Наш Вась и карась

Евгений Куманяев
Наш Вась и Карась.
Наша деревня, Семёновское, находится всего в четырёх километрах от города, рядом большой посёлок – Первомайский, другие деревни – Сычёво, Барановка. Разделяют нас поля принадлежащие раньше совхозу «Коломенский», а ещё, рощи и перелески, пруды и прудики – специально сделанные для орошения совхозных земель. Разумеется, на всех этих угодьях обитают большие и малые зверушки.

 Дикие и под присмотром, но их всё равно как магнитом тянет к нам на участки.
Крупнорогатые коровы, как бульдозером, убирали нам свёклу, бородатые козы шустро поедали капусту, ёжики выкручивали червяков прямо из-под лопаты, зайцы спали в картофельной ботве, лисы гоняясь за мышами, разрывали грядки. Ласки беспечно резвятся, пугая неожиданным появлением. Хорьки суют свой нос под двери.

Пернатые тоже гостили: сова дремала на крылечке, не обращая никакого внимания на людей, стаи соседских голубей размещались по всему коньку крыши, непрерывно воркуя и суетясь. Дрозды-рябинники, всей колонией сжирали вишню, и после красили серые бетонные дорожки как акварелью. Заползали к нам и ужи, маленькие и большие, всякие.

Но чаще к нам приходят соседские собаки и кошки. Как будто их дома не кормят, придут значит, поскулят, помяукают, пока не накормишь, и ложатся ковриком у крыльца, хоть ноги о них вытирай. Потом уходят.

Каких только кошек к нам не приходило! Рыжие, чёрные, серые, белые. Вислоухие, пушистые, гладкие. Обычные, мелкие и здоровенные. Тихие и спокойные, или наоборот непоседливые и шустрые.

И вот как-то раз пришёл к нам кот. Обычный кот, спокойный и незаметный. Об ноги не тёрся, в дом не лез. Сухой корм кушал и мышек ловил, молоко выпрашивал, а получив и налакавшись, вылизывал лапы на ступенях крыльца. И так день за днём проходил и остался, и прижился котик, стал откликаться, когда звали: "Вась, Вась, Вась".

И почувствовав себя хозяином в нашем саду, начал Вась свои порядки устанавливать. Для начала разогнал колонию дроздов, главному хвост оторвал и в плен утащил. Но есть не стал. Отдал его мне, перепуганного и безхвостого. Чихал, перья выплёвывая, награды ждал, молока конечно. Ласок к соседям в огород спровадил, ёжиков под дрова загнал, хорьков в поле.

Охраняя дом, ужа так «отметелил», что упала змея навзничь, рот открыт, язык висит.

Однажды я, поделившись обедом с котом, предложил ему жареного карася. Котик как-то весь подобрался, сел на задние лапы, передние потянул к рыбёшке, то сжимая лапу в кулачёк, то растопыривая пальчики. Так сидя на задних лапах и довольно урча, съел карасика.

Ну, съел и съел. Не придал я этому значения. Но, прошла неделя, и вдруг мой котик садится передо мной на задние лапы, передние вытягивает ко мне, сжимая и разжимая кулачки, заурчал так, как тогда, когда ел карасика. Вот те раз!
 
- Да ты рыбу просишь!

Котик продолжал сидеть на задних лапках, урча, сжимая и разжимая кулачки. Прямо в глаза глядел, урчал, лапки тянул. И было в этом взгляде что-то такое, словно он говорил со мной!

- Ну, хорошо! Будет тебе карась. Но! Давай договоримся! Я тебе рыбку, ты мне мышку! Согласен?

Он кивнул. Или показалось, что кивнул.

Свежая рыба на рынке есть всегда. На велосипеде туда и обратно минут двадцать. Каково же было моё удивление, когда приехав домой увидел на крыльце мышку. Вась сидел рядом. Я тоже сел! Протянул коту карася. Кот фыркнул, чихнул, замотал головой.

- Вась! Ты хочешь, чтоб зажарили?

Он сидел и смотрел в глаза, рядом лежала мышка. Мне стало неловко, и я пошёл чистить и жарить рыбу. На крыльцо дверь открыта и стоя со шкварчащей сковородой спросил:

- Вась! Тебе сколько карасей? Мышка-то одна.

Кот задумался. Повертел головой, облизнулся и скакнул в кусты смородины. Через минуту он притащил ещё одну мышку. Получил пару карасей, сел на задние лапки, передними держа рыбку, ел, урчал, мурлыкал и ел. Мне стало любопытно:

 Он что, считать умеет? Посмотрим, что будет завтра.

А утром, на крыльце лежали четыре мышки, а в сковородке было только три карася. Вась так посмотрел на меня, что я понял – он и считать, и писать умеет. Стало стыдно, консервы он не принял. Пришлось бросить всё и лететь на рынок, дабы не упасть в глазах кота.

 В глазах не упал - в канаву свалился. Спицы потерял, руль свернул, чуть карасей не упустил. Приехал, пожарил, и вот даю ему два. Он взял одного, на другого не взглянул даже. Характер!

И стал нам Вась мышей приносить, и честно на рыбу обменивать. Мышей на участке поубавилось. Разок стояли мы с супругой возле клумбы цветочной, цветы высокие, листья густые. Подходит кот, толкнулся носом в ногу, ещё толкнулся. Явно что-то хочет. А что? Может мышка в клумбе?
 
Взяв кота одной рукой под грудь, другой под пузо, перенёс его через листья и цветы, опустил между кустами. Поднимаю обратно, в зубах кота мышка. Вот виртуоз!

Так и живём. Вась приносит мышей, ест карасей. Про кота знают все соседи, в цирк можно не ходить, он и им фокусы с мышами показывает и меняет на лакомство. А не догадается какая бабуся рыбки ему дать, принесет живую мышь и выпустит ей под ноги. Лезь бабуся на табуретку и кричи на всю деревню. Уважения требует!


        фото автора