14. Игрушка Пинача

Ольга Широких
Игрушка Пинача

              Фёдор собрался на реку. Июльская погода была туманной и прохладной, «самое то», по мнению заядлых рыбаков. На рассвете в низовьях реки ловится лучше всего! Он поцеловал родных, взял рюкзак с удочкой и пошагал к реке, к излюбленному месту на ямке.
 …Авача приглашала начать рыбачить. Фёдор занял на берегу привычное место. Леска со свистом рассекла воздух, послышался «бульк». Минуту спустя, блесна уже оправдывалась в руке, мол, извини, рыбак, ничего…            
 Закинул Фёдор повторно. Снова ничего. Так продолжалось, пока в траве не заблестел серебряным боком голец.
– Спасибо тебе, река Авача, за дары, – поблагодарил Фёдор. «Заброшу ещё разок, и домой!».
Бросок получился красивее и дальше предыдущих. Крючок ушёл в глубину и ухватил что-то весомое. Глаза у Фёдора заблестели. Он энергично заработал катушкой. Добычей оказался… старый башмак, из которого лилась вода! Закинул   Фёдор башмак в травку и решил: «Пора собираться!». 
Но тут стало происходить невероятное…. Течение реки почти остановилось, листья на деревьях потемнели. Всё, что только что беззаботно щебетало и жужжало, затихло. И вдруг водная гладь разверзлась, и из неё выплеснулся фонтан, который через несколько секунд приобрёл очертания человека! Фёдор от неожиданности выронил удочку…
            – Я – речной царь Авач, и эта река – моя! Спроси любого: «Чья река?»  Он ответит: «Эта река – Авача», то есть, моя! А тебя как зовут, жалкий человек? – громко спросил он.
             – М-меня зовут Фёдор.
             – Ты отправишься со мной, Фёдор, в подводное царство, потому что сделал то, чего не следовало! – Рыбак почувствовал, как холодок побежал по спине…
             – Но я поблагодарил реку за пойманную рыбу...
             – Не-е-ет, рыба тут ни при чём! Ты покусился на святое! Забрал любимую игрушку моего сына, Пинача! – при этих словах фигура речного царя стала ещё вдвое больше! 
             – Но я ничего не брал, – растерялся Фёдор. – Весь мой улов – один голец, и всё!
             – Не смей лгать мне! – Речной царь посмотрел на Фёдора несколько секунд, а потом стукнул о водную гладь ладонью ужасающих размеров, и множество брызг попало на Фёдора.
– Ничего я не брал, клянусь!
– Ты забрал у моего сына золотой самородок в форме рыбки, который он хранил в старом башмаке! – не на шутку разбушевался гигант.
               Догадался Фёдор, в чём дело! Рванул к башмаку, который стоял в луже воды. Однако, рыбки нигде не было видно! Фёдор упал на колени и стал икать пропажу. Вот она, золотая рыбка, в воде под башмаком! Фёдор помчался к берегу и протянул рыбку Авачу. Но вид у царя был недобрый.
              – Не знал я, что в башмаке хранится что-то важное! Забери рыбку, она мне не нужна! – пытался объясниться Фёдор и умоляюще смотрел на Авача. 
               – Ты думал, всё так просто? Ха-ха-ха! – От раскатов его смеха стало настолько жутко, что Фёдор мысленно распрощался с семьёй.
               – Ну, давай сюда рыбку! – В момент, когда их руки встретились, Авач превратился в речную волну, накрыл Фёдора с головой и увлёк на каменистое дно плёса, что находился на Чёртовом мосту…   
             … София ходила по дому невесёлая. 
              – Что-то Фёдора долго нет!
                Тревога передалась и Ладушке. Жулька выла и поглядывла на калитку.
              – Надо идти на Авачу!
              Они поспешили в сторону реки. Жулька рвалась вперёд.
              На берегу нашёлся голец, рюкзак и какой-то размокший башмак.
              – Он утонул…, – упавшим голосом Софья. От этих слов Жулька кинулась в воду и стала смотреть  там Фёдора. Но его не было видно.
              Но Ладушка сказала: – Мама, не думай о плохом! Батюшка хорошо плавает и всегда соблюдает осторожность. Ты лучше пойди к старосте, всё расскажи, что мы тут увидели. А я спрошу  пока у Капелек из речной воды, может быть, они что-нибудь видели!
              Послушалась Софья, взяла вещи Фёдора, и пошла к старосте.
Недолго думая, наклонилась Ладушка к воде и стала звать: – Капельки!
              Но они не появлялись. Девочка отошла подальше от этого места, где берег был пологим а вода мелкой. Встала на четвереньки у кромки воды. И тогда близко к берегу подплыл самец нерки в ярко-красном брачном наряде. Он открывал рот и явно что-то пытался сообщить. Но Ладушка не понимала языка рыб! Что же случилось с батюшкой? Девочка сосредоточилась, насколько могла, и стала, не мигая, смотреть на рыбу. Лишь только от огромного желания узнать правду, она стала разбирать:
            – Жив… жив…жив…жив…
            – Он жив? – с облегчением воскликнула она. – Спасибо тебе большое! А то зову-зову Капелек, а они не появляются…
            – Нельзя… нельзя…нельзя… нельзя…
            – Значит, им нельзя? Кого они боятся? Кого?
            – Авач…Авач…Авач…Авач…
            – Понятно! Я слышала о речном царе Аваче, он очень грозный! А что сделал мой батюшка, что Авач так осерчал?
            – Взял…Взял…Взял…Взял…
            – Не мог мой батюшка взять чужого! А почему же ты помогаешь мне? Если Авач узнает, что ты помогал, тебе туго придётся! Я слышала о его крутом нраве!
            – Нерест…Нерест…Нерест…Нерест…
            – Понятно… Скоро ты покинешь реку и вернёшься туда, где родился… И поэтому решил помочь, – догадалась девочка. – Если бы ты знал, как сильно я люблю батюшку! Так же сильно, как природа зовёт тебя домой…. Ладно, спасибо, только, как  же мне выручить его из беды?
           – Луна…Луна…Луна…Луна…, – ответил он и уплыл в глубину, красиво изгибаясь телом.
           …Дома Ладушка обнаружила всех соседей, включая маленького Елизара.
            – Батюшка жив! – сообщила она с порога и все очень обрадовались. Ладушка поведала всем о том, что ей удалось узнать у нерки. Только, что именно имелось в виду про Луну – было не понятно.

           Весь дворец Авача был невероятно красив. Он имел форму огромной ракушки со сводчатыми склонами.
          Авач и Фёдор находились в главном зале дворца. Авач думал, запирать Фёдора в чулан или нет? Всё одно, рыбак не сможет покинуть реку: на него наложено заклятье «жизни под водой». Это заклятье действовало на всех речных обитателей.
… Из детской комнаты, которая была тоже очень красиво обставлена, послышался детский плач, и Авач поплыл на зов.
        – Ну что ты, Пинач, снова не в настроении? – ласково спросил он. – Возьми-ка свою рыбку! Папа всё нашёл!
«Речной гигант может быть таким добрым и ласковым? Как же сильно он любит сына», – задумался Фёдор.
        – Тебя расстраивает, что Луна уменьшается с каждым днём? – продолжал расспросы царь.
При этих словах мальчик заплакал ещё более отчаянно и стремительно выплыл из комнаты, где столкнулся с Фёдором. На вид Пиначу было лет девять, он был в костюмчике из рыбьей чешуи, в руке сжимал рожок, в который можно было трубить. Он любил трубить для подъёма настроения.
         – Ой, как ты быстро плаваешь! Познакомимся? Меня зовут дядя Фёдор, а тебя? – протянул руку рыбак.
 –  Пинач…, – мальчик принял приветствие и отплыл немного.
         – Да ты уже совсем большой, как твой папа, раз за руку уже здороваешься, – восхитился рыбак. – А я… гость твоего папы. Хочешь, расскажу тебе про сушу? Садись… У нас на суше есть вулканы. Трава. Холмы. На зелёных полянках растут во-от такие деревья с большими ветвями. Ты знаешь, что такое деревья?.. – и Фёдор стал рассказывать Пиначу про то, что ему было интересно. Он только избегал говорить про Луну, упоминание о которой почему-то расстраивало мальчика.
Авач наблюдал за ними со стороны. Его сын не только внимательно слушал, но и уже заливисто смеялся с Фёдором, рассказывая историю про гольца, который хвастался горошинками на боках, считая их самыми яркими! Пинач, как хвостик, плавал за Фёдором и всё ему показывал в речном царстве.  «Нужно всё-таки было запереть Фёдора в чулане!», – ревностно подумал царь. Однако стоило отметить, что за весь день Пинач ни разу не вспомнил о Луне и не заплакал!
«Сейчас дело пойдёт ко сну, а Пинач с самого рождения, как только вылупился из икринки,  терпеть не может спать! Посмотрим!»
 – Папа, а можно дядя Фёдор поспит в моей комнате? – спросил мальчик, проплывая  мимо отца. – Ведь скоро спать! Нужно уже стелить!
Удивился царь.
 – С дядей Фёдором так спокойно! Он расскажет мне про дочку-Ладушку…
        – Ну хорошо, сынок. Я разрешаю…
           – Ура!!! – Пинач метнулся по речному дну, отчего поднялся вверх тёмный песок с зелёным илом и в сторону шарахнулись маленькие рыбки.
…Речное царство погрузилось в дрёму. Месяц отбрасывал лишь слабый свет. Только Авачу не спалось, как много лет подряд в такие дни – он привык успокаивать Пинача. Но сын, похоже, и не думал плакать! Спокойный голос Фёдора повествовал о Ладушке, как она появилась из горки оладушков, в каких приключениях побывала… «Ничего не боится моя Ладушка, всегда находит выход из тяжёлого положения». Пинач немного покрутился-покрутился, да и заснул с мечтательной улыбкой на лице.
На следующий день мальчик постоянно плавал за рыбаком. Фёдор рассказывал ему о селении «Вокруг да около», о Заячьей полянке с пнями, о красивом кабанчике, о крысе Тосе. А перед сном, по просьбе Пинача, Фёдор снова рассказал о Ладушке. «Когда её кто-то помогает, она с уважением относится к этому человеку или колдуну, и никогда не забывает о благодарности!»
           – Я тоже таким буду, – решил для себя мальчик и сладко заснул. Тут речной царь не выдержал. Дверь детской комнаты отворилась.
         – Фёдор… Выйди-ка сюда, – поманил он пальцем своего пленника и мимоходом глянул на сына. Тот спал с самым безмятежным выражением лица, каким только возможно.
         – Я много лет не знал, как победить лунную болезнь сына. Как только Луна начинала убывать, Пинач всё время плакал. У него пропадало настроение и аппетит. Одна золотая рыбка успокаивала его, поэтому я так осерчал тогда! С твоим появлением Пинач не только ни разу не заплакал, он ещё и засыпает счастливый! Кстати, спасибо тебе: ты хорошо придумал сделать из рыбки кулон: теперь он всегда будет с Пиначем. Фёдор, объясни, что в тебе такого особенного?
           – Я и сам не знаю, – пожал плечами Фёдор. – Просто, рассказываю ему о Ладушке.
           – Фёдор, а не оставить ли тебя здесь навсегда? – задумался Авач. – Если сын настолько излечился за две ночи, дальше дело пойдёт только на поправку!
            – Авач, как вам будет угодно, –  тихо ответил Фёдор.
              …В селении полным ходом шла подготовка по спасению Фёдора. Степан и староста накачали резиновую лодку, а Сильвия, Клаус и Ладушка рисовали звёздной краской изображение Луны с кратерами и сухими морями на большом куске чёрной ткани.
              Ночью на реке собралось всё селение. Полотнище развернули. Чёрной ткани было не видно, а вот фосфорическая Луна настолько ярко сияла, что ослепила всех присутствующих! Завтра утром полотнище будет натянуто над рекой и Фёдор вернётся домой!
              Утром начались работы на берегу. Мужчины перебрались на лодке на тот берег и закрепили правый край полотнища. Азар сделал то же на другой стороне реки.
              – Это должно сработать, – объяснила всем Ладушка.
              – Ладушка, ты нам хоть объясни, зачем мы натягиваем рисунок Луны? – спросила Сильвия.
              – А я не рассказала?! – удивилась Ладушка. – Ой, извините! Итак, по порядку. Когда книга Дедушки-Всеведушки рассказала нам о лунной болезни Пинача, я задумалась: отчего это происходит с ним? И совершенно случайно на мысль меня натолкнул… маленький Елизар. Как-то раз Марьюшка пожаловалась, что мальчик боится засыпать без ночника. Вот я и подумала: а что, если Пинач тоже боится темноты? Он всего лишь маленький мальчик, хоть и сын грозного речного царя… В реке, как известно, нет электричества! Вот мы и сделали сейчас для него отличный светильник! Может быть, Пиначу придётся по душе наше изобретение, Авач растрогается и отпустит моего любимого батюшку…
               … Под водой завершался ещё один день. Пинач внимательно слушал сегодня про Карагу, Клауса и Сильвию. Внезапно Фёдор что-то вспомнил, стал грустным-грустным.
                – Пинач, а ты отпустишь меня к Ладушке? У меня есть жена Софья, курочки, собачка Жулька… Ты мне очень нравишься, но я привык жить на суше и очень-очень скучаю по семье.
                Задумался мальчик. – А как же я?
– Но ведь ты не один! Твой папа – замечательный! Я первый раз в жизни вижу, чтобы папа так любил сына, тебе очень повезло! Папа, не задумываясь, защитит тебя от любой напасти! 
Этот разговор случайно услышал Авач и растрогался, а Фёдор продолжал:  – Вот, представь, если бы тебя что-то заставило покинуть реку, и ты бы оказался в неизвестной обстановке. Ты бы хотел домой?
 – Думаю, да, – согласился Пинач.
– Ладушка часто уходит из дома по заданию селения. Я очень-очень тревожусь о ней, но… отпускаю. Верю, что она обязательно вернётся!
                Пинач внимательно посмотрел в глаза Фёдора.  – Я понял, дядя Фёдор. Иногда, даже если кого-то очень любишь, нужно его отпускать…
                Вдруг комната Пинача осветилась ярким светом. Над рекой расцвела огромная, круглая Луна. – Ой, какая Луна! Теперь мне будет совсем не страшно, дядя Фёдор, иди к своей семье! – и мальчик залился радостным смехом.
                Тут Фёдор поднял голову и присмотрелся: что это? Благодаря Луне, он отчётливо разглядел наверху чёрное днище резиновой лодки и, кажется, даже услышал приглушённый голос Степана! Он что-то говорил про комаров!
                Упал тогда Фёдор  на колени пред царём:
                – Отпусти меня домой, царь Авач! Я скучаю по своему селению, семье, воздуху! Не дело для человека, жить под водой!
                – А как же Пинач?
                Но мальчик подплыл к отцу и серьёзно сказал: – Папа! Я уже большой. Лучше посмотри, какая у нас теперь Луна! Дядя Фёдор научил меня ничего не бояться и отпускать того, кто тебе дорог!
                – Что? – рассердился было Авач. Но мальчик продолжал: – Папа! Я люблю тебя, ты самый лучший в мире. Скажи, ты бы смог пережить расставание со мной?
                – Ни за что в жизни! – с жаром ответил Авач.
                – Вот и семья дяди Фёдора очень печалится о нём. Он нам сильно помог и мы должны отнестись к нему с уважением!

           …Староста и Степан сидели, беседовали в лодке. Степан прихлопнул комара на лбу: 
           – Ну и комары в этом году! Со стрекозу! Ну да не об этом сейчас надо думать. Как бы нам достать Фёдора? Может быть, сетку на дно спустить или верёвку?
            – Да ты что! Разве Авач такое допустит? Давай ещё немного подождём, вон, как наша Луна светит! Все окрестные мотыльки её облюбовали! 
            
…Посмотрел Авач на сына и понял, какой он разумный.
              «Таким и должен быть будущий хозяин реки!» Повинуясь радостному чувству гордости за сына, он снял с Фёдора заклятье «жизни под водой» и разрешил покинуть реку. – Будь, сынок,  по-твоему! – согласился Авач. – Фёдор, ты – свободен!

          Тут лодка заходила ходуном, вода забурлила, и из речной глубины вынырнул невредимый Фёдор! Он с жадностью стал хватать воздух ртом! Друзья подхватили мокрого Фёдора под руки и затащили в лодку и сразу укрыли тёплым одеялом.
Поздней ночью они вернулись в селение. Семья Фёдора не спала. И вот, скрипнула калитка и появился мокрый Фёдор, у которого от холода зуб на зуб не попадал!
Семья обнялась. Они бы так и стояли втроём, пока староста в дверях строго не сказал:
           – Фёдор! Ну ты что, заболеть решил? А ну-ка марш в баню! Зря, что ли, Гомеопат её натопил?
          …Утром на базарной площади появился очень красивый, каменный фонтан, из которого била прозрачная вода. В на краю чаши фонтана стоял серебряный стаканчик.  Испугались сначала жители селения, припомнив историю про красотиху. Вдруг это снова проделки Плутагора и воду неизвестного происхождения пить категорически нельзя?
            Но, подойдя ближе, они увидели приделанную к фонтану табличку, которая гласила: «Этот фонтан – подарок селению «Вокруг да около». Инструкция по применению: перед посещением реки и прочих водоёмов необходимо выпить один серебряный стаканчик воды. Человек после приёма воды никогда не утонет и сможет находится под водой до шести часов без вреда для здоровья. Вода также рекомендуется для утоления жажды. Подарок сделан в знак уважения к Фёдору. Речной царь Авач».