Каменная Роза

Юрий Панов 2
   Однажды я удивился, услышав от женщины, любительницы цветов: "У меня дома только нецветущие растения! Увы у меня аллергия на пыльцу" Я думаю каменная роза ей бы понравилась.

   Зачем человеку растения? Вы скажете: чтобы есть, лечиться и любоваться. И будете правы. Но это только вершина айсберга. Мало кто из мыслителей мог заглянуть в  глубины, связывающие миры человека и природы. Одним из таких мыслителей был Александр Гумбольдт. Начинал он как образованный европеец, отправился в путешествие в Южную Америку, а вернулся ученым, которому позавидовал сам Наполеон. Попав в джунгли тропиков, он не просто изучал богатство флоры. Он задумался о судьбах народов в природе. Чем различаются духовная жизнь крестьянина, жителя березовых лесов, бедуина в пальмовом оазисе, дикаря в джунглях? Чтобы понять это,  нужно быть не только ученым, но и художником. Если просто собирать факты, расчленять живое  под микроскопом, тайны не раскрыть, нужно быть еще хотя бы  пейзажистом. И Гумбольдт двести лет назад стал автором новой науки – географии растений, в ней нашлось место и ботанике, и геологии, и метеорологии,  и истории человека, и эстетике. Приобщитесь к такой науке и, тогда, по словам Гумбольдта,   «вы испытаете  духовное наслаждение и внутреннюю свободу, которые под ударами судьбы никакими внешними силами уничтожены быть не могут». Не случайно свой труд ученый посвятил Гёте, а иллюстрации создавали на медных досках лучшие художники Германии. Под впечатлением красоты и буйства тропической природы он создал свою интересную классификацию образов растений. В его системе семнадцать растительных форм, от бананов до шляпочных грибов, в том числе форма «Алоэ».  Это растения с розеткой листьев, из середины которой поднимается канделябр высокого соцветия. Это юкки, агавы и наш герой – горноколосник колючий.
 
  Агавы в Мексике, возможно ли взглянуть на мир «алоэ»  хоть одним глазком? Возможно. Когда-то я убегал от грядок на даче на скалу за маленькой речушкой. Это скала, сложенная глинистыми сланцами,  выглянула из глубин огромного сибирского осадочного чехла, из глубин времени. Миллионы лет назад здесь процветала  жизнь в теплых водах древнего моря. Сегодня, окруженная царством берез, эта скала была сказочным миром необычных растений. На камнях ползли плети эфедры, лишенные листьев, похожие на австралийские экзоты, луки были гораздо более разнообразные, чем на грядках, но больше всего поражали меня горноколосники, упругие кочанчики на камне, сами словно сделанные из камня.
.
     Горноколосники настоящие сибиряки, живут на скалах и песках от Урала до Тихого океана. На север далеко не идут, предпочитая жаркие горные степи и лесостепи. Самой северной точкой, наверное, будет Синий Утес под Томском. Смотрят со скал горноколосники на бескрайние лесные дали, и спускаться не собираются. На скалах им уютно, как на раскаленной сковородке, иногда, правда дожди досаждают. Дожди они не любят, как и почти все толстянковые, хватает им воды, что запасена в листьях. А главное - на камнях мало конкурентов, желающих жить на голодном пайке
 трудно найти. Цепляются горноколосники  корешками за трещинки в камне, это их дом, кажется, именно камни рождают эти многочисленные кочанчики, и  поэтому зовут их  ботаники литофитами. Живут горноколосники по-разному. На Алтае розетки растут несколько лет, а потом выбрасывают «колос», образуют семена и … отмирают. У Тихого океана они зацветают на второй год, розетка зимует и летом подрастает, а вот семена высыпаются в разное время, поэтому и розетки разных размеров. И, конечно, история открытия сибиряков связана с именами великих немецких ботаников – Гмелина, Ледебура, Мейера. Мейер, побывавший с экспедицией двести лет назад на Алтае,  и дал название горноколоснику.   

 Создатель географии растений Александр Гумбольдт меньше всего думал о классификации. Его интересовали законы распространения видов на разных широтах и на разной высоте в горах.Путешествуя по Андам, он вспоминал Альпы и Перинеи и сравнивал. И еще  ему нравилось создавать образы растений. Конечно, молодило и агавы не родственники, но живут в сходных условиях и часто похожи. Горноколосники  сибиряки, а в Европе всем известна  другая заячья капуста – молодило. В детстве я был поражен ее странной розеткой  на берегах Оки в сосновом бору, среди степных редких растений.  На другом конце света, в похожих условиях мексиканцы любуются толстянкой эчерией. У нее такой же облик - розетка и цветонос, но вот названия у нее в народе красивые: «каменный цветок» или «каменная роза».  Свое научное имя она получила от ботаников  в честь знаменитого мексиканского художника, во времена без фотографии написавшего портреты почти всех растений родной природы. Уральскую сказку о «Каменном Цветке» у нас знают все, правда, сочинили эту сказку не в народе. Ее автор удивительный писатель Бажов, и жаль, что  в Сибири, вечно голодные жители страны  березовых колков,   горноколосник упорно зовут заячьей капустой.
 
   Не судьба мне путешествовать по Южной Америке, но,  прибегая на скалу на берегу сибирской речушки, я чувствую себя свободным, вижу  скачки гаучо среди агав, слышу  звуки гитары и приобщаюсь на миг  к тайнам Каменного Цветка, горноколосника колючего.
.