Профессор Рождественский - истории из практики

Залимхан Абдулаев
Профессор Рождественский любил рассказывать поучительные истории из своей хирургической практики. Доктор Розенталь любил слушать и всегда записывал на диктофон советы мудрого учителя.

   На дежурстве привозят тучного мужчину около 65 лет с подозрением на ущемленную послеоперационную грыжу. В правом подреберье рубец после холецистэктомии. Посередине рубца- воспалительный инфильтрат размерами 6 х7 см. Несмотря на тучность и неудобства для пальпации на грыжу не походит, как-то очень у предполагаемых " ворот" широко.

  Готовим, берем на операцию.Открываю и получаю около стакана сливкообразного зеленоватого гноя с колибациллярным запахом. Полость с затеками, отчетливого дефекта в апоневрозе нет. Задренировал и обозвал это все лигатурным абсцессом, хотя нитки не нашел.

  Рана зажила вторичным натяжением , и я про пациента забыл. Но он про меня - нет, и через три месяца снова приехал ко мне. На это раз инфильтрация в этой зоне- больше, а гноя практически нет. Зато в глубине раны на уровне апоневроза отчетливое уплотнение с хрящевидной плотностью. Отрезаю кусочек на гистологию, а там- раковые клетки. Выполняем фиброколоноскопию и находим источник проблем- рак печеночного изгиба ободочной кишки. Готовим и выполняем гемиколэктомию справа. Опухоль большая 6х8 см, без непроходимости, но с подрастанием к передней брюшной стенке. Высокодифференцированная аденокарцинома. Пока жив, на химиотерапии у онкологов, звонит периодически.

Цель моего рассказа обратить внимание на одну из возможных причин формирования абсцессов в зоне послеоперационного рубца.