944-й штурмовой авиационный полк

Владимир Савончик
944-й штурмовой авиационный полк.

(вч пп ?????)

(краткая историческая справка)

944-й штурмовой авиационный полк сформирован в июле 1942 года.

Нахождение в строю:

С июля 1942 года до окончания войны.

В составе действующей армии:

С 14 августа 1942 года по 25 декабря 1942 года. Перечень №12.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С июля 1942 года до окончания войны – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С июля 1942 года по август 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Приволжского Военного Округа.
С 14 августа 1942 года по 15 сентября 1942 года – в составе 8-й Воздушной Армии Сталинградского Фронта.
С 15 сентября 1942 года по 30 сентября 1942 года – в составе 8-й Воздушной Армии Юго-Восточного Фронта.
С 30 сентября 1942 года по 25 декабря 1942 года – в составе 8-й Воздушной Армии Сталинградского Фронта.
С января 1943 года по ноябрь 1943 года – в составе Военно-Воздушных Сил Приволжского Военного Округа.
С декабря 1943 года до окончания войны – в составе Военно-Воздушных Сил Средне-Азиатского Военного Округа.

В составе дивизий:

С 14 августа 1942 года по ? декабря 1942 года – в составе 226-й штурмовой авиационной дивизии.
С ? декабря 1942 года по 25 декабря 1942 года – в составе 287-й истребительной авиационной дивизии
С 1 декабря 1943 года до окончания войны – в составе 333-й штурмовой авиационной дивизии.

Командир полка:

Майор Знатнов
Майор Рыбаков

Военный комиссар полка:

Батальонный комиссар Рыбаков

Участие в операциях и битвах:

Сталинградская оборонительная операция – с 14 августа 1942 года по 18 ноября 1942 года.
Сталинградская наступательная операция – с 19 ноября 1942 года по 25 декабря 1942 года.

Потери:

9 сентября 1942 года. Сезнев Фёдор Васильевич. Старший сержант. Лётчик 944-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.
14 сентября 1942 года. Козырев Николай Сергеевич. Сержант. Лётчик 944-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.
21 сентября 1942 года. Егоров Василий Никифорович. Сержант. Лётчик 944-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.
21 сентября 1942 года. Травин Василий Николаевич. Сержант. Лётчик 944-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.
27 сентября 1942 года. Орлов Евгений Георгиевич. Сержант. Командир звена 944-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.
27 сентября 1942 года. Рябышкин Сергей Александр. Капитан. Командир эскадрильи 944-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.
27 сентября 1942 года. Сытов Павел Васильевич. Сержант. Лётчик 944-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.
29 сентября 1942 года. Арутюнов Арташес Георгиевич. Младший лейтенант. Командир звена 944-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.
25 октября 1942 года. Смирнов Николай Сергеевич. Старший сержант. Лётчик 944-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.
28 октября 1942 года. Щербаков Анатолий Васильевич. Сержант. Лётчик 944-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.
23 ноября 1942 года. Куликов Владимир Сергеевич. Сержант. Лётчик 944-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.

СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.

Награждены орденами СССР:

Приказ Командующего Юго-Восточным Фронтом №011/н от 22 сентября 1942 года.

Тараканов Николай Николаевич. Сержант. Лётчик. Орден Красного Знамени(1)

Приказ Командующего Сталинградским Фронтом №0128/н от 12 декабря 1942 года.

Буданов Александр Иванович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Земсков Георгий Яковлевич. Сержант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Прудников Дмитрий Тихонович. Старший сержант. Лётчик. Орден Красного Знамени(1)
Свиридов Василий Иванович. Старшина. Лётчик. Орден Красного Знамени.

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.

Наградные приказы полка:

№033 от 21 декабря 1942 года. Рыбаков.

Вооружение:

Ил-2

Дислокация:

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

Послевоенная история 944-го штурмового авиационного полка уточняется.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в составе полка.

Прудников Дмитрий Тихонович – с сентября 1941 года по декабрь 1942 года.
Тараканов Николай Николаевич – с сентября 1941 года по декабрь 1942 года.

Полные кавалеры Ордена Славы проходившие службу в составе полка.

Матвеев Дмитрий Иванович – с сентября 1941 года по декабрь 1942 года.

Личный состав полка:

Акимов Сергей Андреевич
Арутюнов Арташес Георгиевич
Буданов Александр Иванович
Егоров Василий Никифорович
Земсков Георгий Яковлевич
Козырев Николай Сергеевич
Корнев Николай Сергеевич
Куликов Владимир Сергеевич
Матвеев Дмитрий Иванович
Орлов Евгений Георгиевич
Прудников Дмитрий Тихонович
Рябышкин Сергей Александр
Свиридов Василий Иванович
Сезнев Фёдор Васильевич
Смирнов Николай Сергеевич
Сытов Павел Васильевич
Тараканов Николай Николаевич
Травин Василий Николаевич
Щербаков Анатолий Васильевич

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 13 августа 2018 года.

Матвеев Дмитрий Иванович

Родился в 1921 в деревне Савино Оленинского района Калининской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 4 класса. Работал в колхозе.
В Красной Армии с 1941.
На фронте в Великую Отечественную войну с июня 1942.
Старший воздушный стрелок 75-го гвардейского штурмового авиаполка (1-я гшад, 1-я ВА, 3-й Белорусский фронт), гвардии старший сержант.
К 2.02.45 в составе экипажа произвел 23 боевых вылета на штурмовку и бомбардировку врага. 9.02.45 награжден орденом Славы 3 степени.
К 26.3.45 совершил еще 27 боевых вылетов, в результате которых противник понес ощутимый урон в боевой технике и живой силе. 19.4.45 награжден орденом Славы 2 степени.
К 9.5.45 произвел еще 34 боевых вылета на штурмовку и бомбардировку вражеских укреплений и скоплений войск. 15.5.46 награжден орденом Славы 1 степени.

Прудников Дмитрий Тихонович

Родился 10 ноября 1921 года в деревне Щербино Ельнинского уезда Смоленской губернии РСФСР (ныне деревня Старое Щербино Ельнинского района Смоленской области Российской Федерации) в семье крестьянина Тихона Григорьевича Прудникова. Русский. В родной деревне окончил начальную школу. Восьмилетнее образование завершал в Москве, куда семья Прудниковых переехала в 1934 году. По окончании школы Дмитрий Тихонович работал на заводе и одновременно учился в аэроклубе.
В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии Д. Т. Прудников был призван военкоматом Ленинградского района города Москвы осенью 1940 года и направлен в Балашовскую военную авиационную школу. В октябре 1941 года Дмитрий Тихонович завершил обучение на бомбардировщике СБ и получил сержантское звание, но был оставлен в лётной школе для дальнейшего обучения на штурмовике Ил-2. В боях с немецко-фашистскими захватчиками старший сержант Д. Т. Прудников с 6 сентября 1942 года на Сталинградском фронте в должности лётчика 944-го штурмового авиационного полка 226-й штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии. Боевое крещение принял в Сталинградской битве. Начало боевого пути молодого лётчика оказалось не слишком удачным. Уже в одном из первых боевых вылетов 7 сентября 1942 года при возвращении с боевого задания самолёт старшего сержанта Прудникова был атакован немецким истребителем Ме-109 и подбит. Дмитрий Тихонович с трудом дотянул самолёт до линии фронта и совершил вынужденную посадку у посёлка Спатаковка всего в 700 метрах от немецких позиций. Но лётчик быстро набирался боевого опыта. К концу сентября 1942 года он совершил 12 успешных боевых вылетов на штурмовку мотомеханизированных колонн и артиллерийский позиций противника, сбросил на цели 6000 килограммов авиабомб и выпустил 92 реактивных снаряда, уничтожив при этом не менее двух танков и до 20 немецких автомашин с войсками и грузами, чем оказал серьёзную поддержку оборонявшим Сталинград наземным частям. К началу контрнаступления советских войск под Сталинградом старший сержант Д. Т. Прудников уже был в полку признанным мастером штурмовых ударов. В ходе операции «Уран» Дмитрий Тихонович как командир авиационного звена и заместитель командира эскадрильи неоднократно водил группы от 2 до 12 самолётов на штурмовку войск противника, чем способствовал продвижению вперёд своих наземных войск.
В середине декабря 1942 года 226-я штурмовая авиационная дивизия была выведена на переформирование. Дмитрий Тихонович прошёл переаттестацию и получил звание лейтенанта, после чего его направили для прохождения дальнейшей службы в 505-й штурмовой авиационный полк. В двадцатых числах декабря лейтенант Д. Т. Прудников участвовал в отражении танкового удара группы армий «Дон», пытавшейся деблокировать окружённую в Сталинграде 6-ю армию Ф. Паулюса. 2 января 1943 года 226-я штурмовая авиационная дивизия в составе 8-й армии была передана Южному фронту и поддерживала наступление его наземных войск во время Ростовской наступательной операции, по завершении которой была выведена в резерв. Приказом НКО СССР № 128 от 18 марта 1943 года за отличие в Сталинградской битве дивизия была преобразована в 1-ю гвардейскую штурмовую авиационную дивизию, а 505-й штурмовой авиационный полк стал 75-м гвардейским. В двадцатых числах апреля 1943 года экипаж гвардии лейтенанта Д. Т. Прудникова в числе 15-ти лучших экипажей дивизии был отобран для выполнения специальных заданий командования. Дмитрий Тихонович участвовал в штурмовках немецких эшелонов на станции Успенская, уничтожал плавсредства противника в Азовском море, в составе группы совершал налёты на аэродром Кутейниково, на котором было уничтожено до 20 вражеских самолётов.
5 июля 1943 года гвардии лейтенант был назначен исполняющим обязанности командира 1-й авиационной эскадрильи 75-го гвардейского штурмового полка. С середины июля 1943 года его эскадрилья сконцентрировалась на штурмовках сильно укреплённой и глубоко эшелонированной линии обороны противника Миус-фронт, а также перебрасываемых к линии фронта резервов противника. Особенно интенсивно эскадрилья Прудникова работала в районе Куйбышево, где позднее оборонительная линия немцев была прорвана. Лётчики эскадрильи разрушали опорные узлы на переднем крае вражеской обороны и подавляли огонь немецкой артиллерии в районе Куйбышево, Саур-Могила, колхоз Мариенгейм, бомбили скопления танков и мотопехоты в районе Харцизска и Чистяково, производили штурмовки железнодорожных узлов Успенская и Дебальцево. В ходе начавшейся в августе 1943 года Донбасской операции эскадрилья Прудникова оказывала непосредственную штурмовую поддержку наступающим частям 5-й ударной армии, совершая до трёх вылетов в день. 21 августа 1943 года Дмитрий Тихонович со своими лётчиками разбомбил немецкую танковую колонну в районе Горяны. 23 августа 1943 года группа из 12-ти Ил-2, ведомая гвардии лейтенантом Д. Т. Прудниковым, оказала наземным войскам действенную помощь при овладении сильно укреплённым опорным пунктом немцев селом Кринички, ракетно-бомбовым ударом подавив огневые средства неприятеля и повредив 8 танков. 25 августа 1943 года Дмитрий Тихонович поднял в воздух шестёрку Илов. В районе реки Мокрый Еланчик лётчики заметили как группа из 12-ти немецких самолётов Ю-87 бомбит боевые порядки советских наземных войск. Несмотря на полную бомбовую нагрузку, Прудников принял решение атаковать врага. В завязавшемся воздушном бою советские лётчики сбили 5 Ю-87, а остальных обратили в бегство. При этом находившаяся на подходе вторая волна немецких бомбардировщиков общим числом до 20 самолётов не решилась вступить в схватку, и сбросив бомбы куда попало, легла на обратный курс. Блестящая воздушная победа советских лётчиков вызвала большое воодушевление в наземных войсках, наблюдавших за ходом боя.
Всего к концу августа 1943 года гвардии лейтенант Д. Т. Прудников совершил 78 успешных боевых вылетов на штурмовку переднего края обороны противника, его резервов и объектов военной инфраструктуры и нанёс большой урон врагу, уничтожив 14 танков, 19 автомашин с войсками и грузами, 5 артиллерийских, 4 зенитных и 1 миномётную батареи, 1 цистерну с горючим и до 125 солдат и офицеров вермахта. В результате ракетно-бомбовых ударов им создано на объектах противника 6 крупных очагов пожара и уничтожен склад с боеприпасами и 8 вагонов с военным имуществом. Кроме того в составе группы Дмитрий Тихонович потопил один сторожевой катер и моторную лодку и ещё один катер поджёг, повредил гружёную баржу и уничтожил до 20 самолётов противника на земле. Не менее успешно действовала и его эскадрилья. В период с 5 июля по 29 августа 1943 года она совершила 174 боевых самолёто-вылета, уничтожив при этом 26 танков, 31 автомашину, 18 артиллерийских и 9 зенитных и 6 миномётных батарей, 4 склада с боеприпасами, 25 вагонов с военным имуществом, 4 цистерны с горючим, 1 паровоз и до 300 солдат и офицеров противника. 29 августа 1943 года командир 75-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор Н. Ф. Ляховский представил гвардии лейтенанта Д. Т. Прудникова к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 4 февраля 1944 года уже после гибели Дмитрия Тихоновича.
Логическим продолжением Донбасской наступательной операции для войск Южного фронта должен был стать прорыв участка Восточного вала на реке Молочной и их выход к низовьям Днепра. С этой целью командование фронта 26 сентября начало Мелитопольскую фронтовую операцию. К началу штурма долговременной немецкой линии обороны Д. Т. Прудников был произведён в гвардии старшие лейтенанты и окончательно утверждён в должность командира 1-й эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка. В ходе начавшегося наступления его эскадрилья действовала южнее Мелитополя, осуществляя штурмовую поддержку наземных частей 28-й, а затем и 51-й армий. В течение сентября — октября 1943 года гвардии старший лейтенант Д. Т. Прудников в качестве ведущего групп штурмовиков от 6 до 12 самолётов совершил 29 боевых вылетов на штурмовку артиллерийских и миномётных позиций противника и его сильно укреплённых узлов обороны. В роковой день 21 октября 1943 года погода была малопригодной для полётов. Высота облачности не превышала 200 метров, а видимость — 1 километра. Но советские лётчики хорошо понимали, что без их поддержки наземным войскам будет крайне тяжело взломать глубоко эшелонированную оборону противника. Дмитрий Тихонович вёл шестёрку Ил-2 в составе группы из 12-ти самолётов на штурмовку опорных пунктов немцев в районе станции Тащенак. Лётчикам пришлось вести боевую работу на высотах от бреющего полёта до 150 метров в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии неприятеля. Тем не менее, они в течение двадцати пяти минут утюжили немецкие позиции, сделав 14 заходов на цель. Благодаря смелым и решительным действиям штурмовой авиации наземные части овладели первой линией обороны. Однако брошенные в прорыв танки вскоре столкнулись с хорошо организованной противотанковой обороной. Поэтому группа после дозаправки и пополнения боезапаса вновь направилась в этот район для штурмовки артиллерийских и миномётных позиций противника. При заходе на цель Ил-2 гвардии старшего лейтенанта Д. Т. Прудникова был сбит прямым попаданием зенитного снаряда. Первоначально лётчика похоронили возле станции Тащенак. Позднее его тело было перевезено в Москву и захоронено на Ваганьковском кладбище столицы.

Тараканов Николай Николаевич

Родился 11 декабря 1922 года в деревне Крюково ныне Нерехтского района, Костромской области . Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1931 году с родителями переехал в Кострому. Здесь окончил школу и аэроклуб.
В 1940 году добровольцем ушёл в Красную Армию. В 1942 году окончил Балашовскую военно-авиационную школу пилотов и в мае того же года получил назначение в действующую армию.
Боевой путь начал под Сталинградом в составе в 944-го штурмового авиационного полка. 11 сентября, во втором боевом вылете, во время штурмовки танковой колонны Ил-2 сержанта Тараканова был повреждён зенитным огнём — были отбиты руль глубины и половина левой части стабилизатора, вырван левый бок фюзеляжа, пробиты в нескольких местах фонарь, приборная доска, пневматики колёс и стойки шасси, а сам лётчик был ранен. Тем не менее, он продолжил выполнение боевого задания, сбросил бомбы и только тогда повернул домой. Из последних сил перетянул Волгу, а при посадке самолёт развалился. После лечения вернулся в свой полк, получил первую боевую награду — орден Красного Знамени.
В тридцатом боевом вылете, в январе 1943 года, самолёт лейтенанта Тараканова был атакован вражескими истребителями. Лётчик был ранен, а штурмовик получил более 200 пробоин. На почти неуправляемом самолёте отважный пилот смог сбить вражеский истребитель и уйти от преследования, приземлившись на своей территории. За штурмовой удар по вражескому аэродрому, за искусно проведённый воздушный бой, во время которого был сбит немецкий истребитель, 14 января 1943 года награждён орденом Красной Звезды.
После госпиталя снова на фронте. Участвовал в окончательном разгроме противников под Сталинградом, штурмовал врага в районе Котельниково. После окончания боевых действий полк был оставлен в Котельниково для получения пополнения и новой техники. В марте 1943 года во время взлёта попал в аварию — по своей вине столкнулся с другим самолётом, штурмовик Тараканова рухнул с высоты 30 метров. После госпиталя вернулся в свой полк, был понижен в звании.
Вернувшись с полком на фронт, воевал на Миус-фронте. За операцию на реке Молочной был награждён ещё одним орденом Красного Знамени. После штурмовки колонны вражеских танков принял участие в воздушном бою с вражескими бомбардировщиками, сбил Ю-87. Второй вражеский самолёт сжёг на земле при налёте на аэродром Кутейниково. Позднее, в Таганрогском заливе, в составе группы потопил немецкую транспортную баржу с войсками и катер, а спустя несколько дней, на станции Волноваха взорвал два вражеских эшелона с боеприпасами.
К ноябрю 1943 гвардии лейтенант Тараканов совершил 101 боевой вылет, уничтожил значительное количество огневых средств и живой силы противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-вражескими захватчиками гвардии лейтенанту Тараканову Николаю Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
О высокой награде узнал будучи на учёбе в Высшей офицерской школе в городе Армавире. Вернувшись на фронт, со своим полком Тараканов участвовал в боях по освобождению Прибалтики, штурмовал Кёнигсберг.
День Победы гвардии капитан Тараканов встретил штурманом 75-го гвардейского штурмового Сталинградского Краснознамённого ордена Суворова авиационного полка. Всего за период Великой Отечественной войны совершил 230 успешных боевых вылетов, в которых уничтожил 21 вражеский танк, 13 самолётов, 2 эшелона с боеприпасами и грузами, 54 автомашины, сотни немецких солдат и офицеров.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1953 — в запасе. Жил в городе Кишинёве. Скончался 25 мая 1964 года. Похоронен на родине, в городе Костроме, на Ярославском кладбище.
Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
Мемориальная доска в память о Тараканове установлена на здании школы № 26 города Костромы, где он учился.