Хорошее настроение кружило в воздухе

Наталья Коноваленко
    Майя Алексеевна редко стриглась у одного и того же парикмахера: ей нравилось наблюдать разных людей в работе  и общении. Неожиданный эффект причёски, проявляющийся время от времени, отнюдь не шокировал, поскольку она относилась к этому с чувством юмора и самоиронией.
        В этот раз она запланировала подстричься до завтрака, пораньше. Её клиентский выбор пал на женщину средних лет, а рядом в ожидании работы скучала, уставившись в экран  плоского телевизора, экстравагантного вида особа, в кружевных чёрных лосинах, яркой стильной тунике и эффектном фартучке. На её голове пышным кустом торчали во все стороны малинового цвета короткие волосы. Немного посочувствовав героям сериала, она ушла за ширму и занялась своим макияжем.
          Едва парикмахер Майи Алексеевны принялся за стрижку,  как распахнулась входная дверь, и сочный мужской голос произнёс:
- Здрасьте! А Катерины, чё - нет сегодня?
- Есть, марафет наводит, - успокоила мужчину кассирша.
- С чего бы это? – удивился мужчина.
- Я что ли не женщина? – возмутилась из-за ширмы Катерина.
- Может, замуж собралась?
- Я там  уже была, во - как хватило! – с вызовом ответила Катерина, выглянув  из-за края ширмы и сделала жест ребром правой руки поперёк шеи, показывая, до каких пор ей хватило замужества.
- Да когда это было? Небось, забылось всё, - язвительно заметил мужчина.
- Такое не забывается! – парировала Катерина.
- Вот-вот! – обе парикмахерши и кассирша дружно и невпопад стали подтверждать свои восклицания тем, что было близко каждой. Мужчина, довольный полученным эффектом, громко захохотал.
          Майе Алексеевне тоже стало весело, она смотрела на ловкие руки парикмахерши и улыбалась: хорошее настроение началось с самого утра. Чтобы не растерять это чудесное ощущение, она решила сегодня же пойти на выставку картин молодых художников, куда собиралась уже неделю.

          Пригласив для компании  коллегу Надежду Владимировну, уже через час Майя Алексеевна с удовольствием рассматривала работы молодых авторов,  медленно переходя от картины к картине. Особенно понравились  ей два пейзажа. На первом полотне всё было выдержано в тёплом  колорите: откуда-то  сверху пробивался солнечный свет, который золотыми бликами озарял старый дом, и падающие  длинные тени деревьев узкими полосками ложились на зёмлю. От картины словно веяло летним ветерком той самой поры детства, когда рядом жили дорогие и близкие люди - мама, сёстры, бабушка…
         На второй картине была река, а на берегу  и в воде – кони, которые пили воду. На них сидели мальчишки. Сюжет не нов, но мастерски прописан и тоже напомнил Майе Алексеевне, как в юности ей  нередко приходилось пасти деревенских коров,  а соседский мальчишка объезжал стадо верхом на лошади.
       «Почерк один, а  кто автор?» - подумала  Майя Алексеевна и наклонилась поближе к раме, чтобы рассмотреть,
          - Глеб Савельев, - медленно прочитала она, удивляясь.
           Её коллега уже перешла к  следующей картине.
- Надежда Владимировна, - позвала  её Майя Алексеевна, - помните Глеба-художника из школы, в которой мы начинали учительствовать, из класса Веры Петровны? Этому выпуску сейчас уже лет по двадцать семь. Это его работы! Ни одного конкурса  у меня не пропускал,  все кружки рисования посещал – где и время находил?
- Вот и результат, – откликнулась Надежда Владимировна, возвращаясь,- молодчина! 
          Майя Алексеевна подошла к журналу отзывов и написала несколько слов о том, как ей понравилась выставка, особенно картины Савельева.
           Неожиданно зазвонил телефон.
- Майя Алексеевна, это из библиотеки. У вас встреча с детьми сегодня будет не в гостиной, как договаривались, а в читальном зале. Мы уже предупредили организатора.
- Ой, спасибо, что напомнили об этом, спасибо! – искренне обрадовалась  Майя Алексеевна, потому что разговор об этой встрече шёл ещё месяц назад – как-то всё уже улетучилось из памяти. Она попрощалась с Надеждой Васильевной и  поспешила домой, чтобы захватить книжки.
«Если бы не звонок, могла вообще не вспомнить и не придти. Вот стыдоба-то, - сокрушалась она, подходя к остановке. - И как удачно я сегодня причёску сделала!»
 
      Майя Алексеевна всю жизнь сочиняла стихи. За долгие годы это занятие для души переросло в абсолютную необходимость в качестве источника хорошего настроения. 
      Строфы будущих стихов настигали её везде: в автобусе,  в магазине, на прогулке, дома, на переменках и даже во время уроков.  Она работала учителем рисования - и вдохновляло  её многое: красота природы, погода, чей-то случайный взгляд, разговор, поведение.
          Временами  ей казалось, что она даже думает в рифму. Когда появились внуки, неожиданно стали проситься на бумагу стихи детские, и незаметно для себя Майя Алексеевна стала известным в городе детским поэтом,часто общалась с юными читателями в библиотеках или в школах, отмечая на календаре время и место встреч. 
         Несколько книг она обычно дарила  детям, которые внимательно слушали, или читали свои стихи, или просили подарить. Остальные ребята выбирали себе стихи по желанию из тех, что всегда имелись  у неё в запасе на отдельных листах.

           К библиотеке Майя Алексеевна шла по широкой  ухоженной аллее, влажный тротуар которой быстро подсыхал под  ярким весенним солнцем. Идущая в нескольких шагах  впереди неё женщина внезапно остановилась, подняла что-то с дорожки и аккуратно переложила за бордюр клумбы, где только-только проклюнулись крепкие зелёные ростки цветов.
           Майе Алексеевне стало любопытно, что бы это могло быть? Она перешла на ту же сторону и вгляделась в клумбу. Там лежал обычный представитель дождевых червей, довольно крупный. Видимо,  тёплые лучи выманили его из прохладного убежища, и он заполз на прогретые  солнцем плитки тротуара, не зная опасности.
«Какая прелесть,  - умилилась Майя Алексеевна, - не побрезговала, взяла, что называется, голыми руками  - и спасла червяка!»
        Она продолжила путь, улыбаясь.

        Навстречу медленно  шла молодая мамочка с малышом лет четырёх. Мальчик сосредоточенно держал в руке ниточку шарика, наверное, только что купленного в киоске. Вдруг шарик встрепенулся,  выскользнул и медленно поднялся вверх, задержавшись над скамейкой в ветвях дерева. Достаточно высоко, чтобы кто-либо из гуляющих поблизости людей мог достать.
       Малыш остановился, растерянно посмотрел на свою опустевшую ладошку и заплакал так горько, что  Майя Алексеевна тоже остановилась, надеясь помочь его маме утешить ребёнка.
         И тут сзади раздался резкий звонок велосипеда. Все трое повернулись на звук и увидели парня, который уже успел соскочить со своего «коня», подбежать к скамейке, легко подпрыгнуть на ней и ловко поймать за длинную ниточку сбежавший шарик.
         Так же стремительно он преодолел расстояние до мальчика и, протянув ему обретённую ценность, весело сказал:
- Держи, друг! Не теряй больше!
- Спасибо вам огромное!-  вдогонку воскликнула мама малыша, потому что парень уже нажал на педали, взмахнул рукой в ответ, и через мгновение оказался далеко впереди.
- Какой славный молодой человек, - сказала Майя Алексеевна. – А ещё говорят, что молодёжь у нас испорчена. Нормальная молодёжь, отзывчивая!
«Что-то везёт мне сегодня на добрых людей», - подумала она, поворачивая к библиотеке.
       Хорошее настроение кружило вокруг весёлым ветром, щебетом птиц,  бескорыстными поступками отзывчивых людей.

       В читальном зале всё было готово: расставлены столы и стулья, на столике для Майи Алексеевны в высокой вазе красовались тюльпаны.
       Она достала книги, разложила стопками, и тут в зал вошли дети.
«Какие разные по возрасту, - удивилась Майя Алексеевна, - что же организаторы не взяли ребят из одной параллели?»
       Она быстро стала листать книги и делать закладки, чтобы интересно было всем. 
       «Ничего, мне не привыкать. Хорошо, что и взрослые книжки захватила,- подумала она, взглянув на девушек  и юношей в третьем ряду. На вид им было лет шестнадцать – семнадцать.
       За руку с учительницей шли совсем маленькие девочки,  видимо, первоклассницы, а за ними - ещё двое, такие же.
       «Эти совсем крохи, - вздохнула Майя Алексеевна,  перебирая книжки, - для них нужно отсюда». Она раскрыла детский сборник.
        Вошли дети непривычно - слишком тихо. Поздоровались тоже негромко. Бесшумно заняли стулья. Майя Алексеевна внимательно посмотрела на эту странную группу и невольно пересчитала ребят. «Восемнадцать, - отметила про себя, - половина – из средней возрастной группы».
       Майя Алексеевна поприветствовала всех  присутствующих и стала говорить о том, что язык поэзии знаком каждому человеку  с первых лет жизни. Она приводила яркие примеры, выразительно читала отрывки стихов известных поэтов.
        Дети не подхватывали стихи, как это бывало прежде, в школах, - они внимательно смотрели на неё и ни одним звуком не выдавали своё отношение к происходящему.
        «Надо их побыстрее чем-то расшевелить, - подумала Майя Алексеевна, - какие-то зажатые. Интернат, что ли? Почитаю своё».
        Она открыла стихи-загадки, стихи- шутки и стала читать, вовлекая в игру мальчиков и девочек, больших и маленьких. Дети заулыбались, заспорили в поисках правильных ответов, стали тянуть вверх руки, незаметно для себя раскрепостились и осмелели.
   «Ну, наконец-то, - обрадовалась Майя Алексеевна, - ожили!»
    Для окончания беседы она наметила было прочесть стихи о маме, но сначала решила пообщаться с ребятами, и это оказалось очень кстати.
- Обо мне я вам рассказала,  теперь очень интересно услышать что-либо о вас. Расскажите  о себе, - обратилась она к детям.
   Руку подняла тоненькая  девочка лет десяти-двенадцати и сказала:
- Я очень люблю читать и рисовать! Когда вырасту, я обязательно куплю себе книгу ваших стихов и буду вспоминать сегодняшний день.
- Зачем же ждать так долго, - улыбнулась Майя Алексеевна, - я подарю тебе свою книгу сегодня и подпишу её!
Она взяла одну из книжек и подошла к девочке.
- Как тебя зовут?
Девочка ахнула от восторга и замерла. Глаза её сияли счастьем:
- Меня? Меня зовут Ира.
  Прижав к себе подарок, она радостно пояснила:
- Это моя первая книга в жизни, ведь все книги в детском доме – общие!
  Она оглянулась на учительницу и тихо добавила:
- Но я разрешу её читать всем, кто захочет…
«Детский дом, вот оно что... Как я сразу не догадалась, - подумала  Майя Алексеевна.
- Ребята, я подарю книгу каждому желающему, на память о нашей встрече.
 Она отложила в сторону намеченное стихотворение, и подняла вверх  сборник:
- Кому?
Всем хотелось иметь личный подарок, поэтому, получив его, дети стали тут же читать и подходить  к автору, чтобы подписать  книги.
Они развеселились, показывая, что кому досталось. Учительница подошла к Майе Алексеевне и растроганно поблагодарила:
- Вы не представляете, как мы счастливы, что встретили такого поэта! Спасибо вам огромное! Извините, что так получилось: мы разорили вас…
- Ну, что вы! Очень приятно, что дети хорошо слушали и так живо интересуются литературой. Я ведь знаю: мои книги, подаренные им, проживут долгие-долгие годы!
Прощаясь, Майя Алексеевна оставила воспитателю номер своего телефона.
- Мы ещё встретимся, - пообещала она детям.

          Возвращаться домой пришлось в переполненном автобусе. Наверное, транспорта долго не было. Майю Алексеевну подхватило людским потоком и привело к задней площадке салона, чему она очень обрадовалась, поскольку там оказалось гораздо свободнее. 
          На последнем ряду сидели три темнокожих молодых человека, видимо, студенты.
  Один из них широко улыбнулся Майе Алексеевне, обнажив роскошный ряд белоснежных зубов, и весело сказал, поднимаясь с места, с еле уловимым акцентом:
- Садитесь, пожалуйста!
       Его друзья закивали головами и подвинулись, любезно освобождая ей место в середине.
- Спасибо, я могу и постоять, - смутилась Майя Алексеевна, но тут автобус резко затормозил. Если бы вежливый молодой человек вовремя  не поддержал её за локоть, Майя Алексеевна  могла не удержаться и даже упасть.
   - Присаживайтесь, - продолжал он улыбаться, показывая тонкой удлинённой кистью руки на сидение.
     Майя Алексеевна поднялась на ступеньку и с благодарностью заняла предложенное ей место, профессионально отметив, что он  не только воспитан, но  и высок, и хорош собой.
      Кожа его была гладкой и тёмно-коричневой, глаза крупные, чёрные, нос небольшой и ровный, с широкими крыльями ноздрей,  а улыбка - просто обворожительной. 
      Чувствовалось, что он добродушен и весел от природы, поскольку всё его лицо излучало тот непередаваемый свет, который отличает лишь искренних и добрых людей.
«Вот, поди ж ты, родился за тысячи километров отсюда, а отношение к  пожилой женщине  наше, российское», - размышляла Майя Алексеевна. Ей представилась далёкая знойная Африка, скудная растительность пустыни и, словно мираж, белый город, возвышающийся над этим песчаным пространством.
    «Интересно, где они учатся: на врачей или  на инженеров-строителей?» - подумала она, кося взглядом на своих соседей.
     Внезапно Майе Алексеевне стало смешно: она словно увидела себя со стороны.
   «Сижу, как барбос среди роз», - чуть не прыснула она от сдерживаемого смеха и, встретившись взглядом с парнем, на месте которого сидела, улыбнулась ему.
    «Наверное, он посмотрел на меня с той же мыслью, -  развеселилась Майя Алексеевна и неожиданно для себя спросила:
- Вы учитесь в нашем городе? На кого?
- Да, да, учимся, в университетах, - словно ожидал этот вопрос парень. – Я изучаю русский язык, буду переводчиком, а они – докторами.
 - Надо же, как это замечательно! – воскликнула Майя Алексеевна, – а долго ли учиться?
- Год ещё, -  продолжая сиять зубами, ответил он.
- А как вы относитесь к поэзии? – поинтересовалась Майя Алексеевна.
- Очень люблю! Ваш Пушкин знаком мне с детства. У меня на родине, дома, есть много хороших книг: мой дедушка был профессором, он учился в Москве, - пояснил парень.
- Вот как, - удивилась Майя Алексеевна. –  Вам очень повезло с дедушкой!
Про себя она подумала, что культуру, как и её отсутствие, скрыть нельзя. Вспомнилась восточная мудрость о том, что человеку, в кармане которого мускус, не нужно кричать об этом: мускус сам за себя расскажет.
- Это точно, с семьёй мне повезло. Я с детства  умел разговаривать на русском языке, - кивнул головой молодой человек.
    Майе Алексеевне пришла  в голову неожиданная мысль. Она достала из сумочки  оставшуюся книгу,  последнюю из тех, что брала в библиотеку, и протянула темнокожему парню:
 - Это мои стихи. Уверена, что вам будет легко читать, - вы так хорошо освоили язык, что даже петь могли бы на русском!
 - Да, да, я умею петь русские песни! - воскликнул попутчик, -  «Соловьи», «Калинка». Но вас не затруднит подписать? Меня зовут Эйо. По - вашему - Радость.
- Какое славное имя! - восхитилась Майя Алексеевна, доставая ручку.
Она подписала книгу, поставила дату и добавила: «С пожеланием мира и удачи - на долгие - долгие годы».
    Эйо взял книгу, прочёл подпись, поблагодарил и положил подарок в небольшую сумку, из которой извлёк предмет, похожий на медаль, с загадочными знаками на лицевой стороне.
- Этот амулет «на счастье» я дарю вам, - сказал он, протягивая его Майе Алексеевне.
- Но это же ваш амулет! Разве я могу его взять? - засомневалась она.
- У меня их два. Один я оставляю вам на память. Вы ведь  тоже подарили мне ценную вещь - книгу своих стихов, а стихи - это от Бога.
  Объявили её остановку. Майя Алексеевна растроганно взяла подарок и пожала руку Эйо.
- Спасибо вам огромное! Будьте счастливы!
Она заспешила к выходу, и только успела выскочить из автобуса, как он  тронулся дальше, уже на ходу закрывая двери.
     Майя Алексеевна раскрыла ладонь и посмотрела на амулет. В изображении линий легко угадывались веками почитаемые  разными народами мира древние знаки солнца, земли и воды как символы продолжения жизни.
    Хорошее настроение кружило в воздухе...
                Наталья Коноваленко