Коли семья в куче, не страшна и туча. Одним файлом

Надежда Почтова
Они познакомились на ходу. Стас спешил по делам. Целенаправленно шагал, не глядя по сторонам. Но при том, что он очень быстро шёл, впереди постоянно маячила, не приближаясь, женская фигура. Уже заинтересовавшись, он начал пристальней разглядывать её очертания. Женщина была стройна, по тому, как быстро и ловко она двигалась, казалось, что очень молода.

Чтобы убедиться в сделанных выводах, мужчина прибавил шагу, затем почти побежал. Когда поравнялся с женщиной, заглянул в лицо и понял, что ошибся, ей было по виду хорошо за тридцать. Но это вовсе не испортило впечатления, возраст нивелировался хорошо ощутимым зарядом бодрости и энергичности, исходящим от незнакомки. Кроме того, она была привлекательна и улыбчива.

Заметив пристальное внимание, женщина не смутилась, а доброжелательно улыбнулась, спросив: " Простите, мы знакомы?"

– Нет-нет! Извините, просто я думал,  никто не сравнится со мной в скорости передвижения, однако вы с легкостью это сделали.

– Просто я очень спешу.

– Давайте спешить вместе, тем более, нам в одну сторону.

– Согласна.

Последующий путь прошёл в ничего не значащих замечаниях о погоде и открывающихся видах.

***

Какая безнадёжность и уныние – многие годы отводить с сожалением взгляд от чужих детей, чтобы унять душевную боль и не терзаться лишний раз от осознания недоступности счастья!

Варя казалась малознакомым людям холодной и лишённой эмоций. Она не стремилась к общению с малышами, не участвовала в общих забавах. Сохраняла изо всех сил невозмутимость, чтобы не показать душевные терзания, настигающие её всякий раз в такие минуты.

Она очень хотела ребёнка. Время, проведённое в поликлиниках, общении с врачами, обследованиях и анализах сложилось уже  во многие годы,  потрачены немалые деньги. Самое обидное то, что всё это не приносило никакого результата. Любимый сначала утешал, потом стал попрекать. Через одиннадцать лет брака ушёл к другой женщине, узнав, что она беременна.

Варя тяжело переживала разрыв. Переехала в другой город, сменила место работы. Разочаровалась и в ней, и теперь подыскивала занятие по душе. Знакомая учительница сказала, что порекомендовала её услуги одной семье.

– Понимаешь, там трудная ситуация. Когда набирали детей в первый класс, посоветовали папе мальчика пока не отдавать его в школу, а либо прийти через год, либо оформить домашнее обучение, чтобы не терять времени. Ты ведь раньше начальные классы вела, к тому же имеешь и психологическое образование.

– А что с этим мальчиком не так?

– Около года назад в их семье произошла трагедия. На выходные уехали к родителям жены в деревню. Сыновья – погодки Глеб и Дима по приезду убежали с местными ребятами. Всей компанией забрели на поле, где накануне специальная техника собирала солому и закручивала её в рулон, скрепляя проволокой.

Мальчишки залезли на один из таких тюков. Кто-то достал сигареты и спички, предложив покурить. Пробовали, подражая взрослым, по очереди, кашляя и передавая курево из рук в руки. Когда враз полыхнул огонь, в панике кубарем скатились вниз.

Самый младший пятилетний Дима зацепился ногой за проволоку и застрял наверху. Брат тащил его изо всех сил, а вокруг со страшным треском всё больше разгоралось пламя. Не вынеся жара, испуганный мальчуган отступил. Не в силах поднять голову, повернулся и побежал вслед за остальными ребятами в деревню. Примчавшимся на место происшествия взрослым спасти малыша не удалось.

Глеб получил сильнейшую психологическую травму. У него развился комплекс вины. Да и мать не справилась с эмоциями. Обвинила в  случившемся сына, повторяя раз за разом, что он спасся ценой жизни Димы, так как не имел права бросить брата.

Муж заступался за ребенка, пытаясь образумить женщину, тогда она возненавидела и его. Списалась со своей подругой, обосновавшейся в Америке, и укатила к ней. Сказала на прощание, что только это поможет ей справиться с депрессией и начать на новом месте жизнь заново.

После такого предательства мальчик замкнулся ещё больше. За прошедший год он понемногу заговорил, но до сих пор очень подавлен и не улыбается никогда. Не может быть и речи о том, чтобы в таком состоянии начинать обучение в школе, тут нужен специальный подход и индивидуальное обучение.

– Бедный ребёнок,  с таким справиться и взрослому не под силу!

– Вот именно! Ну что, возьмёшься?

– Конечно, как можно не помочь в такой ситуации!
 

***

Открывший дверь мужчина оказался недавним знакомцем.
– Это вы?  – смешалась Варя, – я по рекомендации.
– А вы педагог? Хотя, возможно, даже лучше, что мы видимся не впервые. Что ж, проходите. В прошлый раз не познакомились, зато узнали теперь друг о друге заочно. Я Макс. Вам ведь рассказали уже о нашей беде?
– Да, в общих чертах. Но хотелось бы узнать о мальчике побольше. Я попрошу и вас, и его называть меня Варей, чтобы легче было установить доверительные отношения. Надеюсь, мы подружимся.

Во время знакомства мальчик безучастно смотрел в пол, никак не реагируя на слова женщины. Это повторялось и в следующие визиты учительницы. Но она не торопила события, терпеливо и спокойно говорила обо всём, что придёт в голову. И настал день, когда воспитанник обрадовался её приходу, потом постепенно разговорился.

Через месяц начались занятия по школьной программе. Глеб оказался сообразительным и любознательным, с удовольствием впитывал в себя знания. Варе очень нравилось такое рвение. Она привязалась к ученику, старалась кроме школьной программы заинтересовать ребёнка дополнительной информацией.

Искренне сопереживая, старалась своим теплом растопить заледеневшее сердечко. Окружила питомца нежностью и заботой, чтобы он отрешился от страшных воспоминаний и вернулся в детство.

***

Настал момент, когда Глеб сам заговорил о мучавших его чувствах.

– Варя, моя мама не любит меня?

– Почему ты так думаешь?

– Она сказала, что я жив, а Димы нет, что вместе с ним сгорела и её любовь.

– Ну что ты, Глебушка, не могла она сказать такое! Просто от горя неправильно выразилась. Мама очень любит тебя, но сейчас ей тяжело. Должно пройти некоторое время, чтобы она оправилась от потрясения.

– Она не хочет больше видеть меня?

– Конечно же, хочет и скучает по тебе.

– А почему тогда уехала?

– В Америке хорошие доктора, которые сумеют помочь твоей маме. Она вылечится и обязательно вернётся!

– Правда?

– Я обещаю тебе!  – Варя обняла мальчика, поглаживая его по голове.

– Ты хорошая, как фея из сказки, – он вздохнул, – и мама хорошая.


Дождавшись Стаса, Варя рассказала ему о беседе.

– Мальчику не хватает положительных эмоций, он совсем не улыбается. Может быть, ты свяжешься с женой и попросишь её поговорить с Глебом?

– Варя, я вижу произошедшие с сыном перемены и рад его успехам. Я очень благодарен тебе за проделанный колоссальный труд. Но прошу не заводить разговора о Марине. Она сделала свой выбор, бросив и меня, и ребёнка.

– В тебе говорит обида. Но состояние мальчика важнее. И Марина должна понять, как важно её участие в судьбе Глеба.
– Можешь поступать, как тебе заблагорассудится, я отказываюсь участвовать в этом.

– Как мне связаться с ней?

– Номер телефона она сменила. Можно попробовать найти через социальные сети. А чтобы растормошить Глеба, предлагаю сходить в парк с аттракционами.


Они хорошо провели время, в этот день Глеб впервые улыбнулся.  Потом Варя свозила его на конеферму. Вечером переполненный эмоциями мальчик рассказывал о поездке отцу.

– Пап, там так классно! Я кормил коней. Они горячие, с умными глазами и мягкими губами! А потом я ездил верхом, сначала с тренером Сергеем, а потом один. Можно, мы ещё поедем?

– Конечно, раз тебе так нравится там!


Вскоре позвонила Марина.

– Здравствуй, сыночек!

– Мама, это ты? Ты уже не сердишься на меня?

– Нет, милый! Прости меня. Ты не виноват.

– Я не хотел, просто испугался.

– Да, я знаю.

– А когда ты приедешь?

– Я обязательно приеду, только позже.

 – Алло, мама! Мама!

Мальчик протянул трубку: "Гудки!" Варя успокоила его: "Понимаешь, там плохая связь, поэтому она и не могла раньше позвонить. Подожди ещё немного, всё наладится!"


Вечером Глеб не отпускал учительницу.

– Не уходи, я опять увижу этот сон!

– Расскажи, что ты видел?

– Всё время одно и то же: огонь и громкий крик Димы. Мне страшно. Я не хотел. Я виноват перед Димой.

– Ты не виноват. Так случилось, и теперь уже ничего нельзя исправить. Дима давно простил тебя.

– Правда?

– Конечно. Ведь он любит тебя. А теперь ложись и засыпай, я буду рядом. Я тоже люблю тебя, ты славный добрый мальчик!

Варя поцеловала Глеба, взяла за руку и сидела рядом, пока тот не уснул.



Следующей весной мальчик успешно сдал экзамены и был зачислен сразу в третий класс. Осенью его провожали в школу мама с папой и Варя с Сергеем. Марина смущенно шепнула Варе: "У нас будет ребенок! Будешь крёстной матерью?"

– Конечно! Я так рада за вас! А Глеб знает?

– Да, он уже ждёт брата.

– А у нас с Сергеем тоже будет мальчик. Я ведь уже и надеяться перестала. Это просто чудо!

– Ты его заслужила. Только благодаря тебе наша семья одолела все невзгоды, и мы снова вместе.

– Просто в вашей семье жива любовь, и скоро её станет ещё больше!