247 Победа слаще вина 21-23 мая 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

247. Победа слаще вина. 21-23 мая 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, понедельник 21 мая 1973 года, дневная температура: мин.: 7.9°C, средняя: плюс 15.2°C тепла, макс.: плюс 22.6°C тепла, 3.3 мм осадков; вторник 22 мая 1973 года, дневная температура: мин.: 10.7°C, средняя: плюс 14.2°C тепла, макс.: плюс 20.2°C тепла, 2.9 мм осадков; среда 23 мая 1973 года, дневная температура: мин.: 10.4°C, средняя: плюс 14.2°C тепла, макс.: плюс 20.2°C тепла, 0.7 мм осадков.

Только в понедельник 21 мая 1973 года, наконец-то, в среду личного состава "просочились" совершенно секретные сведения о том, что ещё 12 мая 1973 года в определённом морском районе Норвежского моря и в Северо-Восточной Атлантике начались военно-морские учения под кодовым названием "Лагуна" КПУГ (корабельной поисковой ударной группы) 7-й ОПЭСК (седьмой оперативной эскадры кораблей) Северного флота ВМФ СССР. В составе этой КПГ были: БПК "Севастополь", БПК «Адмирал Исаков», БПК «Адмирал Нахимов», БПК «Адмирал Макаров» и БПК «Кронштадт» (все проекта пр.1134-А типа "Кронштадт").

БПК (РКР) пр.1134 "Севастополь" типа "Беркут" (бортовой номер 590 в 1969 г.) - зачислен в списки боевых кораблей ВМФ СССР 03 июня 1966 г., спущен на воду 28 апреля 1967 г., вступил в строй ВМФ СССР 25 сентября 1969 г. и 21 октября 1969 года вошёл в состав 120-й БрРК Краснознамённого Северного флота (КСФ). С 10 марта по 22 апреля 1970 года БПК "Севастополь" принял участие в военно-морских учениях "Океан". С 22 июля по 14 декабря 1971 года БПК "Севастополь" под флагом контр-адмирала Н.В. Соловьёва на БС (боевой службе) в составе отряда боевых кораблей: БПК "Смышлёный" пр.61, дизельная подводная лодка (ДПЛ) и танкер наливной (ТН). С 31 октября по 09 ноября 1971 года БПК "Севастополь" нанёс визит в порт Гавана (Куба). Во время несения БПК "Севастополь" БС (боевой службы) в Средиземном море экипаж корабельного вертолёта под командованием майора В.Г. Занегина впервые в истории ВМФ СССР произвёл успешный поиск и длительное слежение за американской атомной подводной лодкой-ракетоносцем (ПЛАРБ) типа «Джордж Вашингтон» (США).

С 10 октября 1972 года по 8 апреля 1973 года БПК "Севастополь" выполнил задачи БС (боевой службы) в Центральной Атлантике. В период несения боевой службы с 19 по 24 октября 1972 года принял участие в учениях КСФ («Дуэт» и «Ладога») по поиску ПЛ противника в Норвежском море и Северо-Восточной Атлантике (совместно с БПК «Адмирал Нахимов» и ЭМ «Бывалый»). С 01 декабря 1972 года по 22 февраля 1973 года БПК "Севастополь" находился на Кубе (фактически нёс там боевое дежурство). 25 декабря 1972 года на БПК "Севастополь" были впервые произведены полёты на корабельном вертолете Ка-25 Ц с целью воздушной разведки и вскрытия противолодочной обстановки в районе ВМБ Сьенфуэгос (экипаж капитана В.И. Миронова 830 ОКПЛВП). С 29 марта по 2 апреля 1973 года БПК "Севастополь" совершил деловой заход в п.Алжир (АНДР). В апреле 1973 года, в период работы Главной инспекции МО совместно с АПЛ «К-128» пр. 675 (эта советская атомная подводная лодка стреляла ракетным комплексом П-6) выполнил показную ракетную стрельбу главным корабельным ракетным комплексом П-35. Обе ракеты (СПЛ и БПК "Севастополь") поразили цель.

Теперь этот славный БПК "Севастополь" совместно с БПК «Адмирал Исаков» и БПК «Адмирал Макаров» 14 мая 1973 года в 11:30 обнаружили в Норвежском море неизвестную ПЛ и более часа (1 час 7 минут) сопровождали её, отрабатывая противолодочные мероприятия, несмотря на то, что лодка активно применяла средства ГПД (гидроакустического противодействия). Преследование советскими противолодочными кораблями "неизвестной ПЛ" продолжалось пока она не скрылась в территориальных водах Норвегии.

По итогам 1973 года БПК "Севастополь" займёт 2-е место в 7- ОПЭСК , а по результатам торпедных стрельб тоже 2-е место, но на КСФ. В конце лета 1977 года БПК "Севастополь" перейдёт в ранг ракетных крейсеров (РКР). С 11 февраля 1980 года БПК-РКР "Севастополь" будет переведён в состав 175 БрРК 10-й ОПЭСК Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ). Бортовые номера БПК-РКР "Севастополь":  590 (1969), 542 (1970), 555 (1971), 544 (1974), 293, 048, 056 (1980), 032 (1981), 026 (05.1984), 017 (05.1987), 033 (1989). 15 декабря 1989 года ввиду полного износа материальной части этот корабль будет закономерно списан на металлолом... (неполные данные о БПК-РКР "Севастополь" из открытых источников - автор).

Название большого противолодочного корабля "Севастополь" было мне как-то ближе, поэтому известие об успехах наших братишек с Краснознамённого Северного флота вызвало не только хорошую добрую зависть, но и гордость за "севастопольцев", а также острое желание показать наше умение, боевую выучку и морскую удаль, которую мы продемонстрировали на прошедших учениях по дозаправке корабля топливом и водой. Мы все, весь экипаж БПК "Свирепый", уже не просто были готовы, а созрели для настоящей БС (боевой службы).

Увы... Уверенность - это отец свершений, а самоуверенность - мать ошибок. В понедельник 21 мая 1973 года я вечером записал в свой дневник-ежедневник:
21 мая 1973 пн
Собрались в море, но не вышли. Глупость совершенная. Пустили морскую воду в систему пресной воды не только корабля, но и в город! Смех и горе.

Смех, потому что по глупости кто-то из БЧ-5 БПК "Свирепый" перепутал трубопроводы и вентили в колодцах инженерных сетей на причале, а те, кто должен был строго контролировать исполнение приказов и технологии подключения к коммуникациям, самоуверенно понадеялся на "авось". В результате было ЧП (чрезвычайное происшествие) и срыв выхода БПК "Свирепый" в море по учебно-боевой тревоге на артиллерийские зачётные стрельбы. Вместо этого - разборки, служебное внутреннее расследование, поиск виновных, определение их вины и мер наказания. Выяснилось, как всегда, виноват самый молодой "карась" и "салага", который и по-русски говорил плохо... Что с него возьмёшь? Поэтому кому-то их мичманского и офицерского состава БЧ-5 в этот день и месяц пришлось "не сладко"...

Видите ли, с утра пошёл мелкий противный дождь, похолодало и кому-то из "начальников" молодых матросов было "неохота" лезть в мокрые, тесные и грязные люки на причале, чтобы проверить правильность соединений коммуникаций. На самом деле температура воздуха, атмосферное давление и влажность в понедельник 21 мая 1973 года были по-настоящему весенними, нормальными, естественными: утром плюс 7.9°С, днём - плюс 15.2°С, к вечеру - плюс 22.6°С, а дождик накапал 3.3 мм осадков. Такая же погода была и во вторник 22 мая 1973 года, только с утра был сильный туман.

Утро вторника 22 мая 1973 года началось с боевой тревоги не только на нашем корабле, но и во всём нашем соединении - 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ. БПК "Свирепый" экстренно подготовили к бою и выходу в море. Нам ничего никто не объяснял, но судя по тому, что мы готовились к выходу в море быстро, а выходили из Военной гавани ВМБ Балтийск сами, без помощи буксиров, несмотря на сильный "молочный" туман, - дело было серьёзное. Только в море, куда мы вышли с ходу набрав почти полную скорость, я "по своим каналам матросского телеграфа" узнал, что "некая датская ПЛ идёт к нашим берегам". Нам было приказано выйти в заданный район, осуществить поиск неизвестной ПЛ, обнаружить, держать с ней "контакт", вести (пасти) её, по возможности, заставить ПЛ всплыть, выяснить её принадлежность каким-либо флотам, но в любом случае - вытеснить неизвестную ПЛ из акватории территориальных вод Советского Союза с угрозой её уничтожения в случае агрессии ПЛ против гражданских судов или военных кораблей.

Было... было... насмешливое ощущение искусственности, нереальности, придумки, театральности в этих скупых словах слуха (содержания приказа). Практически все моряки БПК "Свирепый" выполняли свои боевые обязанности по боевой тревоге ответственно, но с усмешкой недоверия и сомнения... Особого волнения не было, рвения - тоже, страха - ничуть, азарта - почти нет. Вышли в море спокойно, набрали ход, пришли в заданный морской район и приступили к обычной, учебно-боевой "работе" по поиску "вражеской подводной лодки"...

Размеренно "пикал-пиликал" - посылал гидроакустические сигналы - излучатель-антенна носовой ГАС (гидроакустической станции) в подкильном обтекателе БПК "Свирепый" - «Титан-2» (МГ-332). Это была наша советская корабельная поисковая гидроакустическая станция кругового обзора и целеуказания. ГАС "Титан-2" (МГ-332), созданная относительно недавно - в 1969 году, предназначалась для обнаружения подводных лодок, торпед и морских якорных мин. Антенна ГАС Титан-2" (МГ-332) находилась в подкильном обтекателе (бульбе) корабля. Выгородка (отсек), в котором находилась антенна (излучатель и приёмник гидроакустических сигналов) заполнялась пресной водой, вес которой был 45 тонн. Эта антенна гидроакустической станции кругового обзора и целеуказания Титан-2 (МГ-332) могла реально обнаружить подводную лодку в режиме эхо- и шумопеленгования в пределах от 2 до 10 км. Антенна ГАС "Титан-2" излучала звуковые сигналы с частотой 8-9 (18) кГц в круговом и секторном режимах, излучающая мощность антенны (станции) - до 100 кВт. Вот почему я, находясь в ленкаюте, то есть непосредственно в нескольких уровнях ("этажах") от антенны-излучателя ГАС "Титан-2" (МГ-332) всеми своими внутренностями ощущал и воспринимал её звуки-сигналы ("писк").

Ещё на Прибалтийском ПСЗ "Янтарь" в Калининграде в марте 1972 года я видел и присутствовал при том, как монтировали в нижних отсеках-постах большие и тяжёлые "стойки" усовершенствованных генераторов ГАС "Титан-2" на полупроводниковых элементах, видел эти мощные, похожие на стеклянные высоковольтные ролики "тиристоры", "диоды", "выпрямители", слушал горделивые пояснения разработчиков и наладчиков новейшей гидроакустической станции. Боевые и агрегаторные посты носовой ГАС "Титан-2" расположены в 4-м отсеке, точно под помещениями ленкаюты и библиотеки БАК "Свирепый". За дверью в ленкаюту слева находился люк и вертикальный трап, ведущий внутрь агрегатного отсека и нижу, в бульб антенны ГАС "Титан-2".

Матросы и старшины РТС, которые обслуживали агрегаты и оборудование ГАС "Титан-2" рассказывали мне, что "дальность обнаружения подлодки - до 20 км, но только при "благоприятной гидрологии моря", то есть однородности водной среды, без активного волнения на глубине и течений. Мины или торпеды ГАС "Титан-2" обнаруживает на расстоянии 2-3 км. Мало, конечно, но для противоторпедного манёвра вполне достаточно, нужно только рулевому быстро среагировать. ГАС "Титан-2" (МГ-332) предназначена для поиска вражеских ПЛ, мин и торпед в верхнем слое морской толщи, а другая наша ГАС - буксируемая ГАС МГ-325 "Вега" предназначена для поиска вражеских подводных лодок при неблагоприятных гидроакустических условиях и под так называемым "слоем скачка скорости звука", то есть за уровнем (границей) изменения температуры и плотности глубинных вод. Буксируемая ГАС МГ-325 "Вега" может обнаружить, например, вражескую АПЛ на дистанции 2-25 км (реально и надёжно эта ГАС обнаруживала ПЛ на дистанции до 15 км). Буксируемую антенну ГАС МГ-325 "Вега" можно опускать на глубину до 100 метров и использовать на скорости хода корабля 25 узлов (46,3 км/ч) и при плохих гидрометеорологических условиях. Гидроакустики РТС БПК "Свирепый" "реально" гордились своими ГАС...

Туманный вторник 21 мая 1973 года прошёл в скучных попытках отыскать вражескую ПЛ, в условиях привыкания к нудному звуку (пиликанью) ГАС "Титан-2" (МГ-332), который был слышен и ощущался всеми изнутри живота во всех помещениях корабля. Вечером я записал в своё дневник-ежедневник:
22 мая 1973 вт
Туман-туманище. Утро. Вышли в море по тревоге. Датская ПЛ идёт к нашим берегам. Это серьёзно. Возможна провокация. Писем нет. Даже Надюшка молчит. Прочитал книгу «Слаще вина». Много полезного. Книга – во!

Книга, которую я прочитал, была не современным любовным романом писательницы Рэдли Тессы (2009), а сборником произведений испанского писателя Мануэля Рохаса "Сын вора" и "Слаще вина" издательства: "Художественная литература. Москва, Художественная литература. Ленинградское отделение" (1965). Сначала я читал эту книгу с трудом, а потом она меня "захлестнула" и я читал её, используя любую свободную минутку. Мне было очень интересно увидеть окружающий мир глазами иностранного писателя и его героев в другой, чужой жизни. Самое главное для меня - это стремление героя книги "Сын вора" по имени Анисето Эвиа, по кличке "Галисиец" к наблюдательности и самоанализу. Многие мысли, переживания и описание жизни героя и писателя были созвучны моим. "Галисиец", так же как и я, был очень эмоционален и непосредственен в поведении (вероятно, это типично для испанцев), он ненавидел в людях ложь, фальшь, обман, предательство, ему было присуще чувство естественной (возможно, ещё детской) справедливости. Мысли и переживания "Галисийца" были такими же хаотичными, как и мои (тогда, в мае 1973 года - автор)., но он был неунывающим, жизнелюбивым, озорным и весёлым, почти как я, и он так же как я шёл по дороге жизни, испытывая и исследуя её, меняя занятия и встречая новых людей-друзей, преодолевая беды, получая моральные уроки и учась жить "по-настоящему" - совсем как я...

Во второй части ("Слаще вина") уже больше слов и мыслей автора, писателя Мануэля Рохаса и вся книга - это задушевная беседа писателя, его героя с читателем. Фактически, я встретился на страницах этой книги с человеком, подобным моим давним друзьям, которые остались во мне, в моей памяти в образах и звуках (словах, выражения) "внутренних голосов совести", например, мои мама и папа, дед "Календарь" из деревни Дальнее Русаново, мой наставник Женя Мыслин, мой старший брат Юра, а также моя воображаемая Фея красоты и страсти в образе то Вали Архиповой, то американской киноактрисы Мэрилин Монро, то красивой "мисс" из контрабандного эротического журнала "Плейбой".

Особенно мне понравилось, как Мануэль Рохас объяснил то, что "слаще вина": "Есть вещи, неподвластные нам, есть люди, которых мы никогда не сможем привязать к себе, удержать, подчинить. Так уж ведётся на свете: ты стремишься к чему-то, а оно ускользает от тебя, не даётся тебе в руки. Он поворачивает к реке и входит в парк. Повсюду сидят влюблённые, по две, по три парочки на каждой скамейке. Многие мужчины приводят ему на память колибри: припав к губам возлюбленной, они, кажется, хотят высосать из них - как колибри из цветка - каплю драгоценного нектара или чего-то такого, что не только слаще вина, но, возможно, слаще и самой любви - ведь иная любовь горше полыни и желчи, горше ядовитой цикуты. Не отпускай же её, приятель, не отпускай! Что станется с тобой, если она покинет тебя! Постарайся её удержать и, если ты её любишь, свяжи себя с ней крепкими узами. Оставить её ты успеешь всегда, но дорожи временем, пока у тебя нет желания её оставить. Я свою возлюбленную удержать не смог, это верно. Она покинула меня, как покинули меня мать и Мария Луиса. Я сир и наг, как в начале пути, и во мне самом уже осень. Но колибри прилетают осенью."

"Колибри (то есть судьбоносная любовь) прилетает осенью" - я запомнил эти слова и этот образ. Впоследствии я часто повторял эти слова в разговоре с ребятами и говорил им: "Всему своё время. Колибри прилетают осенью. Осенью в ноябре придёт ДМБ, вернусь на гражданку, и как колибри, высосу из губ-цветков всех встречных девушек нектар любви и счастья!". Моим друзьям, годкам и морякам-одногодкам, чертовски нравились эти мои слова, они даже записывали их в свои рабочие тетрадки для политзанятий... Очень созвучная книга оказалась!

Целые сутки мы искали вражескую (датскую) подводную лодку и нашли её! Нашли не визуально (море полностью было покрыто плотным туманом), а по приборам, то есть с помощью ГАС "Титан-2" (МС-332). Всё таки мы её обнаружили! Гидроакустик, который первым услышал, классифицировал и запеленговал шумы винтов ПЛ тут же, с объявлением всему личному составу по КГС (корабельной громкоговорящей связи) получил поощрение в виде 10 суток отпуска с выездом на родину. Обнаружил один, а радовались все! Я тут же написал и оформил боевой листок об этом событии и вывесил его на стенде корабельной стенгазеты. Правда, в составе гидроакустиков возник глухой тайный конфликт-спор о том, кто же первым "засёк" вражескую ПЛ - тот, кто её обнаружил или тот, кто первым об этом сообщил на ГКП (главный командный пункт)? Этот спор станет темой нашего ночного спора на "посиделках в ленкаюте у Суворова"...

23 мая 1973 ср
Ночью спорили с Евдокимовым и Фёдоровым. Разговор во всех отношениях очень полезен. Очень. Довольны они, доволен и я. Нарисовал «Федьке» Наташу. Самому нравится. Подлодка всплыла. «Дельфинен», Дания. Продолжаем ходить. Туман, но наверху (над туманом) солнце.

В ночь со вторника 22 мая на среду 23 мая 1973 года мы, моторист БЧ-5 Виктор Фёдоров и планшетист БИП РТС Вячеслав Евдокимов (годки, между прочим - автор) и я горячо спорили о том, каким должен быть мужчина по отношению к женщине, особенно, любимой женщине. Мне, честно говоря, надоела их "годковская бравада" в разговорах "про баб" - пошло, противно, мерзко. Я им так и сказал... Конечно мои "старшие" товарищи возмутились, наорали на меня, "приплели" сюда мой срок службы на флоте, мою молодость, хилость физическую. Славка так и сказал: "Мне лаже бить тебя западло, пришибу ненароком, потом отвечать за тебя, хиляка"... Витька Фёдоров был осторожней в выражениях, но он мог в любой момент дать такого "леща" по шее, что "мало не покажется"...

По примеру героя книги Манэля Рохача "Слаще вина" я выдержал все нападки и угрозы, не упрямо, а убеждённо, намеренно спокойно и хладнокровно выслушал моих оппонентов, а затем в кратких, но ёмких выражениях (кстати, строго литературным русским языком, а не как они - матерно) "разбил" все их оправдания и обоснования их поведения. Вот тут-то я ребятам и рассказал, что мы делали с женщиной-кошкой, когда ходили в увольнение с ребятами на свидание с "девушками лёгкого поведения". Я им так рассказал наше распитие чёрного кофе в комнате с лампами в абажуре, с кружевным постельным бельём, с чёрными прозрачными чулочками на стройных ножках женщины-кошки, которая гуляет сама по себе, как хочет, с кем хочет и сколько хочет, что ребята "заткнулись", замолчали, потом завздыхали, а потом мы уже мирно и душевно разговаривали "по-честному", искренне, не таясь, по-человечески. Кстати, поговорили мы почти всё время выделенное нам для отдыха между вахтами, но мы были молодые, горячие, эмоциональные, темпераментные, страстные и жаждущие любви.

Днём в среду 23 мая 1973 года был туман, но очень светлый, потому что над туманом, стелющимся по поверхности моря, сияло солнце. Вид морской белесой атмосферы, в которой видны были только небольшая часть успокоившегося моря вокруг корабля, дальше всё тонуло в молочном тумане, а сверху кожей чувствовалось палящее сияние солнца, которое растворялось" в прохладном воздухе и испаряло влагу, превращая её в невесомый туман. Такой туман я лично испытывал впервые в жизни, но наши офицеры на ходовом мостике говорили и вспоминали, что видели такой туман в Атлантическом океане, только он там был "мокрее и плотнее", а тут какой-то "нежный и ласковый".

Все эти разговоры были "между делом", потому что мы упорно преследовали неизвестную подводную лодку, хотя предполагали, что это была датская ПЛ. Она петляла, "стопорила ход", пыталась от нас оторваться, ложилась на грунт, медленно и почти бесшумно "ползла" почти над самым дном моря, но наши гидроакустики БПК "Свирепый" чётко записали её шумы, откалибровали их, поэтому различали среди других характерных шумов моря. Наконец днём, пользуясь тем, что туман стал гуще, подводная лодка всплыла. Это была одна из четырёх новейших подводных лодок ВМС Дании - S326 KDM "Delfinen" проекта UB51 построенная в Копенгагене (головная лодка серии из четырёх штук). S326 "KDM Delfinen" заложили на военно-морской верфи в Копенгагене (Dock Yard, Copenhagen) 1 июля 1954 года, спустили на воду и присвоили имя 4 мая 1956 года, а в строй ВМС Дании лодка вступила только 1 августа 1961 года. S326 KDM "Delfinen" будет в составе королевского датского военно-морского флота до 2 августа 1983 года и 11 сентября 1984 года она будет продана на металлолом.

Кроме ПЛ пр.UB51 S326 KDM "Delfinen" датчане построят ещё три таких подводных лодки: S327 KDM "Sp;khuggeren" - период службы в ВМС Дании с 1 августа 1961 года по 31 июля 1989 года (разобрана на металл); S328 KDM "Tumleren" - период службы с 1 августа 1961 года по 6 августа 1981 года (разобрана на металл) и S329 KDM "Springeren" - период службы с 22 октября 1964 года по 31 марта 1990 года (является экспонатом Морского музея в Ольборге, Дания). Таким образом, внешний облик ПЛ S326 KDM "Delfinen" автор воспроизводит по облику единственной сохранившейся в музее ПЛ проекта UB51. Из-за тумана и местонахождения в территориальных водах Дании мы не видели воочию ПЛ пр.UB51 S326 KDM "Delfinen", но она была именно такой, как на прилагаемой фотоиллюстрации.

Фотоиллюстрация: 22-23 мая 1973 года. Балтийское море. БПК "Свирепый". Поиск, обнаружение и слежение за подводной лодкой проекта UB51 S326 KDM "Delfinen" королевских ВМС Дании. Этот совершенно неожиданный боевой поиск и обнаружение нашей гидроакустической станцией ГАС "Титан-2" (МГ-332) "враз списал все наши грехи", потому что мы её вовремя обнаружили в морском районе близком к ВМБ Балтийск, вели её в условиях сильного тумана на море, "гнали" в подводном положении до границ территориальных вод Дании и всё же заставили её всплыть, посылая соответствующие гидроакустические сигналы воздействия. Это была небольшая, но реальная военно-морская победа боевого корабля, которая продемонстрировала, что экипаж БПК "Свирепый" готов к самостоятельному несению БС (боевой службы) в море-океане. Что и требовалось доказать...