Истомина - любимая терпсихора пушкинской музы

Елена Грислис
   

                По выходе из Лицея Пушкин становится завсегдатаем театральных премьер и  посещает спектакли петербургского Большого театра. Он искренне восхищался мастерством  прима–балерин, хотя в русском языке слово «балерина» тогда отсутствовало, а говорили просто «танцовщица», «танцорка». Когда восемнадцатилетний поэт вырвался на волю из Лицея-"монастыря", он попытался стать не только завсегдатаем театральных зал, но и "почетным гражданином кулис". А за кулисами, как известно, открывается не вполне парадная, но столь же увлекательная сторона театральной жизни. Это было для поэта беззаботное, весёлое время ни к чему не обязывающей влюблённости и кутежа, время дружеских пирушек и застолий.

 
                Имя Дуни Истоминой, его ровесницы, впервые встречается в озорных стихах, которые поэт писал тотчас по выходе из Лицея. По их тону тону можно заключить, что совершенно юная и пленительная танцовщица, которую принимали в самых рафинированных салонах Петербурга, не являлась образцом нравственности.

                Авдотья Ильинична Истомина родилась в 1799 году. Где протекало ее детство и кто были родители, неизвестно. Знаток балетного искусства Вера Красовская писала: "Она не помнила своих родителей. Знала только, что мама умерла, и сама она оказалась на улице, а потом к ней подошел высокий худой человек в черном и за руку отвел в дом, где ее сначала накормили, а потом стали учить музыке и танцам.  Так  Дуня Истомина попала в театральное училище к самому Шарлю Дидло, знаменитому балетмейстеру и педагогу".

               
                Дидло (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм; 7(19).11.1837, Киев], французский балетмейстер, артист балета, педагог. Один из выдающихся танцовщиков и балетмейстеров конца 18 ; начала 19 вв. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм). Учился в Париже у Ж. Лани. Работал как танцовщик с Ж. Добервалем, Ж. Ж. Новером. Танцевал и ставил балеты в театрах Лондона, Парижа. В 1801 был приглашён в качестве танцовщика и балетмейстера в Петербург, где прослужил с до 1831 года, поставив более 40 балетов. С Дидло русский балет вышел на новый путь, получил европейское признание.

                Дидло одним из первых освоил романтические темы и образы в постановке танцев, создал новую балетную технику, привнёс новые сценические приёмы. Он по существу изобрел полеты на сцене, которые стали не просто трюками, а выражением новой балетной поэтики. Конечно, для осуществления своих творческих замыслов Дидло необходима была балерина, непохожая на прежних танцовщиц. Такой «музой», способной вырваться из канонов, довериться неизведанному, способной претворить на сцене самые дерзкие для того времени новации, и станет Истомина.

                Училась она в Петербургской балетной школе, и еще будучи ученицей выступала на императорской сцене. Она окончила школу в 1816-м году и семнадцатилетней танцовщицей дебютировала уже в балете, заняв первенствующее положение в труппе. Когда Авдотья окончила обучение, Дидло тут же предложил ей главную партию в премьере балета «Ацис и Галатея» - роль, принесшую первые лавры. Одна из лучших балерин школы Дидло  в высшей степени владела искусством невесомой воздушности и "элевации". К тому же она была и чрезвычайно музыкальна.

                Балерина продемонстрировала публике не только виртуозный танец, но также и несомненный талант драматической актрисы, в совершенстве владея искусством пантомимы. Кроме того, в этом балете Истомина первой из русских танцовщиц сделала несколько шагов по сцене на пуантах, что было тогда совершенным, никогда не виданным новшеством! "Мимический дар и техническая завершенность танца, эти идеальные для танцовщицы качества, естественно сочетались в ней", – отмечает знаток балетного искусства Вера Красовская.

                Но было и ешё нечто, совершенно непривычное и волновавшее зрителя - "душой исполненный полёт". Уже в этом первом балете в маленькой нимфе жила прекрасная человеческая душа и готовое к самопожертвованию сердце. Здесь намечалась основная тема, которую до последнего дня своей сценической жизни пронесет великая танцовщица — высокая человечность и героизм.
               
                Истомина была наделена яркой красотой, чего не передавали, по мнению современников, ее живописные портреты. Ее описывали как брюнетку среднего роста, с черными огненными глазами и восхитительными темными ресницами, которые могли сообщать ее взору и томность. При этом особую эротическую привлекательность Истоминой придавала пленительная округлость форм. Ее сравнивали с богиней плодов Помоной. В Истомину Пушкин в ту пору был влюблен как все, т.е. увлеченно включился в общую погоню за очаровательной нимфой, словно воплощавшей идеал его ранней анакреонтической поэзии.               

                В ту пору, в 1817-1818 г. г., Истомина была еще актрисой начинающей, хотя и многообещающей. Со временем ее амплуа становилось все разнообразнее: Лиза в "Тщетной предосторожности", Луиза в "Дезертире", Кора в «Коре и Алонзо». Она блистала в анакреонтических балетах Дидло, изобиловавших особыми воздушными эффектами. Эти эффекты очаровывали  патриарха русской поэзии Г.Р. Державина, который присутствовал на балетах Дидло и посвящал им возвышенные строфы.               

                Ее красота открылась Пушкину в новом свете, будучи озарена трагическим столкновением страстей. В скандальной хронике того времени юной Евдокии Истоминой пришлось сыграть весьма заметную роль. История с дуэлью четверых, случившаяся осенью 1817 года, прогремела на весь Петербург и довольно хорошо известна, потому что в нее были вовлечены люди весьма заметные. У Истоминой был роман с кавалергардом В. А. Шереметьевым, на квартире которого она жила. Поссорившись со своим возлюбленным, она приняла приглашение Грибоедова поехать с ним "на чай" к камер-юнкеру Завадовскому. Когда Шереметьев, помирившись через несколько дней с Истоминой, узнал от нее, что она провела в доме Завадовского два дня, то немедленно вызвал последнего на дуэль. Поскольку Грибоедов, фактически главный "виновник" интриги, остался как бы в стороне, известный дуэлянт и бреттер А. Якубович, приятель Шереметьева, в свою очередь вызвал на дуэль Грибоедова.

                Все это было бы смешно, если бы на первом поединке не погиб Шереметьев. Все дуэлянты были наказаны, хотя и не слишком жестоко. Якубович отправился служить на Кавказ. Завадовский уехал в Лондон, а Грибоедов покинул Петербург по собственной воле, тоже устремившись на Кавказ. Вторую дуэль пришлось отложить - но не отменить. Она все-таки состоялась в 1819 году, уже на Кавказе, и Якубович ранил Грибоедова в руку. Все это происходило, что называется, на глазах Пушкина и, по-видимому, потрясло его, потому что об этой истории он помнил долгие годы.

                Зная пылкий нрав Пушкина, трудно предположить, чтобы этот скандал охладил его чувства к прелестной танцовщице. Скорее наоборот. Ее красота открылась ему в новом свете, будучи озарена трагическим столкновением страстей. На мотивы его произведений будут поставлены и другие спектакли с её участием.  В этих ролях Пушкин ее не видел, а в строках из "Евгения Онегина" воспроизвел неизгладимое впечатление от анакреонтического балета "Ацис и Галатея", где она дебютирована в роли Галатеи еще в 1816 году. Именно ей, пророчески предвидя будущее, поэт даст  почетный титул "русской Терпсихоры". А позже в "Онегине" появятся пленительные строки, ей посвященные. Последние строки станут эмблемой русского балета. А  то, что  известный фрагмент перво главы поэмы посвящен именно Истоминой, вполне очевидно, потому что она исполняла роль Терпсихоры в пьесе Шаховского "Новости о Парнасе" и об этой ее работе высоко отзывалась критика.
               
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет? (А.С.Пушкин)

                Пушкин вспоминал об Истоминой, находясь в южной ссылке, как раз в то время, когда она блистательно танцевала в новых балетах Дидло, созданных по мотивам его произведений - "Кавказском пленнике", где она исполняла роль черкешенки (1823 г.), и в "Руслане и Людмиле"", где она, естественно, была Людмилой.  Истомина первой создала на сцене пушкинские образы в балете «Кавказский пленник, или Тень невесты»  и Людмилы в балете  «Руслан и Людмила», поставленном Шарлем Дидло.

                Поэма Александра Пушкина «Кавказский пленник»  увидела свет в августе 1822 года, а уже осенью балетмейстер Шарль Дидло приступил к постановке балета «по мотивам» этого произведения. Как писал Дидло в предисловии к либретто: «Все литераторы хвалят сие отличное произведение русской поэзии. Я просил перевести для себя краткое извлечение оного, — и нашёл содержание весьма интересным».

                Впрочем, «интересное содержание» претерпело в трактовке Дидло весьма существенные изменения. Действие «Кавказского пленника» было перенесено в IX век. По мнению историка театра Абрама Гозенпуда: «Изображать на сцене современность, к тому же насыщенную взрывчатым материалом (борьба горцев с русскими), было невозможно в балетном театре». Кроме того, в балете появилась вторая героиня — невеста пленника. Как объяснял сам Дидло: «иначе я не мог бы ясно и скоро выразить пантомимой причины, почему Ростислав отказывается от любви черкешенки».

             Так был поставлен балет в 4 актах по поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник», появившийся под названием "КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК, ИЛИ ТЕНЬ НЕВЕСТЫ". Композитором,сочинившим к нему  музыку, (в оркестровке Т. В. Жучковского) стал К. А. Кавос. Премьра сосостоялась 15.1.1823 в Большой театре Петербурга.

                Постановки Дидло всегда были крупными событиями в петербургской жизни. Но этот новый балет приняли особенно горячо и восторженно — для общества он был тесно связан с именем опального Пушкина. А Истомина, казалось, была создана для образа Черкешенки. Легендарной славой овеяна эта роль в творчестве балерины. В «Кавказском пленнике» она была настолько «восточной», так был созвучен национальному колориту её внешний облик, что долгое время ходили слухи, будто она — черкешенка по происхождению: огненные чёрные глаза,  гибкая, как тростинка, непосредственная.

                Истоминой было всего лишь тридцать семь, когда состоялось её последнее представление… Это был год смерти великого поэта России.

                Она доживала свой век тихо и неприметно, вдали от шумного света, со скромным мужем — безвестным драматическим актёром Павлом Экуниным, а умерла от холеры. Той, что вызвала к жизни гениальные строки о «душой исполненном полете», суждено было погибнуть от холеры в 1848 году. Похоронили Авдотью Истомину весьма скромно, а на могильной плите начертали: «Авдотья Ильинична Экунина, отставная артистка». Всего на несколько месяцев пережил ее и муж. Некролог в «Северной пчеле» появился через год после кончины танцовщицы...

                Пушкин обессмертил имя Авдотьи Истоминой - известной балерины Петербурга, покорявшей изящным, искромётным искусством сердца многих своих современников. Современникам казалось, что Истомина осталась в прошлом, но они не могли предположить, что сквозь века прорвутся к потомкам слова:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
"Евгений Онегин". Глава 1.

             И кто это знает? Думаю, что как и десятки других прославленных в свое время имен, она просто промелькнула в летописи истории балета или совсем ушла в "небытие", если бы не предстала в ореоле гениальной пушкинской музы.

                Елен Грислис.
                Август, 2018.