Харбин-Москва-2

Тё Николай Яковлевич
"Мы живём,не мудрствуя лукаво
И не так уж мы преступны,право...
Прокляты.Не только что преступны!
Велика ли честь,что неподкупны...
И ни нам,и ни от нас прощенья,
Только завещанье на отмщенье..."
                Мария Петровых

Июль 1926 года.Харбин.КВЖД.Вокзал.

-Простите,граждане-технический перерыв!
Зарешечённое окно кассы продажи пассажирских билетов тотчас же закрылось застеклённой форточкой и непроницаемой для зрителей белой шторой.Очередь, привычная к такому рабочему графику касс ,молча стала ждать начала продажи билетов
Миловидная кассирша,деловито открыв несгораемый шкаф,выкладывала тугие пачки ассигнаций и холщовые мешочки с монетами на свой рабочий стол.
Трое молодых мужчин-служащих внутренней охраны КВЖД при кобурном оружии,находящихся в этот момент на ее рабочем месте,пересчитывая полученную сумму и расписавшись в бланке получении,наполнили свои казенные кожаные баулы с характерным наручником на ручке-деталь саквояжей для транспортировки ценных бумаг или энной суммы денег,что в ныне неспокойной Поднебесной стало нормой для всех деловых людей.
Спустя двадцать минут касса вновь заработала,служебная инструкция была частично нарушена-все мешочки  не вместились в саквояж третьего сотрудника и ему пришлось занять обе руки ценным грузом.
Стоящий на крыльце служебного входа мужчина,несмотря на полуденную жару,одетого в летний плащ,раскрыл газету,но вдруг передумал читать и снова сложил ее в трубочку,что послужило сигналом для двух курящих мужчин в припаркованном рядом со служебной машиной внутренней охраны на обочине улицы автомобиле,стоящего почти напротив ворот чугунной ограды внутреннего двора здания вокзала,предназначенных для служебного пользования.
Налетчики предполагали,что внимание охранников с тяжелыми денежными сумками, выходящим с заднего входа вокзала,будет занято только мыслями о переноске тяжелого груза к машине, и не ошиблись.
Щелкнули замки автомобильных дверей и...

Тридцатилетний Илларион Петрович Ласточкин,хромой субтильный седовласый человек,являлся торговым агентом коммерческого отдела администрации КВЖД,возвращался с часового обеденного перерыва на своё рабочее место,когда увидев вышеописанную картину,сразу насторожился и мгновенно приняв решение,выхватил из своего портфеля винную бутылку емкостью семьсот миллиграммов темного стекла с каким-то эликсиром-натиранием для суставов,которая его тёща передала своей знакомой-служащей вокзала для лечения артрита и...наотмашь ударил по затылку в канотье налётчика с двумя револьверами "Наган"наперевес и вылезавшего из задней двери,первый стал поворачиваться на непонятный звук и зажмурив глаза,задохнулся от едкого запаха зелья,которое стремительно покидало пространство разбитой бутылки,вызывая удушливые миазмы,и, самое главное, уронил свой "Браунинг"на землю.
Шофёр служебной машины,став свидетелем этого поступка, стремительно покинул своё авто,на бегу отшвырнул упавший пистолет под днище автомобиля,выбежал навстречу своим товарищам,визгливо выкрикнул : "Тревога!Нападение!",открыл огонь по налетчику с пистолетами на крыльце администрации,оказавшегося в этот момент за спиной у пыхтящих от натуги трёх охранников,и... не попал с расстояния семи метров-сказался стрессовый мандраж и элементарная неготовность к таким огнестычкам,в то же время очнулись и медленно поднялись с земли, с желанием ввязаться в схватку, два оглушенных налётчика
Всю ситуацию разрешили решительные действия скромного торгагента,оглушившего двух бандитов ударами рукояткой револьвера по затылкам,рывком сблизившимся со стрелком на крыльце,огибая стрелявшего шофёра справа,рассекая внимание бандита на две угрозы и добавляя адреналина в его кровь,лихорадочно опустошавшему магазины двух браунингов безрезультатно в набегающего оппонента,расчётливо обездвижил  налётчика выстрелами по конечностям.
-Илларион Петрович,наша комиссия,рассмотрев Ваше заявление о предоставлении советского гражданства,ознакомившись с  Вашей анкетой и документами, а так же Вашей положительной производственной репутацией на протяжении десятилетней работы в отделе управления железной дороги,вынесла положительное решение по сути Вашего вопроса-Вы по прежнему в штатном расписании действующих сотрудников в качестве замначальника отдела коммерческой части КВЖД.
Не скрою,что армейские факты Вашей биографии-бывший подпоручик драгунского полка,кавалер офицерского Георгия и обладатель Анненского оружия, насторожили представителя ОГПУ,но Ваше ранение в Галиции в 1916 году и неучастие в Белом движении,а также Ваша безукоризненная работа на КВЖД,Ваша добросовестность и искренность,а также Ваша храбрость перевесили все сомнения членов комиссии.
-Анечка,дорогая,всё нормально,я добился одобрения на советское гражданство и в штате остаюсь на прежнем месте,оклад повысили.Поцелуй нашу Птичку,вечером буду!

1937год.ХАБАРОВСК

ОПЕРАТИВНЫЙ ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА СССР № 00593

20 сентября 1937 г.
гор. Москва.

Органами НКВД учтено до 25.000 человек, так называемых «харбинцев» (бывшие служащие Китайско-Восточной железной дороги и реэмигранты из Манчжоу-Го), осевших на железнодорожном транспорте и в промышленности Союза.

Учетные агентурно-оперативные материалы показывают, что выехавшие в СССР харбинцы, в подавляющем большинстве, состоят из бывших белых офицеров, полицейских, жандармов, участников различных эмигрантских шпионско-фашистских организаций и т.п. В подавляющем большинстве они являются агентурой японской разведки, которая на протяжении ряда лет направляла их в Советский Союз для террористической, диверсионной и шпионской деятельности.

Доказательством этого могут служить также и следственные материалы. Например, на железнодорожном транспорте и промышленности за последний год репрессировано за активную террористическую и диверсионно-шпионскую деятельность до 4.500 харбинцев. Следствие по их делам вскрывает тщательно подготовленную и планомерно выполнявшуюся работу японской разведки по организации на территории Советского Союза диверсионно-шпионских баз из числа харбинцев.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. С 1-го октября 1937 г. приступить к широкой операции по ликвидации диверсионно-шпионских и террористических кадров харбинцев на транспорте и в промышленности.

2. Аресту подлежат все харбинцы:

а) изобличенные и подозреваемые в террористической, диверсионной, шпионской и вредительской деятельности;

б) бывшие белые, реэмигранты, как эмигрировавшие в годы гражданской войны, так и военно-служащие разных белых формирований;

в) бывшие члены антисоветских политических партий (эсеры, меньшевики и др.);

г) участники троцкистских и правых формирований, а также все харбинцы, связанные с деятельностью этих антисоветских формирований;

д) участники разных эмигрантских фашистских организаций («Российский обще-воинский союз», «Союз казачьих станиц», «Союз мушкетеров», «Желтый Союз», «Черное кольцо», «Христианский союз молодых людей», «Русское студенческое общество», «Братство русской правды», «Трудовая крестьянская партия» и т.п.);

е) служившие в китайской полиции и войсках как до захвата Манчжурии японцами, так и после образования Манчжоу-Го;

ж) служившие в иностранных фирмах, прежде всего японских, а также белогвардейских (фирма ЧУРИНА и друг.);

з) окончившие в Харбине известные курсы «Интернационал», «Славия», «Прага»;

и) владельцы и совладельцы различных предприятий в Харбине (рестораны, гостиницы, гаражи и проч.);

к) нелегально въехавшие в СССР без установленных по закону советских документов;

л) принимавшие китайское подданство, а затем переходившие в советское гражданство;

м) бывшие контрабандисты, уголовники, торговцы опиумом, морфием и т.п.;

н) участники контрреволюционных сектантских группировок.

3. Аресты произвести в две очереди:

а) в первую очередь арестовать всех харбинцев, работающих в НКВД, служащих в Красной армии, на железнодорожном и водном транспорте, в гражданском и воздушном флоте, на военных заводах, в оборонных цехах всех других заводов, в электросиловом хозяйстве всех промпредприятий, на газовых и нефтеперегонных заводах, в химической промышленности;

б) во вторую очередь - всех остальных харбинцев, работающих в советских учреждениях, совхозах, колхозах и проч.

4. Харбинцев, не подпавших под перечисленные в пункте втором категории, независимо от наличия компрометирующих данных, немедленно удалить из железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также из промышленных предприятий, приняв одновременно меры к недопущению впредь на эти объекты.

5. Следствие по делам арестованных харбинцев развернуть с таким расчетом, чтобы в кратчайший срок полностью разоблачить всех участников диверсионно-шпионских и террористических организаций и групп.

Выявляемую в процессе следствия харбинцев новую сеть шпионов, вредителей и диверсантов - НЕМЕДЛЕННО АРЕСТОВЫВАТЬ.

6. Всех арестованных харбинцев разбить на две категории:

а) к первой категории - отнести всех харбинцев, изобличенных в диверсионно-шпионской, террористической, вредительской и антисоветской деятельности, которые подлежат расстрелу;

б) ко второй категории - всех остальных, менее активных харбинцев, подлежащих заключению в тюрьмы и лагеря, сроком от 8 до 10 лет.

7. На харбинцев, отнесенных в процессе следствия к первой и ко второй категории - ежедекадно составлять альбом (отдельная справка на каждого арестованного), с конкретным изложением следственных и агентурных материалов, определяющих степень виновности арестованных.

Альбом направлять в НКВД СССР на утверждение.

Отнесение арестованных харбинцев к 1-й и 2-й категориям производится на основании агентурных и следственных данных - Народным Комиссаром Внутренних Дел республики - начальником УНКВД, области или края, начальником ДТО ГУГБ НКВД, совместно с соответствующим прокурором республики, области, края, дороги.

8. После утверждения списков НКВД СССР и прокурором Союза приговор приводить в исполнение - НЕМЕДЛЕННО.

9. Освобождение из тюрем и лагерей ранее осужденных харбинцев, отбывающих наказание за шпионаж, диверсию и вредительство - ПРЕКРАТИТЬ.

На этих лиц представить материалы для рассмотрения на Особом совещании НКВД СССР.

10. Операцию по харбинцам использовать для приобретения квалифицированной агентуры, приняв меры к недопущению в секретный аппарат двойников.

11. Операцию закончить к 25 декабря 1937 года.

12. В отношении семей репрессируемых харбинцев руководствоваться моим приказом № 00486 от 15 августа 1937 года.

13. О ходе операции доносить мне по телеграфу каждые пять дней (5, 10, 15, 20, 25 и 30 числа каждого месяца).

п.п. НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР -
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЕЖОВ

ЦОА МБ РФ, ф. 66, оп. , д. , лл..


Октябрь 1937 года.Хабаровск

-Ласточкин Илларион Петрович,1898 года рождения?
-Да,простите,а в чём собственно,дело?
-Вы задерживаетесь для выяснения...Это -наши документы.Ваше начальство-в курсе.Пройдёмте с нами!
-Странно,товарищи,останавливаете на улице,я в управление дороги иду.А позвольте ордер или на основании чего меня...Я-в служебной командировке,оповестить свою семью я...
-Пройдёмте,садитесь в автомобиль.Это задержание,а не арест.Не беспокойтесь.Всё расскажите следователю,а он обязательно сообщит вашей семье


-Ну,Ласточкин,признавайся в своей работе на японскую разведку,в РОВС и "Братство русской правды" взносы платил на террористическую деятельность?Давай выкладывай,я ж тебя не вызывал целую неделю,чтоб ты огляделся,понял и осознал,что шансов скрыть свою шпионскую сущность от карающих рук органов нет,а может, мне позвать сюда крепких сотрудников для выбивания твоих откровений?
Читал твое личное дело,ты ж разведчик-диверсант,стрельбу по македонски откуда знаешь,небось своих приятелей из РОВСа учил стрельбе и боевым навыкам?Награды царские имеешь-офицерский Георгиевский крест и Аннинское оружие за храбрость,заслужил от  царского режима.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...