Лошадиный спорт или коновал Шеретов

Иван Наумов
Во время учебы в школе, я не на шутку увлекался  голубями. Мог наблюдать часами, как они летают в поднебесье, как "гуркуют" на крыше. И, хотя правильно говорить "воркуют", именно "гуркуют" прижилось в нашем и окрестных селах.  В итоге, я часто забывал, что пора идти в школу. В связи с тем, что в здании не хватало помещений для занятий в одну смену, наш класс часто занимался во вторую.

Вспоминал о школе, когда до занятий оставалось 15-20 минут, а до центра села было два с половиной километра, и надо было их пробежать, шагом уходило не менее полчаса. В результате каждодневных тренировок я в старших классах был одним из лучших по бегу на средние дистанции. Пригодилось это умение  бегать и в Армии, где я всегда был одним из лучших во взводе. Так как я вырос в южном крае, где устойчивых зим никогда не бывает, то к призыву совершенно не умел ходить на лыжах - единственный из взвода, в котором было 30 человек.

Когда проводились тренировки по лыжам, меня в спину подталкивал лучший лыжник взвода - Калашников. Так продолжалось до тех пор, пока я не научился самостоятельно ходить, хотя до самой весны был в числе отстающих. Все ребята призывались из Западной Сибири, я же там прожил только год перед службой и ни разу не становился на лыжи.

 Но весной я полностью себя реабилитировал, когда стали бегать трехкилометровые кроссы. Я всегда прибегал третьим, впереди были только 2 человека, которые еще на гражданке были разрядниками по легкой атлетике. Самое интересное, что четвертым был всегда Калашников, который тоже пришел служить со 2 разрядом, но по лыжам. Как он ни старался, но ни разу ему не удалось опередить меня. Его пренебрежительное поначалу отношение ко мне полностью изменилось. А к концу службы и меня появился 2 разряд по лыжам, но только в военной форме, нормативы отличались.

После демобилизации я спортом не занимался, но армейская закалка и работа каменщиком позволяли сохранить спортивную форму до 30 лет. Только после этого вес начал постепенно расти. Но я вернулся домой 17 сентября, а уже через неделю устроился учеником каменщика в одну из городских организаций. Мне выдали инструмент и рабочую одежду, но без фуфайки, так как зимний сезон начинался только с 15 октября.

 Но мы работали до 17-00, до этого времени работал и инструментальщик и я только,  когда уже наступила глубокая зима, набрался смелости  отпроситься у бригадира на час раньше с работы, чтобы успеть получить фуфайку. Но у этому времени я уже капитально застудил спину и еле мог работать, трудно было наклоняться и разгибаться, а работа каменщика постоянно с этим связана. И я пошел в поликлинику. У нас в тресте был цеховой врач Шеретов, только к нему и обращались строители.

Он поставил мне диагноз - меанзит, то-есть, воспаление мышц спины и назначил "лечение" - три раза в день принимать по таблетке анальгина. "Как перестанет болеть, так и бросай принимать лекарство". О том, что эти таблетки не лечат, а только обезболивают, он даже и не заикнулся. А я, как и все ребята в медицине совершенно не разбирался, но врачам еще верил. Принимаю неделю, вторую, третью, а боль в спине не только не  проходит, а усиливается. Ходил к нему еще два-три раза, "лечение" не изменяет, но начинает злиться:

"Ну, что ты ко мне все ходишь, я тебе уже и кардиограмму сделал, все в порядке, а ты говоришь, что болит в области сердца. Что тебе, справку дать, или больничный?" Я понял, что его вопрос - проверка на вшивость. И сказал, что мне не бумажки нужны, а нужно вылечить, мне только 22 года, а я гнусь, как инвалид.  Конец "лечению" положила младшая сестра, узнавшая о моей проблеме и приехавшая за 500 километров из Туапсе. Она мне объяснила, что анальгин ничего не лечит и чтобы я немедленно прекратил принимать его.

Вылечился благодаря случаю. Однажды при поездке в село к родителям сломался автобус, и оставшиеся 13 километров все шли пешком. С нами шел подросток лет 15-16-ти не из нашего села, он нес трехлитровую банку с консервированными сливами. Открыл ее и стал угощать девчонок, ехавших домой на выходные.  А я в шутку спросил, нет ли у него чего-нибудь еще интересного? Он полез в карман куртки и достает оттуда два тюбика какой-то мази.

Я посмотрел, это оказались випратокс  и випросал, оба на базе змеиного яда. Его брат служил в Польше и привез оттуда 100 тюбиков для продажи. А он стибрил у брата два тюбика, чтобы "сбить шабашку". Каждый тюбик он собирался продать за 10 рублей. А гос, цена их - 15 копеек. Но в аптеках  не  найдешь. Я открыл их и понюхал - випратокс по запаху сильно напоминал мазь, которой меня лечили в больнице от приступа острого ревматизма - это было в 12 лет.

 Под новый год у меня так стали болеть колени, что я не мог не только ходить, но и поворачиваться с бока на бок. Меня на руках отнесли в машину и отвезли в больницу, находящуюся в райцентре. Там сказали, что будут три раза в день делать уколы. А я так боялся уколов, что стал просить врачей назначить другое лечение. Моя ли просьба сыграла роль, или они сами так решили, но мне стали натирать колени какой-то вонючей мазью три раза в день.

 Уже через 3 дня я смог садиться на кровати, когда меня кормили, через неделю ходил в столовую на своих ногах, а  концу зимних каникул меня выписали и я совсем забыл о боли. Когда отец приехал за мной на лошадях,  впряженных в сани, был сильный мороз, и я, чтобы не мерзнуть, почти все 12 километров бежал за санями. Скажу, что до самой старости у меня не было проблем с ревматизмом, хоть я работал на стройке и ноги часто замерзали зимой.

Я понял, что випратокс и есть та самая мазь, которой меня вылечили от ревматизма и стал просить пацана продать мне тюбик випратокса за имеющиеся у меня 5 рублей - я даже вывернул карманы, чтобы показать, что других денег у меня нет.  Пацан же соглашался продать только два вместе и по 10 рублей каждый. Наконец, он решил отдать один тюбик за 5 рублей, а дорога в село на автобусе стоила 70 копеек, а пока дошли до села мы уже подружились и он второй тюбик отдал в придачу.

Мне дома стали натирать спину согласно инструкции, но спина не колени по площади, мазь быстро разошлась, но я первые почувствовал облегчение. С той поры я стал всеми правдами и неправдами добывать через знакомых змеиный яд, переплачивая за него в 20-кратном и более размере. Но болезнь была настолько запущена, что я только через полтора года года перестал ощущать симптомы. И все благодаря тому коновалу. Я к нему больше не ходил даже с ОРЗ, переносил его работая на ногах, настолько утратил к нему доверие.
 
Но судьба свела нас еше раз. Однажды секретарь комсомольской организации Леонид Бабенко предложил мне поехать на городские соревнования среди спортсменов общества "Труд". Спортом я не занимался, но после службы прошло только три года, я еще армейскую накачку не потерял, к тому же соревнования проводились на берегу Сенгилеевского озера - жемчужины Ставрополья.

 Сейчас оно строго закрыто для посещений, оттуда в город Ставрополь проведен водопровод и он является единственным источником воды для окрестных районов. А тогда на берегах находились турбазы, которые потом снесли, сейчас ближе 150 метров к озеру никого, кроме охраны не подпускают. Вместе со мной на соревнования поехал мой одноклассник из нашей организации Селюков Иван.

 В армию его не взяли из-за дальтонизма, пока я работал перед армией два года, а затем три года служил, он успел закончить строительный техникум, и поработать мастером. Он меня и устроил в СМУ - строительно-монтажное управление. Сам уже работал прорабом, уважительная и почетная должность у строителей. Он тоже спортом не занимался, но мы с ним с детства в этой области соперничали на любительском уровне.

А методистом-инструктором, а также главным судьей соревнований оказался коновал Шеретов, бывший цеховой врач, сменивший белый халат на спортивную форму.
Как я понял, все спортсмены общества знали друг друга, видимо, не раз ездили на соревнования и только мы с Селюковым первый раз на них попали. В пятницу шла тренировка и отбор в группы, в субботу соревнования по различным видам спорта, в воскресенье награждения призеров и отъезд. Призы за первое место были значительные, наборы для настольного тенниса и  бадминтона, шахматы, волейбольный и футбольные мячи.

За второе место копеечные безделушки и грамоты, за третье место только грамоты, подарки не планировались. На соревнованиях, помня успехи во время кроссов в армии, я выбрал бег на 800 метров, хотя в группе находился безоговорочный лидер - Славик Небирикутя. У него был первый разряд по легкой атлетике. Я решил во время бега держаться сразу за Славиком, было ясно, что он будет лидировать.

 Прошли полдистанции, я чувствую в себе силы прибавить. Поравнялся с лидером, он прибавил и вышел вперед, я снова догнал, он опять прибавил, я достал его и увидел, что он на последнем издыхании - рывки вымотали его. Метров за 100 до финиша я вышел вперед и больше лидерства не уступал. Но я не видел, что творится за спиной и спуртовал, что было духу, если бы было время оглянуться, я бы сбавил темп, чтобы сохранить дыхание - от второго призера я оторвался метров на 10, третьим, к моему удивлению, оказался Иван Селюков, а Славик был только четвертым.

 Так мы спутали карты всем участникам, нам с Селюковым призы не планировались. Но коновал Шеретов нашел выход. Вечером Селюков решил добираться до города самостоятельно, призы ему не светили, а из-за грамоты не стоило терять воскресенье, я же остался, предвкушая получить один из ценных призов. Утром в 10 часов Шеретов построил участников  буквой П и начал объявлять всех призеров и дарить сестрам по серьгам. Мой вид спорта он почему-то оставил последним.

Объявляет: "А теперь самый смешной вид спорта - лошадиный. За первое место награждается Наумов Иван почетной грамотой и ценным призом" и вручает мне книгу, точнее, брошюру про третьестепенных революционеров. За 70 копеек. Я принял "приз", хотя и опешил, но подумал, что ценного приза просто не хватило. Но следом раздавали награды за вторые места, все призы копеечные, как и мне, и только одной девице из его круга он за 2 место дал набор для настольного тенниса за 15 рублей, она бросила гранату аж на 14 метров, а победительница на 18 метров.

 Женщины соревновались между собой, но награды им выдавали, как и мужчинам. Только мой приз за 1-е место ушел женщине за 2-е. Так коновал Шеретов сначала обкакал вид спорта, а потом и победителя.  Больше всех кипятился Селюков, если бы он остался на награждение, он бы этому Шеретову устроил, должность прораба не то, что должность каменщика, но поезд уже ушел.