Профессор Рождественский-истории из практики 3

Залимхан Абдулаев
 Вот ещё один случай из моей практики. Пока я иду от дверей приемного покоя до дверей в ординаторскую, узнаю всё, что ожидает на работе. Девчонки из приемника, операционные сестры, дежурные из реанимации, постовые сестры- два предложения, готовая информация.

  На этот раз - информация из реанимации- пятисуточный(!) перитонит со свободным газом в животе. Только когда начал закатывать глаза и в течение суток перестал мочиться, дорогие и любимые родственники вызвали скорую. Быстренько переодевшись, поспешил оценить ситуацию. Дедуля около 70 лет, классическое выражение facies Hippocratica, вздутый живот, отсутствие печеночной тупости, перитонеальная симтоматика. Мочи нет, несмотря на то , что идёт уже пятая бутылка. На снимках всё правое поддиафрагмальное пространство занимает свободный газ. На УЗИ- венозный застой в печени и много свободной жидкости в животе. Перспектива- нулевая.

  Написать в истории- инкурабельный и отступиться? Но больной всё понимает и способен говорить. При свидетелях спрашиваю согласие на операцию. Соглашается и подписывает ИДС. Бригада прекрасная. Но все прнимают бесперспективность. На вводном наркозе закономерно теряет давление, потом на гормонах и дофамине удается держаться на уровне 80 на 40.

  В животе около 7 литров асцита разбавленного перитонеальным выпотом и содержимым желудка. В малом тазу , под печенью, по боковым каналам- фибрин. Кишка отечная, инфильтрированная, практически не перистальтирует. Печень- бугристая из-за цирроза. Вены в животе- полнокровные и расширены из- за портальной гипертензии. На передней стенке желудка - перфорация размерами 3,5 х3 см , слегка прикрытая сальником. Палец свободно заходит в желудок. То ли блюдцеобразный рак перфорацией, то ли огромная язва с таким большим валом, диаметр "очага" около 8см. Беру часть на гистологию, иссекаю краевой некроз до кровоточащих тканей и тупо зашиваю отверстие. Ни иссечения, ни тем более резекции на давлении 60- 80 не сделать. Отмываю живот, ставлю дренажи, заканчиваю.

  На душе после таких операций противно, как при диагностике мезентериального тромбоза или канцероматозе с неудалимой опухолью. Краем уха слышу как реаниматологи общаются между собой. Звонила жена, обзывая врачей "убийцами, схватившими больного, чтобы зарезать". Это тоже усугубляет противное настроение. Вы бы лучше привезли деда дня на два- три пораньше, может бы был шанс. Так на дофамине ночь и продержался. Но природу не обманешь. Утром исход определился. А впереди ещё бумажная работа изложения докательств, что болезнь была сильнее врачей. Честное слово, удалять атеромы- значительно спокойнее...(((