Космические острова режиссёра Свешникова

Светлана Шакула
 
           К 40-летию студии Дворжецкого

   Студия имени Владислава Дворжецкого идёт собственным путём в кинематографе, но этот путь очень своеобразен – студийным работам трудно дать название, лишь условно их можно назвать музыкальными кино-поэмами или живописными симфониями.

   Возьмём, к примеру, фильм «Острова», созданный в 2009 году. С первой минуты этого фильма на вас обрушивается настолько удивительное кино-зрелище, что вы не можете оторваться, но после нескольких просмотров восторженные эмоции стихают, и вы просто наслаждаетесь высоким произведением искусства…

   Но просто будут смотреть обычные зрители, а киноведы используют этот фильм как благодатный материал для собственного творчества, ибо авторы картины, сами того не ведая, задали исследователям прекрасные загадки, работа над которыми приводит к интересным выводам и заключениям.

   С первых кадров «Островов» окунаешься в волшебный мир Востока – магическая музыка и туманные пейзажи напоминают древнюю китайскую живопись. Затем обширные водные просторы начинают оживать и превращаются в драгоценные материалы – сверкающую платину, россыпи волн-изумрудов, слитки камней-опалов. Наконец, прелюдия фильма завершается, потому что золотисто-красная заря знаменует собою начало нового дня, и дальше идут титры с главными героями – лазоревыми небесами, сосновыми островами, мраморными камнями и… комедийно-уморительными утятами, перепугано уплывающими от снимающей их камеры.

   А живописная симфония продолжается – она звучит мелодией водных всплесков, разноцветьем валунов, тёплым летним дождём, криками чаек. Режиссёр-художник пишет свою картину очень талантливо – прямо чувствуешь, как после дождя воздух наполняется аурой очищения. Также внимательно оператор Свешников наблюдает за различными состояниями в жизни пернатых – за их печалями и тревогами, радостями и заботами, ссорами и разговорами.

   Первая часть кино-рассказа заканчивается, начинается вторая – на островной суше. Здесь зрители окунаются в храмовую мелодию растительно-животного мира и начинают понимать, что автор картины не только талантливый художник, но и непревзойдённый композитор – в ходе его кино-оперы не замечаешь, как музыка живой природы переходит в музыку инструментальную. И только следы человеческой цивилизации вносят дисгармонию в общую картину повествования, но автор фильма – глубоко верующий в природу человек, поэтому по-доброму рассказывает нам о том, что люди – тоже часть Земли, ошибки которых рано или поздно простятся, а нарушенный ими баланс восстановится.

   Третья часть картины увлекает зрителей в интересную экскурсию между островами и своеобразными памятниками природы – высохшими в воде стволами деревьев. Эти давно умершие сосны превратились в величественные обелиски, а мистическая музыка лишь усиливает загадку их существования. Конечно, мы догадываемся, каким образом появились в воде эти «инопланетные» объекты, но завораживающая картина их новой жизни намного интереснее, чем анализ ошибок цивилизации.

   А жизнь, не смотря ни на что, продолжается, и подтверждение этому – золотистый танец насекомых, напоминающий движение молекул в первичный день Творения. Как тут не вспомнить чудесные строки Лермонтова:

      Вкруг тихо, сладко всё, как мысль о ней;
      Краснеючи, волнуется пырей
      На солнце вечера. Над головой
      Жужжа, со днём прощаются игрой
      Толпящиеся мошки, как народ
      Существ с душой, уставших от работ!..
      Стократ велик, кто создал мир! велик!..
      Сих мелких тварей надмогильный крик
      Творца не больше ль славит иногда,
      Чем в пепел обращённые стада?
      Чем человек, сей царь над общим злом,
      С коварным сердцем, с ложным языком?..

   А живописная кинокартина продолжается – в следующей части «Островов» зрители становятся свидетелями своеобразной жанровой сценки – с уточками-нырками и чайками-наблюдателями. После «детской» передачи идёт рассказ для взрослых – в пейзажи островов вплетается испанская мелодия, придавая красотам северной природы тёплый южный колорит.

   А затем перед зрителями разворачивается грандиозная панорама человеческой истории – и в виде спокойных гаваней с золотистыми водными бликами, и в виде штормовых ветров со свинцовыми тучами и волнами – ну прямо социальная революция! А что послужило причиной революции – чарующее богатство сапфирной воды или залежи кроваво-зелёного и розового мрамора – уже не важно, пусть в этой человеческой психологии разбираются учёные-историки, а нам интересен пророческий взгляд оператора-композитора.

   В заключительной части фильма зрители снова возвращаются в сказочный мир Востока – в необозримые водные просторы, живописные туманные острова, лилово-розовые закаты, щемяще-грустную китайскую мелодию. Крупным планом показываются природные светила – луна, звёзды, восходящее солнце, но не только технические возможности камеры настраивают зрителей на гармонию с Космосом – почувствовать его помогает создатель этого удивительного кинопроизведения – философ-режиссёр Александр Свешников.

   Завершается картина символически – стаей птиц, собирающихся лететь на юг – также и студия Дворжецкого прощается со зрителями, но когда-нибудь она обязательно вернётся на свою землю обетованную – в загадочную Карелию с её легендами и сказками.

         // из сайта студии имени Владислава Дворжецкого //