Свидание с Пиросмани

Юлюбарский
Это сейчас можно найти тучу информации о великом Пиросманишвили. И в Сети...
А в начале 60-х... В Союзе он был абсолютно неизвестным, по крайней мере в РСФСР.
Послали меня, зеленого выпускника МЭИ, в командировку в Тбилиси. И я в свободное время зашел в Музей живописи. Походил по пустым залам - соцреализм, герои труда..

И вдруг - я не понял, что это. Глаза! Люди, звери - с людскими глазами. "Медведь в лунную ночь" - чистая мистика. "Охота на медведя в Сибири" - охотник (в мехах) верхом на олене стреляет из ружья в белого медведя, сидящего на сосне - красная кровь из раны. И "Кутежи князей". И "Ортчейская красавица" - художник хотел нарисовать женскую грудь и не смог изобразить объем - получились два полукруга...

И это не холсты - очень старая клеенка. На табличках "Н. Пиросманишвили". Спросить не у кого.
Так и ушел.

А где-то через год купил журнал "Курьер ЮНЕСКО" (это было единственное продающееся у нас международное издание на русском языке). А там статья о Пиросмани (иллюстрации черно-белые). Оказалось - это художник-самоучка начала века. Голодный грузин - писал вывески для духанов за еду.
 И это такое течение в живописи  - примитивизм (во Франции Руссо "Таможенник").

 Но это первое впечатление со мной на всю жизнь