Великие Луки

Максим Рябов 2
Когда-то давным-давно, вроде бы в 1990 году, по службе надо было мне попасть из городка Локня в Великие Луки. Как нарочно, подходящего автобуса не было. Пришлось выйти на трассу, ловить попутку. Встал на обочине, вдруг слышу сзади:
- Братан, далеко едешь?
- В Луки. - Обернулся, посмотрел. Ко мне подходил потрёпанный жизнью мужичок
лет сорока на вид. Одет неряшливо, губа разбита, под глазом синел фонарь.
- Я тоже туда двигаюсь. Давай вместе попутку ловить. – Предложил он.
- Давай. - Ответил я без особого восторга. Деваться всё равно было некуда.


Попутчик мой, по его словам, возвращался с халтуры. А что лицо разбили, так то при дележе заработка, ну, и по пьяни, разумеется.
Как ни странно, водители нас подбирали и расстояние до города хоть и не слишком стремительно, однако всё же сокращалось. Предпоследний этап пути мы проделали в кузове колхозного грузовика.
- Приехали, пацаны, - сказал нам водитель, свернув на отходящую от шоссе грунтовку, - я почти дома. Дальше сами.
- И на том спасибо. - Сказал, слезая на землю, мой спутник.


Грузовик исчез в облаке пыли. Мы остались на холме над городом. Великие Луки лежали внизу, как на тарелке, и к ним змеилась асфальтовая лента шоссе. И так она змеилась целых десять километров. Пешком не дойдёшь.
Машины, как назло, ехали сплошь легковые, и подбирать подозрительную парочку «грачей» никто из водителей не спешил. Мы минут десять без особой надежды махали руками проносящимся мимо «Жигулям» и прочим «Волгам».
Вдруг красная «шестёрка», прошуршав шинами метров двадцать по обочине, остановилась. Из неё вышел ухоженный дядька и, присмотревшись, пошёл к нам:
- Серёга, ты что ли? - спросил он у моего напарника.
- Витёк, блин, да я, конечно! – Обрадовался тот, и, обернувшись ко мне, сообщил:
- Одноклассник мой. Со школы не виделись.
Школьные друзья обнялись и едва не расцеловались. Я стоял в сторонке.


Десять километров промелькнули как миг. У одноклассников было о чём поговорить. Расчувствовавшийся Витёк высадил меня у вокзала, и они с Серёгой уехали. Обмывать встречу, кажется. Я же, подивившись на столь неожиданную встречу, пошёл в кассу брать билет на поезд.
Так мне впервые довелось побывать в Великих Луках и я, разумеется, даже в мыслях не держал, что через некоторое время поселюсь в Псковской области.


Впоследствии я не раз бывал в здешней южной столице. Но всё как-то всё проездом или наскоком бывал, и видел, соответственно, лишь малую часть города. А хотелось походить, осмотреть местные достопримечательности, проникнуться, так сказать. Тем более с некоторых пор там проводится фестиваль воздухоплавателей. Я хоть и не фанат воздушных шаров, но ведь когда их много, это, согласитесь, зрелище! Так что мы с женой не один год собирались съездить в Луки, да всё как-то не получалось.


Началось же всё, раз уж так повелось, с одноклассника. Валера Н, мой старый друг и школьный товарищ, с которым несколько лет не было никакой связи, вдруг возник в «Одноклассниках» и сообщил, что нынче он трудится в Великих Луках бригадиром на стройке.
- Погоди, ты же был бригадиром в банде? - осторожно спросил я.
- Ну да. - Согласился Валера. - Только пацанов менты пересажали, пришлось на стройку идти.
- Ты-то как выкрутился?
- Опыт. Я ж не зря зону топтал, знаю, когда соскочить нужно. - Не без самодовольства сообщил друг.
- А по деньгам как? - Задал я нескромный вопрос.
- Потерял немного в заработке, разумеется. Зато сплю спокойно.
- Как насчёт встретиться, если приеду?
- Всегда готов!


Я поговорил с женой и мы решили ехать. Плюс ещё Олюшка к нам присоединилась. По родству она - троюродная сестра моей супруги. Но по жизни они как родные. Даже не поймёшь, не то сёстры, не то подруги.
Так-то Оля не то что одинокая, но женщина в целом свободная. Как узнала, что Валера тоже узами брака не связан, да ещё его фотографию увидела... Ну и ему, в целом, она ему как бы тоже понравилась. В Интернете пообщались. Всё было на мази, только из-за моей работы поездку пришлось перенести на послеотпуска. Ну, то есть, съездить в Луки не сразу, а после юга. В конце июля, короче.


В конечном итоге собрались, поехали. Я ещё маршрут выбрал через давно знакомую Локню.
- Вот, - сказал, - девчонки, на этом повороте мы с одним мужичком попутку ловили, в Луки ехать. Я вам уже рассказывал. - А вот тут, - указал через полсотни километров, - он своего одноклассника встретил.
Место, в натуре, было то же самое, и город лежал перед нами как на тарелке, вот только теперь я сидел не на заднем сиденье витиной машины, а за рулём своей, да и был лет на десять старше тогдашнего Витька.


***
Квартира, которую мы сняли, могла бы без грима сниматься в кино про эпоху конца восьмидесятых — начала девяностых годов. Современность выдавали два шикарных жидкокристаллических телевизора, установленные в каждой комнате. Сантехника же и мебель, похоже, помнили дорогого Леонида Ильича. Жаль, что текст при всём желании не сможет передать неповторимых ароматов этого жилища.


Девушки, едва переодевшись, запросились на свежий воздух. Я с ними полностью согласился и не ошибся — Великие Луки очень зелёный город и со свежим воздухом там проблем нет.


Посетив расположенный буквально в двух шагах от дома городской рынок, мы отправились в центр. Вышли к гостинице «Юбилейная». Года три назад мы останавливались в ней с моим другом Сашей Герасимовым по пути в Ярославль. Там вообще отдельная история.


***
Саша приехал ко мне в гости и непременно желал посмотреть Пушкинские Горы. Прикоснуться, так сказать, к нашему всему. Я же хотел побывать в его родном Ярославле. Так что через пару дней мы сели в машину и поехали в Заповедник, воспетый Довлатовым. Домик няни, мельница, Тригорское и всё такое. Плюс могила поэта в Святогорском монастыре. Для меня рутина, для друга — экзотика. Так что мы подзадержались. А в планах ещё было посещение Бежецка, где Саша некогда проходил воинскую службу.
Ночевать решили в Локне. Я помнил там убогую, но на редкость дешёвую гостиницу.


Стремительно темнело. Фонари в Локне не горели. Тем не менее, я нашёл нужный дом. Увы, всякие признаки постоялого двора там отсутствовали напрочь.
- Вы чего, ребята, гостиницу у нас давно упразднили. - Развёл руками толстый абориген, к которому мы обратились с вопросом - Хотите переночевать? Так вон езжайте к вокзалу и спите в машине. Город у нас спокойный, никто вас не тронет.


Перспектива провести ночь в тесной коробке не прельстила.
- Поехали в Луки, там-то наверняка гостиница есть. - Сказал я.
- Поехали. - Кивнул Саша.


Постой в «Юбилейной» был явно дороговат относительно предоставляемых удобств, зато в стоимость номера входил завтрак.
Утром, набив брюхо, мы сели в мою «Калину», я повернул ключ зажигания, стартёр нехотя повернулся пару раз и затрещал.
- Это что? - спросил Саша, не слишком разбирающийся в автоделе.
- Аккумулятор сдох. Давай с толкача попробуем.


Попробовали. Не помогло.


- И что делать. - Друг посмотрел на часы. Мы выбивались из графика.
- Покупать новый аккумулятор. - Ответил я и пошёл к ближайшему таксисту.
Пользуясь его объяснением, мы довольно быстро дошли до большого универмага, в котором как-то невероятно дёшево купили новый аккумулятор и через полчаса уже катили по шоссе «Балтия» в направлении Москвы. От предложенного мной осмотра достопримечательностей города Великие Луки Саша категорически отказался.
Нынче моя жена и Оля, напротив, горели желанием их осмотреть.


***
За гостиницей простиралась набережная, украшенная двумя огромными железными стульями. Усевшись на них, любой взрослый чувствует себя ребёнком. Нафотографировались на сиих насестах и пошли дальше, ведомые отрывочными интернет-сведениями и моими смутными воспоминаниями.


Великие Луки хороши тем, что все их достопримечательности сосредоточены на сравнительно небольшом пятачке по правому берегу реки Ловать.
Перейдя мост, мы оказались в детском парке. По реке плавали машины. Ну, то есть не настоящие машины, а катамараны, стилизованные под знаменитый «Жук» не менее знаменитой фирмы «Фольксваген». Девушки желали прокатиться именно на таком плавсредстве. Лодки и обычные катамараны были ими категорически отвергнуты. Подобное желание посетило не только моих спутниц, так что пришлось немного подождать, пока освободится очередная машинка.
Уплатив положенный взнос, отчалили от пирса лодочной станции. Покрутив педали пару минут, я понял, что опасения были не напрасны. При всей внешней красоте стилизованный катамаран был невероятно тяжёл на ходу и довольно неповоротлив. Впрочем, спешить нам было некуда. Река кишела лодками, рыбаками, купальщиками и утками.


Откатавшись свой час, посмотрели зайчиков и белочку в мини-зоопарке, колесо обозрения, аттракционы и прочую развлекуху, посидели в уютном кафе на набережной и отправились на другую сторону парка, к памятникам.


Над холмом, к которому ведёт аллея героев, нависает бронзовый Александр Матросов, рванувший ворот полушубка перед броском на вражескую амбразуру. Под памятником солдату шумела свадьба. Невеста была просто обворожительна, да и жених выглядел хоть куда. Их отвели в сторону свадебные фотографы и устанавливали свет, чтобы, значит, запечатлеть во всей красе. Гости, оставшись на холме, выпивали у открытого багажника большой машины. На подходе показался ещё один свадебный кортеж. Народ бродил мимо Вечного Огня.


Даты жизни, указанные в табличке на постаменте, свидетельствовали, что Саша Матросов прожил всего девятнадцать лет. И что бы там не говорили доморощенные остряки про долбаный гололёд и про то, что живая плоть не помеха для пулемётного свинца, парень совершил подвиг и погиб за правое дело. За Родину. За нас с вами. За то, чтобы в Великих Луках и во всей стране не таясь играли свадьбы. За мирную жизнь своей страны и всего Мира. Правильно сказал кто-то из великих: «Герои гибнут за обывателей». К чести великолукских обывателей — они чтят своих героев. Да и герои там хоть куда. На аллее установлены в честь них памятные доски. Порадовали даты смерти фронтовиков: 1988 год. 1990. 1965. 2000. Просто дата рождения, то есть ещё жив человек!


Есть, конечно, и те, кто погибли в сорок первом. В сорок втором. Умерли от ран в конце сороковых. Однако примерно две трети героев-великолучан, совершив свои подвиги, остались живы! Так и должно быть. Самое ведь обидное, когда звание героя присваивают посмертно. Как в том анекдоте, что дело солдата не умереть за Родину, а сделать так, чтобы солдаты противника умерли за свою. Не зря Луки числятся с некоторых пор городом воинской славы. Даже монетка такая есть, достоинством в 10 рублей. Видели, наверно?


За стелой в честь Эстонской дивизии, освобождавшей город, притаились в низине остатки старой крепости. Где-то здесь перелез через стену князь Курбский, предавший Ивана Грозного, чтобы убежать к полякам. Здесь же ходил Пётр Первый, размечая планы новых укреплений. Отсюда наши бойцы выбивали фашистов. Сейчас от крепости сохранилась лишь пара ворот и земляной вал, по гребню которого устроена широкая пешеходная дорожка, да стоит над теми воротами застывший в вечном броске на запад памятник-танк Т-34.


Впрочем, до танка мои спутницы не дошли. Сказали, ты, мол, иди, а у нас уже сил нет, мы тебя тут подождём. Сходил. Вернулся. Вывел их к пешеходному мосту через Ловать, чтобы не возвращаться к центральному мосту, автомобильному. Тот мостик интересный. Подвесной, весь увешанный свадебными замками, проходит он над городским пляжем и выводит к милому, хотя и несколько захламлённому, скверику. Там мы посидели на скамейке, передохнули, да и пошли на квартиру ужинать.


Девушки поначалу рвались ещё в какое кафе сходить, типа, посидеть, потанцевать, вот только, дойдя до дома, свой пыл поумерили, а потом и вовсе от этой бредовой затеи отказались. Ну, правильно, чай не по двадцать лет нам уже. И, к сожалению, даже не по тридцать.
Поужинали, посмотрели телевизор, да и разошлись по комнатам спать.


***
Утром собрались неспешно, сдали хату, зашли в знаменитый местный храм да и поехали в Пушкинские Горы, только не к великому поэту, а чтобы показать Олюшке тамошний частный зоопарк, в котором каких только зверей нет. Мы с Сашей там даже ёжика-эпилептика видели. Он бежал по клетке, вдруг упал, засучил лапками, захрипел, пена из пасти пошла. Думали, сдохнет, бедолага, но нет, быстро как-то оклемался зверёк, пену сплюнул, встал на лапки и дальше потрусил. А напарник у него вовсе был альбинос. Весь белый, он рыльца до кончиков колючек. Редкий вообще окрас.
Я надеялся и в этот раз на ёжиков посмотреть, но обломился. Их вообще нет в зоопарке, а там, где стояла их клетка, нынче вольер с сурками. Впрочем, это я отвлёкся.


Так Луках всё хорошо, вот только памятные магнитики на холодильник купить нам не удалось. Нет их нигде: ни в киосках Роспечати, ни в отделах канцтоваров, ни на рынке, ни в фотоателье. Или мы плохо искали?
Я уж потом магнитик у нас в Пскове заказал, с видом на город и воздушными шарами. Хотя, конечно, фестиваль воздухоплавания в июне проходит, а мы в конце июля были. Но красиво ведь!


***
Ещё когда мы в Луках в кафе сидели, я Саше Герасимову эсэмску отбил, типа, мы в Луках. «Ха, - ответил он, - не впечатлён. Луки — это не Париж».
Согласен, не Париж. Но нам там понравилось, а это главное. Выходит, не зря ездили, топливо жгли.


Что же до Валеры Н, то мы с ним так и не встретились. Он накануне сообщил, что убыл в командировку в Москву и приедет не скоро. Обломитесь, короче.
Жена, правда, предположила, что это он так от встречи с Олюшкой откосил, но это чисто её домыслы. Я-то своего друга подольше её знаю и уверен, что он от личного знакомства с женщиной увиливать не станет. Просто так получилось. Обстоятельства, как говорится, сильнее нас. Жаль, конечно, зато появился повод ещё раз посетить город Великие Луки.