Гений по инстинкту

Владимир Руссь
                МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ
                (1800-1848)
                Актер


000
В труднейшем изящном искусстве предупредить свой век и смело побороть его предрассудки – есть подвиг великий.
(С.Т. Аксаков)
000
Его искусство – вдохновение.
(С.Т. Аксаков)
000
Ничто лучше не доказывает самобытности его таланта, как смелое введение простого разговора на сцене и упорное его продолжение.
(С.Т. Аксаков)
000
Гений мой слишком слаб, слишком ничтожен, недостаточен, чтобы достойно описать игру сего неподражаемого актера, сего неподражаемого героя, сего великого артиста драматического искусства.
(В.Г. Белинский)
000
Мочалов выразил самое таинство, сущность сценического искусства.
(В.Г. Белинский)
000
Он всегда находился в зависимости от расположения своего духа: найдет на него одушевление – и он удивителен, бесподобен; нет одушевления – и он впадает не то чтобы в посредственность – это бы еще куда ни шло, – нет, в пошлость и тривиальность.
(В.Г. Белинский) 
000
Первый, лучший трагический московский актер, единственный соперник Каратыгина.
(В.Г. Белинский)
000
Торжество его искусства состоит не в том только, что он в одно и то же время умеет возбуждать и смех и слезы, но в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить и рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса, как Мочалов заставляет их рыдать и трепетать от страданий принца Гамлета или полководца Отелло.
(В.Г. Белинский)
000
Человек, который творил около себя миры одним словом, одним дыханием.
(Ап. Григорьев)
000
Трагизма жертва, жрец и властелин.
(Ап. Григорьев)
000
Мочалов дик в обществе порядочных людей.
(А.И. Писарев)
000
Мочалов был по природе страстный, чуждый всякой рефлексии человек.
(А.А. Фет)
000
Он только тогда и хорош, когда не рассуждает
(А.А. Шаховской)
000
Это гений по инстинкту; ему надо выучить роль и сыграть; попал, так выйдет чудо; не попал, так выйдет дрянь.
(А.А. Шаховской)
000
Голова его с черными вьющимися волосами, могучие плечи особенно поражали, а черные глаза казались замечательно выразительными. Лицо его было создано для сцены. Красивое и приятное в спокойном состоянии духа, оно было изменчиво и подвижно – настоящее зеркало всевозможных ощущений, чувств и страстей.
(А.А. Ярцев)