Бог мыслью творил? И мы - тоже!

Ольга Антоновна Гладнева
      
                ПРОДОЛЖАЕМ НАШИ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ:
 
                "ЗВУКИ НА СЛУЖБЕ У ЧЕЛОВЕКА"
 
                ЧАСТЬ 2.
   
                Бог мыслью творил. И Человек – тоже.

    Теми самыми МЫСЛИТЕЛЬНЫМИ образами, полученными от пережитых и перечувствованных состояний, настроений, от виденного и слышанного и зафиксированного в закромах памяти – его жизненного опыта, познания.
        И возникали эти Образы перед его внутренним взором в ассоциативной последовательности. Сравнивая их, сопоставляя, человек, как и ныне делает, например, кошка,  делал «выводы» - т.е. образно представлял, что надо делать.
        Приведём простой пример: допустим - вдруг на пути поиска пищи человеку той поры встретился ручей. Подойдя к нему, увидел, как  в ручей впрыгнули сидевшие на бережку лягушки и тут же высунули из воды головы с любопытными глазами.
     Человек тоже прыгнул в ручей и оказался в воде по горло. Ступнул дальше  - скрылся под водой с головой. Пятясь назад ли, вперёд -  как-то выбрался. Пережил страх и неприятность. Всё это – видимое, слышимое, прочувствованное, осязаемое – тут же Образами отложилось в памяти.
      Теперь, всякий раз, подходя к какому-либо водоёму, в его мозгу из запасов памяти тут же всплывает этот неприятный случай в виде картинок – образно, как кадры кино. И тут же по ассоциации с ними возникают Образы ощущения холода, Образы состояния страха, которые предупреждают об опасности и заставляют сунуть руку или ногу в водоём, чтоб определить – близко ли дно. Нога и рука не коснулись дна. На берегу случайно лежал прут. Но и он не помог достать дна.
       Увиденная картинка вызвала из памяти мыслительные Образы представления состояния, ощущения, страха, заставили человека представить последствия и «продиктовали» поведение, действие. И человек пошёл вдоль берега искать узкое место, чтоб перепрыгнуть. Или  пошёл окольным путём, изменив маршрут.
     Или иной пример, связанный со слуховым сигналом. Человек услышал гром. В мозгу мигом возникли (память выдала «на гора» из своих запасов жизненных наблюдений) по ассоциации ОБРАЗЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – порывы ветра, шквал дождя, да ещё и с градом, ощущение холода, сырости и даже – боль от ударов града... Тут же перед мысленным взором возник образ обжитой им пещеры, где затишно и уютно... Но пещера далеко, а уже слышен шум приближающегося ливня. И звери, и птицы поспешили - кто в чащу леса, кто под густой валежник, кто в норку... И человек, оглянув округу, тоже поспешил где-то спрятаться от грозы.
    Во всех у них в данный момент в мозгу «всплыли» из запасов памяти, из пережитого, прочувствованного, из накопленного жизненного опыта мысленные Образы  представления, которые продиктовали им всем действие – искать спасение.
         Все они в данном случае в ту далёкую пору мыслили Образами.

    А ныне этот сложнейший процесс наблюдения живыми существами окружающей действительности и состояния своего организма посредством органов осязания, обоняния, слуха, созерцания, фиксация их Образов в памяти и  ассоциативные связи этих образов, диктующих поведение  субъекта, называют кратким, устойчивым штампом: « Сработал инстинкт самосохранения!»

     Инстинкт? А что это такое? Это что-то уже готовое и даётся Богом? Тогда в какой период? В утробный или в первый год жизни человека? Даётся каждому из века в век и поныне или при сотворении Творцом Человека, а дальше – по наследству?

       Нет, не инстинкт! – Сложный процесс работы мозга. Быстрый. Мгновенный. Почти – автоматический.  Что мы и имеем в виду, говоря: «Интуитивно, на уровне интуиции!»  Первоначальные процессы мышления! Мышление, соответствующие уровню, объёму памяти, запасу Образов представления - жизненному опыту.
       Человек в ту древнюю пору, пока не сформировал орудие общения – звуковую речь,  мыслил Образами представления.
Как это делают и до сих пор и прирученные нами животные, и дикие, и птицы, и рыбы, и даже – насекомые.
       И вот когда это понимаешь, правильно, без всякого инакомыслия и мистики - понимаешь смысл и библейского выражения: «Творец мыслью творил!»

    Ведь это совсем не означает, что сидел Творец на облаке и мыслил о деревьях,
и деревья из его мысли получались, вылезали из головы Его  и падали уже с кронами и корнями на землю!
   Или  мыслью представил мамонта, и из головы Бога выскочил из мысли сотворённый с длинными клыками мамонт и упал на землю!
    Глупая, нелепая мистика, поддерживаемая до сих пор поповщиной для порождения в человеке суеверия и страха потому, что боязливым и суеверным существом легче управлять.

      Мыслью творил и тот первобытный художник, чей словарный запас (речь, язык) может быть насчитывал всего десять примитивных звуков, а он камнем на гладкой скале выцарапывал того же мамонта или целую картину охоты на него.

     Разве перед ним в момент его творчества стоял в тесной пещере мамонт?
    Мол, ладно, человече, я верю, что ты меня не убьёшь на еду, так и быть попозирую тебе часа четыре... Ага? Гы!
      Или ради  его творения, соплеменники специально собрались и имитировали картину охоты пока он рисовал?
       Нет, нет и тысячу раз – нет! Сидел этот, может и обезьяноподобный ещё, дикарь в тесной пещере с острым камнем в руке и выцарапывал и мамонта, и картину по мысленным Образам представления. Другими словами – по памяти. Наблюдал, образ зафиксировал  в памяти, и вот, когда надо – «выбрал» из памяти и «удерживал» в мыслях и Образ всего мамонта, и каждую деталь его – бивни, глаз, ноги... Даже – позу.
          А сколько же надо было ему пронаблюдать, запомнить, а потом ПРЕДСТАВИТЬ образно, мысленно, деталей целой картины охоты на мамонта, чтоб всю эту жизненную картину выцарапать на стене пещеры?!
           Вот что значит – МЫСЛЬЮ ТВОРИТЬ!!!
    
     И человек до сих пор, спустя миллионы лет, не утратил, сохранил эту способность – мыслью творить. Архитектор ли, скульптор ли, инженер – строитель, художник ли, кинорежиссёр - прежде, чем взять в руки кирпич, камень, шлакоблок, холст и краски, кинокамеру и сразу выкладывать стену, лепить скульптуру, ляпать по холсту или включать мотор и заставлять актёра прыгать перед камерой – они свой замысел МЫСЛЕННО представят во всех подробностях, до детальки – и позу, и мимику, и в профиль и в анфас, и общий вид здания и даже – как соединить стены, какие основные опоры и где их разместить на общем плане.
    А что касается картины – художник закроет глаза и мысленно представит и передний, и задний план до детали. Всю гамму красок в тонах и полутонах. А уж о писателе и кинорежиссёре  и говорить не приходится.

     Одни создавали со времён древности, и создают поныне, такие произведения, передающие весь колорит их эпохи так, что и мы, читая, спустя тысячи лет, представляем чётко – образно - и лица, и фигуры, и внутренний мир сотен персонажей, сотни их действий, речей, представляя даже темп и тембр голоса, понимаем специфику того общественного строя, обстановку быта, традиции, мораль и т.д., и т.д. и т.п.
    Всё, что тот автор мыслью сотворил. Целый мир, сначала всё образно фиксируя в памяти, потом, когда замыслил сотворить своё произведение (поэмы,романы и т.д.) – всё, до детальки, представил в своём уме, и только потом – изложил на бумаге.

    А кинорежиссер тем паче – мысленно представляя не только персонажей, их духовный мир, их  речи, одежду, но и тон речи, стиль одежды... И всё – в движении. И всё  на каком-то определённом фоне быта ли, природы ли... И всё – в сопровождении музыки – то ли песен, то ли мелодии  определённого темпа, тембра, соответствующих сюжетам и тематике... Огромнейшая работа мысленного сотворения! Колоссальная!
   Это мы смотрим фильм на экране и не осознаём, что это всё сценарист, кинорежиссёр до этого создали, сотворили в своём уме – образно представляя.   СНАЧАЛА МЫСЛЬЮ СОТВОРИЛИ!

  Да, чтобы мысленно сотворить, хотя бы фильм, нужно иметь в запасе тысячи ОБРАЗОВ РАЗЛИЧНЫХ  и по форме, и  по способу восприятия: визуальных,  аудиальных*, тактильных,**  обонятельных и даже – образов состояния и настроения души.

      Естественно - для  того, чтобы их иметь, надо очень много наблюдать, сопережить, соперечувствовать,  передумать – опыт, знания.

     Если бы инстинкт, например, самосохранения, давался свыше, давался в готовом виде человеку ли, животному ли, ещё в утробный период или закладывался на генном уровне, то ни трёх месячный, ни  полугодовалый малыш не тянул бы в рот что придётся, не тянулся б рукой к пламени огня, не хватал бы змею за хвост, рискуя  жизнью.

 А нам не пришлось бы, предупреждая его об опасности, тревожно кричать: «Нельзя! Выбрось изо рта сейчас же это бяку!», «Нельзя! Жижа! Вавка будет!», «Не тронь – укусит, умрёшь!» 

     Опыт. Жизненный опыт. Пожалуй, с момента зачатия. Через осязание, обоняние, зрение, слух. Чувственность, настроение, состояние организма физическое и душевное – образы всего этого фиксируются организмом, откладываются, хранятся где-то в нашем мозгу и называются нами памятью.
   
      Человек до сих пор, когда уже владеет второй сигнальной системой – речью, всё равно мыслит образами. МЫСЛЬЮ ТВОРИТ!!!
 
     Кино, книги, самолёт, ракета...
    Да возьмите простой детский стульчик или клетку для кролика. Что – прям взяли кусок дерева, и давай рубить – пилить?
     Неэээт. Вы постараетесь молча сосредоточиться на мысли – образно представить этот стульчик или клетку. Мысленно увидеть. Мысленно просверлить все отверстия, пазы соединения, способы крепления, размеры, форму и даже цвет окраски, короче – вы свой стульчик или клетку сначала мысленно творите.

      Раз, другой, третий - представляя мысленно все детали, весь процесс создания и лишь потом возьмётесь за его претворение в жизнь.
     И пусть кто-то в этот момент попробует обратиться к вам с какой-то речью, вы тут же, и не без досады, заметите ему:
   - Уйди! Не мешай думать! Уйди, уйди, сказал тебе! Не мешай думать!   
 
     Швея-закройщик сначала берёт кусок материала, раскладывает на столе и смотрит молча на него. Попробуйте-ка  в эту минуту подойти к ней с разговорами! Она вас так же попросит уйти. А будете настаивать – с досадой выпроводит вас за дверь.

     Потому, что мыслью творить не легко: надо мысленно, образно, представить фасон, размер, все эти выточки, сборки, рюшки, кнопки, швы, нитки - сотни деталей – образно представить раскрой, наживку, примерку, шитьё – мыслью сотворить, и только потом браться за ножницы.

      Кажется, достаточно приведено примеров и толкований, чтоб понять выражения: "человек мыслит образами", "человек мысленно творит", образы представления для него толчок к мышлению, сигнал к действию. Первая сигнальная система.
_____________________________________
*- аудиальных, т.е. - звуковые образы, полученные посредством органов слуха;
** - тактильные образы - образы информации, полученные путём восприятия тактильными рецепторами;

  Продолжение следует...