Русский человек

Валерий Стрельцов
      Тема русского народа, особенностей национального характера волновала и волнует многих, и рассматривалась философами, филологами, писателями и поэтами и в философских, и лингвистических, и пропагандистских целях, не обходили её стороной и советские филологи. Д.С. Лихачев в своей публицистической книге «Земля родная»  посвятил ей много страниц. В главе «Национальный идеал и национальная действительность» он тоже затрагивает   тему национальных черт русского народа: «Русские национальные черты в русских людях стремились найти и воплотить в своих произведениях и Аввакум, и Петр I, и Радищев, и Пушкин, и Толстой, и Стасов, и Герцен, и Горький… и многие, многие другие. Находили – и все, кстати, по-разному. Это не умаляет значение их поисков». Он пишет, что существует национальный идеал, который каждый представляет по-своему,  и который не совпадает с действительностью, и есть национальный «антиидеал», от которого всегда отталкивались писатели и художники и это представление о негативных чертах национального характера у многих совпадало, было устойчивым. По-моему, это о чём-то важном нам говорит...
Размышления об идеале логично приводят к крамольному желанию изменить «несовершенного» человека, приблизить его к придуманному образу, и на этой почве возникали различного рода утопии и попытки улучшения природы Божьего творения. Попытки эти казались  обоснованными, потому что даже сам Господь неоднократно разочаровывался в своих созданиях: Адам и Ева были изгнаны из Рая, потом Потоп уничтожил, всё живое на Земле... Но всё-таки что-то не так было со всеми этими попытками… Господа обсуждать не будем, но ум человеческий слаб… Правда,  Христос принёс людям жизненно важные откровения, и пробудил у них духовный орган, который они могли использовать для нравственного совершенствования и духовной эволюции. Название этого органа - совесть, христианская совесть. Главный персонаж романа Арсений своей жизнью показал, как она работает в христианской душе, какая великая сила в христианской любви к ближнему. Но духовная эволюция процесс очень медленный, а люди торопились... Да и не всем было нужно, чтобы люди развивались и эволюционировали     в направлении, указанном Христом… А в советское время религию сами знаете, чем объявили… пришлось 70 лет под руководством коммунистических «творцов» блуждать в темноте и искать   «идеал».
У этих экспериментов по формированию «человека нового типа» с использованием  техник-методик манипулирования людьми давняя история… Иезуиты этим очень успешно занимались и оставили богатое наследие.  Вот некоторые подробности этой многовековой  деятельности, результаты которой были использованы в России большевиками после Великой октябрьской  революции при строительстве развитого социалистического общества. Приведу здесь полностью отрывок из очерка «Народ Христа» для понимания  сущности этого явления и понимания насколько изощренны были эти методы и какое богатое наследие иезуиты оставили вождям народов.

Общество Иисуса и  эксперименты
по формированию «человека нового типа»
Для продвижения католичества в 1534 году Игнатием Лойолой был создан мужской монашеский Орден Иезуитов Римско-католической церкви, официальное название ордена «Общество Иисуса».Орден был утвержден в 1540 году папой Павлом III/
Монахи ордена активно занимаются наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Помимо трех обетов бедности, послушания и целомудрия, дают и четвертый - «послушания Папе в вопросах миссий». Монахи ордена составляют передовой отряд папства по распространению католичества по всему миру. Выполняют они и специальные миссии. Их представители сегодня работают в 112 странах по всему миру. Всего в этот орден входит около 18 тыс. монахов. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, т.е. отличить их в общей массе людей бывает невозможно.
Дальше почти дословно пересказу отдельные фрагменты из предисловия Г.А. Бондарева к книге К.С. Мережковского «Рай земной или Сон в зимнюю ночь»» (М. : Издательство ПРИОР, 2001)
Об одной из специальных миссий иезуитов рассказывает Р. Штайнер в своей лекции, прочитанной 9 мая 1916 года в Берлине. В лекции идет речь об одном малоизвестном историческом событии - об основании иезуитами в 1610 году в Парагвае своего государства, просуществовавшего более 150 лет. В Парагвае дело обстояло так. Приехав туда сразу в большом количестве в эту далекую и дикую страну, иезуиты водными путями отправились к ее жителям — индейцам племени гуарани. Повсюду на своем пути они пели и играли красивую музыку. А в музыку они примешивали кое-что, известной им из оккультной и социальной практики. В результате индейцы сами выходили к ним из джунглей и выходили большими толпами. Вскоре патеры собрали в нескольких местах значительные массы людей, основать по известному им проекту специальные поселения и  создать своего рода государство. Государство возглавлялось патерами, а состояло из диких индейцев. Используя свои методы они сумели в достаточно короткий срок обучить индейцев известным в Европе ремеслам, обучить обращению с оружием  и даже создать из них свою  армию., некоторые офицеры в которой тоже были индейцами.
Главное в создании иезуитского государства заключалось в том, что абсолютно все в жизни этого государства было регламентировано и регламентировано культово. «Время было поделено так, - рассказывает Р. Штайнер, - что каждое действие было упорядочено ударом церковного колокола». Поэтому церквей строили много. Итак, церкви регулировали всю нецерковную жизнь. Все начиналось и кончалось ударом колокола. Все было пронизано культом, во все были примешаны символические действия, и даже работа в поле производилась в сопровождении культового действия, для которого специально готовились патеры.
Патеры абсолютно все держали в своих руках.  Индейцы работали на них по четыре дня в неделю, создавая огромные богатства, с помощью которых иезуиты могли действовать в других частях света. Жили они отдельно от индейцев, одевались в позолоченные облачениях, среди культовых воскурений, и поэтому индейцы почитали их за полубожественных существ.
Все рассказанное выше довольно сильно напоминает нашу жизнь во времена большевизма и строительства развитого социализма. А это все - оказывается разработанные папскими идеологами и опробованные на парагвайских индейцах методы манипулирования массами невежественных людей. Их и сейчас везде можно увидеть… Какая сила таится  в оккультных практиках и в людях, которые владеют ими...У всех этих методов используемых иезуитами и марксистами-ленинцами метафизическая природа и их цель — прямое воздействие на волю и подсознание людей, т.е. насилие над личностью человека. А это не имеет ничего общего, что заповедовал нам Христос..
Могут спросить: как люди могут защититься от такого рода воздействий и манипулирования?… В этой статье я не буду пытаться дать полного ответ на этот сложный вопрос… Может быть кто-то сам попытается это сделать.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей работе предпочитает говорить не о действительности, а об идеале. Идеал - производное от слова «идея» - это то , чего нет, но к чему надо стремиться по мнению авторов идеи, в нашем случае вождей-идеологов СССР..  Сразу скажу, академик Лихачёв, как и многие другие участники этого утопического эксперимента, вынужденно став атеистами, похоже заблуждались совершенно искренне... В пропагандистском и воспитательном плане, наверное, это правильно: говорить и писать о том каким должен быть человек, не останавливаясь на негативных сторонах черт национального характера. Вызывает изумление только то, что он рассуждает об этом в отрыве тысячелетней истории христианства на Руси …И большинство советских формирователей и воспитателей так делали, выполняя идеологическую установку социалистического государства и пытаясь русского человека перевоспитать в советского, основной чертой, которого должен быть альтруизм. . Понятная цель... Только в конце злосчастной перестройки появляются голоса более глубоко, реалистично и честно  мыслящих учёных. Не зря я привел в начале статьи цитату из брошюры Г.К  Вагнера  «Христианское понимание совести стало основой гуманизма...»,  но об этом поговорим   попозже...
Д.С. Лихачёв  признаётся там же:  «Все, что я здесь написал, – это не результат проведенных мною исследований – это полемика. Полемика с чрезвычайно распространившимися на Западе представлениями о русском национальном характере как о характере крайностей и бескомпромиссности, "загадочном" и во всем доходящем до пределов возможного и невозможного». Но на самом деле такие представления не «западные»:  Н. Бердяев, который жил тогда на Западе и на которого  в советские времена ссылаться было неудобно, в своей работе «Русская Идея» писал: «Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт».
Вот оказывается, какая это сложная и  противоречивая   тема о русском национальном характере… Поэтому я тоже не рискну в неё слишком глубоко погружаться, тем более что в пользу «западного» представления можно привести достаточно много фактов из нашей истории. Но мне показалось, что Дмитрий Сергеевич и не хотел здесь быть искренним и откровенным.  Несмотря на то, что в юности он был репрессирован  и отбыл несколько лет на Соловках, ученый впоследствии был сильно обласкан советской властью, да, наверное, и понимал он, что не всякой правдой можно и нужно делиться с широкой публикой, особенно в то время. Его стремление говорить об идеале вписывается в утопическую концепцию перевоспитания русского человека и создания нового человека для постреволюционного советского общества. Тогда появилось много произведений, в которых определялись черты идеального нового человека. Вспомните своевременно появившуюся в начале войны пьесу К. Симонова «Русские люди»... Естественно, они выполняли важную пропагандистскую  функцию, но порой очень сильно расходились с действительностью, потому что задачей таких писателей-воспитатателей было максимальное приспособление человека к потребностям времени и социалистического государства.   И основным глубинным мотивом, заставлявшим человека соответствовать заданному идеалу, был страх наказания… Кнут и пряник - издревле известные способы управления людьми. Они не только в СССР использовалось, а везде и всегда.
Так было всегда, но  Мистерия Голгофы дала возможность христианам освободиться от кабалы страха перед нескончаемым насилием над личностью, дала им свободу совести  - естественное право человека самому формировать свои убеждения. Ключевое слово здесь - «естественное», т.е. возникающее не по принуждению или из страха, а по велению совести человека.   И это право и такая способность возникло у людей с появлением христианства. И такую возможность принёс  нам Христос, своей смертью на кресте давший людям возможность Спасения… Импульс Христа пробудил в уверовавших совесть и  дал людям возможность совершенствоваться и быть нравственными не из страха, а из Любви  к ближнему по велению совести. И первые христиане своей самоотверженностью и силой духа показали, какая это великая сила.
Поэтому меня так и взволновали слова  Г.К. Вагнера о том, что христианское понимание совести  легло в основу гуманизма, о котором не было представления ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме. Здесь нужно только  уточнить мысль Германа Карловича, сказав «в основу христианского гуманизма» и добавить, что ло жертвы, принесённой Христом, такого духовного органа у людей не было… Говорить о христианском понимании не совсем правильно,   совести в дохристианской истории у людей просто не было. Поэтому нас сегодня и коробит от деяний, жестокости и бесчеловечности древних греков и римлян. О восточных народах здесь говорить не будем... В этой нравственной метаморфозе  величие и глубинный, великий смысл слов «Импульс Христа», импульс к нравственному совершенствованию, который он дал погрязшему в насилии человечеству.
Можно понять, почему Д.С. Лихачев не захотел распространяться об устойчивых чертах «антиидеала» русского характера. Да и об особой религиозности русских людей, и вообще, о роли православия в духовной жизни русского народа он в этом труде ничего не сказал, хотя был талантливым пропагандистом нравственности и духовности… Был большим знатоком культуры древней Руси, но в области духовной жизни современного ему русского народа романтиком. Искренним и честным  также, как и писатель К.Г. Паустовский - но романтиком.  Но широко известный теперь его ученик Е.Г. Водолазкин правде в глаза взглянуть не побоялся. Времена, Слава Богу, меняются… Времена меняются, но проблема остается. А,Ф. Лосев наш известный советский философ, филолог и тайный монах «оптимистично» писал: «Человек - это вечная проблема, которая решается и никогда не будет решена». 
Поэтому наберемся смелости и для освещения  некоторых черт характера русских людей, живших в средневековой Руси, снова вернёмся к сюжету романа Е. Водолазкина… здесь нас будут интересовать черты характера, которые позволили Р. Штайнеру назвать нас «народом Христа». Пересказывать здесь сюжет романа не буду - только о том что меня наиболее сильно затронуло… Главный герой повествования, крестьянский юноша Арсений проходя свой жизненный путь, пытается искупить свой смертный грех и начал в качестве врача-целителя самоотверженно помогать сельским и городским людям во время очередного мора.
В этот период своей жизни он становится очень известен, приобретает славу в русской земле, как Врач, спасший многих людей от смерти. Арсений обладал большей духовной силой и талантом врачевателя, чем его дед: он не заговаривал болезнь, был молчалив и лечил больных наложением рук и молитвой. Имя «Арсений» - тоже греческое - по святцам принадлежало святым, исцелявшим людей подобным образом… Слава его была велика, но он во искупление греха пренебрегает всем, возможностью личного счастья и жизненными удобствами и перебирается в Псков, где  совершает  духовный подвиг - добровольно «Христа ради» становится  псковским юродивым Устином. Это имя погубленной им любимой женщины Устины, появившейся во время чумы в его избе рядом с кладбищем после смерти любимого деда-травника Христофора… Раньше, забегая вперёд, я уже начинал говорить об этом удивительном порождении русской жизни и проявлении христианского сознания на Руси, хорошо согласующееся с представлениями о русском национальном характере, как о характере крайностей и бескомпромиссности, "загадочном" и во всем доходящем до пределов возможного и невозможного. Арсений в облике юродивого Устина как раз дошёл до таких пределов… И не один он был такой в этом городе  - были ещё юродивые Фома и Карп, которые по воде, как посуху могли ходить… Хотя это и литературные юродивые, но, похоже,    у них были свои реальные прототипы. В некоторых чертах Устина угадывается покровитель Москвы Василий Блаженный, пожалуй самый  знаменитый юродивый России. Но сила таланта и русского языка филолога-писателя Е. Водолазкина такова, что не остаётся никаких сомнений в  историчности изображенных в романе героев, поэтому я с такой уверенностью и говорю о них как о реальных исторических персонажах.
Раньше говорилось, что в романе «Лавр» Е. Водолазкиным   нарисована правдивая картина народной жизни средневековой Руси - такой она была и в более ранние века такой она оставалась еще долгое время, возможно до трагических революций 1917 года… Чтобы дать представление о том в какой среде действовали юродивые — эти блаженные спасатели русского народа, нужно привести здесь описание этой картины, какой её наблюдал появившийся в Пскове Устин. «В домах Завеличья стоял дым, смешанный с паром. Там сушилась одежда и кипели щи. Там били детей, кричали на стариков и совокуплялись в общем для всех пространстве избы. Перед едой и сном молились. Иногда сваливались спать без молитвы - наработавшись до потери сил. Или напившись. Ноги в сапогах забрасывали на подложенную женами ветошь. Громко храпели. Вытирали текущие во сне слюни и отгоняли мух. Со звуком тёрки водили рукой по лицу.  Матерно ругались. С треском портили воздух. Всё это не просыпаясь.» Вот такую картину видел Устин, заглядывая в окна жителей города… И эта картина не вселяла в него отрады.  Если бы эти люди не молились, можно было бы спокойно говорить о животном существовании русских в те времена. Похожие картины крестьянской жизни изобразил И. Бунин в своей «Деревне» и Л. Толстой во «Власти тьмы», а это уже XIX век. Но не все жили в таком мраке, не все… Христофор не так жил. Жизнь народа многослойная, всякого можно там найти…  События, описываемые в романе, происходят примерно через пять веков после крещения Руси за несколько десятилетий до окончательного освобождения от татаро-монгольского ига . На фоне этого описания можно достаточно беспристрастно говорить и оценивать изменения произошедшие с нашим народом в XX веке…
Теперь устами юродивого Фомы - проницательного предводителя-всеведа    юродивых, действовавших на территории Пскова и в его окрестностях, о национальных чертах характера русского народа:  «А русский человек благочестив…. Так ведь русский человек - он не только благочестив. Докладываю вам на всякий случай, что он еще бессмыслен и беспощаден, и всякое дело у него может обернуться смертным грехом. Тут ведь грань такая тонкая, что вам, сволочам, и не понять». Так юродивый Фома  выступал перед людьми Завеличья - предместья Пскова за рекой Великой, среди жителей которого, изгоняя из их домов бесов,  трудился Устин.
Обширная это тема -  черты русского характера, но  в Устине хочется отметить главное, что он пронёс через всю свою жизнь… Все мы грешим ежедневно, иногда ежечасно, но легко прощаем себе освобождаясь от чувства стыда и угрызений совести или домашними средствами, или у батюшки на исповеди - православные храмы сейчас переполнены.  Искуплению своего смертного греха Арсений посвятил всю свою жизнь, отказавшись от своей личности, мучая и терзая свою плоть и совершая многочисленные духовные подвиги во благо других людей… Путь праведника к блаженству. Да, это та самая любовь к ближнему, которую нам заповедовал Христос.  Так она выглядит в жизни праведника... Но в итоге своей жизни он личностью всё-таки остался в христианском высоком понимании этого понятия. «Личность - это проявление в человеке облика Христа» - так определил её А.Ф. Лосев. В таком смысле Арсений предстает перед народом и нами истинным христианином, в котором легко увидеть черты облика Христа… Очень легко. 
При этом его благочестие проявлялось псковском его периоде в самой тяжелой форме: он был ненавидим, не понимавшими смысла его деяний горожанами - такое невыносимо трудное послушание установил в Пскове ему Фома. И через  невыносимые для обычных людей  страдания он всё больше и больше очищал свою душу,  искупая свой грех.  Обычному  человеку представить себе такое трудно - попробуйте поголодать хотя бы один день и вы почувствуете, как завопит ваша плоть, прося еды и удовольствий… Но финал этой истории показывает, что и после всего пройденного и содеянного так велико было его чувство стыда за содеянное в юности - он не счёл себя достойным даже обычного христианского погребения. Этот герой показал нам , как работает в пробужденном человеке христианская совесть.  Но последние страницы «Лавра» делают этот роман настоящей русской трагедией, заканчивающейся воем и плачем десятков тысяч благодарных и любопытных людей, провожающих Лавра в последний путь - в болото на растерзание диким зверям,  и уверен найдется кинорежиссёр, который сделает на основе этой книги замечательную кино-эпопею. И в финале этой кинокартины будут звучать слова немецкого купца  Зигфрида, случайно оказавшегося участником финала этой жуткой и загадочной трагедии: «Что вы за народ такой, сказал  Зигфрид. Человек вас исцеляет, посвящает вам всю свою жизнь, вы же его всю жизнь мучаете. А когда он умирает, привязываете к его ногам веревку и тащите его, и обливаетесь слезами». Опять этот уже заигранный лейтмотив-фантасмагория Ф. Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Из духовной науки и этнографии известно, что в каждый момент времени на Земле существуют сообщества людей и народы всех ступеней эволюции человечества от самых примитивных народов, ведущих полуживотное существование,  до сообществ с высокой духовной культурой. В русском народе в каждый момент времени представлены люди всех уровней нравственного развития: от разбойников-головорезов и убийц  - до величайших праведников и блаженных. И сейчас такое можно увидеть.  Это видно и  по  составу лиц,   действующих в романе «Лавр»:  там присутствует и убийца юродивого Карпа калачник Самсон, и горожане, живущие благочестивой и безбожной жизнью, и провидец-старец Никандр, и достигший вершины самоотречения и любви к людям,  праведник-целитель Арсений-Устин-Амвросий-Лавр.  Четыре имени - это четыре этапа жизненного пути этого человека.
Сказал ранее о неискренности исповедования веры и проявления доброты  простыми русскими людьми. Помните, Н. Бердяев назвал это «внешним благочестием». Вспомнил калачника, убивающего юродивого Карпа, долгое время хватавшего зубами горячий калач с лотка, выходившего из дома Самсона. Сначала калачник радовался этому, потому что это происшествие приносило ему удачу в торговле, но оказалось, что это маленькое доброе дело он делал не искренне, в душе злобствуя и жалея кусочка хлеба  для юродивого. В конце концов эта жадность и злоба сделали своё черное дело... Много раз этот эпизод повторялся в нашей истории… Не раз упоминавшийся в этом эссе Рудольф Штайнер, подсказывал русским интеллигентам выход из этого порочного круга...

Очень глубокие наблюдения над нашим народом, занимаясь филологией, сделал  автор романа, не побоявшийся увидеть неприятные и «загадочные» черты, которые его учитель относил к «антиидеалу».  Главное из которых, на мой взгляд, - это бессознательное неискренне исповедование христианской веры, ведущее к к потере христианских ориентиров и бездуховности, откуда и проистекают все наши беды, и те  «представления о русском национальном характере как о характере крайностей и бескомпромиссности, "загадочном" и во всем доходящем до пределов возможного и невозможного».  Второе довольно тяжелое для осознания наблюдение-открытие - это то, что страдание для русского народа необходимое условие духовного развития и эволюции. Поэтому так много и страдает русский народ в древней, средневековой и новой истории. Жить с этим трудно, но это надо понимать и постараться более или менее спокойно, не погружаясь в пессимизм, к этому относиться.  Об этом и Фома говорит в одном месте перед сволочами-горожанами, рассуждая о том, почему бьют юродивых, хотя это большой грех.  На себе недавно это прочувствовал...
Русская история полна примеров, подтверждающих эти открытия - самые трагичные из которых произошли на рубеже XIX и XX веков… Через это  и преступления сталинизма можно объяснить: согрешил наш народ очень сильно разрушая под водительством большевиков Божьи храмы, убивая священнослужителей и представителей дворянского сословия...

Заключение о крайностях в русском характере было бы, наверное  печальным и окончательным, если бы в нашей истории не было  староверов-старообрядцев, живших и сейчас живущих по велению христианской совести: они и в те времена и в наши хранили и хранят в чистоте для нас чистоту древнего православия, дух нашего народа, и если бы староверы не показали нам, как может жить человек в духовной чистоте православия...
И, я уверен, наступят времена, когда сохраненные ими  сокровища будут востребованы, и их духовный подвиг будет оценён русским народом … Он уже признан даже на официальном уровне, только не в полной мере. Мы всё ходим вокруг национальной идеи, а она - вот… Н.А. Бердяев называет старообрядцев и их вождя несгибаемого протопопа Аввакума носителями «Русской Идеи», которая заключается в православной идентичности, т.е. - в глубоком осознании своего духовного предназначения и ежедневном следовании ему.
Интеллигенция - это тоже народ, но особенный - образованный и  думающий, но при безбожии становящийся разрушительной силой.  Прочитал сейчас  этот труд Николая Бердяева, изумился  и разочаровался в способностях не одухотворенного верой человеческого интеллекта … Всех перебирает он и характеризует, кто писал, говорил, или имел отношение к Русской идее от Аввакума до В.И. Ленина. Один протопоп Аввакум со своими староверами Бога нашли и держались за него и  древнее православие, держались за ту веру, которой в которой русский народ прожил до реформы Никона более шести веков,  и противились  его реформированию - всеми силами своей души. У них Бог был. Христос и его заповеди были частью их жизни. Остальные - христиане из народа просто жили в трудах и заботах, под слабым покровом официальной Церкви. Самая образованная и продвинутая часть интеллигенции - что за бесовское наваждение - Бога искала. Интеллектуалы, писатели, поэты, религиозные философы, богословы - все искали …  Бердяев пишет: «Около 1908 г. в России образовалось Религиозно-философское общество….Религиозно-философское общество сделалось центром религиозно-философской мысли и духовных исканий. Началось искание истинного православия. Его пытались найти в св. Серафиме Саровском, любимом святом той эпохи, и в старчестве». Только у староверов не стали искать. И я знаю почему… Потому что образ жизни староверов, их аскетизм и православие в таком образе были неприемлемы для интеллигентных искателей. Они искали «истинное» православие, которое было удобно для образа жизни интеллектуальной верхушки общества.  «Страшно далеки они были от народа» про революционеров первой волны говорил это Владимир Ильич, но русская интеллектуальная элита Бердяева была не ближе.  Надо сказать, что богоискательством такого рода занималась небольшая часть интеллигенции - это признает сам Бердяев -  «большая часть ее продолжала жить старыми материалистическими и позитивистическими идеями, враждебными религии, мистике, метафизике, эстетике и новым течениям в искусстве, и такую установку считали обязательной для всех, кто участвует в освободительном движении и борется за социальную правду». Одна часть искала Бога, другая - была безбожной и боролась за правду, свою правду. 
Удивляюсь прозорливости гениальных поэтов: Игорь-Северянин в  том же 1908 году - ему было тогда 20 лет - писал об этом явлении в одном из своих стихотворений:

 О люди жалкие, бессильные,
Интеллигенции отброс,
Как ваши речи злы могильные,
Как пуст ваш ноющий вопрос!
Не виновата в том крестьянская
Многострадальная среда,
Что в вас сочится кровь дворянская,
Как перегнившая вода.
Что вы, порывами томимые,
Для жизни слепы и слабы,
Что вы, собой боготворимые,
Для всех пигмеи и рабы.
Как вы смешны с тоской и мукою
И как несносны иногда...
Поменьше грез, рожденных скукою,
Побольше дела и труда!

Это было похоже на сумасшествие. Невольно вспоминается здесь картина Брейгеля «Слепые», на которой они идут за своим слепым поводырём и один за другим все падают в пропасть… Александру III приписывают фразу «гнилая интеллигенция»,  похоже, очень правильный образ... Вот эта часть и затащила Россию в хаос...
После этого появляется крамольная мысль о том, что, возможно, последовавшая за этими событиями трагедия и разгром дореволюционной духовной культуры были нужны для того, чтобы руками большевиков сломать эти страшные, нежизненные и самоубийственные стереотипы нашего народа и его интеллектуальной верхушки...  Для того, чтобы всякое дело у нас не оборачивалось смертным грехом. Трагизм же этого разгрома заключается в том, что стереотипы ломали вместе с их носителями - с народом и интеллигенцией. Будущее покажет, было это сделано по Божьему промыслу или по произволу…. Правда, четверть века назад во время «перестройки» опять произошло, что-то очень похожее на «смертный грех»...Много у нас вопросов к истории и историкам, да и к самим себе тоже… Мудрый Фома, наверняка, знал на них ответы…
В конце этих размышлений о русском человеке хочу вернуться к тому потрясению, которое испытал после откровений Р. Штайнера о возникновении  еще на территории Древней Руси собственного Христова народа, который получил особую внутреннюю способность нести откровения Христа в будущие столетия. Под этой способностью  Р. Штайнер понимал особый дар-возможность  чувствования Всевышнего и понимания миссии Христа… Проявлению феномена способствуют особенности территории, занимаемой России и ее природа. Наша земля - территория европейского востока очень не простая… Без понимания её особенностей невозможно понять всё остальное. Помните, и Ф.Тютчев об этом пытался нам сообщить, что наша родная земля - земля благославенная:

«Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя."

Р. Штайнер в одной из своих лекций тоже об этом: «Что, собственно говоря, имеется в виду, когда говорится: там возник народ Христа? Под этим подразумевается … что на востоке Европы была подготовлена такая территория, на которой жили все те люди, которые были непосредственно связаны с Импульсом Христа. Христос все время присутствовал в этом народе, как проникающая мышление и чувства этого народа внутренняя аура». Кем была подготовлена эта территория? Это вопрос к оккультистам…  Кто захочет найти ответ, почитайте-полистайте монографию Г.А. Бондарева «Ожидающая культура. Эзотерические очерки русской истории и культуры».
Евгений Водолазкин в образе Арсения-Устина-Амвросия-Лавра  показал, как эта способность проявляется в русском народе, в каких формах и как она работает.  Этот роман ещё одно  подтверждение тому, что литература такого уровня является лучшим выражением народного духа и духовности…и что она способна изменять людей и помогать им в духовном развитии, помогать становиться христианами.   Особая и проникновенная благодарность автору романа «Лавр» за помощь в  моих исканиях…