Советский космонавт, царь Одиссей и Синдбад-Морехо

Владимир Павлович Паркин
Советский космонавт, царь Одиссей и Синдбад-Мореход.
Владимир П. Паркин

Непридуманный рассказ.

Давно ничего не писал. Ну, поделюсь случаем из прошлого.
 
Свела меня (журналиста) как-то дальняя дорога с известным советским космонавтом. Назову его условно «В».

Заранее, мои извинения и перед моими читателями, и перед всемирно известным уважаемым  человеком. Мог бы назвать его по имени-отчеству, по фамилии, но в тот год публикация наших бесед потребовала бы много серьезных виз. Сегодня у меня с ним прямой связи нет. Как нет и разрешения на открытую публикацию его имени. Есть его хороший портрет в моём архиве. Передать не мешало бы.
 
Рискну, опубликую записи. Надеюсь, «В» на меня не обидится, и на нас  обоих кары небесные не обрушатся.

*****
 
Познакомились на некоем официальном мероприятии, оба сидели в президиуме. Закончилась официальная часть, «В» с час общался с залом. Вопросы, ответы. Много чего интересного рассказывал. Конечно, о космосе, о реальном вкладе советской космонавтики в развитие народного хозяйства, об особенностях физики твердого тела в космосе...  Я не записывал. И сейчас все хорошо помню. Ну, за тридцать пять лет почти все, что для нас в тот день было откровением, сегодня никого не удивит.

За обедом сидели рядом. Ели плов, пили минералку с гранатовым соком.  Нам с тостами и с коньяком местная элита не навязывалась.

Слово за словом, проявился интерес друг к другу.  Хорошо общались,  много разговаривали.  Конечно, я старался не быть навязчивым, не выжимать из космонавта «военно-космические тайны».  «В» этот момент оценил. Мне и самому было чем поделиться. Было что рассказать из опыта «не для печати». Но и упустить момент личного контакта с космонавтом без результата для журналиста было бы непростительно.

Я в тот год в хорошей физической форме был, да и возрастом вдвое моложе. Так, почему я не космонавт?!

Задаю вопрос: – Насколько молодой мужчина должен быть развит и здоров физически, чтобы пройти отбор в отряд космонавтов?

Мне ответ: – Очень просто, в первую очередь у претендента должен быть супер вестибулярный аппарат!

Я: – На головокружения не жалуюсь, верхом на коне не устаю, по океанским волнам на военном корабле ходил в качестве пассажира, не "травил"...

Космонавт предложил мне пройти экспресс-тест, не сходя с места.
Я согласился. 

Мне было предложено развести в стороны руки, закрыть глаза, сделать 15 оборотов на одном месте, остановиться и резко сделать несколько шагов строевым. Тест показался мне незатейливым. Закрыл глаза, развел в стороны руки, крутанулся раз пятнадцать вокруг своей оси... По команде "Стой! Строевым шагом марш!" –  остановился и с левой ноги широко шагнул.
В ту же секунду земля ушла из-под моих ног. Я не просто упал –  рухнул как срубленное дерево, ударился головой о пол!

Космонавт резюмировал: – Вот так и отсеиваются претенденты после первого же теста!
Продолжил: – Не огорчайся, не из каждой сотни этот тест может пройти хоть один человек. Вот, к примеру, знаменитый великий герой Эллады царь Итаки мореход Одиссей или не менее знаменитый  Багдадский купец Синдбад-Мореход... Чем они похожи? Не догадаетесь – сверх здоровыми вестибулярными аппаратами! Оба ходили по морям на утлых парусных суденышках, оба пережили по нескольку кораблекрушений, в которых гибли их товарищи. Оба сумели выжить в бушующем море, ухватившись за какие-то обломки. И носила их стихия по волнам в течение нескольких дней, пока они не бывали выброшены на сушу. Почему только они, и более никто из команд кораблей? Ведь могли бы из нескольких десятков моряков найтись и такие, которые тоже использовали  бы деревянные обломки для того, чтоб удержаться на поверхности.  Были. Без сомнения.  Держались, бедняги,  за что только можно было держаться. Но вспомним:  бури были не на час-два. На несколько суток. Большие волны – гигантские качели – вверх, вниз, вправо, влево... Пять-семь метров вверх, пять-семь метров вниз. Вестибулярный аппарат не выдерживал, несчастный терял сознание, выпускал из рук спасительный обломок погибшего корабля.  Лишь истинным героям – Одиссею и Синдбаду-мореходу – удавалось выжить.  И не только выжить, но и дожить в образах  литературных (мифологических, сказочных, кинематографических) до наших дней. Можно верить – они были живыми историческими личностями. И мы их любим.

*****

Вот так. Горжусь этой встречей. Умнее стал.