Пропасть

Елизавета Мордвинцева
Я стою на краю пропасти. Я – бездомный пёс, грязный, голодный, хромающий и промокший под дождём. День за днём на меня сыплется всё больше и больше проклятий, люди кидают в меня палками, камнями, слыша в ответ жалобный вой. Моя морда покрыта шрамами, а на лбу чернеет свежая царапина. Ветер пронизывает до костей, ободранный бок болит, а голод внутри не даёт покоя. Но что-то ещё терзает, что-то ещё не даёт мне остановиться на месте, а заставляет бежать, бежать, бежать, а потом застыть на краю пропасти и задуматься.

Это боль. Боль внутри. Я стою на краю пропасти, смотрю, как быстро плывут по небу облака. Там, в глубине – неизвестно что, пустота, непонятная для меня тишина. Там – страх, что-то страшное, что пугает меня. Пропасть отталкивает меня, словно кричит: «Беги! Беги, пока я не затянула тебя! Беги подальше отсюда!» Но страх приковывает меня к месту и не даёт пошевельнуться. И в то же время пропасть притягивает, непреодолимо тянет меня к себе. Хочется нырнуть в эту бесконечную, таинственную, страшную мглу.

Ничто уже не привлекает меня. Ни еда, ни питьё, ни уютная кровать и ласковый хозяин – в общем, ничего из того, о чём мечтает любая бездомная собака. Голод и усталость внезапно куда-то исчезли, а небо, которое и так слишком широкое и высокое, вдруг стало ещё шире, поползло в стороны и в высоту, стало больше и выше. Изодранные в кровь лапы перестали болеть. Всё исчезло, и лишь то неприятное чувство, горячее, как кипяток, до сих пор рвётся, кричит, бьётся внутри.

У бездомных псов тоже есть причины заплакать, забыть всё, рвануться на край пропасти. Осталось лишь зажмурить глаза и прыгнуть вниз, в острые чёрные камни и гулкое журчание ручья. Я умоляю себя не смотреть ни на что, не смотреть назад и закрываю глаза.

Но всё равно оглядываюсь. Я вспоминаю пыль дорог, грохот грузовиков, репейник и пыльные ромашки на обочине. Я вспоминаю своих друзей-бродяг и кусок колбасы, который отдал мне один человек, тоже бездомный. Я вспоминаю тёплые руки хозяина, за которого я когда-то был готов отдать жизнь и который предал меня, выбросив на улицу. Я снова смотрю ввысь на уплывающие облака, сияющее спокойным голубым светом небо и лучи солнца, пробивающиеся сквозь белую вату облаков.

И мир внезапно кажется другим. В сердце загорается робкая надежда на то, что однажды я попаду в хорошие руки и перестану быть бездомным псом. А пока можно бегать по петляющим тропинкам и дорогам, ловить бабочек, встречать закат, выпрашивать у прохожих колбасу или кусок хлеба, или погрустить, положив голову на лапы и глядя, как лучи солнца скользят по стволам деревьев в лесу.

И я ухожу. Ухожу, убегаю отсюда, оставив за спиной страшную пропасть…

Я стою на краю пропасти. Я – почерневший, грязный, чёрствый осенний листок, который принесло ветром в это странное место. Я застыл на самом краю и гляжу в чёрную бездну – одинокий, скомканный и подавленный. Вот-вот я сорвусь туда, улечу в пугающую мглу и больше никогда не увижу свет. Ветер кружит надо мной, предлагая свою помощь, но я лишь хладнокровно смотрю в пропасть и не двигаюсь с места.

Когда-то я был красивым, ярко-красным осенним листком, который рос на большом и величественном старом клёне. Я смотрел на золотой ковёр под ветками дерева и крепко держался за них, а меня окружали такие же красавцы – жёлтые, оранжевые, красные, даже малиновые…

Но беспощадный осенний ливень был сильнее меня. Пришла гроза, всё вокруг закружилось, и порыв сильного ветра сорвал меня с ветки, разлучил со своим домом и со своими братьями, понёс в серую даль. Я летел, ударяясь об асфальт, купаясь в луже и кружась вместе с какими-то грязными, гнилыми листьями в безумном хороводе. Лишь когда дождь закончился и вышло солнце, я увидел в луже собственное отражение и понял, что стал таким же, как они. Подул лёгкий ветерок и понёс меня дальше, а я не сопротивлялся его слабым порывам. И вот он принёс меня сюда.

Сейчас ветер дунет ещё раз, и я сорвусь в мрачную пустоту. Я ударюсь об острые верхушки скал внизу, которые разорвут меня на части, а могучий ручей унесёт то, что от меня осталось, в бескрайнюю неизвестность…

Я уже готов лететь туда, вниз, но тут один из солнечных лучей пробивается сквозь облака и рисует причудливые узоры на моей умирающей, почерневшей спине. Какая-то слабая надежда разливается по мне красным огоньком прежнего осеннего наряда. Я вспоминаю другие листья, высокий ствол старого клёна, множество оранжевых братьев и золотой ковёр. Наверное, я не одинок в своей участи. Возможно, другие листья тоже унесло ветром и грозой, прибило ливнем, но они успели покрепче ухватиться за кору ствола. Сейчас они там, прижимаются к клёну и смотрят снизу вверх на другие красные и жёлтые листья, рассказывают друг другу сказки и, наверное, вспоминают обо мне.

Я вспоминаю белые облака и сиреневое небо на закате, смех людей, проходящих по дорожкам парка, в котором находится мой дом, аккуратные ярко-красные розы на клумбах, сладкие капли дождя и жемчужины росы на зелёной траве.

Я ловлю порыв ветра, поднимаюсь в воздух и лечу на его быстрых крыльях. Но не в пропасть. Я лечу подальше от неё, к своему старому клёну, чтобы успеть встретить закат с другими листьями, такими же грязными и почерневшими, чтобы стать удобрением для старого клёна и, исчезая, смотреть весной, как распускаются почки и солнце встречает новые, молодые и свежие листья…

Я стою на краю пропасти. Я – птица. У меня большие сильные крылья, покрытые серыми и белыми перьями, цепкие когти и короткий клюв. Лес, в котором я жила, сгорел из-за сильного пожара, и вместе с ним сгорело моё гнездо. Но это ещё не главная потеря. Для гнезда можно найти новое место, и гнездо построить тоже новое. Главное то, что совсем немногие успели выбраться из горящего леса, и мои подружки-птицы остались там, а ещё в моём гнезде сгорело несколько маленьких яиц… Больше всего на свете я желала спасти их, пыталась это сделать, но высокое дерево, по которому быстро поднимался огонь, вдруг обрушилось, с треском упало, моё гнездо исчезло в огне, пламя охватило всё вокруг, а я сама не помню, как выбралась оттуда…

Что-то внутри яростно терзает сердце, которое бессильно и слабо стучит в груди. От такой утраты хочется лететь, лететь, лететь, чтобы полёт никогда не заканчивался… Что-то внутри подсказывает, что если ты потерял всё, что у тебя было, есть шанс начать сначала, но на это не хватает сил… Не хватает сил даже на то, чтобы взмахнуть крыльями, подняться в воздух, чтобы просто вздохнуть…

Но хочется бесконечно лететь. Перед глазами уходит вниз гигантская чёрная пропасть. Она вовсе не пугает, и не кажется страшным слабый блеск скал в темноте и журчание быстрого ручья, такого же одинокого, как я… Хочется прыгнуть туда и утонуть в этой бездонной глубине пропасти…

Но я знаю, что потом уже ничего не будет. Не будет больше шанса начать всё сначала. Я смотрю назад, на мирно качающиеся на ветру кроны деревьев, зелёные холмы и живописные склоны гор. Я думаю о родном лесе, о щебетании соседей-птиц, живущих в дуплах, гнёздах и норах рядом со мной, о невероятной высоте полёта и попутном ветре.

И я улетаю. Силы появляются вновь, их очень много, я снова могу взмахнуть крыльями… И вот я уже в воздухе – наслаждаюсь полётом и лечу навстречу новой жизни, новому лесу и небу, тоже вдруг ставшим новым, ярким и синим-синим…

Я стою на краю пропасти. Я – человек. Я знаю это чувство. Жгучее, неприятное, настолько горячее, что становится холодным, ледяным и превращается в лёд. Боль обжигает сердце, а потом замерзает, стынет в жилах, не позволяя крови пробиться сквозь белый холод. Болит где-то в груди, в области сердца, там нарастает горячий ком боли, а потом резко вырывается наружу обжигающими слезами. Всё в глазах превращается в неясные образы, силуэты, очертания, всё дрожит, раздваивается, кружится, качается, трясётся, глаза наполняются слезами…

Передо мной – бездна тёмного мрака, неприветливой, холодной мглы, из которой тьма протягивает ко мне полные чёрного дыма огромные ладони. Там, внизу, метров через двадцать, осколки гигантского чёрного зеркала, вросшие в землю, стремящийся вдаль мощный ручей и одинокая, ужасная, холодная пустота.

Я протягиваю вперёд руку и сжимаю её в кулак. Я ловлю тьму, подношу ладони к лицу и внимательно разглядываю тёмный комочек. Мгла засасывает, притягивает, просит стать её частью, а я стою неподвижно на краю пропасти, и что-то горячее внутри рвёт сердце. Я смотрю на облака, которые вдруг перестали казаться забавными кусочками сладкой ваты, на деревья, которые перестали шуметь и не двигают ни единым листиком, на молчаливое синее небо. Гробовая тишина звенит в ушах, в глазах всё туманится, а голова болит. Лишь огромная пропасть зияет дырой перед глазами, словно хищная пасть опасных чёрных скал.

Осталось сделать лишь последний шаг, и ноги перестанут чувствовать землю, ощутив под собой бесконечность. Что там, внизу? А что там, наверху, за облаками? Сейчас это не важно. Сейчас ничего, ничего на свете не имеет значения, ведь жизнь утратила смысл, и…

Но я поворачиваю голову, оглядываюсь назад, словно ища ответа на немой вопрос, который никогда не произносила. Я стою перед выбором, прокручивая в голове, как киноленту, всю свою жизнь, все её события, и плохие, и хорошие, и весёлые, и грустные.

Я стою на краю пропасти… Я вспоминаю смех и улыбки других людей, лёгкий осенний дождик за окном, плед, книгу и горячий шоколад. Я вспоминаю тусклое мерцание звёзд и звездопады в августе, яркую полосу радуги в небе, синеву морских волн, сиреневые горы и разноцветные фантики от конфет. Я думаю о тепле родных рук, о цветах на лугу, о любимых песнях и о старом, но любимом сером зонтике. Я вспоминаю детские игрушки, качели и сказки, фотоальбомы и старые рисунки, города и здания, фильмы и приключения, путешествия и друзей… Я думаю обо всём прекрасном, что есть в этом мире, и любое горе, даже самое сильное, тут же становится незначительным и исчезает, теряется, превращается в пылинку и улетает туда, на дно пропасти…

Я думаю о том, что у любого существа, созданного природой - человека, животного, ветра, солнца, облака, камня, ручья - есть то, зачем ему нужно жить. У всего есть своё задание и поручение, у всего есть свой смысл, есть то, что оживляет жизненными лучами всё его существование.

Солнце светит, трава зеленеет, и безмолвными силуэтами глядят на своё отражение в озере синие горы, а облака вновь похожи на сладкую вату.

И я ухожу. Ухожу от пропасти, чтобы жить, жить, жить и творить свою историю…