Шутник

Дмитриевский Евгений
               
   Шутники –это острословы и критики. Они выводят на чистую воду сильных мира сего и высмеивают социальное устройство нашего общества.
     В то время как клоун показывает те слобости человека, которыми последний обладает испокон веков, шутник обращает своё внимание на социальные и политические аспекты жизни людей, характерные для той или иной эпохи.
   Шутник появляется в самых разных обличьях:им может быть и драматург, и памфлетист, и бродячий минестрель или бард, и актёр комедии дель арте, и конферансье из кабаре или ведущий эстрадного представления, и карикатурист, и сатирик, писатель- пародист, и ссовременный актёр комедийного жанра.
     «Людям надо показывать то, что есть, а не то, что должно быть. Весь мой юмор основывается на царящем вокруг  разрушении и отчаянии. Если бы в мире была тишь да гладь и мы бы не знали болезней и насилия, я бы стоял в очереди за пособием по безработице – позади Эдгара Гувера, директора ФБР».
                Ленни Брюс
    В отличие от слишком уж человечного клоуна, шутника едва ли назовёшь человеколюбцем – у него одинаково остры и зубы и язык. Его рискованные откровения сходят ему с рук лишь потому, что он преподносит их в виде шуток. Инструмент шутника – слово: клоун строит гримасы, а шутник пародирует.
    Как известно, перо опаснее шпаги. Шутник наносит уколы словом.
    Он орудует своим острым языком, поражая своих противников колкостями и насмешками, сбивая с них спесь, разя их наповал.
   Шутник выбивает у политиков почву из под ног, высмеивает их напышенную риторику, ловит их на лицемерии, обвиняет в бюрократизме и не останавливается дл тех пар, пока мы не начинаем видеть, что они – не более чем мыльный пузырь, а их слова – пустой звук.
     «В Америке самые лучшие политики, каких только можно купить за деньги»
                Уилл Роджерс
     «Нам просто приходиися быть циниками»
                Джейн Вагнеер
      «Серьёзность – это единственное спасение поверхностных натур»
          Оскар Уайлд
     «Шутник не унизит человека, а напомнит ему, что он уже унижен»
                Джордж Оруэлл
           Шутник при дворе – это шут самого короля, который часто является лучшим его советником. В то время как остальные боятся сказать королю правду, придворный шут, «валяя дурака»,указывает на слабости короля, так и на реальное положение вещей. Дабы не лишится головы, ему приходится делать из себя посмешище.
                Шут
      Я злой дурак –и в знак
     Того ношу колпак,
     А глупость добряка
     Видна безколпака.
                Лир
     Ты зовёшь иеня дураком, голубчик?
                Шут
     Остальные титулы ты роздал.
     А этот – природный.
            Шексппир. «Король Лир»
   Один из самых известных памфлетов, которые когда- либо были написаны шутниками, вышел из под пера Джонатана Свифта в начале 1700 – х годов, в тот период, когда в Ирландии свирепствовал голод. В приведённом ниже отрывке из «Скромного предложения» Свифт, пуская в ход весь свой сарказм, бичует безразличие, с которым общество относится к страданиям бедняков.
    «Один сведущий во всём американец, с которым я познакомился в Лондоне, заверил меня, что хорошо вскормленный грудной ребёнок в возрасте одного года – это самая вкусная, питательная и полезная для здоровья пища, будь он поджарен, испечён или сварен, и я нисколько не сомневаюсь, что он будет столь же хорош и в виде фрикасе или рагу.
      Поэтому я выношу на суд общественного мнения следующее скромное предложение: пусть из ста двадцати тысяч детей, насчитывающихся в стране, двадцать тысяч будут оставлены для разведения вида, причём из них только одну четверть должны составлять особи мужского пола, что и так больше того процента, который мы считаем возможным оставлять у овец, крупного рогатого скота или свиней ...Пусть оставшиеся сто тысяч, когда им исполнится один год, выставляются на продажу по всему королевству, чтобы их могли приобретать люди с именем и достатком: при этом следуе рекомендовать матери , чтобы она давала ребёнку грудь в последний месяц как можно чаще, дабы он попал на стол пухленьким и упитанным».
   Шутник бросает вызов и религиозным догмам, и здесь, пожалуй, более всего преуспел Марк Твен. Его наиболее дерзкие сочинения, составившие сборник под названием «Письма с Земли», были изданы только в 1940 – х годах, спустя почти тридцать лет после смерти писателя. Если бы какие-то отрывки из этой книги были опубликованы при жизни Твена, его могли бы запросто линчевать. В ней он осмеливался брать под свой прицел не кого-нибудь, а самого  Иегову.
     «Он простодушно, прямо и без малейшего смущения заявляет: «Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель». Согласитесь , что это – только один из способов сказать: «Я Господь, Бог твой –мелкая душа, мелочный Бог , обижающийся из-за всяких пустяков». В этих словах кроется предостережение, ему была невыносима мысль, что какому-нбудь другому богу может достаться хотя бы частица комплиментов, которыми по воскресеньям осыпает его нелепое крохотное людское племя ...».
   Твен изображает Бога не только тщеславным, но и злобным. Он вопрошает, почему люди продолжают любить Бога, который столь щедр на жестокости.
   «Христианин исходит из следующей недвусмысленной предпосылки: Бог – всеведущ и всемогущ. Затем, возложив таким образом на Творца ответственность за все страдания, болезни и несчастья ... которые он мог бы предотвратить, умница- христианин ничтоже сумнящеся называет его «Отцом нашим»!
   Твен, как и все лучшие представители когорты шутников, изощряется в остроумии не ради самого остроумия.
   Острословя, он излагает точку зрения безумной мудрости, даёт свою критическую оценку как Творцу, так и его творению.
   «Человек – это Религиозное Животное, Челавек – это единственное Религиозное Животное. Он – единственное животное, у которого есть Истинная Религия (несколько её разновидностей). Он – единственное живтное, которое любит своего соседа как самого себя и перерезает ему горло, если представление того о Боге расходится с его собственным.
    Что вы называете Любовью, Ненавистью, Милосердием, Местью, Гуманнстью, Великодушием, Всепрощением? Различные следствия одного и того же Доминирующего Побуждения: потребности одобрить собственные деяния.
   Бывают моменты, когда хочется вздёрнуть на висилице весь род людской – и таким образом прекратить этот фарс».
    Шутник работает со словами, порой выбирая мишенью само слово. Шутник или сочинитель каламбуров старается нас озадачить и рассмешить, показывая нам, что слова зачастую имеют двойной смысл – сюда относятся и так называемый «второй слух», и «фрейдистские оговорки». Иногда истина кроется в ошибке, а в неправильно произнесённом слове мы улавливаем подлинный смысл, таящийся за намерениями говорящего. Подчас смысл может вообще тсутствовать.
    «Однажды утром я подстрелил слона в моей пижаме. Как на нём оказалась моя пижама, я понятия не имею. Затем мы попытались выдернуть бивни, но они держались так прочно, что мы не смогли их даже пошевилить. Конечно же дело было в Алабаме – Стране Бивней. Мы сделали несколько снимков туземных девушек, но изображение не проявилось. Но мы собираемся вернуться туда опять».
                Гроучо Маркс
     Абсурд или выявляет присущую словам бессмысленность. Каламбур может быть как самой грубой , так и самой утончённой формой юмора». Иными словами, в одном случае абсурд несёт в себе больше смысла, чем в другом.
    «Молвлю я о страсти парадоксами».
       Джеймс Джойс. «Поминки по Финнегану»
 В «Поминках по Финнегану» Джеймс Джойс создаёт свой собственный язык, в основе которого лежит английский, насыщенный разноязычными каламбурами, звукоподражанием и словесными ассоциациями, в результате чего читатель оказывается в настоящем «смысловом» лабиринте.
   За счёт непрерывной игры слов и смены ритма Джойс придаёт описанию любого свидания звучание, которое выходит за рамки обычных языковых форм.
   «Величайшие из шутников, могут «разобрать по кирпичику» нашу речь и заговорить на незнакомых языках, которые будут всем нам понятны. Слова -  это всего лишь некие общепринятые и согласованные друг с другом звуки, когда их произносят, или символы, когда их передают на бумаге. Когда выясняется, что всё это не более чем игра, мы предстаём друг перед другом что-то бормочумися и мурлыкающими, исполняющими замысловатую музыку слов».
   Некоторые шутники, не желая полагаться лишь на свой юмор и даже на своё перо, осмеливаются выйти на улицу или занять высокий пост, стобы довести до всех свою точку зрения. В этих случаях они начинают демонстрировать безумную мудрость своими оригинальными манерами или вызывающими деяниями на поприще политики.
    Диоген Синопский, философ – киник, пользовавшийся у древних греков дурной славой, бродил ночами по афинским улицам с фонарём, говоря всем, что он ищет хотя бы одного честного человека. Диоген, презирающий мирские блага и живший в бочке, считался тем не менее уважаемым философом. Алнксандр Македонский, как-то навестив Диогена, поинтересовался, не может ли он оказаать тому какую-нибудь любезность. На это Диоген ответил: « Можешь. Не загораживай мне солнце» Предание гласит, что Диоген однажды мастурбировал на ступеньках Парфенона, предлагая тем, кто мастурбирует тайком у себя дома, присоединиться к наму и продемонстрировать свою честность.
   20 век предоставил шутникам все возможности бросить вызов общественному мнению, и они ими воспользовались. В конце 60-х годов представители американской антикультуры неоднократно устраивали акты протеста, пользуясь средствами «партизанского театра».
   Члены Международной молодёжной партии швыряли деньги с балкона Нью – Йорской фондовой биржи в зал, где шли торги. В знак пртеста против войны во Вьетнаме, та же группа молодёжи собрала под свои знамёна тысячи людей, которые окружили Пентагон, воткнув цыеты в дула ружей, которыми были вооружены солдаты, охранявшие здание, протестующие стали распевать в унисон «ом», надеясь поднять в воздух массивное здание. Они заявляют, что им это почти удалось.
   Поскоьку шутники постоянно с чем-то не согласны, они часто режут правду – матку, говоря «нет» лжи, окружающему нас абсурду и несправедливости. В суетном царстве относительных истин шутники являются «чемпионами мира по безумной мудрости»
          Матеиал подготовил Е. Дмитриевский