Барды-Ваганты-Менестрели и примкнувшие к ним свободные художники. Это Советское социокультовое народное движение, сохранившееся и в Новой России.
В общем и целом, в России достаточно благополучно развивался если не социокульт, а просто музыкально-поэтическая культура русского романса, который постоянно одухотворялся выдающимися творения русских музыкантов. Но ни в какое народное движение это высокое искусство не стремилось оборотиться.
И вдруг, ни с того ни с сего, народ начал сам сочинять музыку и стихи, которые романсисты классического типа считали безграмотной. Профессиональные исполнители чурались исполнять эти вирши, и тогда сочинители народные принялись нести своё искусство в народ сами.
И народ эту душевность, обращённую к нему не мудрёных нотах и стихах, оценил, потянулся к ней, увидел в бардовской песне воплощение своей мечты. В этом совместном, направленном друг к другу пламенном порыве и зародилась искра, а затем пламя нового социокульта, бардовского.
Это были исполнители авторской песни и свободные художники. Они называли себя то вагантами, то менестрелями. В России приверженцы этого социокульта зовут себя бардами.
Началось движение в середине 60-х годов 20-го века и было тоже спровоцировано из недр ЦК КПСС.
Нужно было как-то увести людей от политики и заострить их внимание туризм. В парт ячейки была спущена команда всячески поддерживать самодеятельный туризм с палатками у костра с песнями под гитару.
Советский народ ничем не удивишь, стал стремительно развиваться новый социокульт, основанный на старинных туристических традициях времён освоения Сибири.
С поддержкой сверху этот вид туризм стал в СССР массовым явлением, а вместе с народным туризмом в бескрайние просторы потянулась и бардовская песня.
Возникают разного рода музакально-туристические форумы, где помимо бардов собирались и художники, и критики, и просто любители по тусоваться. А в 1968 году под Самарой был организован Грушинский фестиваль. В этом году на этот фестиваль, организованный на открытом воздухе съехались более 600 авторов-песенников и свободных художников со всех концов советской страны.
На следующий Грушинский съезд-фестиваль собрались по официальным данным не менее 2 тыс., а неофициально 6 тыс.
Барды использовали любую возможность для самовыражения. В городах они организовывали Клубы самодеятельной песни, хотя социологи считают, что эти КСП относятся к более широкой субкультуре.
Это народное движение объединило в основном научную интеллигенцию, не желавшую участвовать в политических утехах власти, и предпочитавшая только пообсуждать и покритиковать эту власть.