Экзамен

Тамара Деменкова
Сколько экзаменов нам приходится сдавать? Много! Как-то я пыталась посчитать, на второй сотне сбилась. Только выпускных в школе у нас было одиннадцать и это меньше, чем в других школах, потому что не сдавали иностранный язык.  Не было учителя. Вернее была, но без специального образования. На работу приняли выпускницу городской школы. Да, такое практиковалось. И в десятом классе мы учили немецкий язык по учебникам седьмого класса, а в аттестатах о среднем образовании ставился прочерк.
 
Письменный экзамен по математике  я списала у одноклассницы,  а на устный мне занесли шпаргалку. С этим предметом у меня были очень напряженные отношения. Физику мы сдавали за месяц до официального начала выпускных экзаменов, потому что учителя призвали в армию. Учебник химии мы тоже разобрали на составные части. Наша учительница химии влюбилась в школьного водителя, и целые уроки страдала у окна в коридоре, глядя, как он ремонтирует старый автомобиль. Литературу вела учитель утверждавшая, что Алексей и Лев Толстые – родные братья! Историк рассказал, что японцы, если их сильно обидят, делают себе  "хири-хара" (харакири).

В институте мне было интереснее и легче учиться! Интересно было почти все, кроме научного коммунизма, предмета очень занудного!

Но вот, пришло время, когда мне самой пришлось принимать экзамены… Итак,   городская средняя школа… 8 класс. Первая группа, в которой обычно были сильные ребята,  довольно быстро подготовились и ответили. Со второй группой входит Таня, озорница и хохотушка,  берет билет, называет номер и спрашивает:
- А можно сразу отвечать?
Комиссия не возражала. Я подошла к ученице, чтобы помочь подобрать карты к ее ответам. Взглянула на билет и сердце упало ниже первого этажа. Это был ДРУГОЙ  билет!  Вернулась к столу с экзаменационным материалом, поправила бумаги, нашла ее билет, вместе с атласом передала девочке. Она не останавливаясь ни на минуту, продолжала рассказ. Директор школы, председатель комиссии, была в восторге и предложила поставить за ответ пятёрку! Конечно, никто не возражал, только у меня руки дрожали.

Через несколько лет произошел еще один занимательный случай. Мой класс сдавал географию, председатель комиссии – директор школы, тоже учитель географии. Очень любила задавать дополнительные вопросы, устраивать «мозговые атаки». Дети сильно волновались. И было отчего! Если у девочек не было проблем с учебой, то у мальчиков количество проблем зашкаливало! Практически в полном составе они входили в юношескую сборную города по баскетболу. В свободное время я напрашивалась к ним на уроки физкультуры или тренировки. Восхищало, как не глядя, они отдавали мяч точно в руки или, находясь даже спиной к кольцу, не промахивались. Постоянные сборы и соревнования отнимали много времени.
 
Но вот начался экзамен! Первая группа – девочки, которые легко расправились с заданиями, вторая группа – мальчики. Вытянули билеты, сели за парты, готовиться к ответу и тут, в кабинет заглянула секретарь и вызвала директора к телефону. Пока ее не было, я с учителем-ассистентом приняла несколько человек.
Вот вышел отвечать самый лучший спортсмен, центровой нашей команды, но самый слабый ученик. Едва он присел на стул, открылась дверь и в класс вошла директор. Поднимаю глаза на юношу. Никогда в жизни я не видела такого белого лица! Всё! Катастрофа! Сейчас он не вспомнит даже своё имя!
- Ну что же! Неплохо! Молодец!
Поворачиваюсь к директору:
- У Вас будут вопросы?
Та отрицательно покачивает головой.
- Хорошо, Саша, отдыхай!
И Саша, шаркая ногами словно на лыжах, выходит из кабинета.  Дети, которые оставались в классе, никак не отреагировали на этот эпизод! Не только я за них переживала, но и они друг за друга.

С того времени, как ввели ЕНТ  (в России ЕГЭ),  все стало гораздо хуже. У  детей и учителей нет времени на изучение предмета,  происходит  «натаскивание»  детей  на правильный ответ. Хорошо, что у некоторых  ребят есть возможность изучать географию  на своем опыте, в путешествиях.  А через их рассказы и фотографии и для меня  «оживает»  география