Заповедь любви 17. Келейные записки иеромонаха С

Дмитрий Красавин
Келейные записки иеромонаха Серапиона
Тетрадь вторая

Ермолай и его пляски

Где находится родник, я не знал и только подумал о том, чтобы спросить дорогу у кого-нибудь из местных, как ко мне подошел паренек лет двадцати. Он был довольно прилично, не по-деревенски одет – в модной жилетке с продетой в петлю серебряной цепочкой, при галстуке и в сапогах с «моршиной». Что-то в его продолговатом лице с пробивающимся под носом и на подбородке пушком мне показалось знакомым.
– Если не ошибаюсь, вы – Михаил Ефимович Кондаков из Петербурга? – спросил он, смешно расшаркиваясь, но стремясь при этом выглядеть достойно и независимо.
– Не ошибаетесь, – ответил я, пытаясь припомнить, где и при каких обстоятельствах мог с ним встречаться.
– Ермолай Ферапонтович Барыгин, – представился юноша и протянул мне руку.
– Здравствуйте, Ермолай Ферапонтович, – ответил я, подавая ему свою ладонь.
Он торопливо обхватил ее своими тонкими пальцами:
– Покорнейше прошу извинить за вчерашнее.
– Ах, – после секундного замешательства догадался я, – вы племянник Александра Егоровича Крилова и должны были меня встретить на дебаркадере. Не так ли?
– Именно так-с, – подтвердил юноша. – Дядюшка уже сделал мне выговор за неисполнение наказа. Сегодня мне дан шанс оправдать себя. Прошу простить, сжалиться и поехать со мной к дядюшке – он ждет нас. И Акварель тоже.
Ермолай жестом показал на привязанную к коновязи невдалеке от монастырских ворот гнедую кобылу, впряженную в необычную для наших северных краев бричку на высоких рессорах. Кобыла лениво пережевывала сено из подвязанного к ее морде холщового мешка и изредка помахивала хвостом, отгоняя еще не слишком назойливых мух. В бричке, запрокинув голову к солнцу так, что большая черная коса свисала до колесного обода, неподвижно и расслабленно полулежала девица в холщовом сарафане.
«Ба, да ведь это та самая певунья со звонким голоском, что вчера босиком отплясывала на волжском берегу, – пронеслось в голове. – А племянник Александра Егоровича, – догадался я, откуда мне знакомо его лицо, – балалаечник, который в новеньких сапожках отплясывал сначала перед этой девицей, а потом перед богатой пассажиркой. Вот как все поворачивается!»
Но, так или иначе, ехать сегодня с Ермолаем в Ефаново* я не мог, о чем ему и сообщил.
– Мне от дядюшки попадет – ждет нас, – просительно загнусавил в ответ паренек.
– А я ждал вас вчера.
– Поверьте, моей вины в том нет. Я все объясню.
– Даже если объясните, не смогу сейчас поехать.
– А когда сможете?
– Не знаю.
– Мне все равно хотелось бы объясниться, чтобы не было непонимания.
Я промолчал – времени до встречи с игуменьей было достаточно. Вот только перекусить страсть как хотелось – с утра кроме просфоры, полученной при причастии, во рту ни маковой росинки.
– Пройдемте к бричке – у меня там молочко припасено, хлебушек, пирожки, – все тем же просительным тоном гнусавил юноша. – Винцо есть деревенское, если желаете.
«Как все сегодня ладно получается, – подумалось мне. – К игуменье не знал, как подойти, – она со мной первая заговорила. Забеспокоился, что ее другие люди отвлекают, – те в сторону отошли. Под ложечкой от голода засосало – пирожки предлагают. Что ж, от даров судьбы не отказываются».
Мы подошли к бричке.
– Глаша! – окликнул Ермолай расслабившуюся под теплыми лучами девицу, – сходи к сестрице в монастырь, посудачьте о чем-нибудь полчасика, мы тут о делах поговорим.
Глаша открыла глаза, ойкнула, увидев меня и, оправив на себе платье, плавно сошла с брички на землю. В этот раз она была обута. Но что это за обувь – разношенные лыковые лапти, надетые поверх онучей. Правда, онучи были одного цвета и той же фактуры, что платье, это говорило о наличии у девицы вкуса.
Ермолай предложил мне устраиваться в бричке, отстегнул у лошади мешок с сеном, привязал его позади сидений, а мне подал из дорожного ящика корзину со снедью и посудой. Сам забрался на козлы, развернувшись ко мне лицом. Глаша, беспрестанно оглядываясь на нас, пошла к воротам монастыря.
Припасов в корзине хватило бы человек на пять. Я налил в алюминиевую кружку молока из большой трехлитровой бутыли, отломил ломоть ржаного хлеба и с удовольствием приступил к своему позднему завтраку.
Ермолай, собравшись с мыслями, начал свое оправдательное повествование издалека.
– Мои родители – люди бедные, а братьев да сестер одиннадцать человек. Прокормить такую ораву им было не под силу, вот и отдали меня в семью дядюшки – у Александра Егоровича-то с тетей Нюшей детей не было и нет. Баловали меня поначалу. А как вырос, дядя корить меня стал, что не в его масть пошел – жилки предпринимательской нет. За что корить, если сам баловал? Балалайку подарил. Через нее я сызмальства пляски да частушки полюбил, а потом и с Глашей сошелся. Сказал о том, а он осерчал. У самого, говорит, в голове одни танцульки, и невесту-голодранку под стать себе нашел! Тетушка за нас с Глашей заступаться стала, так он и на нее цыкнул. Я, говорит, думал приумножателя капиталов вырастить, а не прожигателя. Помру – все пропляшут со своей лапотошницей, и тебе – это он тетеньке – куска хлеба не оставят. Сказал, что если я за ум не возьмусь, то лишит меня всякого наследства. Позже отошел немного и поручил, как последний шанс для оправдания, сразу два дела: вас встретить и Марфу Игнатьевну плясками да частушками восхитить, чтоб установить с ней более тесные отношения, привлечь, так сказать, к себе, вскружить голову и обвенчаться с ней.
– Марфа Игнатьевна – это та дама с кружевным воротничком, перед которой ты вчера выплясывал, а потом в центр круга вывел? – поинтересовался я, вытирая платком губы.
– Она-с. Одним пароходом с вами прибыла. Я краешком глаза видел, что вы ждете меня на дебаркадере.
– Так чего ж не подошел?
– Я же говорю вам, даму обхаживал.
– Так эта дама почти вдвое тебя старше!
– Зато вдова-с, и землицы у нее поболее, чем у моего дяденьки. К тому же восемь десятин – по соседству с дяденькиной землей. Дяденька считает, что это хороший шанс пристроить меня, ибо Марфа Игнатьевна – баба хваткая, не позволит профукать капиталы.
– Значит, Глаша теперь побоку, – резюмировал я услышанное и сложил платочек в карман.
– Все зависит от вас.
– ???
– Если вы поедете сейчас со мной к дядюшке, допустите до дел и поможете проявить себя, то дядюшка, возможно, переменит свое мнение обо мне и позволит жениться на Глаше. Со своей стороны, смею вас заверить, что я стал человеком ответственным и буду стараться во всем вам угодить.
– Какой же ты ответственный, если пустякового поручения не выполнил – не встретил меня на дебаркадере? Послал бы кого сказать – ждать или нет.
– Я же вам объяснял, что занят был – увлекал Марфу Игнатьевну. И к тому ж полагал, что вы тоже к нашему кругу подойдете. Все говорят, что я и плясун, и балалаечник от Бога – как же можно было мимо пройти? А когда увидел, что вы пропали, по всей Мологе потом искал.
– Глаша тебя любит?
– А как же!
– Давно ты с ней гуляешь?
– С год, пожалуй.
– И ты считаешь ответственным поведением обнадежить девицу, скомпрометировать ее своим гуляньем с ней, а потом в сторону увильнуть?
– Так я же еще не увильнул и не хочу этого делать – все зависит от вас!
Мне стало жалко и Глашу, и Александра Егоровича, и Марфу Игнатьевну; да и этого инфантильного юношу, который в двадцать лет не хотел и не умел распоряжаться своей жизнью, а значит, пока не захочет и не научится, был обречен обижаться на всех и на вся, попрекать других в собственных несчастьях и без конца перед всеми оправдываться. Незавидная судьба. Нравоучения тут бесполезны – разве что встряска хорошая. Но тряхнуть должно хорошо!
– Ладно, – подвел я черту. – Встречай меня у Святых ворот после вечерней службы. Обещаю определиться со своими планами.
– Давайте встретимся не у Святых ворот – они закрыты будут, а у выхода из Успенской церкви со стороны Подмонастырской слободы. Вечерняя служба в храме Успенья Божией Матери проходит, чтобы миряне на монастырский двор попусту не заходили, монахинь не беспокоили.
– Договорились, – согласился я, спрыгивая c брички на землю.

*Деревня Ефаново расположена в двух верстах к югу от села Веретея, бывшего до революции волостным центром. В настоящее время входит в состав Веретейского сельского поселения Некоузского района Ярославской области.

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/08/15/538

К аннотации и оглавлению http://www.proza.ru/2018/08/19/768