Друг по имени Умка

Алексей Уставщиков
Алексей Уставщиков

ДРУГ ПО ИМЕНИ УМКА

Пьеса в одном действии по мотивам рассказа Юрия Яковлева

Автор текстов песен – Артём Алендеев

Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е  Л И Ц А:

М е д в е д и ц а.
У м к а.
М а л ь ч и к.

Картина первая

Берлога. В берлоге двое: м е д в е ж о н о к  У м к а  и  м е д в е д и ц а.

У м к а. Ох!..
М е д в е д и ц а. Ох… Умка, зима давно, спать пора. Да, я знаю, что ты знаешь, как построить хорошую берлогу…
У м к а. Да, знаю! Нужно когтями выкопать небольшую ямку…
М е д в е д и ц а. Да, и улечься в нее поудобнее…
У м к а. И улечься в нее поудобнее!
М е д в е д и ц а. Умка! Да, над тобой будет свистеть ветер! Умка!! Да, хлопья снега будут сыпаться тебе на плечи. Ну, погоди, Умка. Но ты лежи. Умка! Ляг!!!
У м к а. Нет!
М е д в е д и ц а. Лежи и не шевелись!
У м к а. Мамочка, по-моему, ты забыла, что под снегом скроется голова, спина, лапы, хвост.
М е д в е д и ц а. Не беспокойся, не задохнешься.
         У м к а. Но мама! Мамочка, ты же забыла, что от теплого дыхания в снегу появится отдушина; снег плотно укроет меня. Я отлежу бока, у меня затекут лапы и…
М е д в е д и ц а. Терпи, пока над тобой не вырастет огромный сугроб, я это знаю.
У м к а. Мама, но ты же забыла...
М е д в е д и ц а. Вот тогда и начинай ворочаться. Умка! Зима давно, спать пора!
У м к а. Да, мама! Ворочайся, что есть сил!
М е д в е д и ц а. Умка, боками надо обминать снежные стены, а не...Так, всё...
У м к а. Мам!
М е д в е д и ц а. Нет меня.
У м к а. Мам!!
М е д в е д и ц а. Меня нет.
У м к а. Ну, мама… Мама, мам, ты забыла, что потом надо встать на все четыре лапы, выгнуть спину и подпереть ею потолок!
М е д в е д и ц а. Умка, да я знаю, что ты знаешь, что все уже знают, что ты знаешь как построить хорошую берлогу. И, что если ты будешь аккуратным, то у тебя будет отличная берлога, большая и теплая…
У м к а. Как наша?!
М е д в е д и ц а. Ох!..
У м к а. Мам, мам, мам, мам, ты спишь?
М е д в е д и ц а. Да, сплю. Выспишься тут…
У м к а. Я тоже сплю…

Пауза.
Мам…
М е д в е д и ц а. Что? Что?! Что?!! Умка, ты опять?!!!
У м к а. Мам, ну если ты спишь, почему ты тогда разговариваешь?
М е д в е д и ц а. Потому что меня опять разбудил меленький медвежонок.
У м к а. Уж и поговорить нельзя.
М е д в е д и ц а. Умка, Умка… а давай мы поговорим весной, спать пора...
У м к а. Давай.

Пауза.

У м к а. Мам…
М е д в е д и ц а. Нет! Нет!! Нет!!!
У м к а. Мам, ты же мне говорила про берлогу, ты что, забыла?
М е д в е д и ц а. Давно зима…
У м к а. Мам, ты что расстроилась?..
М е д в е д и ц а. Весна скоро придет!
У м к а. Мам, ну ты же сама говорила про берлогу…
М е д в е д и ц а. А ты до сих пор не спишь!
У м к а. Мам, ну ты спи, спи… мам… ты спи… мам…

Пауза.

М е д в е д и ц а. Ну хорошо, я расскажу тебе про Рыбу-Солнце.

Умка и медведица выходят из берлоги.

У м к а. Про Рыбу-Солнце, мама? Ой, как хорошо! А то все про берлогу, да про берлогу. Я про берлогу уже давным-давно все знаю, а про Рыбу-Солнце совсем ничего не слышал. Вот ты мне расскажешь, и я обязательно усну. Обещаю тебе, мама.
М е д в е д и ц а. Хорошо. В далеком теплом море, где нет льдин, живет печальная Рыба-Солнце. Она большая…
У м к а. Большая...
М е д в е д и ц а. Круглая…
У м к а. Круглая...
М е д в е д и ц а. И плавает очень медленно.
У м к а. Очень медленно…
М е д в е д и ц а. И не может увернуться от зубов Рыбы-Акулы.
У м к а. Рыбы-акулы…
М е д в е д и ц а. Да, Рыбы-Акулы... Потому и печальная.
У м к а. Как жалко, что Солнце – рыба, и что его съела акула. Вот, сидим в потемках...
М е д в е д и ц а. Не печалься, Рыба-Солнце вернется весной, когда ее отпустит Рыба-Акула, и снова будет плавать в голубом верхнем море, в небе, там, где птицы.
У м к а. Когда, когда оно приплывет?
М е д в е д и ц а. А вот когда ты проснешься, будет и солнце и будет тепло.
У м к а. Мам, смотри, снег пошел.
Умка и Медведица поют.

У м к а. Как много снега,
              А откуда снег?
М е д в е д и ц а. Он шел вчера
У м к а. Откуда он приходит?
М е д в е д и ц а. Из моря верхнего.
У м к а. Где Рыба-Солнце?
М е д в е д и ц а. Вроде…
                Идет себе и засыпает всех.
У м к а. Я тоже засыпаю.
М е д в е д и ц а. Спи, малыш,
                Когда проснешься, Солнце к нам вернется.
У м к а. Оно с хвостом?
М е д в е д и ц а. Ну что ж тебе неймется?
                Во сне увидишь, почему не спишь?
У м к а  и  М е д в е д и ц а. В море небесном, холодном, пустом, безбрежном
                Кружится Солнце в водоворотах снежных.
                Днем приплывает, уходит на дно ночами.
                Выбора нет у той Рыбы и потому ее взгляд печален.
                Ей бы остаться с нами,
                А не являться снами.
                Ей бы остаться с нами,
                А не являться снами.
У м к а. Мам, мама, а что там?
М е д в е д и ц а. Там люди.
У м к а. Люди? Мам, а кто такие люди?
М е д в е д и ц а. Люди, это такие звери… это такие медведи, которые могут снять с себя шкуру.
У м к а. И я хочу. И я хочу! Мама, а кто такие люди? Они хорошие?
М е д в е д и ц а. Стой, Умка! Ничего хорошего в людях нет. От них пахнет дымом, и они не могут подстеречь рыбу и уложить ее одним ударом лапы. Дальше нельзя!
У м к а. Дымом пахнет. Мам, а я могу подстеречь рыбу и уложить ее одним ударом?
М е д в е д и ц а. Не знаю, малыш… Вот когда проснешься, тогда и узнаем.

Медведица уходит в берлогу.

У м к а. Люди… Дымом пахнут… Шкуру снимают… Ох!..
Г о л о с  М е д в е д и ц ы (из берлоги). Умка!
У м к а. Иду, мама, иду!

Умка уходит.

Картина вторая

Г о л о с  У м к и (из берлоги). Мама, мам, ты спи, спи…

Появляется  У м к а.

У м к а. Люди… Хоть бы одним глазком взглянуть. (В сторону берлоги.) Мама, спи...

Умка поёт.

Люди прячутся в дыму, люди пахнут дымом.
Для чего и почему дым необходим им?
Людям дым необходим как вода для рыбы.
Может люди дышат им, без него смогли бы?
Люди прячутся в дыму, люди пахнут дымом.
Для чего и почему дым необходим им?

Картина третья

Появляется  М а л ь ч и к.

М а л ь ч и к. Ой!
У м к а. Ой!
М а л ь ч и к. Мама…
У м к а. Ты кто?
М а л ь ч и к. Медведь…
У м к а. Медведь? И я медведь.
М а л ь ч и к. Мне мама про тебя рассказывала… Стой!
У м к а. Погоди.
М а л ь ч и к. Не подходи!
У м к а. Да стой же, ты! Стой!

Мальчик убегает, падает, встаёт, опять бежит. С его головы падает шапка. Умка подбегает к шапке.

Ух ты, дымом пахнет!.. Так значит ты....
М а л ь ч и к. Не подходи!
У м к а. Погоди!
М а л ь ч и к. Я тебя загрызу!
У м к а. Да, подожди ты!
М а л ь ч и к. Я тебя разорву!
У м к а. Эй, медведь, ты голову потерял!
М а л ь ч и к. Я не медведь, я человек!
У м к а. Человек?!
М а л ь ч и к. Да!
У м к а. Ой… дымом пахнет…

Умка поёт.

Если люди голову теряют, стало быть без головы им лучше?
Или есть еще одна, другая. Запасная, так на всякий случай?
И живут, всё голову теряя. То с одною ходят, то с другою…
Спит одна, другую назначают временной, но главной головою...

Человек, подожди!!!
М а л ь ч и к. Не подходи!!!
У м к а. Ты вторую голову потерял.

Умка ухватился за шубу Мальчика… Мальчик и Умка падают. Шапка отлетает и падает между льдин… Умка, нечаянно, срывает с Мальчика шубу… Мальчик отбегает от Умки.

Шкура хорошая, только где же хвост? Ты это, надень, а то совсем замерзнешь.
М а л ь ч и к. А ты отойди!
У м к а. Да, пожалуйста.

Умка положил шубу на снег и отошёл от неё.

М а л ь ч и к (подходя к шубе). Не подходи! Я тебя загрызу! Я тебя разорву! Я тебя съем!
         У м к а. Съешь? Ой не могу! Я тоже сказки придумывать люблю, только мои лучше, в них поверить можно. Ну и как же ты меня съешь: у тебя ведь пасть меньше моей лапы?!
М а л ь ч и к. Ты что, не злой?
У м к а. Нет.
         М а л ь ч и к (надевая шубу). Но ты же зверь! Мне мама про тебя рассказывала, она мне про тебя говорила, что ты меня загрызешь.
У м к а. Загрызу?
М а л ь ч и к. Да, что ты меня разорвешь.
У м к а. Разорву?
М а л ь ч и к. Да. И еще мне мама про тебя говорила, что ты, ты меня съешь.
У м к а. Съем? Тебя?
М а л ь ч и к. Да, и еще, что к тебе подходить нельзя.
У м к а. Это почему это?
М а л ь ч и к. Это потому это.
У м к а. И вовсе я не зверь. Я Умка.
М а л ь ч и к. Да?
У м к а. Да. А вот мне мама про тебя говорила, что это вы звери.
М а л ь ч и к. Мы звери?
У м к а. Что люди снимают с себя шкуру.
М а л ь ч и к. Какую шкуру?
У м к а. Что в людях нет ничего хорошего.
М а л ь ч и к. Это почему это?
У м к а. И что это к вам подходить нельзя.
М а л ь ч и к. А это почему это?
У м к а. Да потому что ты… зверь!
М а л ь ч и к. Я зверь? Да вовсе я не зверь. Я мальчик. И у меня не пасть.
У м к а. А что?
М а л ь ч и к. У меня рот.
У м к а. Рот?
М а л ь ч и к. Да.
У м к а. А это как?
М а л ь ч и к. А это вот, с зубами.
У м к а. А у меня пасть, вот, с клыками.
М а л ь ч и к (хохоча).  Клыки-то маленькие.
У м к а. Маленькие?..
М а л ь ч и к. А моя мама говорила: «Большие, большие!» Значит, ты меня точно не съешь?
У м к а. Нет, меня мама рыбой кормит. Вон, гляди, в полынье плавает. Только у меня ее поймать, пока, никак не получается.

 Продолжение следует...

Пьесу можно заказать по адресу: aleust@mail.ru   

© Пьеса, Алексей Уставщиков
© Play, Aleksey Ustavshchikov