То, что нужно знать всем

Леонид Андреев 2
Современная медицина развивается по пути повышения стоимости услуг и выкачивания денег от пациентов, что никак не может быть приемлемым для многих регионов планеты, включая подавляющее число стран Латинской Америки, Азии и Африки. Причина такой ситуации, как ни странно, заключается в потрясающих успехах фармахимического подхода к лечению заболеваний, продемонстрированных Полом Эрлихом и некоторыми другими энтузиастами фармахимии немногим более ста лет тому назад. Эти успехи дали толчок к поиску лекарственных препаратов путём синтеза различных химических веществ, которые в своём подавляющем большинстве являются чужеродными для обмена веществ человека, с большим трудом им перерабатываются, как правило, лечат одно и одгновременно калечат другое.

В поисках экстремально больших прибылей современная фармахимия и медицина синтезируют и испытывают огромное количество чужеродных человеку лекарств. Отсюда необходимость в большом числе подопытных животных, в дорогостоящих исследованиях с участием волонтёров, в дорогом страховании, в необходимости содержания юристов, математиков, фармацевтов, химиков, физико-химиков, молекулярных биологов, экономистов, технологов и т.п. Всё это со всей неизбежностью отражается на ценах на лекарственные препараты и услуги терапевтов. Даже в таких прогрессивных областях медицины, какими являются отдельные разделы хирургии, по индукции отмечается постоянный рост цен на медицинские услуги и фиксируется всё большее число случаев, когда людям настоятельно рекомендуется оперативное вмешательство, которое им абсолютно не нужно.

Всё это ведёт к трансформации здравоохранения в нечто, противоположное здравоохранению. Медицина нуждается в населении, которое живёт всё дольше и дольше, но болеет всё больше и больше. По этой причине современная медицина совершенно не заинтересована в профилактике заболеваний, поскольку профилактика отнимает деньги у лечебной медицины, которая без больших прибылей, как без рук. Отсюда совершенно агрессивное отношение современной классической медицины к таким веществам, как витамины и минеральные компоненты обмена веществ, поскольку они очень дешевы и способствуют поддержанию здорового образа жизни без обращения к врачам. Достаточно обратить внимание на такой удивительный факт, каким является отсутствие в настоящее время нормальных пособий по витаминологии, а ведь витамины и многие другие достаточно простые и дешёвые вещества являются облигатными компонентами обмена веществ. С возрастом доступность этих веществ заметно падает и многие заболевания, вызванные дефицитом витаминов, в дальнейшем практически не лечатся. К ним относятся, например, артрит, ряд сердечно сосудистых заболеваний, многие другие, включая даже заболевания онкологические.

Чтобы понять особую незаменимую роль витаминов, минералов и других эволюционно дефицитных веществ (ЭДВ), нужно обратиться к истории возникновения и развития Homo sapiens. На заре становления обмена веществ человека продолжительность его жизни не превышала 20 лет, как и большинства человекообразных обезьян в природе. До изобретения огня и орудий охоты человек питался исключительно растительной пищей. Это обстоятельство сыграло первостепенную роль в формировании биосинтеза человека и анатомии его желудочно-кишечного тракта. Так, например, человеку не было необходимости биосинтезировать некоторые ненасыщенные жирные кислоты и т.н. незаменимые аминокислоты, которые присутствовали в любой растительной пище. Ныне в отсутствие этих веществ человек - не жилец на белом свете. Такая же ситуация возникла и с другими эволюционно дефицитными веществами.

Но жизнеспособность древнего человека была недостижима без наличия в пище некоторых низкомолекулярных веществ, включая витамины и такие продукты биосинтеза человека, как, например, убихинон Q10, являющиеся ключевыми и контролирующими факторами в космическом многообразии биосинтетических процессов. По этой причине эволюция изобрела ряд важных механизмов биосинтеза этих веществ организмом человека. Так, например, витамин-гормон D синтезировался в коже путём УФ-облучения. Этот витамин необходим для того, чтобы рационально поставлять молекулы кальция туда, где они необходимы. Подавляющая же часть витаминов синтезировалась бактериями, населявшими желудочно-кишечный тракт человека. Несмотря на тысячи интернетных сайтов, рассказывающих о том, как богаты витаминами фрукты и овощи, полезно было бы знать, что витаминами они совершенно не богаты.

Сравним содержание витаминов в одной капсуле современного поливитамина Р-100 (pipingrock.com) размером 20х8 мм и стоимостью от 6.5 до 8 центов с содержанием витаминов в очищенной от кожуры мякоти апельсина. Для витамина В1 - это 119 кг мякоти апельсина, для В2 - 262кг апельсиновой мякоти, для В3 - 35 кг, для В6 - 164 кг, для биотина - 10 кг, для пантотеновой кислоты 40 кг, для фолиевой кислоты - 1 кг 300 г. В отличие от многочисленных безграмотных диетологов нужно понимать, что витамины и многие иные ЭДВ мы получаем не из пищи, а от микробов, населяющих наш желудочно-кишечный тракт. Ценнейшей пищей для человека является именно та, какой он питался на самой ранней стадии превращения из обезьяны в человека. Продукты, которые кажутся диетологам трудноусваиваемыми, например стебли пищевой зелени, лук порей, шкурки томатов и сладких перцев, от которых некоторые кулинары по глупости избавляются, грибы - всё это излюбленная пища для микробов, синтезирующих ЭДВ, которые всасываются в кровь не без помощи магния, содержащегося в любых растительных продуктах.

Здесь стоит сказать несколько слов о микроэлементах. Помимо магния и кальция, калия и натрия, железа и фосфора, являющихся ключевыми компонентами обмена веществ человека, он нуждается в ультрамикроколичествах других минеральных веществ. Сравнительно недавно стало известно, что облигатными компонентами метаболизма являются отдельные микроэлементы. Например, без микрограммовых количеств селена щитовидная железа неспособна правильно усваивать йод. Человек нуждается в источниках цинка, бора, меди, марганца, ванадия, молибдена, хрома. Например, нормальная потребность в ванадии составляет 25 микрограмм, а небольшое превышение этой дозы чрезвычайно опасно. Для молибдена аналогичная доза составляет 50 микрограмм, а в областях с повышенным содержанием молдибдена в водопроводной воде люди болеют. Насколько я в курсе дела, вопрос о происхождении потребности в микроэлементах никому в голову не приходил. А объяснение здесь довольно простое.

Вопрос о том, в каком месте планеты и когда впервые появился наш прямой предок, который подпадал бы под антропологическое описание вида Homo sapiens, до сих пор не имеет однозначного ответа. Но не будет большой фантазией представить, что зарождение наших предков и формирование их обмена веществ происходило в различных регионах нашей необъятной планеты практически одновременно. Отдельные независимо развивавшиеся фракции наших предков формировались в регионах, богатых теми или иными неорганическими элементами, которые в больших количествах входили в состав пищи и питьевой воды. Эти элементы включались в качестве кофакторов в работу ферментных систем человека. Эти, так сказать, локальные варианты ферментов отличались именно постольку, поскольку в качестве их кофакторов использовались различные элементы, богатые для данной местности. Но в процессе эволюции происходило смешение независимо возникших фракций наших предков и в процессах смешения людей происходила конкурентная трансформация специфических ферментов, рассчитанных на различные неорганические кофакторы. Многие из них элиминировались, заменялись более рациональными для данных биосинтетических процессов, но некоторые особо важные сохранились и вошли в состав метаболитических систем современного человека. Например, описанную специфику можно проиллюстрировать тем фактом, что опасность пестицида ДДТ была обнаружена тогда, когда выяснилось, что он накапливался в жировой ткани афроамериканцев,  хотя отсутствовал в жировой ткани белых людей.

Таким образом, первобытный человек жил не более 20 лет, питался растительной пищей, из которой получал глюкозу (крахмал) для синтеза энергии в виде АТФ, жиры, аминокислоты для построения белков, а витамины получал в основном путём эндогенного синтеза. Но продолжительность жизни современного человека составляет 80-100 лет. И понятно, что метаболизм человека, рассчитанный на 20 лет, неспособен достаточно хорошо обслужить метаболизм современного человека. Например, биосинтез убихинона Q10, необходимый компонент дыхательной цепи, с возрастом резко падает. С пищей человек не способен получить более 15 мг Q10 в день при том, что нуждается в 100-200 мг. Дефицит по этому ЭДВ приводит к самым разнообразным заболеваниям, включая онкологические, сердечн- сосудистые и другие. Без Q10 сердце не будет биться. Достаточно привести такой факт. В 100 граммах бычьего сердца содержания коэнзима Q10 составляет 99.8 мг, в то время как в 100 говядины это вещество содержится в количестве 3.1-3.6 мг. Первичный механизм биосинтеза витамина D3 недостаточен для удовлетворения потребностей человека. И т.д.

Я привёл очень короткий обзор для объяснения роли витаминов в поддержании здоровья. Тот факт, что интернет полон неграмотной чепухи, которую внушают народу проходимцы, включая профессоров медицины, и при этом отсутствуют научно-обоснованные рекомендации по приёму ЭДВ, является неоспоримым доказательством того, что медицина движется не в ту степь.