Стрекозы

Александр Михайловъ
Вокруг гастронома сновали люди. Я смотрел на происходящее, и вдруг словно ушел в себя, не исчезая из внешнего мира. Хотя мне было семь лет, я сторонним глазом взглянул на суетящихся людей, город и пробегающую в нем жизнь. Осознал, что сейчас 1961 год, но ощутил себя посторонним существом, которое внезапно оказалось на этой планете, в этой стране, эпохе и в образе человека. Мог бы родиться в другом мире с иным самосознанием.
Когда воспоминания возвращали меня в тот давний день, я всё больше осознавал, что это была другая страна, другой мир. В нем еще не было многих людей, знакомых мне лично или всему человечеству. Но живы были еще многие люди, канувшие в лету за минувшие десятилетия.
С той давней поры я не раз мысленно останавливался в настоящем времени и месте и смотрел на происходящее словно пришелец из другого мира. Эта способность отстраняться от самого себя очень важна для данного эксперимента. Способность раздваиваться, оставаясь жить в настоящем времени и одновременно путешествовать во времени.
У меня на левой руке нечто вроде наручных часов, но на самом деле это встроенный компьютер и машина времени. С ее помощью я могу перемещаться во времени в любую сторону. Главное — во время этих перемещений не закрывать файл, сохраняя одну из переменных. Иначе изменения, которые я сделаю в прошлом, могут зафиксироваться. Тогда изменится будущее. Хорошо, если я, заглянув в прошлое, смогу изменить ситуацию. А вдруг она окажется необратимой?!
Перед началом необычного путешествия я надел неброскую одежду. Важно не выглядеть слишком старомодным, но и не вызвать подозрения непривычной для прошлого нынешней одеждой. Я никогда не был модником, надел обычные брюки и клетчатую рубашку. Для ушедшего времени брюки несколько узковаты, но не настолько, чтобы вызвать внимание обывателей. В карман брюк положил сотовый телефон и цифровой фотоаппарат.

***

Стал рядом с тем магазином, у которого стоял семилетним мальчишкой. Знаю только год, кажется, то была весна. Нашел нужный год, установил. Затем начал вертеть ручку реле, чтобы найти нужный месяц и день. Вокруг магазина люди стали сновать как в ускоренном кино. Наконец попал на нужный день. Вижу со стороны себя — мальчика. Вокруг исчезли многие дома, зато появилось круглое деревянное кафе-мороженое и маленький домик парикмахерской.
Разглядываю незаметно себя. Хочется о чём-нибудь спросить себя — ребёнка, но я избежал этого искушения. Вдруг мой неожиданный вопрос удивит этого слишком знакомого мне мальчика и как-то отразится на его дальнейшей жизни. Если в будущем я изменюсь, могу исчезнуть отсюда.
Что ж, эксперимент удался, надо его продолжить. Пойдём дальше, если так можно выразиться, когда возвращаешься в прошлое.
Я обогнул огромное здание, в котором жил с детства и вошел во двор. Глянул на многочисленные окна и балконы. Весь дом пропитан судьбами людей, живших и живущих в нём. Даже странно представить, что когда-то этого дома не было, как и не было его обитателей.
На скамейку садиться опасно. Вдруг ее не было в том времени, куда я хочу попасть. Упаду. Я остановился так, чтобы не быть очень заметным из окон дома. Достал своё реле и стал менять цифры на его мониторе. Точный год я знал, 1937, на моих глазах менялись не только месяцы, но и дни. Люди во дворе молодели, превращались в детей и исчезали. Вместо них возникали новые взрослые, которые тоже уходили в детство, а затем в небытие, из которого ещё не успели прийти в наш мир. Не успевали женщины вывесить во дворе бельё, как оно было уже снято, висело другое. Это было похоже даже не на фильм, а скорее на поток картинок, которые мелькают, когда двигаешь колёсико компьютерной мышки. Зимние месяцы я старался прокручивать быстрее, чтобы не успеть замёрзнуть. Да и мог вызвать подозрение жильцов: почему мужчина стоит на морозе в одной рубашке. Эпоха была склонна к подозрительности. Впрочем, всё мелькало так быстро, что никто не успел бы сообразить: кто и зачем стоит во дворе и вертит каким-то приборчиком на своей ладони. Наконец я нашел нужный день.
Вот эту девочку в матроске я знаю с детства по большой фотографии, висевшей над моей кроватью в деревянной рамке под стеклом. А её подругу Тоню я знаю только по рассказам своей будущей мамы. Сейчас девочки-подружки ловят во дворе стрекоз и складывают их в коробку из-под леденцов. Я знаю, что сейчас будет. Подруги вышли со двора и направились в магазин. Идя несколько поодаль, я двинулся следом. Если во дворе смена эпох была заметна не очень, то на улице я поразился непривычной пустоте. Ещё не построены многие известные мне здания. Да и сам город кажется крошечным, каким он и был тогда.
Девочки вошли в магазин, стали в сторонке и незаметно выпустили стрекоз. В магазине стало шумно от растерянных жужжащих насекомых. Покупательницы ругают неведомых мальчишек:
— У! Хулиганьё!
Две приличные девочки: белобрысая Нина и темноволосая Тоня стоят и ухмыляются. Разве кто-то подумает, что они способны на такое озорство. Довольные, они вернулись во двор. Тоне пришла новая идея:
— Давай дразнить Андрея Мельникова!
— Он нас поколотит!
— Не успеет, мы убежим. — И закричала в сторону мальчика:
— Мельник-бездельник! Мельник-бездельник! — А затем дёрнула Нинку за руку:
— Бежим!
Не стоит забывать о цели моего путешествия в прошлое. Поэтому я вернулся к девочкам, дразнившим Андрея. Мальчик уже ушел, а девочки стали играть с куклами, усевшись на скамейку. Надо бы заговорить с будущей мамой, но не вызвать бы подозрений, чего взрослый мужчина с девочкой разговаривает.
— Здравствуй, Нина!
— Откуда вы знаете мое имя?
— Дело в том, что ты — моя мама!
— Я еще девочка, как я могу быть чьей-то мамой. Вы какой-то странный.
— А твоя мама на работе сейчас?
— Да.
— А Вера Кондратьевна тоже на работе?
— Наверное, она же вместе с мамой работает. А вы и ее знаете?
— Еще как хорошо знаю. А во сколько они с работы придут. И скажи мне номер ее квартиры.
— Дяденька, зачем вам адрес тети Веры, если вы ее хорошо знаете.
— Я ее знал давно, в будущем.
— Нет, странный вы человек, дяденька. 24-я квартира.
К нам подошел Андрей. Он с интересом смотрел на мою руку. Прибор мой он, видимо, принял за большие наручные часы.
— Дяденька, а вы папа Нины?
— Нет. — Я не стал говорить, что я сын Нины.
— А это у вас часы?
— Да.
— Подарите их мне.
— Мне они самому нужны. Ты даже не представляешь, как они мне необходимы.
— До свидания, детки, не ссорьтесь.
И я пошел на дорогу. Улица очень узкая, машины по ней не ездили. Едва я ступил на дорогу, как кто-то налетел на меня, я упал и потерял сознание. Мне казалось, что на меня налетела огромная стрекоза с гигантскими глазами.
Когда очнулся, увидел вокруг себя обеспокоенных девочек.
— Дяденька, вы в порядке?
— Да, вроде пришел в себя. А что со мной случилось, вы не видели?
— Андрей вас сбил с ног и забрал ваши часы. Но мы заставили его вернуть их, вот они, возьмите.
Подошел Андрей.
— Дяденька, простите меня, пожалуйста!
— Прощаю.
— Только это совсем не часы.
— А что?
— Это какая-то машина времени.
— Откуда ты знаешь про машину времени?
— Читал в книжках.
— А почему ты решил, что это машина времени?
— Когда я снял с вас эти часы, стал вертеть колесики на них…
— И что произошло?
— Улица вдруг изменилась. Подошел ко мне милиционер в незнакомой форме. И сказал, что не надо стоять на проезжей части. Вокруг новые дома оказались. Я понял, что оказался в будущем времени. Испугался, вдруг не смогу вернуться.
— Как же ты вернулся?
— Я вспомнил, в каком положении были колесики часов. Повернул их в прежнее положение и вернулся в свое время.
— До свидания, — сказал я детям и пошел прогуляться по городу.
Я стал поворачивать реле на несколько лет вперёд. У подъезда моего будущего дома стоит Нина и ее подружки. Скоро они разъедутся в разные города, чтобы поступить в институты. А вот моя мама вошла в подъезд, держа на руках пакет с ребенком — мною. Вот я, пятилетний, выбежал во двор играть. Передвинул время ближе к современности еще на десять лет.
Внимательно смотрел на себя, пятнадцатилетнего. Хотел что-нибудь спросить, но не решился. Вдруг это как-то отразится на будущем в плохую сторону.
Так я бродил по родному, но незнакомому городу, вспоминая о будущем, о событиях, участником которых я был, вернее, буду через много лет.
Время прошло незаметно, стало смеркаться. Я вернулся к дому, поднялся на четвертый этаж и постучал в дверь Веры Кондратьевны.
— Вы к кому?
— К вам, Вера Кондратьевна!
— Но ведь мы незнакомы, откуда вы знаете мое имя?
— Мы с вами знакомы много лет, с моего детства, только это в будущем, до которого вы еще не дожили.
— И что вы хотите? Проходите в комнату, садитесь за стол.
— Я видел в вашем альбоме снимки вас в молодости.
— Я и сейчас нестарая вроде бы.
— Так это ведь было через семнадцать лет после нынешнего года.
— И что вас удивило в моих фотографиях?
— Вы невероятно красива. Я влюбился. Поэтому решил пробраться в нынешний год, чтобы сделать вам предложение: давайте жить вместе.
— Необычное предложение. А как же переместились во времени?
— Мой приятель создал прибор, с помощью которого можно передвигаться через годы. Вот он.
— Я думала, что это наручные часы.
— Похоже на них. Из-за сходства я чуть их не лишился. Впрочем, если вы согласитесь стать моей женой, я готов выбросить этот прибор, чтобы вы не опасались, что я умотаю назад в будущее.
— Не скрою, вы интересный мужчина, а я одинокая женщина, но как-то всё это странно.
— Что вы теряете? Не нашли мужа в своем времени, так хоть из будущего возьмите. Пойдете со мной в ЗАГС?
— Я вроде бы и не против, но у тебя ведь документов нет.
— Я всё предусмотрел. Мне знакомый умелец состряпал паспорт вашего времени, так что у меня всё в ажуре с документами. Ну, так как?
— Я согласна!
— Тогда я могу выкинуть прибор свой?
— Погоди, еще неизвестно, как всё повернется. Лучше отдай его мне. Когда всё устаканится, тогда и выкинем.
Я снял с руки прибор и передал его Вере. Она положила его в свой старый ридикюль, которым не пользовалась уже давно.
Ночевать я устроился у Веры. Чувствовал себя счастливым, что осуществил свою давнюю мечту.
Но я не предусмотрел подлости Андрея Мельникова. Оказывается, он рассказал своему отцу-нквдэшнику о странном мужчине. Утром, еще до ухода Веры на работу в дверь постучали. Пришли люди в форме и арестовали меня.
— Мы подозреваем, что вы шпион.
— Да вы что!
— У вас в паспорте указано, что ранее вы были прописаны в Горьком. Мы позвонили в горьковское управление, нам сказали, что вы там не были прописаны.
— Это какая-то ошибка.
— Посидите, подумайте, завтра я опять вас допрошу, может, вы вспомните, на какую разведку работаете.
Утром мне дали свидание с Верой, благо она работала в том же ведомстве, пошли ей навстречу.
На встрече она незаметно передала мне прибор для перемещения во времени. Так что я почувствовал себя спокойно — в любой момент могу ускользнуть из лап энвэдэшников. Мне даже захотелось поглумиться над следователем.
— В каком году вы познакомились с Верой Игнатьевой?
— В 1954, с самого рождения.
— Вы издеваетесь надо мной, до этого года еще жить и жить. Кем она вам является?
— Сначала была пожилой соседкой, а теперь жена.
— Прекрати шутить, а то я начну шутить вот этой палкой.
Он схватил длинную толстую палку и замахнулся на меня. Я незаметно передвинул реле прибора на 1988 год и включил старт. Видимо, палка ударилась о пустой стул. Этого я уже не видел, так как оказался в родном 88-м году.
Первым делом в своем времени я пошел к Вере, впрочем, я вновь называл ее по имени и отчеству. Дверь мне открыл мужчина лет пятидесяти, пригласил пройти в квартиру.
— Наконец-то я тебя дождалась. Я не чаяла, что увижу тебя когда-нибудь! Мне же сказали, что тебе дали десять лет без права переписки, а ведь это означало расстрел.
— Но мы же вчера виделись!
— Это в твоем измерении так. А для меня полвека прошло с той поры, как в последний раз мы разговаривали. Я в 1938 году родила сына, вот, познакомьтесь, вы никогда не виделись.
— Странно, что мой папа моложе меня намного, — заметил мой сын, — Вы какого года рождения?
— 1954-го.
Когда мы сели пить чай, Николай задал мне вопрос:
— Мама 1905 года, я 1938, а вы 1954 года рождения. Как же вы смогли стать моим отцом, если вас в 37-м году не было на свете?
— Это долгий и сложный разговор, — сказала Вера.
— Я хочу знать сейчас.
— Отложим этот разговор. Пятьдесят лет ждал, подождешь еще немного.