2. 9-й Одесский международный кинофестиваль

Виктория Фролова1
9-й Одесский международный кинофестиваль. Радиопрограмма. Выпуск 2, интернет-радио "Гармония мира".

Лето в разгаре, а для Одессы – города у моря, эта пора всегда насыщена событиями, эмоциями, впечатлениями. И вот уже девять лет накал эмоций и впечатлений в нашем городе усиливается благодаря Одесскому международному кинофестивалю, который каждый раз предлагает и любителям кино, и профессионалам разнообразную программу на целых девять дней лета.

Все увереннее Одесский международный кинофестиваль не только выполняет роль популяризатора украинского кино, но и предоставляет все больше возможностей для его развития и продвижения. Я бы даже сказала, что с тех пор, как на фестивале появились номинации Национальной конкурсной программы, рабочие секции питчинга (презентации сценариев) и секции Work in Progress (презентация проектов, находящихся в процессе съемок), для молодых украинских кинематографистов это стало даже более значимо и интересно: у них появилась реальная возможность подниматься до международного уровня.

И – возможность общаться, налаживать новые контакты, сравнивать… Если речь идет о профессиональной части кино – то это происходит как в повседневном общении участников фестиваля, так и на специальных площадках. К примеру – на мастер-классах с метрами мирового кино. Так, в этом году интерес вызвали творческие встречи с такими профессионалами, как режиссер и сценарист из Японии Наоми Кавасе, британская звезда Жаклин Биссет, голливудский актер Эрик Робертс. У всех желающих была прекрасная возможность не только увидеть профессионалов кино высокого уровня, но и пообщаться с ними, и встречи эти, без сомнения, расширяют не только знания, но и мировосприятие. К примеру, любопытно было услышать от Эрика РОБЕРТСА его собственную оценку самого себя как актера:

— Я считаю себя добротным средним актером – не хорошим, но при этом я всегда стараюсь много над собой работать, очень люблю «домашнюю» актерскую работу…

Многие фильмы перед зрительскими сеансами представляли члены съемочных групп, а у журналистов была возможность задать все возникшие вопросы создателям фильмов на пресс-конференциях. По понятным причинам большой интерес и большой резонанс вызвал фильм Сергея Лозницы «Донбасс», мировая премьера которого состоялась 9 мая на Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд», и который был удостоен там приза за лучшую режиссуру. На Одесском кинофестивале фильм был показан в секции «Фестиваль фестивалей», то есть, не принимал участия в конкурсе, но вызвал неоднозначную реакцию. А вот что на пресс-конференции сказал о своем замысле режиссер фильма Сергей Лозница:

— …это какой-то карнавал, дурная комедия, и при этом это трагическая история, и люди страдают при этом. И все это соединено, все это не разделено, целокупно, и не понятно, как к этому относиться. Это любопытное явление, которое меня интересовало в том числе, помимо того, что я хотел бы рассказать о том, что это такое, что там происходит, и все это как-то нами воспринимается, мы в этом живем и как-то мы считаем, что это нормально. А на самом деле этот фарс, он каким-то образом используется при помощи вот этих камер, передается нам, значит, мы участники этого большого шоу, и как-то это влияет на всех нас. И я попробовал предложить такую релефксию, размышление над тем, что у нас там происходит.
 
Помимо этого фильма на эту же болезненную тему в секции «Специальные показы» можно было увидеть фильм Игоря Минаева «Какофония Донбасса», да и в других фильмах (к примеру, полный метр Национальной конкурсной программы – фильм Никона Романенко «Терра», или короткий метр Национальной конкурсной программы – «Про Марка Львовича Тюльпанова…» Даны Кавелиной) эта тема так или иначе затрагивалась авторами – к сожалению, этот ментальный, социальный, военный конфликт и все, что с ним связано, вот уже пятый год как стал реальностью нашей жизни… Кроме того, на фестивале состоялась панельная дискуссия «Симфония Донбасса».

В числе других культурных программ, дополнявших кинопрограмму, стоит назвать выставку-инсталляцию «За кадром», посвященную женщинам в современном украинском кино, вернее – их творческим взглядам, их жизненной позиции, их работам... Выставка проходит в галерее NVOGUE&ART до 5 августа, вход свободный.

Также в рамках фестиваля состоялась презентация англоязычного издания книги Станислава Сукненко «В Голливуд из Украины» – о выходцах из Украины, оставивших свой след в американском кино. Книга прекрасно иллюстрирована и ориентирована на западного читателя, нынешнее издание – подарочное, будет распространяться по посольствам, и для продажи не предназначено. Тем не менее, в планах – и выход книги на украинском языке, и ее продолжение, и запуск версии в электронной библиотеке. А в данный момент идут съемки фильма на основе собранного материала, об этом рассказывает автор книги – Станислав СУКНЕНКО:

— Я сейчас снимаю полнометражный документальный фильм: на прошлом питчинге мы получили деньги и делаем фильм «Из Украины в Голливуд», и очень многое сейчас пытаемся внести туда, что не попало в книгу, и пообщаться с людьми, с которыми не удалось пообщаться во время работы над книгой – это приблизительно около ста человек, о которых мы рассказываем.

Кстати, это не первый случай, когда проекты, победившие во время предыдущих фестивалей на стадии презентации идеи или рабочего материала, успешно снимаются и становятся участниками конкурсных программ. Поэтому – вполне возможно, что в следующем году фильм «Из Украины до Голливуда» мы сможем увидеть в конкурсной программе документального кино.

Ну, а в этом году победителем в секции Международного документального кино стала лента совместного производства Украины, Франции и Польши «Домашние игры», режиссер – Алиса Коваленко.

Кстати, благодаря Одесскому международному кинофестивалю украинские кинематографисты имеют больше возможностей для налаживания международных связей, в результате чего и появляются, говоря профессиональным языком – фильмы ко-продукции, а по простому – фильмы совместного производства. Это распространенная международная практика, и вот что, к примеру, рассказала о своем опыте в этой сфере продюсер из Польши Клавдия СПИТИ, которая принимала участие в работе над фильмом «Жалость» греческого режиссера Бабиса Макридиса:

— Говоря о продюсерской стороне вопроса работы над этим фильмом, должна сказать, что это была уже наша вторая ко-продукция совместно с Грецией, и мы начали работать, когда Греция была в довольно-таки сложных экономических условиях, и это, собственно, одна из причин, почему мы начали сотрудничать и на этом фильме, и на нашем первом проекте: идея как раз и заключалась в том, что, поскольку Греция и Польша приблизительно в одинаковой экономической ситуации, мы решили, что экономически выгодно будет объединить усилия – например, сделать смешанную команду, чтобы помочь доснять этот фильм. Мы вошли в греческий кинематограф, начали сотрудничать, когда они только стали подниматься на ноги после кризиса и стали опять снимать фильмы, и это был для нас важный момент.

Надо сказать, что эта работа принесла свои плоды: совместный греческо-польский фильм «Жалость» понравился не только зрителям как оригинальный, стильный фильм в духе греческой трагедии на современный лад, но и высоко оценен профессионалами: в рамках Международной конкурсной программы он получил сразу два приза от жюри – за лучший фильм и за лучшую режиссерскую работу.

А вот ГРАН-ПРИ – по сути, приза зрительских симпатий 9 Одесского международного кинофестиваля, – удостоился фильм молодого белорусского режиссера Дарьи ЖУК «Хрусталь», снятого также в рамках ко-продукции – совместно с Германией, США и Россией. Вот ее первые впечатления после получения статуэтки Золотого Дюка:

— Не ожидала, на это можно только надеяться…я так счастлива, что достучалась до сердец зрителя. Я думаю, каждый режиссер мечтает найти своего зрителя, и когда год назад я сидела и умирала в монтажной комнате и мне казалось, что у меня нет кино – я никогда не могла представить, что сегодня окажусь «№ 1». Я вам так благодарна, да, это было невозможно представить. Я думаю, что эта награда всех потрясет в Минске и Белоруссии, и я надеюсь, что какие-то волны пойдут в этом году, я как-то мысли посылаю туда, потому что хочется, чтобы больше было белорусского кино на международной кино-арене.

Другими победителями 9 Одесского международного кинофестиваля стали:

В Международной конкурсной программе:
- лучшая актерская работа – Виктор Полстер (Фильм «Девочка», режиссер Лукас Донт, Бельгия);
- специальная награда жюри – фильм «Поророка», Румыния, Франция, режиссер Константин Попеску.

В Национальной конкурсной программе:
- лучший украинский полнометражный фильм – «Дельта» (о буднях села Вилково, режиссер Александр Течинский);
- лучшая режиссерская работа – Тоня Ноябрева (за фильм «Герой моего времени» – история молодого украинского парня в жанре сатирической комедии);
- лучшая актерская работа – Анастасия Пустовит (в прекрасном поэтичном фильме «Когда падают деревья», режиссер Марыся Никитюк);
- лучший короткометражный фильм – «В радости, и только в радости» (о непростой личной жизни молодой украинской женщины, режиссер – Марина Рощина);
- специальный приз жюри – короткометражка «Связь» (о проблемах взаимопонимания и принятия «иных», режиссер Жанна Озерина);
- еще один специальный приз жюри – «Про Марка Львовича Тюльпанова, который разговаривал с цветами» (режиссер Дана Кавелина).

Специальную награду в конкурсе Европейского документального кино получил фильм «69 минут из 86 дней» (Норвегия, режиссер Эгиль Госкойлд Ларсен).

Также награды от жюри кинокритиков – FIPRESCI получили:
- диплом за лучший полнометражный фильм – «Дельта», режиссер Александр Течинский;
- диплом за лучший короткометражный фильм – «Магнитная буря» (режиссер Игорь Ганский).

Итак, 9-й Одесский международный кинофестиваль закончился. Как мы говорили в первом выпуске, помимо новых фильмов, участников и зрителей ожидали и новшества в работе фестиваля – прежде всего, большой резонанс вызвала система предварительной он-лайн-регистрации на сеансы, а также введение системы карточного расчета. По словам организаторов, эти нововведения прошли на нынешнем фестивале своеобразный тест-драйв, сделаны определенные выводы, и ошибки и недочеты будут учтены в работе следующего. Слово – президенту фестиваля Виктории ТИГИПКО:

— Были неприятные моменты, мы за это еще раз извиняемся, в следующем году их не будет, зато в следующем году мы все быстро и четко будем приходить на фильмы, система хорошо будет распознавать таких неуважаемых товарищей для того, чтобы они могли впредь вести себя корректно: если записался на сеанс – иди.
Из важного, что мы сделаем – это точно расширим фестиваль на несколько других локаций, потому что фестиваль вырос, хочется его нести в другие прекрасные районы Одессы, чтобы те, кто не могут приконнектиться к центральному нашему треугольнику проведения фестиваля, смогли посмотреть как минимум фильмы программы «Фестиваль Фестивалей», «Гала-премьеры», спецпоказы – начнем с этих категорий, потом дальше, возможно, добавим еще некоторые показы из основной конкурсной программы.
Как лучше сделать программу для детей – мы тоже планируем, так как очень много предложений от наших уважаемых гостей, особенно от гостей из киноиндустрии, которые хотят приезжать семьями и больше времени проводить на фестивале. Ну и звезд, конечно, будет больше, потому что все хотят кого-то привезти.
Есть одна интересная задумка с нашими партнерами о том, как нам провести совместно одну из номинаций, которую мы не можем сейчас объявить – это будет такая интрига перед стартом 10-го Одесского международного кинофестиваля, ну, и многое другое…

Что ж, как видим, работа над десятым юбилейным одесским международным кинофестивалем началась – и в следующем году он откроется как всегда – во вторую пятницу июля, и это будет 12 число.
О фестивале и его итогах рассказала Виктория Фролова, до новых встреч в нашей рубрике «Темы. События. Люди». Оставайтесь с нами!