Гений чистой красоты. Кто она? Урок литературы

Омичка Мистика
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Вероятно - это стихотворение  самая большая мистификация во всей нашей лирике, и уже никто с ней, с тайной и мистификацией такой  не сравнится.

Забавно читать серьезные статьи Пушкинистов,  где они  повторяют из раза в раз то, что оно было  обращено к А.П.Керн.  И эта хорошенькая и страшно ветреная дама, даже не красавица по тем понятиям и стала для  поэта, который  точно подбирал слова и никогда не лукавил «гением чистой красоты», Музой номер один.

 Но простите, Муза это та, с которой не спят и  вступают в совсем иные творческие отношения, это неземное создание, и любую из девушек, женщин Музой можно назвать только условно.

 Была Музой в какой-то мере Лаура для Петрарки,  Беатриче для Данте, так  там и условия были совсем иными, они и видели то своих Прекрасных дам только издалека. Поэту, наверное, надо на кого-нибудь молиться,  но уж согласитесь, что это совсем не тот случай, почитайте переписку Пушкина, где он четко пишет о встречах с А.П.Керн. Да, она  владела одной из копий этого стихотворения и уверяла знакомых, что обращено оно именно к ней, можно допустить даже, что поэт так и подписал эту самую копию, чтобы ввести весь мир в заблуждение, и у него были для этого веские основания.

Пушкин не отрицал этого факта именно потому, что ему было что скрывать, и он хотел, чтобы так думали. Но весь текст кричит, просто вопит против этого утверждения, там нет ни одного указания на то, что посвящен он одной из Донжуанского списка поэта. И тогда  серьезные дяди говорит:

- Да, отношения у них были вот такие, но при этом он мог возвысить вот так  любимую женщину, поднять ее до звезд в своем творчестве. Но ведь это лукавство какое-то.

Откуда же появилось это неземное создание, буквально спустившееся с небес. А теперь вспомните Ахматовское «Юный отрок бродил по аллеям» Царскосельского сада. Вот оттуда и пришел к  нему «гений чистой красоты», в то время как жену он называл Моя мадонна, - все-таки смертная, хотя  выше и прекрасней  других, но не  божество.

А там, в Царском Селе, где они были  в пансионате  Лицея постоянно, она жила по соседству, гуляла в том самом саду, они встречались, о чем есть документальные свидетельства. Она заботилась о  детях,  оставшиеся без родителей на долгий срок, как о своих собственных. И прекрасная, неземная императрица Елизавета Алексеевна, могла  показаться ребенку с пылким воображением богиней.

Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Разве можно как - то по-другому истолковать воспоминания о той давней встрече.

Стихотворение написано в том самом 1825 году, когда у  нее появилась возможность стать  царицей, не об этом ли мечтает и сам поэт. Но ничего этого не случилось. На престол взошел Николай Павлович, она оказалась в опале.  Он понимал, что она уходила от него навсегда, и больше не может быть даже этих встреч на расстоянии. И что у него оставалось в жизни?  Протесты, дуэли, выпады против нового императора, который пока еще ни в чем не был виноват. Но виноват уже в том, что он, а не она занял пустой престол, ведь ходили упорные слухи о том, что умерла она не своей смертью, что в этом ей помогли, и до него доходили эти слухи. И это еще одно доказательство того, что не мог он быть  ни в одном тайном  обществе против нее. Разве что в ее тайном обществе, тех, кто хотел, чтобы она стала императрицей после  ухода ее мужа. Эти люди хотели привести на престол Елизавету, правда, сама она этому противилась.

Но жизнь, и слезы и любовь могли вернуться только пока она была жива – это как раз тот короткий отрезок времени до мая 1826 года, когда он был счастлив, и надеялся, что стихотворение попадет к ней, она узнает о его чувствах. Так далекое прошлое, лицейские годы, соединились с настоящим, и не было там никакой  А.Керн и близко, я о  знаменитом стихотворении, а не о жизни поэта, конечно.

В стихотворении  «К ней» 1816 года поэт тоже пишет о встрече с гением чистой красоты

Все снова расцвело, Я жизнью трепетал,
Природы вновь восторженный свидетель,
Живее чувствовал, свободнее дышал,
Сильней пленяла добродетель..

Кстати, так   В.А.Жуковский писал о Музе, и впервые именно у него появилась эта формулировка:

Цветы мечты уединенной,
И жизни лучшие цветы
Кладу на твой алтарь священный,
О гений чистой красоты!

И понятно, что строки эти относятся вовсе не к реальной женщине, как бы прекрасна она не была «Добродетель чистой красоты – это не к той, с которой  явная связь, интрига. Но она может прикрывать, явно или тайно, не ведая о том, другую, тайна о которой хранилась, хотя и  была известна многим в Пушкинском кругу. И самой Керн перепало кое что тогда, она не могла быть в обиде.

Об этом открыто  заговорила в своих книгах поэтесса Л. Васильева. И это больше похоже на правду, чем  официальная версия, которая никак не вытекает из пушкинского текста, да и шита белыми нитками.

Мы знаем, что после того, когда императрицы не стало, поэт потерял надежду на то, что в мире может что-то перемениться, свобода, счастье, вольность стали для него и всего круга его невозможны.