Первая командировка Часть вторая

Владимир Макеев 2
Придя  в понедельник 17 марта 1975 года на работу, я с Богатырёвым  стал составлять с ним отчёт о командировке. В отчёте указал свою фамилию, имя, отчество; должность, что являюсь инженером-электроником  АСУП; указал срок командировки в днях, цель и задачу командировки;  результат командировки – получил удостоверение за №… о допуске работы с устройствами ввода и вывода карточного и ленточного; дата, подпись.
Приложил  отчётные финансовые документы:  билеты на самолёт, билет на автобус от аэропорта до метро, билет на поезд.  Всё это подклеил на отдельный бумажный лист. Автобусные билеты  на проезд в Минске, что я тратил на проезд на учёбу и обратно и складывал в отдельный конверт, не приняли в бухгалтерии. Сказали, что может я их где-нибудь на остановке подобрал.
За время командировки на работе произошли большие изменения: пришли к нам новые люди молодые, недавно окончившие институт. Прежнего нашего начальника не было. Он то ли уволился, то ли перешёл на другую работу, то ли пошёл на пенсию - не знаю или забыл. Вместо него появился молодой недавний выпускник института - черноволосый узкоглазый  Ким Валерий, а если с отчеством как принято величать начальство, то Анатольевич.
Ким как узнал, что я работаю не по своей специальности, так стал ко мне придираться, посылал на разные работы по заводу: то грузить что-либо, то мусор убирать. Спрашивал,  не желаю ли я перейти куда-нибудь на другую работу по своей специальности.  Наверное,  хотел своего знакомого на моё место пристроить.  Я старательно изучал оборудование.  Делал необходимые профилактические работы. При помощи импульсного осциллографа, который  катался по залу на специальной тележке, настраивал устройства карточного ввода  вывода; подкручивая регулировочные потенциометры  в устройствах, добиваясь нужной картинки согласно инструкции. 
Чтобы рентабельнее использовать  ЭВМы,  перешли на работу в три смены. Машины работали непрерывно.
***
  Наступило  лето. Погода была жаркая. ЭВМы  грелись. Решили сделать помещение герметичным. Створки окон  решили прибить гвоздями к деревянным рамам плотно, чтобы не было щелей.  Я забивал 150мм гвоздями. Гвозди вбивались ровно,  быстро  по самую шляпку. Юрий Богатырёв  придерживал створку.
- Ловко у тебя получается, я бы так не смог.
- Опыт. В армии, при строительстве КП много я этих гвоздей  навбивал.
     Имелись две климатические комнаты. Из одной комнаты в зал вдувался охлаждённый воздух , а из другой комнаты в конце зала вентиляторы наружу из здания  вытягивали нагретый воздух из  помещения. В зале постоянно был ветерок.   Но температура была все равно,  выше нормы
 Чтобы температура в  машинном зале вошла в норму  решили поставить дополнительный  холодильник. Смонтировали установку холодильника. Холодильник  покрывался инеем, конденсат стекал в ведро, которое я периодически  выносил из зала. Воду сливал в раковину.
***
Меня послали на работу в колхоз. Показали такую бумагу:
С 14 июля на весь период проведения ремонта техники и уборки урожая в Макушинском   районе. Для сбора прийти к  9.00 в отдел кадров. Оплата труда рабочих в соответствии с  Постановлением  ЦК КПСС и Совмин СССР от 13 мая 1975 г за №395. 75% заработка по основному месту работы сохраняется.
Ответственный представитель завода по размещению устройству быта командированных в хозяйства по Макушинскому  району тов. Герасимова Г.Ф.
Собрал необходимые вещи пришёл на работу. Собрались кто должен ехать . Поехали на электричке с вокзала местных линий. Из  Макушино ехали автобусом до села, Пионерское,. с промежуточными остановками,  где ответственный представитель  Герасимова  оставляла группы командированных. В последнее село попал я с товарищами  Кренделевым, Николаем Митрофановым и Владимиром Кривоноговым.  Представили нам председателя сельсовета,
Пушкина  Александра Владимировича, который  отвёл нас в общежитие.
Далее из записной книжки:
14 июля приехали
15 июля. День организационный.
16 июля. Ремонт комбайна СК-4 с Андреем рыжим.
17 июля. Ремонт комбайна СК-4 с Николаем. Нет аккумуляторов.
18 июля. СК-4 сенный.  Ремонт радиаторов, замена валов, ремонт лент.
19 июля. Аналогично. Установка валов.
20 июля. Установка ремней. Пробовали запустить с тягачом.
21 июля. Заливка нигролом коробки передач.
22 июля. Установил аккумулятор.
На этом записи обрываются, 4 страницы вырваны из записной книжки уже после этой колхозной эпопеи  для технических нужд. Не думал, что записи могут куда-нибудь понадобиться.
Ещё раньше, до армии  нас от завода посылали  на помощь колхозникам. Товарищи посоветовали  записывать в записную книжку работу, проделанную за день.  Помню пришел день расчёта за проделанную работу. Мы молодые пришли к учётчику. Он говорит: «Мы вас кормили, поили, а вы ещё и деньги требуете. Ладно,  мы люди добрые не возьмём с вас деньги за питание».
-Позвольте, у нас всё записано, - говорим мы.
- Что у вас записано?
Дошла очередь до меня Я стал говорить о работе за каждый день. В общем  вкалывал  с лопатами и вилами каждый день. Ладони превратились  в подошву, по ночам на койке тело дёргалось в такт  движению вил раскидывая силос в тележке  и видел этот силос засыпающего меня из хобота болгарского силосного комбайна.

***

В один день меня послали на грузовике с шофёром в райцентр за запчастями. Я должен был помочь в погрузке-разгрузке. Приехали на склад в райцентре. Запчастей не оказалось. Шофер купил себе и мне по пирожку. Пирожки съели и поехали обратно.
По дороге увидели  грозовую тучу,  идущую  нам наперерез справа налево.
- Проскочим! -  Крикнул шофёр и прибавил газу. По крыше кабины загрохотали градины. Потом хлынул ливень, дорога покрылась плёнкой воды. Молния, гром. Машина на полной скорости слетела с дороги и глиссируя по траве взбухшей от воды  помчалась делая крутые зигзаги. Шофёр рулил уже колёсами как рулём катера. К счастью  грузовик снова выбрался на дорогу и дальше мы ехали по ней. Скоро  туча осталась позади. Яркое солнце сияло. Дорога была сухая,  мы благополучно доехали до колхоза. 

***

- Так вы  ездили за запчастями, ничего не привезли. За что тебе деньги платить,- сказал учётчик, когда я напомнил ему об этом дне. Не заплатили за этот день. За другие дни заплатили по 70 копеек за день.  В общем, в наглую, обманывают городских.  Сами колхозники говорят: «Вас  прислали вы и работайте, а мы, на базаре торгуя огурцами со своего огорода больше имеем,  чем в этом колхозе.

***

С Николаем всё же запустили сенный  комбайн СК-4. Этот комбайн уже был старый, изношенный  и заржавленный. Николай окрестил его «Ветерком» так как с ветерком прокатились  на нём, испытывая  комбайн на ходу.  В записную книжку я сделал зарисовки с места стоянки: комбайн «Ветерок», стоящий недалеко комбайн СК-5 «Нива», лошадь, запряжённая в телегу. 
На выходные я ездил домой в Курган.  Дома занимался своим любимым хобби –конструированием электронной аппаратуры.
Ещё в армии думал сделать дома электронного секретаря для телефонного аппарата, но после случая когда работник коммунальной службы, придя к нам домой проверяя  что-то на кухне и наследил на половом линолеуме своими грязными сапогами,  решил сделать автоматический информатор. Автоматику на реле разработал ещё в армии и схему нарисовал в записную книжку. Как сделать воспроизводящее устройство на магнитной ленте выяснил ещё в поезде, возвращаясь из Минска читая книгу « Конструирование любительских магнитофонов». Некоторые детали у меня были: реле, транзисторы, трансформаторы,  громкоговорящий  динамик, самодельный усилитель низкой частоты на транзисторах.  Остальные детали: магнитная головка, обрезиненные ролики, прижимной ролик магнитофона, двигатель от стеклоочистителя автомобиля покупал в магазинах.  Сделал запись на ленте магнитофона: «Пожалуйста, вытирайте ноги о коврик». Отрезал запись. Промерил длину, рассчитал  сколько обрезиненных роликов нужно, сколько направляющих стоек нужно изготовить. Оказалось, что их нужно  8 штук.  Сделал эскиз чертежа в записную книжку с размерами и нужным  классом шероховатости  обрабатываемых поверхностей. Стойки потом должны были вкручиваться  резьбовым концом М4 в лист алюминиевого сплава  Д16 толщиной 2 мм.

***

В совхозной машинотракторной  мастерской  нашел подходящий калиброванный  пруток из бронзы, вставил  в патрон токарного станка, закрепил. Нашел подходящий резец, выставил его как нужно в резцедержателе, закрепил. Затем надел защитные очки, вынул записную книжку с эскизом, включил станок и стал изготовлять детали.
Вошел заведующий мастерской
- Вы что это дефицитные материалы переводите?!
- Да мне немного нужно. Ещё две детали нужно сделать.
Заведующий мастерской ничего больше не сказал, а стал смотреть как я ловко и профессионально работаю. Наверно подумал, что я ему ещё пригожусь  для изготовления чего-нибудь.
С Николаем мы на пару стали работать на сенном комбайне – «Ветерок» сзади прицепляли большую арбу для перевозки сена с крытой проволочной сеткой. Выезжали на поле и подбирали валки высохшего сена с помощью жатки со шнеком с вращающимися захватными пальцами. Сама жатка с помощью гидравлики могла опускаться и подниматься. Захваченное жаткой сено поднималось по транспортёру и поддуваемое вентилятором через хобот забрасывалось в арбу. Заполненная арба перецеплялась к трактору МТЗ-50 «Беларусь» взамен к комбайну прицеплялась пустая арба. Перецеплял арбы я  втыкая штырь-палец  в соединительные части к трактору и комбайну. Ну и сам также управлял комбайном, чувствуя себя рулевым большого степного корабля. На обед приезжала полевая кухня и все трактористы и комбайнёры ели из судков.

***

Приехал в очередной раз на выходные в Курган. Родители сказали, что звонили с завода и просили меня заканчивать с работой в колхозе, отзывают из колхоза в связи с производственной необходимостью.  Дома занимался сборкой автоматического  информатора. В понедельник выехал как обычно с товарищами, с  которыми работал в совхозе с вокзала где электричка ходит. Утром зашел в сельсовет и попросил,  чтобы рассчитали, так как меня требуют на завод.  Бухгалтерша Надежда Яковлевна  сказала, что подсчитает мне зарплату, но если я уже приехал, чтобы не терять время зря я должен поработать по указанию бригадира,  или как его там учётчика и сказала куда идти. Я пошел, нашел бригадира, объяснил ему ситуацию. Он сказал, чтобы я на комбайне с арбой  подобрал  валки,  оставшиеся на поле, оставался ещё необработанный участок.

***

 Комбайн с пустой арбой стоял на месте стоянки. Я запустил «Ветерок» и поехал на поле. Приехал на поле и стал подбирать валки. Собрал все валки. Арба ещё полностью не заполнилась. Поехал по дороге в село. По дороге жатка стала царапать землю - гидравлика не держала жатку в верхнем положении.  Я тогда подлил дизтоплива в систему гидравлики. Николай мне уже показывал, как это нужно делать. Шестерёнчатый  масляный насос был изношен и не держал давление.  После этой операции  жатка поднялась,  я поехал дальше. Потом арбу занесло,  она съехала с дороги. Но я маневрированием взад и вперёд   вывел арбу на дорогу и потом благополучно доехал с ней до первоначального места стоянки. Выключив двигатель, пошёл в сельсовет за расчётом.
Надежда Яковлевна  сказала мне, что не может мне выдать деньги, так как председатель уехал в командировку  и нужна его подпись. Без подписи она  выдать не может деньги.
- А когда он вернётся?
- В четверг.
- После дождичка?- Спросил я начиная подозревать, что денег за работу мне могут и не дать.
- Что? Только в четверг!
Я поехал в Курган, на следующий день вышел на свою основную работу.
Сказал, что деньги ещё не получил, что нужно в четверг съездить. Написал  заявление на день без оплаты, но причину попросили написать – по семейным  обстоятельствам. 
 
***

     В четверг, приехав в совхоз,  в правлении  попросил Надежду Яковлевну выплатить мне причитающиеся  деньги. Она сказала, что я ей мешаю работать и чтобы  я вышел в коридор.  Я вышел в коридор, постоял. Подёргал дверь кабинета председателя сельсовета. Дверь была закрыта на замок. Потом решил выйти на крыльцо. Сел на крыльцо.   Решил, что никуда отсюда не уйду  без денег. Умру не уйду, а кто спросит, почему я тут сижу,  скажу, что деньги за работу мне не хотят давать.
К счастью на крыльцо быстрыми шагами зашёл председатель сельсовета. Я быстро вскочил, поздоровался, и сказал:
 - Александр Владимирович, я  из командированных работников  сюда с завода КМЗ. Меня отозвали на работу по производственной необходимости. Хочу получить деньги за работу в совхозе. Уже с начала недели не могу получить расчёт. Приехал с завода, взяв день без оплаты труда. Если не дадите мне зарплату,  вам это дороже обойдётся.  Вы знаете  директора КМЗ Захарова  Михаила  Александровича?   Должны  знать, если читаете газеты!
Всё это я выпалил единым  духом, пока председатель шел по коридору к своему кабинету. Председатель  внезапно  остановился,  посмотрел на меня внимательно, потом повернул назад и зашел в бухгалтерию.
- Надежда Яковлевна,  рассчитайтесь  с этим молодым человеком. Немедленно, я подпишу.
- Но вы же сами сказали, что нужно срочно сделать…
- Немедленно!  Отставьте пока всё!
Через 5 минут я получил деньги на руки где-то около 80 рублей. Правда, ещё долго ждал автобуса для возвращения на станцию.  За это время я сходил в общежитие забрал кое-какие свои вещи. Попрощался с товарищами. Встретился с Николаем, с которым работали на «Ветерке». Он у меня выцыганил  3 рубля за науку работы на комбайне.  Приехал на электричке уже поздно вечером, небо было тёмным. На улице горели фонари.

***

Прочитал в Интернете, что Пушкин Александр Владимирович до сих пор глава сельсовета села Пионерское.  Разговаривая с механизаторами о пенсии,  он сказал: « Я на пенсию не уйду, буду председателем, пока существует сельсовет или пока я жив».

***

На заработанные в совхозе деньги я купил модный  плащ с поясом бежевого цвета за 70 рублей. Ходил в магазин  с матерью, она как работник торговли лучше в одежде разбиралась.  Это уже было в августе.

***

На работе мы работали в 3 смены, с недельным сдвигом.  В ночную смену было мало работы  только под утро  когда ЭВМ  начинала распечатывать на АЦПУ (алфавитно-цифровое печатающее устройство) информацию начиналось  оживление.  Нужно было сделать копию результата  вычислений. Копирование проводилось в отдельной маленькой комнате, запираемой на ключ, на ротационной электрографической машине – «РЭМ».  «РЭМ» представлял собой агрегат высотой в 1 метр, сбоку на корпусе у него висел углекислотный огнетушитель.
Помню вращающийся барабан , яркий свет внутри аппарата, запах жженой бумаги . Я вставлял в аппарат листы бумаги, товарищ вынимал готовые отпечатки.
 Начальник  Ким поручил мне сделать переговорные  устройства  на каждую ЭВМ, на основе усилителя низкой частоты из журнала «Радио», который он мне дал. Я нарисовал схему, позволяющую по двум экранированным проводам переговариваться  трём абонентам.  Коммутация  приём-передача осуществлялась кнопкой:  нажал – передача.  Ким взглянул на схему и сказал, что схема не будет работать. Другой товарищ  посмотрел и сказал, что всё верно и схема работоспособна.  Я начал делать усилитель. Отрезал заготовку фольгированного стеклотекстолита. Перевёл рисунок платы из журнала. Красным маникюрным лаком нарисовал дорожки. Вытравил  плату в растворе хлорного железа. Просверлил на сверлильном станке нужные отверстия. Всё это я делал в первую смену. Ким работал в первую смену.  Он, правда, всё время меня отвлекал, посылал на разные погрузочно-разгрузочные работы. Детали для усилителя все нашлись, залудив плату, вставил детали, запаял. Лишние выступающие части проводников обрезал. Выпрямитель, трансляционные динамики были готовые. Кнопочные переключатели приделал. Экранированные провода провёл по трубе под фальшполом. Присоединил динамики, включил,  всё работает! Один товарищ  спросил у меня, зачем это я делаю переговорные устройства, когда и так можно громко крикнуть и на другом конце зала обязательно услышат.
- Ким  приказал.
- А, тогда понятно.
Нужно было ещё провести экранированные провода  к столу оператора третьей ЭВМ, но Ким сказал, чтобы я прекратил работу.
-Почему?
- Тихо работает.
- Вы же сами, Валерий Анатольевич дали мне схему. Можно сделать и громче, но нужна другая схема с другими параметрами.
- Нет, ничего не нужно делать. Я хотел доказать, что ты не способен в электронике и тебе нужно искать работу в другом месте, - открытым текстом заявил  Ким.   
    Если бы я всё доделал до конца, то какой-нибудь высший начальник или даже рядовые сотрудники поняли, что Ким ерундой занимается,  к делу не имеющей отношения. 
Однажды, Ким дал мне распоряжение отсоединить стойку с трансформаторами от кабелей находящихся в фальшполу. Стойку хотели заменить на  другую. Я спросил его: «Выключен ли рубильник  стойки?»
- Да, выключен. Отсоединяй быстрей.
- Вы точно уверены?
- Да!  Крути гайки с клемм!
Я сидя на корточках чтобы окончательно убедиться в отсутствии напряжения ткнул пассатижами с изолированными ручками в две соседние клеммы.
Бах!!! Яркая вспышка вспыхнула в моих  глазах. Потом наступила тьма. Несколько секунд я ничего не видел. Затем всё же зрение стало проясняться. В зале погас свет. Сработала автоматика  на электрощите в коридоре. На этих клеммах было фазное переменное напряжение  в 380 Вольт.  Пассатижи  с  одного конца расплавились, с другого конца приварились к гайке, которую нужно  было открутить. Сами пассатижи уже не двигались – заварились и к дальнейшему использованию были не годны. Раньше я не имел дела со столь высоким  напряжением. Бывало, дёргало по неосторожности  переменным напряжением  220 Вольт, но  380 Вольт было смертельным.
- Зачем же пассатижами проверять, есть же ампервольтомметр,- сказал сотрудник Петя и проверил  прибором уже отключенное напряжение.

***

Видя, как техники ковыряются  с ячейками, я предложил Киму приспособление для облегчения  выпайки  и монтажа новых деталей, третья рука своего рода. Показал ему эскизик.
- Ерунда, плохое приспособление.
- А что именно плохо?
- Всё плохо и не нужно.
Я стал задумываться о своей работе. Конечно, ещё много можно изучить и понять, но  эта работа была для эксплуатационников.  Выполнять чётко инструкции, выполнять  профилактические  работы. Нет творчества, конструирования.  Лучше тогда и не заниматься электроникой, но творить, выдумывать, изобретать гораздо лучше. Осознав это, я понял, чего хочу и куда нужно стремиться.

***

Встретил на улице Володю Поволяшко, мы с ним вместе в армии служили. Поинтересовались,   друг у друга как жизнь идёт, чем занимаемся. Он работал в ПКБ, что напротив  центрального универмага. Работал инженером- конструктором даже был начальником сектора в отделе 50. Занимались они  автоматизацией и комплексной механизацией производственных процессов в автомобильной промышленности  СССР.
- Здорово!  Я сейчас  на КМЗ работаю инженером-электронщиком по ЭВМ, но специальность у меня  «Автомобильный транспорт» и работаю сейчас  не по профилю.  Хотел бы работать  инженером–конструктором. Ещё раньше работал на КМЗ инженером-исследователем, конструировал станочные приспособления для обработки деталей алмазным выглаживанием и раскатки шариками от шарикоподшипников.  Дома занимаюсь конструированием разных  электронных игрушек.  Если желаешь, приходи к нам домой, посмотришь.
Мы обменялись номерами  домашних телефонов и домашними адресами. Это было уже в ноябре, на улице лежал снег.

***

Володя Поволяшко позвонил к нам домой в выходной день. Попросил никуда не уходить, уточнил дорогу.  Звонок в дверь. Я открываю на пороге Володя. Из динамика громко: «Пожалуйста, вытирайте ноги о коврик!»
 Это сработала автоматика информатора. Последовательно с цепью звонка была включена катушка включающего реле, которое самоблокировалось  своими  контактами, включилось устройство,  включилась лампа подсветки в прихожей соединённая последовательно с блокировочным реле. Если бы никого дома не было, через 2 минуты  реле времени отключило бы своими размыкающими контактами блокировочное реле и устройство обесточилось бы. При открывании двери, а дверь была деревянная, засов запора выходил из запорной планки  подключённые провода к замку и запорной планке  размыкались, срабатывал электронный ключ на транзисторе, запускалось другое реле времени на 16 секунд, которое включало лентопротяжный механизм и усилитель воспроизведения. После этого всё отключалось из сети.
-Раздевайся, проходи,- сказал я.
- Ух, ты! А можно посмотреть внутренности устройства?
- Да конечно, проходи в комнату.
Я отключил штекер, снял устройство  с  шурупов, ввинченных в стену, поставил на стол в комнате. Сам информатор представлял собой фанерный ящик  с габаритами высотой 200 мм, длиной 300мм, шириной 120 мм.
- Вот смотри: лентопротяжный механизм, магнитная лента,  склеенная специальной липкой лентой в  кольцо, воспроизводящая магнитная головка, Узел натяжного ролика, прижимной ролик к валу двигателя. Всю эту механику отрегулировал,  скорость движения ленты отрегулировал переменным проволочным резистором на 1000 Ом, включенным последовательно с двигателем через выпрямитель на 12 Вольт. Для уменьшения габаритов лента идёт петлями через обрезиненные ролики и направляющие стойки. С другой  стороны в ящике навесным монтажом прикручены и припаяны  детали.
- Да… Интересно.  Мы сейчас  на опытном заводе испытываем и налаживаем автомат по сборке болта с пружинной шайбой. Для сепарации шайб используем магнитные поля. Болты и шайбы  засыпаются в бункера, а потом на вращающуюся тарелку укладываются собранные болты с шайбами. Если хочешь, Володя устраивайся к нам, нам такие люди нужны. Я поговорю с начальником отдела 50.
- Хорошо, спасибо, созвонимся потом.

***

Когда работал во вторую или  ночную смену( точно не помню), то связался с Поволяшко, сказал, что буду устраиваться у них. Приду к ним на работу и напишу заявление. Поволяшко  сказал: «Приходи сейчас.  Ждём». Зашёл в КБ 50 отдела, что на  пятом  этаже  Нашел Поволяшко ,он как раз разговаривал с начальником отдела.. Написал заявление. Начальник отдела сказал Поволяшко ,что я буду работать в секторе Поволяшко . Поволяшко при этом немного струхнул. Одно дело друзья, другое дело работа. Но моё заявление подписали оба. Поволяшко строго потом требовал выполнения работы, я порой задерживался на работе, чтобы выполнить работу в срок.
Написал  заявление об увольнении на имя директора завода Захарова М.А.
Ким подписал о своём согласии. Отнёс заявление в приёмную директора. Мне сказали, что все  ИТР проходят комиссию по увольнению  12 ноября  с 2-х часов дня и нужно записаться с 9 утра в этот день . Бюрократическая карусель закрутилась, устроиться на работу оказалось легче чем уволиться. В назначенный день записался на приём. В   приёмной директора сидело много народу вызывали по очереди. Мужчина, который был впереди меня, вышел из кабинета обрадованный, он уже не хотел увольняться - ему прибавили зарплату.  Потом я зашел в кабинет. Сел на предложенное место. Захаров спросил: «Какая причина желания уволиться?  Мало зарплаты?»
- Нет. Собираюсь перейти на работу ближе своему профилю инженера-механика по специальности «Автомобильный транспорт» нашел работу инженера- конструктора, работа ближе к дому.
- У нас в городе за 15 минут можно доехать до любого места работы, это не отговорки.  Конструктором можно работать и здесь. Завтра в 12 часов дня зайдешь к Главному конструктору в кабинет поговоришь с ним, я ему позвоню. Всё. Позови следующего.

***

 На следующий день я зашел в кабинет Главного  конструктора. Сам Главный конструктор Благонравов  А. А. слышал, был большим учёным и доктором технических наук, и генералом и прочая, прочая. Благонравов  с тёмной щёточкой усов на лице сидел за столом  в белой рубашке с галстуком в тёмном костюме. Вид у него был элегантный.
  - Здравствуйте. Меня к вам на собеседование прислал директор завода. Он звонил вам?
- Присаживайтесь. Звонил, не звонил  это дело не главное, а второстепенное. Главное,  что представляете вы,  как человек и я хочу это знать.
Лицо у Главного конструктора было не строгое, а доброе располагающее к беседе.  Входящие в кабинет  его сотрудники обращались к нему как  Сан Саныч.
Далее Сан Саныч  расспросил меня, где работал, где учился, посмотрел мой диплом, трудовую книжку,  которую я захватил из отдела кадров.
 Я спросил Благонравова: « А вы используете в трансмиссии гидротрансформатор, как в новых автобусах, для обеспечения бесступенчатого изменения передаточного числа?  Занимаетесь ли вы автоматизацией управления машиной?»
Улыбка у Благонравова сделалась ещё шире, как видно я затронул глубинные струны его души.
- Да, занимаемся, в новой разрабатываемой машине будут использованы последние достижения науки и техники.
Поговорив со мной ещё немного о трансмиссии и автоматизации управления, Благонравов сказал: «Пожалуй, я возьму вас к себе на работу». Я сказал, что ещё подумаю и посоветуюсь. На этом мы расстались.
Когда пришел после этого  на ИВЦ, Ким спросил меня: «Как прошло собеседование?»   
 - Принимают на работу, но я обещал подумать.
- Может, останешься здесь? Мы научим.
-Нет. Решил работать инженером-конструктором.
- Ну как хочешь.
Дома я сказал отцу, что меня берут на работу и в ПКБ и на заводе в отдел Главного конструктора и в затруднении  куда идти.
- Знаешь, сам я художник,  как говорится от слова «худо», на заводе я не работал, всё это мне не знакомо. Смотри, решай сам, тебе жить дальше. Но сам бы я на твоём месте ушел с завода.  Свободы больше, а это закрытое режимное предприятие. 
Сам я никогда не работал на «свободе», особой «несвободы» не ощущал, занятый работой, но решил проверить, что эта за «свобода».

***

На следующий день я записался на приём к директору. Потом мне позвонили и вызвали к нему. Я вошел в кабинет.
 - Ну как  был у Благонравова?
 - Был, но по-прежнему  желаю уволиться.
- Ладно, что это я тебя уговариваю? Делать мне, что ли больше нечего? Не  хочешь  у нас работать, иди. Вот подписываю твоё заявление, дальше иди в отдел кадров, сказал Захаров с некоторой досадой. И я пошел  оформляться дальше. Но сразу меня не уволили,  я должен был отработать год. И ровно через год день в день  23.12.75 года. Уволен  по собственному желанию.
  В последний день ребята из ИВЦ. Сделали мне подарок. Сказали: «Сделай чашу из ладоней». Я сделал. Мне насыпали в ладони кучку транзисторов П416 ВП. Делал с ними разные эксперименты и радиоконструкции, например, радиомикрофон спрятанный в пачку из-под  папирос «Беломор».  Сам я не курю, использовал пачку отца. Радиомикрофон работал от батарейки типа «Крона» на расстояние  30 метров от лампового приёмника с УКВ диапазоном. Антенна – плоская прямоугольная спираль,  вытравленная из фольгированного стеклотекстолита.
Не знаю, как там дальше ребята работали с Кимом, недовольными им были не только я.
04.01.76г. Принят  конструктором первой категории в отдел механизации и автоматизации производственных процессов  ПКБ.
 
***

В настоящее время по-прежнему интересуюсь электроникой,  дома сделал частотомер на микроконтроллере с индикацией результата на двухстрочный  цифробуквенный индикатор. Разводку проводников  на печатной плате провожу с помощью компьютерных программ. Для изготовления печатной платы использую фотошаблоны, отпечатанные на струйном принтере, позитивный  фотолак.   Свой старый частотомер, собранный на  логических микросхемах разобрал и кое-что выбросил.  Автоматический информатор сейчас можно при желании сделать проще, используя микроконтроллер и микросхему памяти, в Интернете много интересных схем можно найти,  были бы под рукой нужные компоненты.
Старые конспекты  по ЭВМ я долго хранил, перечитывал, но потом выкинул. Выкинул  удостоверение механизатора на право управления тракторами МТЗ-50 «Беларусь», ДТ-75 и комбайном СК-4. Выкинул удостоверение на работу с устройствами карточного и ленточного ввода-вывода ЭВМ. Всё это уже не нужно и устарело.


Август 2018 год.