимости от этого грубого мира, от которого она отгораживалась этими вещицами и его тоже… 
-   Спасибо, дорогая! Щедрость твоя не знает предела. Они одаривали друг друга, радуя всякими вещицами дорогими для них - то старинными подсвечниками, то старинными картинами в красивых рамах, удивительными вазами в стиле модерн начала века с красивыми скульптурными вставками из серебра или бронзы, то часами в стиле ампир из далёкого прошлого с загадками и красивым боем, то музыкальными шкатулками с дивными мелодиями, то изящным ломберным столом для игры в карты, навевающим мысли о далёкой Испании и любовных романах, то красивыми чашками из тончайшего фарфора… царского фарфора- всеми артефактами той эпохи, в которой они были счастливы и продолжали по- настоящему жить, хотя она давно миновала, пролетела мимо. Она пила из чашек чай и кофе, получая удовольствие и вспоминая былые времена. Эпоха ушла, но шлейф остался и так хотелось вернуться в то время, хоть ненадолго, хотя понятно, точка невозврата пройдена давно и на дворе другой век, другие вещи и главное- люди другие, грубые, неделикатные, без значения и судьбы, пустые и жесткие, другая жизнь. Но это был их мир, который они бережно берегли, где всё сохранялось, как и раньше- кодекс чести, этикет, утончённость ухаживания, деликатность натур и романтических высоких отношений. 
    Она часто приходила на эту аллею, садилась на лавочку, сидела и вспоминала что-то своё, ей никто обычно не мешал. Иногда к ней подсаживалась её подруга Сонечка, она работала в библиотеке недалеко и делилась с ней разными новостями во время обеденного перерыва. Сонечка была очень образованной, из старинной семьи, выживала на копейки, работая в библиотеке. Приносила Матильде что-нибудь перевести, чтобы она могла тоже заработать. Она всегда рассказывала что-нибудь смешное и интересное про современных читателей.
   - Что творится с молодёжью! Сплошное невежество! Вы только послушайте, что они говорят… - сетовала она. Сегодня спрашивает меня девушка, приличная с виду :  «Дайте  мне «Шанель» Гоголя, пожалуйста». Ну, как тут откажешь, если так вежливо просят?- она улыбнулась. - А молодой человек проявил даже интерес к средневековью и попросил меня дать какую- нибудь книжку про « круглых рыцарей»… и про Маразма Роттердамского… Как вам, Матильда, это? Или ещё одна просьба прозвучала:" Мне нужны «Собачьи яйца и сердце» Булгакова. Я отшутилась: "Это будет трудно достать… Ну, очень трудно!"  "Достаньте, я хорошо заплачу!" - предложили мне. Да, трудно стало работать. Сегодня одна девушка возмущалась: " Не могу найти книгу. Я посмотрела всех русских писателей на этой полке и не нашла нужное." Я спрашиваю: Кого вы именно ищите? " Знаешь, что она ответила, кого назвала?
  - Очевидно, очередного Тореадора Драйзера, да…? -вспомнила Матильда какой-то предыдущий перл Сонечки и улыбнулась.
 - Нет, дорогая. На этот раз  Шиллера! Так он попал в русскую литературу.
 Они рассмеялись.
На соседней скамейке происходила какая-то возня. И вдруг они увидели спектакль двух актёров…  Вернее боевые действия итальянской пары. Он и она эмоционально
«искали» общий язык, чтобы договориться о дальнейшей судьбе  на тему "Быть или не быть " им вместе, и зашли довольно далеко… Очевидно, на соседней лавочке строилась новая жизнь. Двое грубо, непозволительно громко кричали друг на друга… 
   - Габарда! Габарда! Габарда!-* кричала она ему и трясла кулаками, размахивая тяжеленной сумкой, как маятником Фуко, которая вовремя оказалась в её руке, желая ударить его сильнее, уж чтобы наверняка, чтобы он свалился со скамейки со всего маха.
 Он строил рожи ей, высовывая язык, указывал на неё пальцем, крутил у виска, смеясь и издеваясь:
  - Стрэга!Стрэга!Стрэга!** 
Он поворачивался к ней спиной, сдёргивал молниеносно с себя штаны, демонстрируя голую задницу, и дико хохотал, затем лихо натягивал их. Прохожие от этой затеи превращались в соляные столбы… . Он указывал на неё рукой и кричал, обращаясь к прохожим:  ТамАце изОрда! ТамАце изОрда!***
   Она орала просто диким голосом с визгом, стараясь его перекричать:
   - Манач ки дэ морта!* *** 
-  Ну, вот и поговорили… Даже голова от них разболелась …Да, несомненно язык- средство общения. И я думаю, как итальянцы похожи на русских. Знаете, о чём они говорили, Сонечка?
-  Нет, я этого языка не знаю, но по эмоциональной окраске их разговора - догадываюсь.
- А мне посчастливилось ознакомиться с языком... Кроме музыкальных терминов, которые я освоила на уроках музыки, мои соседи по квартире были итальянцы  Симонетти… Сын  их работал в театре, балетный мальчик был… Так что я многому у них научилась…  Правда, они говорили и другие слова, слова любви, знали искусство и любили его, но страсти кипели нешуточные, всегда любовь, ревность, скандалы- фирменное блюдо, как спагетти и паста… Приготовься, дорогая ,я переведу их разговор, речь пойдёт не о « Божественной комедии» Данте, как ты догадываешься … Всё намного проще и приземлённее. Итак… Он её обозвал  ведьмой , она его в ответ-  дураком , потом он её-  сестрой задницы  и показал сей объект для убедительности, а она ответила ему: «Чтоб ты сдох»! Достойный диалог, нечего сказать. Не сократовский, конечно, но со своей женой он долго разбирался... Эта парочка часто здесь бывает, я их  по голосам узнаю, слышу... Как выпьют, так отношения выясняют. Это они ещё не всё озвучили, весьма скромно сегодня, тебе не повезло… Столько страсти! На днях чуть не убили друг друга, но явно покусали… потом в обнимку пошли домой, зализывать раны... Мир в семье - самое важное, ты же понимаешь…
– Матильда, а ты знаешь, что у них на скамейке стоит на картонке надпись: - «Помогите в борьбе с буржуями, мы дети Сакко и Ванцетти.»
 - Господи! Неужели правда, Сонюшка?
  – Да, всё так.
- Какой позор! Они ничего не знают о них точно, про этих мафиозо разное говорили, то борцы за рабочее право, то воры, то убийцы, итог- электрический стул и фабрики карандашей по нашей стране с надписью "Сакко и Ванцетти"…
-    Да, но они здесь не в одиночестве пребывают… Их сообщество растёт и расцветает с каждым днём.
 - Ты о чём?
-  За ними на трёх других скамейках расположились "дети лейтенанта Шмидта… "
-  Ты шутишь, конечно?
–  Нет, дорогая, всё чистая правда.
-   Уже их стало трое? Вот как расплодились, как инфузории туфельки…
-  Боюсь, что скоро им скамеек не хватит в этой аллее...
  Там дама с собачкой сидела, собирала деньги на воспитание и образование своего питомца, наверное, хотела его отправить в Кембридж, так её турнули и она отодвинулась значительно дальше по аллее.
-  И что, им подают? Этим мифическим "детям"?
-   Ещё как! Смеются и бросают деньги… за наглость и находчивость. Над кем смеются?
- Над собой… -
 Да, так я продолжу. А ещё дальше скамейку заняла и основательно расположилась на ней, живёт полной жизнью внучка Брежнева, как написано в её "картонном сценарии"-досье, её не сдвинешь с места, очень крупная дама. Она всё время бреет голову и ноги, боится вшей, похоже… Она на скамейке свила родовое гнездо, правда, герб ещё не водрузила, но это дело времени, я думаю. Скамейка её дом… - ты не видела? Кто-то даже кадку с фикусом ей притащил, теперь она сидит под ним, как Будда. По размерам,  складками и габаритам очень его напоминает.
 – Нет, я ничего этого не видела… я прихожу с этой стороны аллеи и сажусь на эту крайнюю скамейку, а дальше я не хожу…
-  А её надпись гласит: «Я внучка Брежнева, у меня нет жилья и нечего есть. Помогите, чем можете!!!» Я её как-то спросила : " А вы работать не пробовали?"  Знаешь, что она ответила мне?  Она промолчала.
-   Я этого не видела, Сонечка…
-   Напрасно! Там так познавательно! Эту аллею называют «аллеей славы», …сами понимаете какой.. А вот вам совсем интересная новость….Вчера там появилась новая особь, говорят она перебралась из Камергерского переулка...
- Неужели из самой Москвы приехала? 
- У неё возможно, турне по городам мира…  Может, это новое "передвижничество"? И написано на картонке, что она внучка Николая II, не хочешь взглянуть на неё? Планку повышают… замахиваются на императорский двор. А когда я возвращалась с обеда от тебя, она сменила вывеску, вернее перевернула картонку на другую сторону, а там следующий шедевр: «Помогите! Я правнучка Александра III! Умираю с голода.» - Вот, два в одном…. Нет, в нашем государстве никогда не соскучишься…
-  Нахалка! Как она смеет… самозванка! Она не боится, что её разоблачат?
-  К сожалению, такие … - Соня подбирает слово и не находит …-ничего не боятся. 
-  Давай пройдёмся, подойдём к ней, хочу в глаза ей посмотреть. Они двинулись к «венценосной скамейке». На скамейке сидела женщина вульгарного вида, она была изрядно выпивши, от неё несло перегаром за километр. Ещё и курила «козью ножку»…
-  Боже... Вы ещё и пьяны, ко всему прочему?- заметила брезгливо Матильда.
 – Нуууу, так,... чуток для сугрева приняла на грудь, а чё?- сказала женщина и вытерла рукавом сопли, сплюнув то, что не смогла убрать. Закинула в рот семечки и стала вгрызаться в них с остервенением, освобождая зёрна от плевел…
- Так вы утверждаете, что вы правнучка АлександраIII  ? -спросила строго Матильда.
-  Нуууу... Да, а чёёёё? - набычилась « правнучка».- Во, читай , тут всё написано… она ткнула на картонку… и сплюнула шелуху … Читать- то умеешь?
- Вижу, что написано, а вы к этому какое имеете отношение? Вы кто? 
Женщина прищурилась, подыскивала слова, выражение презрения и недовольства гуляло по её лицу.
- Ааааа, я, я ...эта, …царевна, королевна…ааааа... грубо хохотнула она,  ну, всякая такая… да чё?  Я сижу тут, никому не мешаю… денежка капает и ладно… прынцесса я! Во! Слышала? Прынцесса! Ааааа... она заржала.
-   Замечательно, царевна- королевна…а , что вы  всякая такая- я верю. И чем вы докажете, что имеете к императору Александру какое-то отношение, что его родня? Назовите фамилии вашего рода или приближённых двора. Покажите хоть одну деталь, знак, грамоту, письмо, брошь фрейлины, монограмму, кольцо, вещь, печать -  хоть что-нибудь, имеющее к нему отношение и к его двору.
-  А где я тебе возьму эти...тьфу...барахло, ...цацки?  Ну, фамилию царску скажу- Свинкина я. Слыхала?
- Даааа... К царской родословной это не имеет никакого отношения. Разве что ваши предки работали на скотном дворе у императора- им и давали такие фамилии- Конюховы, Овечкины, Петуховы, Свинкины… Но где другие доказательства?
 «Правнучка» полезла в карманы, долго шарилась там, потом в сумке, что-то вспоминая, сморкаясь и плюя в разные стороны, что-то по ходу грызла ,и, наконец, вытащила примитивную печать… Воо... нашла ... есть, нашла… думала потеряла…она чмокнула печать поцелуем. Синюшное чернильное пятно расплылось на губах...
- Прекрасно! Матильда взглянула и ухмыльнулась- это даже не лошадиное тавро, а нелепая печать с надписью совхоза «Путь к коммунизму». Вы хоть сами понимаете, что это бред сивой кобылы, а вы -никакая не правнучка императора.
 – Ты чё! Это настоящая штука... я сама видела, что ею пользовались у нас в совхозе, чмоки на бумаге делали... Не нравится? Ну и... - обиделась "наследница". -  А ты, собственно, кто такая, что спрашиваешь меня? Расквакалась тут. Пытает тут меня... …Дай, покажи,…краля нашлась, сама покажи!
- Что показать? – А, чё есть…
 -  Пожалуйста! Матильда приоткрыла меховую накидку… - Не упадите, вот, шифр-знак фрейлины, - Сонечка и женщина увидели великолепную бриллиантовую монограмму императрицы Марии Александровны - брошь на голубой ленте из атласа, приколотую к кофточке,- это моим родственникам принадлежало. Женщина раскрыла рот от удивления и протрезвела.
 -  Ого! Чё, это... Настоящее?...золото...?-  она потянулась было за брошью... 
–   Стоп! На зуб пробовать не дам ...- сказала Матильда и отвернулась.– Не только золото, а… с бриллиантами. Вам ещё что- нибудь показать? Вот,- она вынула из кружевного платочка удивительную печать с царским знаками и монограммой Александра III, - вот как выглядит царская печать, это вам не совхозная печать «Путь к коммунизму»… Может, и эта вещь вам знакома?- она показала на веер. - Это бабушкин аксессуар. Как вы покажете мне, что наше свидание в семь часов? А? Показывайте!
Женщина взяла веер, покрутила в руках и так, и эдак, не зная, как им воспользоваться, отбросила на скамейку . - А,… иди ты в …- зычно сморкнулась она и отвернулась, не желая продолжать разговор... -   Сесуар, сесуар…
- Вы ещё скажите писсуар… - Голубушка, вам должно быть стыдно… Нельзя брать чужое никогда …ни имя, ни вещь. Грех это. Заповедь помнить надо-" Не укради!" Каждому своё. Не позорьтесь, Бог такое не прощает обычно. Уберите надпись, это вопиющая ложь, что вы правнучка Александра III .Вы к зеркалу подходили, "правнучка"? 
- Подумаешь… я может даже дочь Сталина или Берия! А тебе какое дело? Чё хочу, то и напишу… 
- Вот это больше похоже на истину, дерзайте! Главное, никто не усомнится…про Берия, …а может ещё и Ленина приплетёте...
Женщина недовольно собрала вещи, сумку, картонку с надписью, что-то бурча про себя и сплёвывая в разные стороны : -Ходят тут всякие, а потом... -и пошла искать более подходящее место для светлого будущего своей царской особы.
*десница- правая рука.
**МОН ШЕР, МА ШЕРИ- (ФР)- МОЙ ДОРОГОЙ,МОЯ ДОРОГАЯ.
Итал язык -Габарда- дурак.  Стрэга!  -– ведьма, -  ТамАце изОрда- сестра задницы, Манач ки дэ морта- чтоб ты сдох .!

На фото- знак, шрифт фрейлины ,брошь, монограмма из золота и бриллиантов. Его выдавали царствующие императрицы или двойной-две монограммы, вдовствующая и царствующая императрицы своим фрейлинам.Существовавший для мужчин императорской России табель о рангах в какой-то степени распространялся и на женщин, на так называемых фрейлин.