Золотая клетка

Анна Милушкина
Клетки бывают деревянные, пластмассовые, стеклянные (аквариум), величиной с комнату, город, страну, а то и во всю планету, но это уже крайний случай для …прыжков с небоскребов без парашюта!
Я расскажу реальный случай, произошедший со мной в ранней юности, когда очень хотелось  увидеть то, что пряталось там за гранью горизонта.
И вот я в поезде, еду в сторону  границы с Турцией. Ночь. Все спят. Вдруг включается свет, и по радио передают: «Приближаемся к границе. Проверка документов!» Поезд останавливается. В купе входят пограничники. Пассажиры нервно начинают искать паспорта, дрожащими руками протягивают их патрулю. А я даже не предполагала о такой процедуре, спросонья никак не могу вспомнить, куда я засунула паспорт, все перерыла в чемодане на виду всего купе и пограничников. Старший наряда попросил успокоиться, указал на сумку под столиком: «Это ваша?»   Я растерянно улыбнулась: «Да, моя!» - «Может в ней?» - «Может!»- закончила я диалог под смешок присутствующих. Паспорт действительно там оказался. Старший долго рассматривал, задавал проверочные вопросы: «Как вас зовут? Откуда едете? Зачем? Есть ли у вас приглашение в гости?» Короче, мне сказали, что раз нет приглашения, то мне нельзя ехать до места назначения.
А я ехала в один из хлопководческих совхозов, о котором узнала из газеты «Комсомольская правда», там была помещена статья о знатном бригадире хлопкоуборочной бригады, очень красочно описавшей свою работу и приглашавшей молодежь к себе в совхоз, в ту республику (Таджикистан). Я, конечно, разревелась в три ручья, не зная, что предпринять в той ситуации.
На мое счастье в купе ехала женщина из Нурека, пригласила меня в их город, короче взяла шефство над моей дальнейшей судьбой. В Нуреке я прожила в доме этой женщины целый месяц, исполняя роль няньки ее младшей внучки, которой не было и года.
К несчастью, работы для меня не нашлось, так как в город приезжали большей частью сезонники, зимой происходил очень заметный отток рабочей силы. А я приехала как раз в этот момент, по-моему, или в конце сентября, или в начале октября.
Что из утешительного для души: увидела, как строилась Нурекская ГЭС на  горной реке Вахш, был вырыт глубокий котлован для будущего искусственного водоема и плотины. Даже попала в очень опасную для жизни ситуацию. Прозвучал сигнал покинуть место взрывов в ближайших укрытиях, а я не поняла, куда бежать, и как в любых приключениях, устремилась прямо в логово опасности, то есть туда, где были заложены взрывчатые вещества  для подрыва. Помню, какой-то рабочий в каске на отдалении от меня грозил мне кулаком и страшно крыл матом, эхом донесло: «…мать твою…» Вдруг кто-то сзади схватил меня за плечо и сильно дернул книзу, я упала, а этот кто-то прикрыл меня собой. На время я оглохла от адского грохота в ушах, долго не могла прийти в себя. Этот кто-то оказался молодым парнем, но старше меня, он что-то говорил, но я молча качала головой, он понял, что меня в некоторой степени контузило, чуть ли не на руках вынес меня в безопасное место, откуда-то появилась в кружке вода, брызнули мне в лицо…
Так как работы не было, быть иждивенцем у добрых людей было стыдно, решила уехать домой, мне насобирали денег на дорогу (мол, за то, что нянчилась с ребенком, понимая, что я просто так не возьму), напекли мне подорожников.
И вот я последний раз гуляю по Нуреку. Город очень красив в любое время суток, очень ярко освещен ночью, так как расположен в долине меж огромных и высоких гор. В темное время только звезды и Луна могли быть ориентирами при движении по улицам, тогда все окружающее казалось бы  чем-то фантастическим  и очень ужасным.  Горы со всех сторон окружали город, но мне, выросшей хоть и в краю лесов,  не хватало  лугов и степей с их необъятными просторами, с вечно убегающим вдаль горизонтом. То есть Нурек был для меня буквально золотой клеткой: ко мне все хорошо относились, готовы были предоставить жилье на межсезонье, а по весне предложить работу. Но я не смогла вынести вот эту кручу гор над головой, закрывших  огромную часть неба и суши, придвинувших «удавку» горизонта почти к самому горлу. Я стала задыхаться… Спасение было только одно: бежать со всех ног назад домой…
Такое повторялось не раз потом в жизни, когда я пыталась навсегда (как мне тогда казалось), покинуть свой родной город, но всякий раз возвращалась в него, не выдержав даже двухмесячной разлуки с ним… Здесь я живу свободной птицей с расправленными крыльями, могу по своей воле на сутки, неделю запереться в четырех стенах по разным причинам, но и всегда, опять же по своей воле, покинуть свой добровольный плен. Так что золотая клетка не по мне…
18.08.2018
14:47