Записки на полях компьютера

Ольга Штерн
               


   Я к своей электронике ревностно отношусь и к компьютеру никого не допускаю. Кроме сына, который в другом городе живет и умеет издалека все исправить.  У него есть два способа. Первый, основной: «Мам, потыкай в разные кнопочки, если не поможет, позвони».  Обычно помогает.  Ну, а если нет- есть такая бело- голубая штучка внизу, на нее нажать и тогда сын сам все сделает. Дистанционно.
   А с недавних пор замечаю, гуляет кто-то по просторам моего компьютера. В основном по ночам. Не иначе, домовой с котом развлекаются. Сами посудите.
 

  «Пока люди спят, я компьютер освоил. Штирлиц, кот наш, мне помогал, он специалист. И по экрану лапами, и на клавиатуре развалиться.   
   В раньшие времена коты на теплых мониторах лежали. Свесят хвост на экран - людям приятно.
   Теперь уже не то, уюта прежнего нет, да и клавиатуры скоро не будет. Чем только люди думают? Точно, что не головой. Пальцами. Тычут, во что ни попадя, быстро так, а на подумать времени нет.
   Тетка наша другая. Старая школа. Она сначала на бумажках пишет. «Я, - говорит, - думаю быстро и про всё сразу. Мне писанина позволяет детали зафиксировать, чтобы потом продумать. А если что вычеркиваю, все равно на бумаге остается. Вдруг снова пригодится».
   Кот встрял: «Что, рукописи не горят?».
   Откуда только понабрался?
   Нет, отвечает, горят, да еще как. Просто людям красивый лозунг нужен.  Александрийская библиотека сгорела. Либерея утонула. А про многое мы не знаем.
   Что за Либерея такая? Ночью с котом надо нагуглить.
   У меня в Риме, в Ватикане, свояк. Ну, родич. Его предки туда две тысячи лет назад перебрались Из Иерусалима. Так и прижились. Зовет меня в гости, по подвалам погулять. Чудеса, говорит, сколько всего. Как в музее. И книги есть, только без обложек, в трубочку свернутые. И никто их не читает, не умеют, наверное… Он рассказал, когда в Испании, ну во времена Инквизиции, жгли книги уважаемого Рава, ученики его сильно огорчались. А он стоит себе, улыбается. «Рукописи, -говорит, - не горят, горит бумага. А слова поднимаются к Богу». А кот наш услышал краем уха, и ну повторять. Молодой еще.
   Так вот, передать сообщение-дело немудреное. Костры запалить, в барабаны постучать, узлы на веревке завязать, гонца послать, танец  сплясать. Много чего люди напридумывали. Кстати, и звери тоже.
   Главное, договориться, чтобы не перепутать. К примеру- один костер- хорошо, а много - пожар, спасайся, кто может.
   Увидел, услышал - и сразу сообразил. Гонец устную весточку принес - спасибо. Если не наврал. А что, всякое случается.
   У людей сложно всё устроено. Кот наш, к примеру, издалека все слышит, различает и на ус мотает. Да еще и уши во все стороны поворачивает, не пропустить бы полезное. А что не реагирует — это от лени.
Жаль, нет с нами собаки нашей, Апы. Она, бывало, выйдет утром на улицу, встанет на пригорок, носом поведет
 и все, что в округе делается, уже знает. И нам рассказывает. Хорошая была собака, нюхливая и веселая.
   Так что новости узнать - легче легкого.
   Вот и тетка говорит, что передать информацию, дело нехитрое. А ты попробуй, сохрани. На века. Да так, чтобы понятно было, о чем толк идет.
   Для этого и буквы придумали. Для этого бумагу изобрели. На камнях много не нацарапаешь. Хотя – действительно на века. Только вот, чтобы прочесть, надо к камушку подойти. А бумагу с почтальоном можно послать.
   С другой стороны, камень, вот он, читай, кто умеет. А письмо кому попало не отдадут. Тут надо документ показать.
   «Усы, лапы и хвост»- оживился Кот.
   Вот, правильно говорят, - не буди лиха, пока тихо. Проснулся, потянулся, на клавиатуру улегся. Сейчас что-нибудь нам изобразит. Ученый».

                ********
  «По-моему, люди придают всяким буковкам много значения. Я свою вразумить пытаюсь. На буковки ложусь, мышку синюю под стол сбрасываю, хвостом экран закрываю. А она все за свое.  Бумажек наберет и там что-то карябает. Называется «черновик». Правильно, грязновик. Мышь хвостом лучше изобразит. Моя это понимает, все зачеркивает, снова пишет. Смех.
У меня бы спросила. Я эти письмена пишу не задумываясь. А что там писать? «Здесь был Я. И территория моя.  Люблю, жду. Штирлиц». (Это фамилия моя такая). Любая нормальная кошка поймет, хоть наша, хоть иностранка, Кэт.
   А у людей в чем проблема? Грамоту не знают. Ударение в слове «писать» и то неправильно ставят».
                ********      
   «Все, пора у Кота компьютер отбирать. Вон, на дереве птицы щебечут, иди, послушай. Меценат.
   Да и мне пора в обход по дому, чтобы дом жилой вид имел, нужно во всякую мелочь чуть жизни добавить. Чтобы наша не расслаблялась. Пыли подсыпать, кран приоткрыть, шерсть кошачью разбросать.
   Хотел с ней в прятки поиграть, вещи попрятать. Пустой номер. Все сразу находит, иногда даже с места не встает. Мужу говорит: «Вон там посмотри». Он смотрит и не видит. Естественно. А ей встать лень. Мне забава».

               


                ********
       Все от компьютера. Мое время пришло. Хозяйка я, или где?
     Мы переехали в свою квартиру раньше, чем, дом сдали в эксплуатацию. Вселились партизанским методом. Спасибо, строители разрешили. Более того, позволили пользоваться водой из служебного крана и даже туалетом. А без газа и электричества прожить можно. Свечки никто не отменял. И портативные газовые плитки с баллончиком. Дети тогда оба в армии служили. Приезжали раз в неделю. А на двоих хозяйство небольшое. Когда дети дома появлялись, мы усаживались вокруг стола и вели разговоры при свечах. Вот это действительно роскошь.
   Или книги читали, настоящие, бумажные. Электричества то нет, компьютер в коробке спит.
   Это я к чему? Хорошо, когда между человеком и печатным словом нет посредника. И зависишь ты только от своей грамотности.
   Никто не против новых технологий. Но и прежние умелости забывать нельзя. Чтобы было. Чтобы в мире нашем лучше ориентироваться.
   До чего дошло! Школьники не знают, с какой стороны книгу открыть, с оглавлением работать не умеют. А зачем? Учительница сказала: «страница 23», ну и достаточно. А еще лучше, пару страниц для каждого распечатает, и хватит. Что зря детям голову морочить?
   Или, к примеру, дети не понимают, почему циферблат на часах круглый. Зачем?  Вот, есть окошко, написано в 12.00.
   Полдень, говорю. Солнце в зените. А какая связь, спрашивают? И причем тут круглый циферблат? Не интересуются, а недоумевают.
   Действительно, причем тут часы? Проголодался-время обеда. Спать захотел- ночь на дворе. У меня так кот живет, и ничего, не жалуется.
   Когда нам довелось восемнадцать лет назад, вернуться на некоторое время, к жизни без привычных удобств, мы проверили, чего мы стоим. И результатами остались довольны.

   Это я к чему? К умению читать и работать с бумажной книгой. И в библиотеках. Чтобы уметь мыслить параллельно, думать одновременно о разных вещах, а не только последовательно. Не то, чтобы я устраивала виртуальные соревнования между Гуттенбергом и Биллом Гейтсом, типа кто круче и главнее.  Как-то всё легко с компьютером выходит. Легко и поверхностно. Место для подумать не остается. А мы и рады.
   «Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда Мир получит поколение идиотов». Это Эйнштейн сказал. Еще вон когда.
   Несколько лет назад на одной из скамеек рядом с парком Яркон в Тель-Авиве мы с мужем обнаружили клад. Клад состоял из нескольких десятков старых книг, первой половины двадцатого века. Основная часть - на немецком языке. Видимо, владелец ушел в лучший мир, а может быть переехал в мир престарелых, и наследники выложили на скамейку в популярном месте. Бери - кто хочет. Я сразу схватила увесистый том Зигмунда Фрейда. Прижизненное издание. Но тут же уступила подошедшей женщине. Она умеет читать на немецком, а я нет. Мне больше «для прикола» и куража.
   Но и мы с мужем без добычи не остались.
   Маленький, с ладошку величиной словарь. Иврит-немецкий. Издано в Берлине в 1912 году. Составитель-др. Карл Фейерабенд. Видимо, второе издание, т. к. вступительное слово датируется 1905 годом. Несколько предложений на немецком, заглавные буквы витиеваты и причудливы. Пробираясь через ни разу не ученый немецкий язык, начинаю понимать, о чем говорится в предисловии.
   Латинскими буквами сокращения. Это уже проще-ивритская грамматика.
   В конце словарика-таблицы глагольных форм. А далее- несколько страниц, которые мы бы назвали рекламой, а в те времена-информацией о книгах на тему языка и словарей.
 Словарик обернут муаровой бумагой. От руки. Для сохранности. Видимо, он переходил из рук в руки, имя первого владельца зачеркнуто, под ним- имя второго. Имя второго подчёркнуто тремя линиями. Тут же написано слово на латыни, и тоже подчеркнуто. На форзац аккуратно приклеено импровизированное оглавление: буква- номер страницы.
    Что можно понять о хозяине книжечки! Нафантазировать! Что почувствовать, держа эту столетнюю малютку в руках?!
   Ясно, что хозяин словаря готовился к переезду в Палестину. И успел.
   Наши компьютеры устаревают раньше, чем информация, в них помещённая. Сколько текстов и фотографий потеряно или сохранено неизвестно где. Или нечаянно стерто неосторожным движением руки.
   Книга в этом отношении надежней. И, что самое главное, не требует посредника и не зависит от источника питания. Декодер у нас в голове. Скорость?  Именно такая, чтобы не только принять, но понять и обдумать.  Важна ли скорость тем, кто думает о вечности?
                *********

   А вот зря наш тётка ту книжку Фрейда не взяла. Фрейд умный мужик был. Это ведь он сказал: «Время, проведенное с кошками, никогда не потрачено впустую. (Кот Штирлиц).